Разработка системы кредитования физических лиц на ОАО АКБ "Росбанк"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 05:32, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – система кредитования физических лиц в АФ ОАО АКБ «РОСБАНК».
В соответствии с объектом и предметом исследования определена цель дипломного проекта: изучение системы потребительского кредитования в Алтайском филиале ОАО АКБ «РОСБАНК» и разработка предложений по совершенствованию системы кредитования физических лиц.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач, определяющих структуру работы:
исследование основных тенденций развития потребительского кредитования в России;
исследование основных форм системы потребительского кредитования;
определение места потребительского кредитования в секторе розничных банковских услуг;

Содержание работы

Введение
Глава I Теоретические особенности системы кредитования физических лиц.
1.1 Основные формы,виды кредитов.
1.2 Место потребительского кредитования в сфере банковских услуг.
1.3 Развитие потребительского кредитования в России.
Глава II Анализ кредитования физических лиц в АФ ОАО АКБ "Росбанк".
2.1 Общая характеристика организации.
2.2 Анализ финансовой устойчивости банка.
2.3 Анализ кредитного портфеля ОАО АКБ "Росбанка"
Глава III Разработка системы кредитования физических лиц на ОАО АКБ "Росбанк".
3.1 Формирование и разработка системы кредитования нового продукта.
3.2 Мероприятия по внедрению системы.
3.3 Расчет экономической эффективности от внедрения нового кредитного продукта.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, резюмируя  вышесказанное, можно сделать выводы об огромном потенциале розничного сектора банковских услуг, о наличии объективных предпосылок его дальнейшего развития и перспективности потребительского кредитования как  наиболее востребованной населением банковской услуги с одной стороны, и в наименьшей степени освоенном прибыльном для банка виде бизнеса с другой. Многообразие форм потребительского кредитования предоставляет банкам широкие возможности реализации своих конкурентных преимуществ.

 

1.3 Развитие потребительского  кредитования в России

 

В России до перестроечных  процессов в экономике преобладали два основных вида потребительского кредита:

кредит на покупку  товаров длительного пользования;

кредит на жилищное строительство.

Первый вид  кредита носил косвенный характер, так как его предоставляли  различные торговые организации  при посредничестве кредита Госбанка СССР. Причем, если в 60-е гг. существование потребительского кредита в товарной форме было вызвано низким платежеспособным спросом большей части населения, то в 80-е гг. при высоком платежеспособном спросе населения потребительский кредит, прежде всего, являлся одним из экономических средств ускорения реализации образовавшихся в торговой сети сверхнормативных товарных запасов.

Второй вид кредита  непосредственно выдавался кредитными учреждениями (Госбанком СССР и Стройбанком  СССР).

С началом процессов формирования рыночных форм хозяйствования, сопровождавшегося  падением производства, а соответственно и товарооборота, а также активным созданием в розничной торговле частных коммерческих структур, кредитование населения в форме приобретения товаров в торговле с рассрочкой платежа потеряло свое практическое значение.

Современный российский рынок  потребительского кредитования стал развиваться  примерно с 2000 года, практически сразу  после стабилизации экономики и  августовского кризиса 1998 года. В то время инфляцию в стране удалось несколько обуздать, ее уровень стал вполне соответствовать требованиям кредитных учреждений, и они не замедлили прийти на помощь и торговым организациям и потребителям.

У истоков потребительского кредитования в России стоит банк «Русский стандарт», в 2001 году предложивший свою программу кредитования частных лиц. В результате реализации программы клиентами банка стали более 800 тыс. человек, а объем предоставленных кредитов превысил 10 млрд. рублей. Банк заключил соглашения о предоставлении потребительских кредитов на торговых площадках ведущих розничных сетей в Москве и регионах своего присутствия. В настоящее время число компаний-партнеров «Русского стандарта» более двух тысяч.

Тем не менее, в настоящее  время лишь немногие россияне имеют опыт получения потребительского кредита в коммерческом банке. По многим параметрам такой вид кредитных операций остается недоступным для большинства населения Российской Федерации. По оценкам специалистов рынок потребительского кредитования в Москве выбран всего на четверть, а в Российской Федерации в целом - только на 10 %. Данные об объёмах выданных кредитов представлены в таблице 1 [27].

Таблица 1 –  Данные об объемах выданных кредитов физическим лицам, тыс. руб.

 

1999 г

2000 г

2001 г

2002 г

2003 г

2004 г

2005 г

В рублях

    47950

   272319

   695154

  1169598

  2031171

  4247004

   6387180

В ин. валюте

    43356

    156547

   158258

    236324

   436708

   856119

   1141976


 

За 2005 год объем потребительских  кредитов, выданных российскими банками, вырос в два раза - с 618,86 млрд. руб. до 1178,92 млрд. руб. на 1 января 2006 года. Это намного превышает темпы роста за соответствующий период как активов российских банков (более 35%), так и их кредитных портфелей (немногим более 40%). При этом доля потребительских кредитов в кредитах банков приближается к 20%, а в активах превышает 10%.

За последний год рынок  кредитования частных лиц вырос  почти в два раза. В рейтинге банков по работающим активам количество финансовых учреждений, розничный кредитный портфель которых превышает 1 млрд рублей, увеличилось за год с 52 (на 1 марта 2005 года) до 91 (на 1 марта текущего). Это обстоятельство лишний раз подтверждает устоявшуюся тенденцию: рынок потребительского кредитования бурно растет, это направление является наиболее перспективным для банковского бизнеса.

По данным на 1 марта 2010 года банки из рейтинга выдали населению  в качестве кредитов 1,1 трлн рублей. Объем ссуд частным клиентам увеличивается  существенно быстрее, чем размер вкладов, привлекаемых от граждан. Так, совокупный кредитный портфель всех банков, вошедших в рейтинг «Ф.», за год вырос на 104%, тогда как сумма депозитов, размещенных населением этих же финансовых институтах, увеличилась только на 39%. Динамика роста кредитов, выданных предприятиям и организациям, также существенно ниже — на 35,7%.

Работающие активы (РА) банковской системы растут существенно медленнее, чем объем потребкердитов: за год  они увеличились на 37,6% (до 8,3 трлн рублей). При этом доля займов, предоставленных частным лицам, в структуре РА увеличилась более чем вдвое: на 1 марта текущего года они занимали 18,5% активов против 9% на 1 марта 2007-го. Количество банков, у которых кредиты гражданам занимают более 50% РА за год увеличилось с пяти до девяти. Финансовых институтов, в структуре активов которых этот показатель превышает 30%, насчитывается 21 против 13 годом ранее. Лидерами сегодня являются «Дельтакредит» (ссуды частным лицам занимают 91% активов), Промэкбанк (88%) и «Русский стандарт» (РС, 85%). Год назад по отношению кредитов населению к активам лидировали «Хоум кредит энд Финанс банк» (ХКФБ) и РС — у каждого этот показатель равнялся 84%. Но если РС за год прибавил 1 процентный пункт, то у ХКФБ доля ссуд гражданам в РА уменьшилась до 66%, то есть сейчас он на 6-м месте. Причем если на 1 марта 2005 года в активах ХКФБ вообще не было ценных бумаг, то на 1 марта 2009-го вложения в акции занимали 15% РА, а вложения в облигации — 10%.

Десятка лидеров по кредитам частным лицам за год существенно  изменилась. Так, благодаря переводу бизнеса группы ОВК в top-10 вошел Росбанк и занял 3-е место. ХКФБ был дважды потеснен — сначала Росбанком, а затем банком «Уралсиб». Сейчас по объему ссуд частным лицам он занимает 5-е место. Как уже отмечал «Ф.», одной из причин, по которой ХКФБ стал терять позиции, является ухудшение качества кредитного портфеля, которое в первом полугодии 2005 года привело к убыткам. В десятку ведущих кредиторов частных лиц также вошел Импэксбанк, показав лучшую после Росбанка динамику роста розничного портфеля среди лидеров по этому показателю.

А вот за два месяца текущего года (с 1 января по 1 марта) в top-10 по кредитам населению произошло лишь одно изменение: 10-е место занял Газпромбанк, поднявшись на одну позицию вверх. А вот Внешторгбанк (ВТБ), занимавший на 1 января 10-е место, опустился на 12-ю позицию. Это объясняется тем, что ВТБ постепенно передает розничный бизнес своей дочерней структуре «Внешторгбанк — розничные услуги». По объему средств, выданных частным лицам, «дочка» ВТБ за два месяца поднялась с 26-го на 21-е место, хотя в рейтинге по РА опустилась на две позиции, заняв 32-е место.

Банк «Уралсиб» укрепился  на 4-м месте по объему ссуд частным  лицам, оторвавшись от ХКФБ еще на 1,7 млрд рублей (разрыв составляет 4,5 млрд). Но из пятерки лидеров по РА «Уралсиб» выпал, снова совершив рокировку с Банком Москвы. А вот родоначальник российского «магазинного» экспресс-кредитования — РС, вплотную подобрался к top-10 по работающим активам, став 11-м в рейтинге. Разрыв с МДМ-банком за два месяца сократился на 7 млрд рублей. МДМ занял 10-е место по активам, «прибавив в весе» 11 млрд, а Промстройбанк, который в перспективе перейдет с ВТБ на единую акцию, покинул десятку лидеров по РА.

В течение января-февраля  текущего года объем розничных ссуд, выданных участниками рейтинга «Ф.», увеличился незначительно — всего на 3,5% (38 млрд рублей). Для сравнения: с 1 ноября прошлого года по 1 января текущего динамика составила 15% (141 млрд рублей).

У двух банков из первой десятки  по ссудам населению (Сбербанк и Райффайзенбанк) розничный кредитный портфель с 1 января по 1 марта не вырос вообще, а еще у двух лидеров (ХКФБ и Импэксбанк) объем займов, выданных гражданам, уменьшился на 2%. «Наш банк большую часть розничных кредитов выдает в долларах, бухгалтерия же предоставляет отчетность в рублях, — пояснил председатель правления Райффайзенбанка Йоханн Йонах. — В связи с изменением курса валюты в 2006 году рост портфеля ссуд частным лицам, пересчитанного в рублях, действительно мог составить менее 1%». Кроме того, как отметил предправления, январь и февраль традиционно являются месяцами с самой низкой активностью потребителей. «Но начиная с конца первого квартала портфель снова стал динамично развиваться», — говорит банкир.

