Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:28, дипломная работа

Описание работы

Выполнение комплекса заявленных научно-исследовательских работ позволяет получить результаты, не имеющие аналогов в отечественной науке и сопоставимые с мировым уровнем исследований данного вопроса.
В свою очередь их практическое использование будет способствовать обеспечению инновационного характера развития образования, повышению удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижению уровня коррупции в сфере образования.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный характер развития образования, повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования, рекомендаций по ее реализации на всех уровнях управления образованием
1. Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования.
2. Разработка рекомендаций по реализации модели взаимодействия системы образования с общественностью для всех уровней управления образованием.
3. Обоснование основных направлений совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
4. Разработка механизмов совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
5. Разработка модели мониторинга ситуации в сфере взаимодействия системы образования с общественностью.

6. Копии статей.
Заключение

Файлы: 1 файл

отношения системы образования и общества в новых экономических условиях.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

Рассматривая вопросы децентрализации полномочий и баланса их распределения необходимо постоянно учитывать изначально заложенную структурную асимметрию в системе государственно-общественного управления: субъекты государственного управления (руководитель и учредитель в лице своего представителя) организационно постоянно включены в состав субъекта государственно-общественного управления. В связи с этим функции и полномочия, будучи тем или иным образом распределенные в пользу органа государственно-общественного управления, никогда не отчуждаются окончательно от государственного субъекта, становясь их совместными функциями и полномочиями, а остающиеся исключительно за руководителем абсолютно отчуждают общественного субъекта от их реализации, либо полагают его опосредованное участие.

В рамках интегральной модели необходимо далее рассматривать  варианты реализации принципа рационального баланса распределения компетенции между руководителем и субъектом государственно-общественного управления и определить сферы их совместной компетенции. По вопросам, отнесенным к совместной компетенции двух или более субъектов управления решения принимаются в порядке их согласования каждым из субъектов управления.

Порядок согласования определяется связями внутри системы управления между ее субъектами, что можно представить в Таблице 3 для двух субъектов управления.

Таблица 3

Иерархические и координационные  связи субъектов управления

в системе государственно-общественного  управления

Иерархические (вертикальные) связи

Координационные (горизонтальные) связи

Утверждение одним органом  после согласования решением другого  органа управления

Решения о согласовании, принятые  каждым из органов управления

Ассиметричная субсидиарная ответственность

Симметричная субсидиарная ответственность


 

Иерархические связи внутри системы управления между руководителем и органом государственно-общественного управления задают ассиметричное разделение ответственности за принятое решение. Согласование, как управленческое полномочие, здесь представляет собой право вето: без процедуры согласования орган, уполномоченный принимать окончательное решение, не вправе его утверждать без осуществленной предварительно процедуры согласования.

Реализация принципа рационального баланса распределения компетенции между руководителем и субъектом государственно-общественного управления не должна осуществляться единообразно по всем сферам управленческих полномочий. Предложенная типизация вариантов организационных решений по реализации указанного принципа позволяет выбрать наиболее рациональные из них для совместного решения руководителем и органом государственно-общественного управления по тем или иным вопросам деятельности и развития образовательного учреждения, исходя из условий его реализации в том или ином конкретном образовательном учреждении.

Организация управления системой, состоящей из двух и более  субъектов управления, обособленных организационно, имеющих исключительную и совместную компетенцию, предполагает разработку специальных организационных механизмов управления – управленческие технологии, процедуры и регламенты их реализации. Их разработка осуществляется под каждое индивидуальное проектное решение системы государственно-общественного управления в зависимости от выбранных вариантов реализации принципов сочетания централизации и децентрализации, баланса распределения полномочий и ответственности, распределения функций управления внутри системы управления.

Орган государственно-общественного  управления создается в системе  школьного управления, прежде всего  для вовлечения общественности в стратегическое управление. В силу этого отнесение к органу государственно-общественного управления тех или иных функций управления должно определяться этой его ролью. Оперативное и текущее руководство образовательным учреждением остается в исключительной компетенции руководителя образовательного учреждения.

Интегральная модель систем государственно-общественного  управления предлагает три варианта уровня включенности органа государственно-общественного  управления в стратегическое управление с отнесением в его исключительную или совместную с руководителем учреждения компетенцию функций и полномочий управления, соответствующих каждому из вариантов (Таблица 4).

Таблица 4

Функции управления и  полномочия органа государственно-общественного  управления образовательным учреждением  по вариантам его участия в  управлении учреждением

Функции

Полномочия

1.

Стратегическое планирование и контроль

Утверждение/согласование программы развития образовательного учреждения и контроль ее исполнения (утверждение/согласование публичного отчета образовательного учреждения), коррекция программы развития

2.

Участие в планировании реализации стратегии развития образовательного учреждения

Определение профилей обучения на старшей ступени, согласование по представлению педагогического  совета перечня образовательных  программ, согласование финансового  плана, сметы расходования средств  из внебюджетных источников, утверждение  отчетов о финансово-хозяйственной и образовательной деятельности и др. полномочия по интеграции стратегии развития в организацию деятельности учреждения 

3.

Участие в реализации стратегии развития образовательного учреждения и контроле, функции мотивации  работников

Распределение стимулирующей части ФОТ, участие в процедурах аттестации педагогов, др. полномочия по принятию локальных правовых актов, мотивирующих руководителя и работников руководствоваться установленными стратегическими целями и приоритетами (управление по целям)


 

Орган государственно-общественного  управления, как стратегический орган  формулирует общие, то есть согласованные  и принятые в школьном сообществе ориентиры, нормы и руководства  для предпринимаемых действий и  принимаемых решений, а также  разрабатывает необходимые процедуры и правила для эффективной реализации программы развития, для чего и наделяется правом принимать нормативные решения, участвовать в эффективном распределении ресурсов, в установлении стратегии мотивации для достижения целей программы развития. 

Известным и широко применяемым  управленческим инструментом, который  полезно использовать в системе  государственно-общественного управления для управления реализацией программы  развития, является метод управления по целям. Этот метод позволяет оптимальным образом соединить планирование и контроль исполнения планов в сложной области человеческих взаимоотношений в процессе демократически управляемой совместной деятельности. Кроме того, это также эффективный способ согласования критериев мотивации с общепринятыми целями программы развития образовательного учреждения.

На этапе контроля и оценки достижений в установленные  периоды времени орган государственно-общественного  управления определяет степень достижения целей и эффективность использования  ресурсов, выявляет проблемы и препятствия, дефекты и дефициты, определяет их причины, принимает решения о вознаграждении участников за эффективную работу, используя свои полномочия по распределению выплат стимулирующего характера педагогическим и иным работникам образовательного учреждения, и вырабатывает рекомендации руководителю о комплексе корректирующих мер при планировании дальнейшей работы, принимает изменения и дополнения в ранее утвержденные программу развития, планы, пересматривает и совершенствует школьные локальные акты, корректирует другие ранее принятые им решения.

Рассмотренные варианты структурно-функционального состава органа государственно-общественного управления образовательного учреждения позволяют предложить примерный общий перечень управленческих полномочий, из которого могут быть сформированы варианты его исключительной и совместной с руководителем учреждения компетенции в зависимости от выбора вариантов организационных решений системы школьного государственно-общественного управления:

1)  утверждение программы развития образовательного учреждения;

2) утверждение ежегодного  публичного доклада (отчета) общеобразовательного  учреждения;

3) утверждение ежегодных  отчетов руководителя общеобразовательного  учреждения по итогам учебного  и финансового года

4) принятие изменений  и дополнений в устав образовательного  учреждения (с последующим внесением  на рассмотрение и утверждение  учредителя);

5) утверждение локальных  правовых актов в части определения:

-  прав и обязанностей участников образовательного процесса;

-  структуры, компетенции, порядка формирования и работы органов самоуправления общеобразовательного учреждения;

-  порядка и оснований отчисления обучающихся;

-  определению режима занятий обучающихся.

-  введению (отмене) единой формы одежды для обучающихся в период занятий и массовых мероприятий;

-  порядка распределения стимулирующих выплат работникам  образовательного учреждения;

6) согласование (по представлению  руководителя):

-  системы оценок при промежуточной аттестации, форм и порядка ее проведения;

-  заявки на бюджетное финансирование и сметы расходования средств, полученных общеобразовательным учреждением от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников;

-  изменения и дополнения правил внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения

-  решений о распределении выплат из стимулирующей части фонда оплаты труда работников;

7) согласование (по представлению  педагогического совета):

-  изменений «школьного компонента» учебного плана;

-  введения новых методик образовательного процесса и образовательных технологий;

-  материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений образовательного учреждения;

-  выбора учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;

-  требований к условиям организации питания, медицинского обслуживания обучающихся;

8) координация деятельности  в образовательном учреждении  общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений);

9) регулярная публичная  отчетность о своей деятельности  и принимаемых решениях.

Ответственность органа государственно-общественного управления формируется системой норм, правил и процедур, закрепленных в уставе и иных локальных правовых актах образовательного учреждения, позволяющих учредителю в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органом государственно-общественного управления своих обязанностей по управлению образовательным учреждением принять решение о предупреждении, а затем и о роспуске данного состава коллегиального органа и о формировании его нового состава по установленным процедурам.

Для организации своей  деятельности по реализации закрепленных за ним функций и полномочий управления коллегиальный орган государственно-общественного управления должен иметь структуру организации внутреннего разделения своей управленческой деятельности. Такая структура представляет собой организацию внутренних профильных комитетов и комиссий – коллегиальных структурных подразделений, выполняющих делегированные им функции (комиссии) и некоторые полномочия (комитеты) в областях:

-  стратегического планирования и контроля реализации стратегии развития;

-  финансового и иного ресурсного обеспечения реализации программы развития;

-  организации образовательного процесса и обеспечения условий его реализации в соответствии с программой развития учреждения;

-  оценки качества результатов и условий образовательного процесса;

-  мотивации работников на реализацию стратегии развития;

-  локальной правовой регламентации, направленной на реализацию программы развития учреждения и соблюдение прав участников образовательного процесса;

-   координации взаимодействия со школьным общественным самоуправлением и самоорганизацией;

-  публичной отчетности образовательного учреждения и его системы управления.

Прямые и обратные связи системы государственно-общественного  управления формируются:

-  преобразованием структурных подразделений органа государственно-общественного управления (комиссий и комитетов) в открытые для организационного включения в них представителей общественности, органов школьного самоуправления (прямые и обратные связи по функциональному принципу);

-  взаимодействием с системой форм и органов общественного самоуправления и самоорганизации участников образовательного процесса и другой общественности (прямые и обратные связи по представительскому принципу);

-  развитием форм и органов общественного самоуправления и самоорганизации;

-  созданием новых форм и органов общественного самоуправления и самоорганизации (или системы общественного самоуправления в случае отсутствия, например, во вновь принятой в эксплуатацию школе) в одном из возможных организационных вариантов.

Первый вариант представляет собой создание системы общественного самоуправления в организационной форме структурных подразделений (комиссий и комитетов) органа государственно-общественного управления, состав которых формируется по признакам представительства определенных категорий участников образовательного процесса и другой общественности.

Информация о работе Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный