Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:28, дипломная работа

Описание работы

Выполнение комплекса заявленных научно-исследовательских работ позволяет получить результаты, не имеющие аналогов в отечественной науке и сопоставимые с мировым уровнем исследований данного вопроса.
В свою очередь их практическое использование будет способствовать обеспечению инновационного характера развития образования, повышению удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижению уровня коррупции в сфере образования.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный характер развития образования, повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования, рекомендаций по ее реализации на всех уровнях управления образованием
1. Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования.
2. Разработка рекомендаций по реализации модели взаимодействия системы образования с общественностью для всех уровней управления образованием.
3. Обоснование основных направлений совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
4. Разработка механизмов совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.
5. Разработка модели мониторинга ситуации в сфере взаимодействия системы образования с общественностью.

6. Копии статей.
Заключение

Файлы: 1 файл

отношения системы образования и общества в новых экономических условиях.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

-  участие общества в формировании и реализации государственной политики в сфере образования;

    • участие общества в оценке качества образования;
    • реализация принципа государственно-общественного управления образованием;
    • формирование и предъявление системе образования гражданского заказа к образованию;
    • удовлетворение информационных потребностей общества, формирование общественного мнения о ситуации в образовании;
    • взаимодействие государства и общества в вопросах обеспечения гарантий доступности качественного образования;
    • стимулирование и поддержка общественных объединений, сфокусированных на задачах поддержки (развития) образования, обеспечения качества образования,  саморегулирования в системе образования («сектор гражданского общества в сфере образования»);
    • партнерство системы образования и общества в образовании и социализации детей и подростков.

Понятие - «гражданский заказ» до последнего времени не нашло среди  научной общественности, руководителей  и работников образования, а также  в обществе однозначного определения  и понимания. Данное понятие остается еще более неопределенным, многообразно трактуемым, чем понятие «гражданское общество», что закономерно, так как, оно представляет собой феномен неоднозначно понимаемого и определяемого гражданского общества.

Для практического использования  данного понятия в целях организации государственно-общественного взаимодействия в сфере образования на основе предложенной в первой части настоящей работы обобщенной модели организации взаимодействия можно рекомендовать воспользоваться тем же подходом, в каком в первой части данной работы мы аналитически различали в формально-организационном смысле государство и гражданское общество. Гражданский заказ и государственная политика в сфере образования, так же как и гражданское общество и государство в данном подходе рассматриваются не только как понятийная дихотомия, но и как диалектически противоположные и, следовательно, диалектически тождественные понятия.

Действительно, задача государства, в частности, государства, выстроенного по либерально-демократической модели, в любой области, включая область образования, воспринять, обобщить, сформулировать и выразить на языке государственной политики в этой области общественные чаяния, ожидания и интересы. С учетом общей государственной политики и ее направлений в других областях. Так, во всяком случае в идеале, ставится задача государству используемой сегодня в России моделью социального либерально-демократического государства. Следовательно, если не в реальности, то в его идеальной модели государство представляет собой организационный механизм восприятия, некоего обобщения и формулирования в обобщенной и, в той или иной мере,  удовлетворяющей общество форме общественного заказа в различных сферах, включая сферу образования. Далее сформированный государством и оформленный как государственная политика общественный, гражданский заказ к образованию закрепляется нормативным правовым образом, конкретизируется в федеральном государственном стандарте образования, транслируется образовательным учреждениям в форме государственных и муниципальных заданий9 соответствующими органами управления образованием. 

Таким образом, в рамках идеальной либерально-демократической  модели государственного устройства гражданский  заказ к образованию мыслится представленным, оформленным только и именно в виде государственной политики и ее реализации в сфере образования. В таком представлении изначально положенные как диалектически противоположные феномены – «государственная политика» и «гражданский заказ», существующий сначала как противоположность государственной политике в виде не сформулированных обобщений, потребностей и интересов граждан, становятся диалектически тождественными в своем единстве, достигнутом разрешением их диалектического противоречия  использованием механизмов государства, в частности, ведомства образования, которое более всего ответственно в структуре государства за профессиональное формулирование государственной политики в своей сфере. В этой связи полезно заметить, что в сознании многих чиновников и работников образования именно такое представление о гражданском заказе остается и сегодня довольно актуальным и несомненным.

 Даже в рамках  такой идеальной модели обобщенные  государственные (ведомственные)  представления об ожиданиях, потребностях  и интересах граждан в сфере  образования не являются простой  корректной суммой этих гражданских ожиданий, потребностей и интересов. С учетом того, что сами общественные чаяния, ожидания, потребности и интересы в любой области не только разнонаправлены, но зачастую конфликты и противоположны у разных граждан, групп и категорий граждан. Поэтому речь может идти не о суммировании гражданских потребностей, а об интегрировании по многофакторным основаниям с учетом многочисленных условий.

Либеральная модель государства  допускает справедливым компромиссное  обобщение общественных потребностей, включая и игнорирование части общественных потребностей в пользу других, а также внесение существенных поправок в обобщенное государством представление об общественных потребностях с учетом приоритетов государственной политики в других сферах, с учетом интересов существования и развития самого государства и его ведомственных подсистем. А когда ведомству передоверяется формирование обобщения гражданских потребностей и интересов, то в государственную политику в данной сфере запечатлеваются также и ведомственные интересы, существенно корректирующие не только гражданские интересы, но интересы и приоритеты государства как целого в пользу интересов ведомства.  

