Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:28, дипломная работа
Выполнение комплекса заявленных научно-исследовательских работ позволяет получить результаты, не имеющие аналогов в отечественной науке и сопоставимые с мировым уровнем исследований данного вопроса.
В свою очередь их практическое использование будет способствовать обеспечению инновационного характера развития образования, повышению удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижению уровня коррупции в сфере образования.
Введение
Основная часть
Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный характер развития образования, повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования, рекомендаций по ее реализации на всех уровнях управления образованием
1. Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования.
2. Разработка рекомендаций по реализации модели взаимодействия системы образования с общественностью для всех уровней управления образованием.
3. Обоснование основных направлений совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
4. Разработка механизмов совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
5. Разработка модели мониторинга ситуации в сфере взаимодействия системы образования с общественностью.
6. Копии статей.
Заключение
Рассматривая вопросы децентрализации полномочий и баланса их распределения необходимо постоянно учитывать изначально заложенную структурную асимметрию в системе государственно-общественного управления: субъекты государственного управления (руководитель и учредитель в лице своего представителя) организационно постоянно включены в состав субъекта государственно-общественного управления. В связи с этим функции и полномочия, будучи тем или иным образом распределенные в пользу органа государственно-общественного управления, никогда не отчуждаются окончательно от государственного субъекта, становясь их совместными функциями и полномочиями, а остающиеся исключительно за руководителем абсолютно отчуждают общественного субъекта от их реализации, либо полагают его опосредованное участие.
В рамках интегральной модели необходимо далее рассматривать варианты реализации принципа рационального баланса распределения компетенции между руководителем и субъектом государственно-общественного управления и определить сферы их совместной компетенции. По вопросам, отнесенным к совместной компетенции двух или более субъектов управления решения принимаются в порядке их согласования каждым из субъектов управления.
Порядок согласования определяется связями внутри системы управления между ее субъектами, что можно представить в Таблице 3 для двух субъектов управления.
Таблица 3
Иерархические и координационные связи субъектов управления
в системе государственно-
Иерархические (вертикальные) связи |
Координационные (горизонтальные) связи |
Утверждение одним органом после согласования решением другого органа управления |
Решения о согласовании, принятые каждым из органов управления |
Ассиметричная субсидиарная ответственность |
Симметричная субсидиарная ответственность |
Иерархические связи внутри системы управления между руководителем и органом государственно-общественного управления задают ассиметричное разделение ответственности за принятое решение. Согласование, как управленческое полномочие, здесь представляет собой право вето: без процедуры согласования орган, уполномоченный принимать окончательное решение, не вправе его утверждать без осуществленной предварительно процедуры согласования.
Реализация принципа рационального баланса распределения компетенции между руководителем и субъектом государственно-общественного управления не должна осуществляться единообразно по всем сферам управленческих полномочий. Предложенная типизация вариантов организационных решений по реализации указанного принципа позволяет выбрать наиболее рациональные из них для совместного решения руководителем и органом государственно-общественного управления по тем или иным вопросам деятельности и развития образовательного учреждения, исходя из условий его реализации в том или ином конкретном образовательном учреждении.
Организация управления системой, состоящей из двух и более субъектов управления, обособленных организационно, имеющих исключительную и совместную компетенцию, предполагает разработку специальных организационных механизмов управления – управленческие технологии, процедуры и регламенты их реализации. Их разработка осуществляется под каждое индивидуальное проектное решение системы государственно-общественного управления в зависимости от выбранных вариантов реализации принципов сочетания централизации и децентрализации, баланса распределения полномочий и ответственности, распределения функций управления внутри системы управления.
Орган государственно-общественного управления создается в системе школьного управления, прежде всего для вовлечения общественности в стратегическое управление. В силу этого отнесение к органу государственно-общественного управления тех или иных функций управления должно определяться этой его ролью. Оперативное и текущее руководство образовательным учреждением остается в исключительной компетенции руководителя образовательного учреждения.
Интегральная модель систем государственно-общественного управления предлагает три варианта уровня включенности органа государственно-общественного управления в стратегическое управление с отнесением в его исключительную или совместную с руководителем учреждения компетенцию функций и полномочий управления, соответствующих каждому из вариантов (Таблица 4).
