Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:28, дипломная работа
Выполнение комплекса заявленных научно-исследовательских работ позволяет получить результаты, не имеющие аналогов в отечественной науке и сопоставимые с мировым уровнем исследований данного вопроса.
В свою очередь их практическое использование будет способствовать обеспечению инновационного характера развития образования, повышению удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижению уровня коррупции в сфере образования.
Введение
Основная часть
Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный характер развития образования, повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования, рекомендаций по ее реализации на всех уровнях управления образованием
1. Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования.
2. Разработка рекомендаций по реализации модели взаимодействия системы образования с общественностью для всех уровней управления образованием.
3. Обоснование основных направлений совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
4. Разработка механизмов совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
5. Разработка модели мониторинга ситуации в сфере взаимодействия системы образования с общественностью.
6. Копии статей.
Заключение
Некоммерческие организации (НКО)
(Федеральный закон «О
Организационно-правовые формы |
Общая характеристика |
Учредители |
Членство |
Органы управления |
Автономная некоммерческая организация |
Создается на основе имущественных взносов в целях предоставления услуг |
граждане и /или юридические лица |
нет, только участники |
Коллегиальный высший орган управления, исполнительный коллегиальный или единоличный орган |
Некоммерческое партнерство |
Создается для содействия членам в достижении некоммерческих целей |
граждане и /или юридические лица |
есть |
Общее собрание членов – высший орган, коллегиальный орган управления, исполнительный коллегиальный или единоличный орган |
Ассоциация (союз) юридических лиц |
Создается для координации, представления и защиты интересов |
юридические лица |
есть |
Общее собрание членов – высший орган |
Фонд |
Создается на основе имущественных
взносов учредителей в |
граждане и /или юридические лица |
нет, только участники |
Структура управления определяется
учредителем (учредителями), обязателен
надзорный орган – |
Частное учреждение |
Создается и финансируется собственником в целях осуществления управленческих и иных функций в интересах учредителя |
граждане и /или юридические лица |
нет, только участники |
Структура управления определяется учредителем (учредителями) |
Общественные объединения (ОО)
(Федеральный закон «Об
Общественная организация |
для защиты интересов и достижения общих целей |
граждане и \или общественные объединения |
есть |
собрание (съезд, конференция) членов - высший орган коллегиальный орган управления, исполнительный коллегиальный или единоличный орган |
Общественный фонд |
для формирования имущества на общественно полезные цели |
граждане и \или общественные объединения |
нет, только участники |
собрание (съезд, конференция)
участников - высший орган, коллегиальный
орган управления, исполнительный орган, |
Общественное учреждение |
в целях оказания услуг в интересах участников |
граждане и \или общественные объединения |
нет, только участники |
Общее собрание учредителей, созданный ими орган (органы) управления |
Общественное движение |
для достижения социальных и общественно полезных целей |
граждане и \или общественные объединения |
нет, только участники |
собрание (съезд, конференция) участников - высший орган, коллегиальный орган управления, исполнительный коллегиальный или единоличный орган |
Орган общественной самодеятельности |
в целях совместного
решения социальных проблем в
интересах неограниченного |
граждане и \или общественные объединения |
нет, только участники |
собрание участников - высший орган, коллегиальный орган управления, исполнительный коллегиальный или единоличный орган |
Ассоциация (союз) общественных объединений |
Создается для координации, представления и защиты интересов |
общественные объединения |
есть |
общее собрание членов - высший орган коллегиальный орган управления, исполнительный коллегиальный или единоличный орган |
Из приведенной таблицы видно, что на локальном уровне государство предписывает гражданским объединениям те же либерально-политические принципы формирования органов управления совместной деятельностью граждан, которые имеет само и в себе содержит. И эти органы управления с формально-организационной стороны, со стороны форм организации управления своими участниками, имеют общую природу и в государстве, и в обществе.
Государство, органы местного самоуправления по своей форме также представлены регламентированными законодательством формами организации и организационные формы государственного и муниципального субъектов также формируются на основе либерально-демократической модели с участием граждан. Но именно со стороны участия, включения в них граждан они существенно отличаются от гражданских объединений, так как:
- государственные органы
и органы местного
- граждане обязаны
и вынуждены соблюдать законы
государства и подчиняться
На локальном уровне
государственный или
Формальная тождественность или общая природа форм организации двух субъектов - государственного и общественного, несмотря на указанные выше их различия, позволяет сделать вывод о принципиальной возможности создания их совместных объединений - государственно-общественных форм организации совместной деятельности, взаимодействия и управления совместной деятельностью, взаимодействием. Это обеспечено законодательным образом: федеральным законом «Об общественных объединениях» предусмотрен также порядок создания государственно-общественных объединений, который регламентируется его статьей 51. Это позволяет считать справедливым следующее утверждение: государственно-общественные формы организации совместной деятельности граждан и управления этой деятельностью не имеют формально-организационных отличий от общественных форм организации, имеют общие нормативные правовые основания и организационные решения.
Сформулированное в рамках «партисипативной» модели представление гражданского общества в форме множества коллективных субъектов деятельности, управления и права - самоуправляемых гражданских организаций позволяет рассматривать общественный субъект в его взаимоотношениях и взаимосвязях с содержательно противоположным, но формально и организационно тождественным ему субъектом права и управления – государством (и местным самоуправлением), также представленным в форме системы различных взаимосвязанных организаций, используя системный подход, понятийный аппарат и методы теории организаций и науки управления.
На основании этого
будет правомерным утверждение,
что организационно сформированное
в сфере образования
1.3. Общая характеристика
модели организации
Вышеизложенное позволяет сформулировать следующий тезис: модель организации взаимодействия системы образования с обществом может быть представлена двумя ее относительно автономными разделами – модель участия общественности в управлении государственными (муниципальными) подсистемами системы образования и модель взаимодействия государственных (муниципальных) подсистем системы образования с ее общественной подсистемой. В последней в качестве первичного общественного субъекта организационных правоотношений необходимо рассматривать гражданина, действующего или вовлеченного действовать в сфере образования, как обладателя гражданских прав, обязанностей и ответственности, которые он вправе обменивать, переуступать, обобществлять и т.п. в различных предусмотренных законодательством организационных и организационно-правовых формах с другими гражданами, организациями, органами власти и управления, органами местного самоуправления. В этой подсистеме, как было показано ранее, совместное управление взаимодействием может быть редуцировано до формы доверительного управления – передачи всех полномочий по управлению одной из сторон взаимодействия, например, органу управления образованием или, наоборот, общественному объединению, некоммерческой организации. Данное обстоятельство, в связи с добровольным принятием сторонами такой формы управления взаимодействием, не отрицает субъект-субъектного характера взаимодействия сторон.
Необходимо отметить,
что аналогичная редукция возможна
и в первом разделе предлагаемой
модели. В этом случае общественное
участие в управлении образованием
будет сведено к чисто
1.3.1. Общие подходы
к моделированию
Для построения модели взаимодействия
системы образования с
Проектирование организации взаимодействий различных субъектов представляет собой достаточно сложную задачу, которая не может быть решена формальным выбором наилучшего варианта организационной структуры взаимодействия по четко сформулированным однозначным и, тем более, математически выраженным критериям. Это многокритериальная задача, решаемая на основе сочетания научных, в том числе формализованных методов проектирования, включая метод моделирования организационных систем, с проектной деятельностью экспертов, руководителей и участников совместной деятельности по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений для конкретной организации взаимодействия.
Такое понимание методологии проектирования организации взаимодействий дает обоснование для выбора в качестве основного принципа адекватной технологии проектирования следующий: принципиально важным моментом является обязательное включение в их проектирование реальных и потенциальных основных участников будущей совместной деятельности и взаимодействия.
Широко используемым методом проектирования организационных структур является метод аналогий, один из подходов которого заключается в выявлении принципов их построения и их ключевых организационных характеристик и соответствующих им организационных форм системы управления. Второй, дополняющий его в рамках указанного метода, подход состоит в типизации наиболее общих принципиальных организационных решений о структурно-функциональном составе организации в четко определенных условиях ее создания и функционирования.
В частности, типизация проектных решений обеспечивает стандартизацию и унификацию организационных форм в той или иной сфере деятельности и управления и позволяет обеспечить внедрение наиболее рациональных и прогрессивных новых форм. Согласно признанных в теории организаций подходов проектирования систем управления, типовые организационные решения должны быть:
- вариативными;
- корректируемыми;
- допускающими отклонения, как функцию отклонений от заданных для их реализации конкретных условий.
Метод организационного моделирования, широко распространенный в теории организаций и в научном менеджменте, рекомендуется как предпочтительный (в сочетании с методом аналогий и другими) при проектировании новых организационных структур. Принципиально важным в моделировании взаимодействия системы образования с общественностью является способность модели включить в себя не только актуальные, но и потенциальные виды, формы и предметы (цели и содержание) взаимодействия. Для обеспечения этого необходимо использовать предложенную А.М. Моисеевым методологию проектирования организаций и их систем управления на основе их концептуальных (обобщенных, интегральных) моделей.
Концептуальная интегральная модель взаимодействия системы образования с обществом может являться обобщенной основой проектирования и создания множества вариативных систем государственно-общественного взаимодействия в сфере образования в реальной практике, если она соответствует следующим критериям.
1. Модель разработана на основании теоретического обобщения исследований и практики государственно-общественного взаимодействия в образовании.
2. Модель построена на принципах:
- системного подхода;
- оптимального сочетания централизации и децентрализации функций управления взаимодействием;
- сочетания коллегиальных и единоличных форм организации управления;
- баланса распределения обязанностей, прав и ответственности между субъектами взаимодействия и управления взаимодействием.
3. Ключевыми характеристиками модели являются:
- интегральный характер модели как обобщенного проекта организации государственно-общественного взаимодействия в образовании на основе содержащегося в ней представления типов структурно-функционального состава, организационных форм взаимодействий, процедур и регламентов их реализации;
- широкая вариативность проектирования и создания на ее основе организационных форм государственно-общественного взаимодействия в системе образования на уровне образовательного учреждения и на уровне территориальных (муниципальных и региональных) систем образования (соответствующих территориальных сетей образовательных учреждений и органов управления этими сетями);
- возможность модели представлять собой, с одной стороны, проект полностью развернутой системы организации взаимодействия, с другой стороны, программу (проект) ее поэтапного управляемого развития;