Субъект – законодательный  орган государственной власти, представляющий от лица общества и призванный удерживать в рамках либеральной модели государственный интерес в целом, не способен выполнить эту его основную функцию даже в рамках идеальной либеральной модели. Тем более он ее не выполняет в реальных воплощениях этой модели в государственном устройстве. Причиной этого является формирование общественного представительства в законодательном субъекте по партийному принципу: приоритетным для партии является, прежде всего, попадание во власть, а представительство гражданских, общественных интересов целевых для партии групп и категорий граждан является средством достижения мест и участия во власти. В таком механизме формирования гражданского заказа к государству неизбежно заложена существенная его коррекция и искажение партийно-государственными приоритетами.

В результате общество, граждане не узнают в государственной политике своего заказа к государству тем  более, чем более он искажен партийно-государственными и ведомственными интересами.

В целях компенсации  и преодоления этих отмеченных «критической демократией» сущностных дефектов организации преобразования общественного, гражданского заказа в государственную политику в либерально-демократической модели государства и были предложены «партисипативные», «ассоцианистские» модели организации участия самого гражданского общества в формировании государственной политики и в ее реализации на всех уровнях от федерального, до местного и локального (государственных и муниципальных учреждений), наряду и во взаимодействии с институтами либерально-демократического государства.

Изложенное выше и  составляет обоснование как актуальности развития взаимодействия гражданского общества, граждан с государственно-муниципальной  системой образования, так и возможности  для его организации использовать предложенные обобщенной моделью (см. часть I настоящей работы), построенной на концептуальных основаниях «партисипативной» демократии, разнообразные организационные и организационно-правовые формы.

 

2.2. О формировании  гражданского заказа к системе  образования

 

Гражданский заказ к образованию, сформированный из ожиданий, потребностей и интересов граждан, групп граждан институтами гражданского общества (при условии создания таких институтов, которые способны интегрировать общественные ожидания в гражданский заказ и предъявить его государственной системе образования в целом) с учетом того обстоятельства, что сами эти ожидания и интересы разнонаправлены, частично конфликты и противоречивы), будет не тождественным сформированной государством внутри своих структур государственной политике.

Такой общественный, гражданский  заказ к образованию будет  менее всего учитывать интересы развития собственно государственного механизма в целом и его  образовательного ведомства, возможности, включая ресурсные возможности, государства на данный момент и приоритеты их распределения по сферам не только с учетом государственного интереса, но общественных интересов и заказов к государству в других сферах.

Для того чтобы сформированный таким общественным образом гражданский  заказ был реалистичным и выполнимым государством (выполнимым по многим параметрам и условиям), необходимо организовать в гражданском обществе дееспособный гражданский институт по формированию гражданского заказа, согласованного по всем сферам общественных интересов. Это довольно сложное организационное сооружение потребует от гражданского общества столь значительных разнообразных общественных ресурсов (не только материальных), что ставить задачу организации такого института на сегодняшнем уровне развития российского гражданского общества нереалистично.

Более реальным сегодня  будет организационное решение  государственно-общественного взаимодействия в деле формирования и предъявления общественного, гражданского заказа к  образованию.  Тем более что  государство, осознавая недостаточность своих обратных связей с обществом, в том числе и в сфере образования, поставило и развивает организационные формы государственно-общественного взаимодействия в образовании. В таком подходе необходимо структурно-функционально развивать предложенные государством организационные формы взаимодействия в целях использования их для решения задачи формулирования общественного заказа.

Сформулированный государственно-общественным образом общественный заказ к  образованию может быть основой  диалога государства и гражданского общества о возможностях его выполнения системой образования полностью или частично, об условиях его выполнения, о необходимых для этого ресурсах и их источниках, об участии гражданского общества в его выполнении системой образования или, в некоторых его частях, в альтернативных формах.

Поскольку общественный заказ адресуется гражданами государству, он должен формироваться в логике организационного строения гражданского общества, «снизу-вверх». Такая логика организации обобщения гражданского заказа, направленная противоположно порядку формулирования государственной политики в сфере образования «сверху-вниз», позволяет не терять при его интеграции до общефедерального уровня его низовые составляющие. Для этого необходимо и организационно выстроить предъявление системе образования общественного заказа «снизу-вверх», начиная с уровня образовательного учреждения, затем формируя его муниципальное обобщение, региональное и выходя в итоге на федеральный уровень его обобщенного представления и предъявления. Это дает представление о структуре гражданского заказа по уровням управления в системе образования.

Выше мы отметили, что  гражданский заказ, формируемый  самим гражданским обществом, будет  отличаться от представлений государства  о гражданском заказе, выраженных в форме государственной политики в сфере образования. Следует обоснованно предположить, что и гражданский заказ, сформированный во взаимодействии общества с государством, также не будет тождественным сформированной самим государством политике в сфере образования. И эти отличия будут иметь место на всех уровнях его формирования. Это обстоятельство обоснованно требует проектирования на всех уровнях организационных форм и процедур диалога системы образования с обществом [29].

Содержанием такого диалога  ст


Информация о работе Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный