Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:22, дипломная работа
Актуальность данной работы формирует за собой цель изучения внешнеэкономических связей Российской федерации и стран Северо-Восточной Азии на рынках стран АТР. Цель формирует за собой следующие задачи. А именно – это детальное рассмотрение основных стран экспортеров рыбной продукции на рынке Северо-Восточной Азии. Рассмотрение производственных и добывающих мощностей Дальневосточного региона. Доскональное изучение таких стран, как, Китай, Япония, Южная Корея и их долевое участие в экономики рыбодобывающей промышленности Дальневосточного региона. Под основу объекта изучения, попали такие регионы Дальнего Востока, выступающие в качестве основных экспортеров, как Приморский край, Магаданская область, Камчатский край и Сахалинская область.
Введение 2
1 Основные этапы становления 6
1.1. Формирование рыбопромышленного комплекса Дальнего востока 6
1.2. Состояние рыбной промышленности Дальнего Востока до установления рыночных отношений 15
1.3. Современное состояние рыбного хозяйства Дальнего Востока 26
2. Специфика рыбной промышленности и ее структура со странами СВА 31
2.1 Внешнеторговые отношения Китая на примере рыбной отрасли 31
2.2 Внешнеторговые отношения с Кореей на примере рыбной отрасли 34
2.3 Внешнеторговые отношения России с Японией на примере рыбной отрасли 37
3. Инфраструктура и производственные мощности рыбной промышленности Дальневосточного региона 41
3.1 Материально-техническая база рыбодобывающей отрасли Дальневосточного региона 41
3.2 Техническое обустройство городских и прибрежных рыбообрабатывающих предприятий 50
Заключение 73
Список использованных источников 75
Для переработки такого количества сырья рыбная промышленность Дальнего Востока помимо береговых обрабатывающих предприятий имела в своем составе 13 сельдевых плавучих баз. 10 плавучих крабо- и рыбоконсервных заводов и 9 производственных рефрижераторов. В 1960 году ими было произведено 543,8тыс.т рыбной продукции, в том числе пищевой – 388,8 тыс.т, консервов – 50,6 тыс.т (144,7 муб), непищевой – 104,4 тыс.т. Доставку готовой продукции в морские рыбные порты наряду с большими добывающими судами, плавбазами и плавзаводами осуществляли 34 транспортных рефрижератора.
Высокие темпы поставок рыбопромыслового флота сохранились и в следующем 15–летии (с 1961 по 1975 гг.). Наряду с судами уже освоенных в эксплуатации типов, добывающий флот получил из новостроя большое количество судов новых типов. Среди них: рыболовный морозильный траулер (РТМ) типа "Атлантик" с мощностью главного двигателя 2320 л.с.; зверобойно-рыболовное 1 судно (ЗРС) типа "Зверобой" с мощностью главного двигателя 33300 л.с.; средний рыболовный морозильный траулер бортового траления с мощностью главного двигателя 800 л.с. (СРТМ – 800); средний рыболовный морозильный траулер кормового траления с мощностью главного двигателя 1000 л.с. (СРТМ – 1000); сейнер - траулер рефрижераторный (СТР) типа "Альпинист" с мощностью главного двигателя 1320 л.с.; тунцеловное судно (ТС) с мощностью главного двигателя 800 л.с. и малое рыболовное судно с мощностью главного двигателя 225 л.с. (МРС-225). Не смотря на списание в 1961 – 1975 гг. 492 добывающих судов, численность добывающего флота в 1975 г. достигла 1283 ед., а вылов рыбы и морепродуктов достиг 3598,0 тыс.т [7].
Переработка добытых промысловых объектов осуществлялась на больших морозильных рыболовных траулерах, плавучих и береговых обрабатывающих предприятиях. Средние морозильные рыболовные траулеры в составе промысловых экспедиций занимались в основном ловом массовых видов рыб (минтая, сельди, сайры) со сдачей сырца на обрабатывающие суда. Исключением были суда, работавшие на глубоководном лове палтуса и угольной рыбы и выпускавшие мороженую продукцию.
Обрабатывающий флот в 1975 году состоял из 94 судов, в том числе 16 плавучих крабо – и рыбоконсервных заводов (10 – типа "Андрей Захаров"ров", 4 – типа "Кораблестроитель Клопотов", 2 – типа "Ленинский Луч", 39 плавучих рыбоперерабатывающих баз (2 - РМБ типа "Посьет", 8 – ПБ типа "Спасск", 20 – ПБ типа "Профессор Баранов, 4 – ПБ типа "Северодвинск", 2 – ПБ типа "Ламут", 3 - несерийных рефрижераторных ПБ) и 39 производственных рефрижераторов (типа "Севастополь", "Таврия" и др.) [17].
Береговое рыбообрабатывающее производство было сосредоточено на 47 предприятиях, расположенных по всему дальневосточному побережью от П.Анадырь на севере до п.Посьет на юге. Его состав: 4 рыбокомбината и 1 рыбозавод на побережье Магаданской области; 12 рыбокомбинатов и 1 зверокомбинат на побережье Камчатской области; 9 рыбокомбинатов, 2 рыбозавода и 1 агаровый завод на побережье Сахалинской области; 2 рыбокомбината и 3 рыбозавода на берегу р. Амур и побережье Хабаровского края; 11 рыбокомбинатов и 1 агаровый завод на побережье Приморского края.
Из добытых на бассейне 3598,7 тыс.т промысловых объектов на судах промыслового флота, рыбокомбинатах и рыбозаводах в 1975 году было выработано 1988,1 тыс.т рыбной продукции. В том числе 896,7 тыс.т пищевой продукции, 247,0 тыс.т. консервов и 844,4 тыс.т непищевой продукции. Таким образом, за период с 1961 по 1975 годы вылов рыбы и морепродуктов на Дальнем Востоке увеличился в 4,2 раза, а выпуск рыбной продукции в 3,7 раза. Ощутимому среднегодовому приросту объемов вылова и выпуска рыбной продукции в значительной степени способствовала существовавшая в то время практика свободы мореплавания и рыболовства, которая позволяла широко развивать промысел рыбы и нерыбных объектов во всех наиболее продуктивных районов Мирового океана. В этих условиях прирост вылова зависел, главным образом, от уровня развития материально-технической базы рыбной промышленности. Другими словами, была выработана валовая и в основном экстенсивная стратегия морского рыболовства на Дальнем Востоке.
До 1977 года
рыбная промышленность Дальнего Востока
использовала имевшуюся возможность
наращивать объемы вылова рыбы и морепродуктов
достаточно высокими темпами за счет
освоения биологических ресурсов удаленных
районов современных
Для компенсации потерь усилия рыбной промышленности были сосредоточены на освоении недоиспользуемых биологических ресурсов исключительной рыболовной зоны России, добыча биоресурсов в которой выросла в среднем на 30%.
Общий объем вылова рыбы и морепродуктов на бассейне снизился к 1975 г. лишь на 2,6%. Полученный результат подтвердил правильность измененной стратегии развития рыболовства на Дальнем Востоке, направленной преимущественно на освоение и использование биологических ресурсов национальной рыболовной зоны.
Использование биоресурсов открытых районов Мирового океана и приобретение прав на ведение промысла в рыболовных зонах иностранных государств проводилось со следующими целями:
Таким образом,
предполагалось, что в отечественной
рыболовной зоне промысел биоресурсов
может производиться с
Однако развитие материально-технической базы рыбной промышленности в последующее 15 – летие (1976 – 1990 гг.) продолжало осуществляться на основе прежней стратегии, вследствие чего в поставках добывающего флота преобладали большие суда. В увеличении численности,при увеличении численности добывающего флота в 1990 г. по сравнению с 1975 г. на 95 судов (7,4%), количество больших судов возросло на 56 ед. (32,5%), средних -на 10 ед. (2,3%), малых - на 29 ед. (4,3%). И хотя темпы роста численности добывающего флота в 1976-1990 гг. почти в 1,9 раза уступали темпам её роста 1961-1975 годы, тем не менее в 1990 г. промысловый и производственный потенциал вышеупомянутого флота значительно превысил аналогичный показатель 1975.
В свою очередь,
рост потенциала добывающего флота
был обусловлен высокими эксплуатационно-техническими
характеристиками поступающих судов,
благодаря прогрессу в
При этом следует отметить, что мощность главных двигателей БАТМ пр.1288 и РТМ-С "Прометей" превышает мощность главного двигателя наиболее массового в этот период времени большого добывающего судна – БМРТ пр.394А в 3,5 и 1,9 раза; мощность электростанций, включая валогенераторы, работающие от главного двигателя, – в 3,2 и 2,5 раза, тяговое усилие ваерных барабанов траловой лебедки – в 2,1 и 2,3 раза, производительность морозильных установок – в 2,0 раза.
Предназначенный для лова тунца кошельковым неводом БСТ типа "Родина" также не имел аналогов на Дальневосточном бассейне, поскольку на нем были установлены: главный двигатель мощностью 5200 л.с., электростанция мощностью 1920 кВт и подвесная неводовыборочная машина с тяговым усилием до 6,5 тс. Морозильная установка обеспечивала заморозку в рассоле до 30 т тунца ежесуточно.
