Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:28, дипломная работа
Выполнение комплекса заявленных научно-исследовательских работ позволяет получить результаты, не имеющие аналогов в отечественной науке и сопоставимые с мировым уровнем исследований данного вопроса.
В свою очередь их практическое использование будет способствовать обеспечению инновационного характера развития образования, повышению удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижению уровня коррупции в сфере образования.
Введение
Основная часть
Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный характер развития образования, повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования, рекомендаций по ее реализации на всех уровнях управления образованием
1. Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования.
2. Разработка рекомендаций по реализации модели взаимодействия системы образования с общественностью для всех уровней управления образованием.
3. Обоснование основных направлений совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
4. Разработка механизмов совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
5. Разработка модели мониторинга ситуации в сфере взаимодействия системы образования с общественностью.
6. Копии статей.
Заключение
- системное и гармоничное сопряжение существующих актуальных и новых потенциальных форм государственно-общественного взаимодействия в образовании;
- сочетание в субъектах управления взаимодействием государственного и общественного представительства;
- определенность необходимых существенных условий (нормативно-правовых, научно-методических, информационных, организационных и др.) ее использования и реализации;
- наличие адекватной ее содержанию технологии проектирования и перехода от концептуальной модели к различным конкретным вариантам и модификациям организации государственно-общественного взаимодействия, сохраняющим качества этой базовой обобщенной модели.
Концептуальная интегральная
формально-организационная
1.3.2. Модель государственно-
А.М. Моисеевым дано следующее
определение понятия
Из данного определения
следует, что государственно-
В настоящем разделе рассмотрим модель участия общественности в управлении образованием на уровне образовательного учреждения, органов управления образованием муниципального и регионального уровней.
При типизации и моделировании
государственно-общественного
- федеральный: основная организационная форма – Министерство образования и науки РФ, агентства, службы;
- региональный: региональные органы управления образованием, созданные органом исполнительной власти региона в качестве своей организационной структуры на основаниях устава субъекта РФ, регионального законодательства и нормативных правовых актов об управлении в сфере образования;
- муниципальный: муниципальные органы управления образованием, созданные органом местного самоуправления на основаниях устава муниципального образования и нормативных правовых актов органов местного самоуправления в целях реализации государственных полномочий и обязательств в сфере образования, переданных на уровень местного самоуправления законодательством о местном самоуправлении и об образовании, что позволяет говорить о государственном характере управления образованием на муниципальном уровне;
- локальный: государственные и муниципальные образовательные учреждения, управляемые учредителем (согласно его компетенции) и имеющие собственную компетенцию, закрепленную за ними законодательно5 и реализуемую органом (органами) управления образовательного учреждения.
Общественный субъект в любой сфере, в том числе в сфере образования, представляет собой различные предусмотренные законодательством организационно-правовые формы объединений носителей гражданских прав – граждан, которые при создании объединения делегируют часть своих прав органам управления гражданским объединением. Полномочия общественных субъектов формируются «снизу вверх» от граждан и также законодательно распределены по восходящей линии на уровни:
- местный – местные общественные объединения и некоммерческие организации, территорией деятельности которых являются муниципальные образования;
- региональный – региональные общественные объединения, территорией деятельности которых являются территории соответствующего субъекта РФ;
- межрегиональный – межрегиональные общественные объединения, действующие на территории нескольких субъектов РФ;
- общероссийский – территория деятельности составляет территорию более половины субъектов РФ.
Государственно-общественное взаимодействие в управлении по процедурам делегирования, в том числе - в сфере образования, организационно может выстраиваться по уровням взаимодействия государственного субъекта с соответствующим уровнем общественного субъекта. Местный уровень последнего может взаимодействовать как с органом местного самоуправления, так и с учреждением.
Общественная составляющая в таком совместном субъекте должна формироваться с учетом закономерностей формирования общественного субъекта – от граждан на вышестоящие уровни, «снизу вверх», государственная составляющая – в обратном порядке «снизу вверх».
1.3.2.1. Моделирование государственно-
На уровне образовательного учреждения субъектами государственного управления выступают:
- учредитель (собственник) в лице его органа, уполномоченного реализовать функции учредителя в сфере образования в рамках функций и компетенции органа местного самоуправления, закрепленных за ним законодательно – внешний по отношению к учреждению орган;
- руководитель образовательного учреждения, назначенный учредителем.