Таблица 4
Функции управления и полномочия органа государственно-общественного управления образовательным учреждением по вариантам его участия в управлении учреждением
№ |
Функции |
Полномочия |
1. |
Стратегическое планирование и контроль |
Утверждение/согласование программы развития образовательного учреждения и контроль ее исполнения (утверждение/согласование публичного отчета образовательного учреждения), коррекция программы развития |
2. |
Участие в планировании реализации стратегии развития образовательного учреждения |
Определение профилей обучения
на старшей ступени, согласование по
представлению педагогического
совета перечня образовательных
программ, согласование финансового
плана, сметы расходования средств
из внебюджетных источников, утверждение
отчетов о финансово- |
3. |
Участие в реализации стратегии развития образовательного учреждения и контроле, функции мотивации работников |
Распределение стимулирующей части ФОТ, участие в процедурах аттестации педагогов, др. полномочия по принятию локальных правовых актов, мотивирующих руководителя и работников руководствоваться установленными стратегическими целями и приоритетами (управление по целям) |
Орган государственно-общественного управления, как стратегический орган формулирует общие, то есть согласованные и принятые в школьном сообществе ориентиры, нормы и руководства для предпринимаемых действий и принимаемых решений, а также разрабатывает необходимые процедуры и правила для эффективной реализации программы развития, для чего и наделяется правом принимать нормативные решения, участвовать в эффективном распределении ресурсов, в установлении стратегии мотивации для достижения целей программы развития.
Известным и широко применяемым
управленческим инструментом, который
полезно использовать в системе
государственно-общественного
На этапе контроля
и оценки достижений в установленные
периоды времени орган
Рассмотренные варианты структурно-функционального состава органа государственно-общественного управления образовательного учреждения позволяют предложить примерный общий перечень управленческих полномочий, из которого могут быть сформированы варианты его исключительной и совместной с руководителем учреждения компетенции в зависимости от выбора вариантов организационных решений системы школьного государственно-общественного управления:
1) утверждение программы развития образовательного учреждения;
2) утверждение ежегодного публичного доклада (отчета) общеобразовательного учреждения;
3) утверждение ежегодных
отчетов руководителя
4) принятие изменений
и дополнений в устав
5) утверждение локальных
правовых актов в части
- прав и обязанностей участников образовательного процесса;
- структуры, компетенции, порядка формирования и работы органов самоуправления общеобразовательного учреждения;
- порядка и оснований отчисления обучающихся;
- определению режима занятий обучающихся.
- введению (отмене) единой формы одежды для обучающихся в период занятий и массовых мероприятий;
- порядка распределения стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения;
6) согласование (по представлению руководителя):
- системы оценок при промежуточной аттестации, форм и порядка ее проведения;
- заявки на бюджетное финансирование и сметы расходования средств, полученных общеобразовательным учреждением от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников;
- изменения и дополнения правил внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения
- решений о распределении выплат из стимулирующей части фонда оплаты труда работников;
7) согласование (по представлению педагогического совета):
- изменений «школьного компонента» учебного плана;
- введения новых методик образовательного процесса и образовательных технологий;
- материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений образовательного учреждения;
- выбора учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;
- требований к условиям организации питания, медицинского обслуживания обучающихся;
8) координация деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений);
9) регулярная публичная
отчетность о своей
Ответственность органа
государственно-общественного
Для организации своей деятельности по реализации закрепленных за ним функций и полномочий управления коллегиальный орган государственно-общественного управления должен иметь структуру организации внутреннего разделения своей управленческой деятельности. Такая структура представляет собой организацию внутренних профильных комитетов и комиссий – коллегиальных структурных подразделений, выполняющих делегированные им функции (комиссии) и некоторые полномочия (комитеты) в областях:
- стратегического планирования и контроля реализации стратегии развития;
- финансового и иного ресурсного обеспечения реализации программы развития;
- организации образовательного процесса и обеспечения условий его реализации в соответствии с программой развития учреждения;
- оценки качества результатов и условий образовательного процесса;
- мотивации работников на реализацию стратегии развития;
- локальной правовой регламентации, направленной на реализацию программы развития учреждения и соблюдение прав участников образовательного процесса;
- координации взаимодействия со школьным общественным самоуправлением и самоорганизацией;
- публичной отчетности образовательного учреждения и его системы управления.
Прямые и обратные
связи системы государственно-
- преобразованием структурных подразделений органа государственно-общественного управления (комиссий и комитетов) в открытые для организационного включения в них представителей общественности, органов школьного самоуправления (прямые и обратные связи по функциональному принципу);
- взаимодействием с системой форм и органов общественного самоуправления и самоорганизации участников образовательного процесса и другой общественности (прямые и обратные связи по представительскому принципу);
- развитием форм и органов общественного самоуправления и самоорганизации;
- созданием новых форм и органов общественного самоуправления и самоорганизации (или системы общественного самоуправления в случае отсутствия, например, во вновь принятой в эксплуатацию школе) в одном из возможных организационных вариантов.
Первый вариант представляет собой создание системы общественного самоуправления в организационной форме структурных подразделений (комиссий и комитетов) органа государственно-общественного управления, состав которых формируется по признакам представительства определенных категорий участников образовательного процесса и другой общественности.