Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:22, дипломная работа
Актуальность данной работы формирует за собой цель изучения внешнеэкономических связей Российской федерации и стран Северо-Восточной Азии на рынках стран АТР. Цель формирует за собой следующие задачи. А именно – это детальное рассмотрение основных стран экспортеров рыбной продукции на рынке Северо-Восточной Азии. Рассмотрение производственных и добывающих мощностей Дальневосточного региона. Доскональное изучение таких стран, как, Китай, Япония, Южная Корея и их долевое участие в экономики рыбодобывающей промышленности Дальневосточного региона. Под основу объекта изучения, попали такие регионы Дальнего Востока, выступающие в качестве основных экспортеров, как Приморский край, Магаданская область, Камчатский край и Сахалинская область.
Введение 2
1 Основные этапы становления 6
1.1. Формирование рыбопромышленного комплекса Дальнего востока 6
1.2. Состояние рыбной промышленности Дальнего Востока до установления рыночных отношений 15
1.3. Современное состояние рыбного хозяйства Дальнего Востока 26
2. Специфика рыбной промышленности и ее структура со странами СВА 31
2.1 Внешнеторговые отношения Китая на примере рыбной отрасли 31
2.2 Внешнеторговые отношения с Кореей на примере рыбной отрасли 34
2.3 Внешнеторговые отношения России с Японией на примере рыбной отрасли 37
3. Инфраструктура и производственные мощности рыбной промышленности Дальневосточного региона 41
3.1 Материально-техническая база рыбодобывающей отрасли Дальневосточного региона 41
3.2 Техническое обустройство городских и прибрежных рыбообрабатывающих предприятий 50
Заключение 73
Список использованных источников 75
Рыболовная
конвенция создала весьма благоприятные
условия для усиления японской экспансии,
способствуя, в то же время, ухудшению
позиций русских
Позитивную
помощь в смягчении ситуации оказала
Китайско-Восточная железная дорога
(КВЖД), позволившая обеспечить бесперебойное
железнодорожное сообщение
Возможность
доставки грузов по железной дороге в
европейскую часть России, позволила
русским рыбопромышленникам внести
коррективы в маршруты перевозок
рыбной продукции для организации
сбыта не только в Японии, но и
в Сибири, на Урале и в центральных
губерниях Российской империи. К
тому же в 1910 г. правительство, озабоченное
вопросами национальной безопасности
и экономического подъема страны,
вводит пониженный на 25% тариф на провоз
рыбопродукции по Транссибу, В результате,
из 40 тыс.т рыбы, добытой за пятилетие
в Амурском промысловом бассейне,
83% было направлено на рынки Сибири,
Урала и центральной России. А
увеличение в это же время количества
срочных рейсов Добровольного флота
позволило довести до 80% вывоз
рыбопродукции с берегов
Рост объемов перевозок российской рыбной продукции в Сибирь, на Урал, центральные и западные районы страны привел к сокращению ее экспорта на японский рынок. Если в 1909 г. он составил 29,3 тыс.т, то в 1911 г. – 16,4 тыс.т, а в 1913 г. – 2,3 тыс.т.
В целом общий улов российских рыбаков в отечественных водах Дальнего Востока вырос с 110 тыс.т в 1913 г. до 136 тыс.т в 1917 г. Причем основная часть улова приходилась на долю лососевых рыб (86 – 88%) и сельди (8 – 10%). За время гражданской войны и интервенции (1918 – 1921 гг.) рыбные промыслы на Дальнем Востоке по существу были разрушены.
Началом
становления современной рыбной
промышленности на Дальнем Востоке
следует считать 1924 г. когда было
организовано (ОКАРО) членами которого
стали Дальгосрыбпром, Дальгосторг,
Центросоюз. В задачи ОКАРО входило
развитие и эксплуатация рыбных и
зверинных промыслов, закупка пушнины
и золота у местного населения, снабжение
местного жителей предметами первой
необходимости, охотничьими припасами
и рыболовными снастями. В 1925 г. создается
государственный
В 1926 г. постановлением Президиума ВСНХ РСФСР "Дальгосрыбтрест" был слит с акционерным обществом ОКАРО. Новое объединение сохранило название "Дальгосрыбтрест".
В 1927 г. образовано
Акционерное Камчатское общество по
развитию экономики и рационального
использования естественного
В 1930 г. создано
Акционерное Сахалинское
С организацией государственного рыболовства уловы резко возросли и в 1930 г. достигли 305 тыс.т. Из них 81% улова приходится на долю государственной промышленности и рыболовецкой кооперации, а сохранившегося частного сектора – 19%. В видовом составе уловов преобладали лососи (63%), сардина-иваси (25%) и 1 сельдь (10%). Лов сардины-иваси в Приморье производился дрифтерными сетями с парусных судов. Лосось и сельдь добывались береговыми орудиями лова – ставными и закидными неводами, а на Амуре, кроме того, – заездками.