Общественным субъектом на уровне учреждения может выступать система форм и органов самоуправления образовательного учреждения, регламентированная законодательно и формируемая процедурами выборов представительных органов и делегирования им прав представительства различных категорий граждан.
Государственно-общественным субъектом управления на уровне учреждения может выступать специально создаваемый совместный орган управления, либо создаваемое организационное взаимодействие нескольких органов, в которые организационно включены, с одной стороны, представители субъектов государственного управления, с другой стороны, представители общественного субъекта – уполномоченные представители общественности. Полномочия представлять различные категории общественности формируются по тем или иным процедурам выборов различными группами общественности своих представителей, сопряженным с делегированием им прав представительства соответствующих групп общественности.
Таблица 2.
Три типа субъектов участия в управлении на уровне образовательного учреждения
Субъекты, представляющие государственное управление учреждением |
Субъект государственно-общественного управления учреждением |
Субъекты общественного |
орган учредителя, руководитель |
Вариант 1: коллегиальный орган ГОУО Вариант 2: ГОУО, как организационная система взаимодействующих органов, включающих (-ий) в свой состав представительство учредителя, руководителя и общественности Вариант 3: комбинация двух вариантов в вариативных пропорциях представительства |
собрания (конференции) групп и категорий общественности, коллегиальные органы, сформированные из представителей групп и категорий общественности по категориям последней и (или) смешанного состава, открытые или закрытые |
Управление от лица государства без участия общественности |
Совместное (непосредственное) государственно-общественное управление |
Опосредованное участие |
Структурный состав субъекта
совместного государственно-
Наличие организационно сформированного в одном из предложенных выше трех вариантов субъекта государственно-общественного управления учреждением обеспечивает непосредственное участие общественности в управлении и превращает систему школьного управления в систему государственно-общественного управления, в отличие от системы опосредованного участия в управлении общественности в системе, структуру которой составляют субъекты государственного управления и субъекты общественного самоуправления, не имеющие функций и полномочий, кроме «совещательно - рекомендательных» коллегиальных обращений к государственному субъекту управления. Это составляет одну из ключевых характеристик вариативных систем государственно-общественного управления и их интегральной модели, качественно отличающих их от систем школьного управления с опосредованным участием общественности в управлении.
Определение структурно-
Внутри системы государственно-
Теоретически возможно делегирование части полномочий учредителя системе государственно-общественного управления образовательного учреждения, но в настоящее время для этого нет необходимых нормативно-правовых и иных организационно-управленческих условий. Но в будущем, при формировании таких условий, возможным будет дополнение интегральной модели и этим набором вариантов такого рода делегирования полномочий и ответственности.
Одно из направлений
типизации вариантов
- централизация компетенции (прав, обязанностей и ответственности) в одном субъекте управления;
- децентрализация компетенции.
Вариант централизации всей компетенции образовательного учреждения в одном государственно-общественном субъекте нецелесообразен и не реализуется на практике в системах управления ни в отечественных образовательных учреждениях, ни за рубежом. Вариант централизации всей компетенции у руководителя учреждения лишает систему государственно-общественного управления одной из ее ключевых характеристик и редуцирует эту систему к системе административного управления с опосредованным участием общественности в управлении.
Но указанные выше крайние варианты могут быть рациональном образом реализованы в распределении отдельных полномочий или групп полномочий. Сказанное можно пояснить следующими примерами. Полномочие координации деятельности общественных объединений в образовательном учреждении рационально закрепить в исключительной компетенции органа государственно-общественного управления. Полномочие устанавливать распределение должностных обязанностей работников учреждения рационально оставить исключительно за руководителем.
Таким образом, речь не идет о выборе и соблюдении единого принципа распределения полномочий из их перечня, подлежащего распределению. Наоборот, разные по содержанию функций полномочия могут распределяться на основании разных принципов из вариантов, рассмотренных выше.
Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации компетенции позволяет сформировать области исключительной компетенции каждого из субъектов управления. Решения по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции каждого из субъектов управления, принимаются и утверждаются этим органом самостоятельно, без процедур согласования с другими субъектами управления. Другие субъекты могут иметь право вносить по этим вопросам свои рекомендации и делать заключения по принятым в таком порядке решениям.