В Импэксбанке 2-процентный спад также объяснили сезонным фактором. «Начало года всегда является «мертвым» периодом для розничного бизнеса, — комментирует директор департамента розничного бизнеса Импэксбанка Станислав Волошин. — В предновогоднем ажиотаже клиенты берут достаточно большие объемы кредитов, поэтому спад продаж в начале года закономерен. Кроме того, влияет и отсутствие активных рекламных компаний в это время». В Сбербанке же сообщили, что если брать весь первый квартал текущего года, то «по предварительным данным прирост ссудной задолженности по кредитам физических лиц составил 21,2 млрд рублей».

Также продолжается уже сложившаяся  тенденция увеличения процентных ставок по кредитам населению. Так, по данным Банка России, средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам физическим лицам в январе 2005 года составляла в рублях 19,9%, в долларах и евро соответственно 10,9% и 11,8% годовых. На январь 2006 года данные процентные ставки составляли по кредитам в рублях – 20,5%, в долларах – 12,0%, в евро – 14,0%.

Рост потребительского кредитования сопровождается увеличением банковских рисков, прежде всего кредитного риска и риска ликвидности. К декабрю 2005 года уровень просроченной задолженности по потребительским кредитам достиг 2% (против 1,4% на начало года), а по лидерам рынка (кроме Сбербанка) эта цифра превысила 5%.

В структуре банковских активов, выделяемых на кредитование, за 2005 год  потребительское кредитование составило  более 20%, в то время по итогам 2004 года данный показатель составил всего 15%.

Эксперты прогнозируют изменение структуры рынка - сохранение тенденции использования получаемых в кредит средств для совершения операций на рынке недвижимости, но при этом все более активный переход от нецелевых к ипотечным кредитам. Подобная перспектива прослеживается при сопоставлении структуры потребительского кредитования в России, в развитых странах и странах Восточной Европы.

Этот процесс закономерен: реальные доходы населения растут, а с ними растет и желание граждан "жить хорошо здесь и сейчас". Тем не менее, масштаб рынка частных займов все еще крайне мал в сравнении с другими странами с переходной экономикой - он составляет не более 2 % - 3 % ВВП по сравнению, например, с 6 % ВВП в Венгрии и более чем 10 % ВВП в Эстонии. Для сравнения: согласно исследованию английской организации Credit Servises Association, на первое января 2005 г. Жители Великобритании были должны банкам 170 млрд. фунтов стерлингов (более $306 млрд.) [27].

Даже в Болгарии, более  бедной по показателю дохода на душу населения  стране, объем рынка потребительского кредитования составляет сегодня 4 % ВВП. На наш взгляд, это довольно убедительно свидетельствует в пользу существенного потенциала этой ниши розничного бизнеса [22].

По оценкам The Boston Consulting Group, бурный рост рынка потребительских  займов в ближайшие пять лет продолжится, при этом рост потребления населением кредитных продуктов будет по-прежнему опережать рост благосостояния.

Хотя рынок пока далек  от насыщения, конкуренция на нем  уже ощущается, так как банкам приходится сосуществовать на нем рядом друг с другом. Понимая перспективность направления, а также то, что конкуренция на нем будет только расти, банки пытаются уже сейчас отхватить как можно больший кусок "розничного пирога". Каждый банк стремится не просто продать свой кредитный продукт, но и привязать к себе клиента, чтобы он стал обслуживаться в банке и покупал другие продукты.

Российский рынок становится всё более привлекательным для  зарубежных финансовых структур. В  результате усилится конкуренция между  российскими и иностранными банками.

В июле 2004 года BNP Paribas через  свою дочернюю компанию Cetelem, лидера потребительского кредитования континентальной Европы, приобрел почти 50 % банка "Русский  стандарт". Сделка должна быть завершена  к концу года. В августе финансовое крыло американской корпорации General Electric – компания GE Consumer Finance заявила о грандиозных планах своей экспансии на российский рынок потребительского кредитования: компания намерена выйти на первое место по объему выданных кредитов. Осуществить эти планы ей должно помочь недавнее приобретение Дельта-банка.

Французская группа Societe Generale тоже планирует занять лидирующее место  на российском рынке. Ее дочерняя компания "Русфинанс" в течение ближайших  двух-трех лет планирует войти  в тройку лидеров рынка [22].

Характерная особенность  современного российского потребительского кредитования – высокие реальные процентные ставки, при заявляемых в рекламе нулевых ставках. Это  объясняется тем, что банки «догоняют» реальный процент путем манипулирования  различными комиссиями: платой за ведение ссудного счета, разовой комиссией за выдачу кредита, всевозможными штрафами за малейшее отклонение от графика выплат.

Информация о работе Разработка системы кредитования физических лиц на ОАО АКБ "Росбанк"