В 1930 г. из системы Дальгосрыбтреста и АКО выделился в самостоятельное управление Кработрест. В 1935 г. из АКО выделился Охото–Аянский госрыбтрест, в последующем реорганизованный в Охотский трест, а из Дальгосрыбтреста – Североприморский трест (Терней). В Приморье активизировался промысел сардины-иваси, уловы которой в 1937 г. превысили 150 тыс.т. Б годы Отечественной войны, несмотря на исчезновение сардины-иваси, ежегодные уловы на Дальнем Востоке не только не снизились, но и увеличились и в 1943 г. приблизились к 400 тыс.т.
После окончания Отечественной войны (в 1945 г.) произошла очередная реорганизация рыбной промышленности Дальнего Востока. На базе Дальгосрыбтреста было образовано Главное управление рыбной промышленности Приморья (Главпримор–рыбпром), объединившее все рыбопромышленные и подсобные предприятия и тресты Приморья и Амура. АКО было реорганизовано в Главкамчатрыбпром, в него вошли все рыбные предприятия Камчатки и Чукотки. На Сахалине Главсахалинрыбпром объединил все предприятия рыбной промышленности Сахалина и Курильских островов. Несколько позже (в 1947 г.) был организован Главамуррыбпром, в состав которого вошли рыбопромышленные тресты среднего и нижнего Амура, Охотский и Североохотский тресты.
Таким образом,
вся рыбная промышленность Дальнего
Востока была сведена в четыре
Главные управления с непосредственным
подчинением каждого
В 1957 г.,
когда произошла новая
Очередная реорганизация в рыбной промышленности Дальнего Востока была осуществлена в 1970 г., когда в целях улучшения структуры управления:
В таком составе рыбная промышленность Дальнего Востока функционировала до начала разгосударствления и приватизации социалистических предприятий, осуществленных в ходе экономических преобразований и формирования рыночных отношений в Российской Федерации.
На текущий момент исключительно продуктивным водоемом является Охотское море – главный рыбопромысловый бассейн России. В Дальневосточном бассейне вылавливается 99% всех лососевых, 100% крабов, свыше 90% камбаловых, более 40% сельди, около 60% моллюсков, около 90% водорослей от общего улова по России. В целом в исключительной экономической зоне России на Дальнем Востоке насчитывается более 2000 видов различных гидробионтов. Пока же наши рыбаки, в отличие от японских, китайских и корейских, используют всего несколько их десятков. Биологические ресурсы морей Тихого океана остаются одним из тех видов природного сырья, использование которого и в перспективе будет оказывать существенное влияние на наращивание экономического потенциала Дальневосточного региона.[13]
Таким образом,
в настоящее время
Наличие морских биологических ресурсов является необходимым, но недостаточным условием для организации их рентабельной эксплуатации. Последняя возможна только при наличии соответствующей материально-технической базы для добычи морских объектов, их переработки и реализации готовой продукции. Создание рыбной промышленности Дальнего Востока, как самостоятельной отрасли народного хозяйства, относится к 30–м когда началось строительство рыбокомбинатов, рыбозаводов и создание рыболовецких колхозов.
Второй этап развития материально-технической базы рыбной промышленности относится к началу послевоенного периода, когда на смену мотоботам прибрежного лова с мощностью главного двигателя до 40 л.с. пришли рыболовные боты и малые рыболовные сейнеры с мощностью главного двигателя 80 л.с. (РБ-80 и МРС-80). Поскольку мореходные качества этих судов позволяли производить лов рыбы и нерыбных объектов в пределах 20 миль от порта-убежища, то начался период интенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов этой акватории.
Следующий этап планомерного и широкомасштабного развития материально-технической базы рыбной промышленности Дальнего Востока пришелся на середину 50–х годов и был связан с техническим перевооружением и реконструкцией функционирующих рыбокомбинатов и рыбозаводов, строительство морских рыбных портов, холодильников, судоремонтных заводов тарных предприятий и баз флота. Большие капвложения были направлены на создание морского и океанического добывающего обрабатывающего и приемно-транспортного флота. На рыбопромышленные предприятия Дальнего Востока стали поступать рыболовные сейнеры с мощностью главных двигателей –300 л.с. (СО–300 и РС–3ОО): средние рыболовные траулеры бортового траления с мощностью главных двигателей 300 и 400 л.с. (СРТ–300 и СРТ–400); средние рыболовные рефрижераторные траулеры бортового траления с мощностью главных двигателей 400 и 540 л.с. (СРТР–400 и СРТР–540), а также большие морозильные траулеры кормового траления с мощностью главного двигателя 2000 л.с. (БМРТ–2000). В целом численность добывающего флота в 1960 году до 1098 ед., а вылов рыбы и морепродуктов – д о 860,8 тыс.т.[1]