Одновременно
с группой больших добывающих
судов, судами новых типов в 1976-1990
гг. происходило пополнение и группы
средних добывающих судов, которые
получили из новостроя 3 средних рыболовных
морозильных траулера (СРТМ) типа "Стеркордер"
пр.Р-8830 норвежской постройки, 11 морозильных
Д траулер-сейнеров типа "Орленок"
пр. 333 немецкой постройки, 15 средних
рыболовных морозильных траулеров
(СРТМ) типа "Василий Яковенко"
пр.502ЭМ, 74 рефрижераторных траулер-
Помимо судов новых типов, продолжались поставки судов ранее эксплуатирующихся и хорошо зарекомендовавших себя типов, таких как СТР пр.503 и СРТМ пр.502Э, численность которых увеличилась на 180 и II ед. соответственно при одновременном списании 70 СРТМ пр.502, 502Г, 502М; 130 СРТР – 400,540; 91 СРТ – 300,400 и 9 зверошхун финской постройки. Поступающие суда новых типов имели более высокие эксплуатационно-технические характеристики. Так, мощность главного двигателя, мощность электростанции и тяговое усилие ваерных барабанов траловой лебедки у судов типа СРТМ пр.502ЭМ выше значений тех же самых характеристик судов типа СРТМ пр.502 в 1,45 раза, соответственно. Кроме того, суточная производительность морозильных аппаратов на судах типа СРТМ пр. 502ЭМ в 3,7 раза выше суточной производительности морозильных аппаратов судов типа СРТМ пр.502. Еще большая разница между значениями этих характеристик у судов типа РС пр.388М и пришедших им на смену судов типа СТР пр-420, у которых мощность главного двигателя, мощность электростанции и ваерных барабанов траловых лебедок превышают значения аналогичных показателей судов типа РС пр.388М в 2,7; 3,1 и 1,6 раза.
Существенно отличаются от всех ранее построенных судов своей группы суда типа ТСМ пр.ЗЗЗ и СРТМ пр.Р – 8830, превосходящие прототипы по размерам и водоизмещению, а также технической оснащенности. В частности мощность главных двигателей этих судов достигает 2400 и 3345 л.с.; мощность электро-мощности валогенераторов, работающих от главного двигателя, – 2030 и 2320 кВт, тяговое усилие ваерных и – 18 и 29 те, производительность морозильных аппаратов – 30 и 48 т/сутки, производительность рыбомучных установок – 12 и 50 тн/сутки.
За счет поступления новых и списания изношенных судов увеличилась промысловая мощность и малого добывающего флота. Во – первых, в течение 1976 – 1990 годов в состав этого флота были включены 32 МРС пр.1322 и 222 МРС пр.1338, а исключены 64 РС пр.388 и 183 РБ и МРС-80. Пополнился малый добывающий флот также 12 малыми рыболовными рефрижераторными траулерами (МРТР), в том числе 4 – пр.1296, 5 – пр.1328 и 3 – пр.1282 с главными двигателями мощностью 578, 300 и 305 л.с. и электростанциями мощностью 320, 32 и 30 кВт. Начали эксплуатироваться на бассейне и малые креветколовные морозильные траулеры (МКТМ), численность которых в 1990 году достигла 6 ед., в том числе 4 – пр.12961 и 2 – пр.В-275. Мощность главных двигателей этих судов составляет 800 и 750 л.с., мощность электростанций – 400 и 200 кВт, производительность морозильных установок – 4,8 и 4,0 т.сутки.
В результате модернизации добывающего флота, его общая численность достигла в 1990 году 1378 ед., из них 234 ед. составляли большие, 442 ед. - средние и 702 ед. - малые добывающие суда.
Говоря
же об основных направлениях развития
добывающего флота необходимо отметить,
что в течение всего
Следствием повышения технического уровня добывающего флота стал рост его суточных и годовых уловов. В частности, средний вылов судна увеличился с 2785 т в 1975 г. до 3320 т в 1990 г.
В целом вылов рыбы и нерыбных объектов в 1990 г. превысил вылов 1975 г. на 1002 тыс.т. Более детальный анализ показывает, что прирост на 73,6% был получен за счет роста технического уровня добывающего флота и на 26,4% – роста его численности.
Из 4601 тыс.т. промысловых объектов, выловленных на Дальнем Востоке в 1990 г.: 2186 тыс.т было переработано на больших, средних и малых добывающих судах, оснащенных технологическими линиями по производству готовой продукции; 2415 тыс.т – передано на плавучие и береговые обрабатывающие предприятия, в т.ч. 2145 тыс.т – на суда обрабатывающего флота и 270 тыс.т – на рыбозаводы и рыбокомбинаты.
Поскольку
в 1990 году численность обрабатывающего
флота осталась на уровне 1975 г. (95 судов),
то прием и переработка 2145 тыс. т
рыбы и морепродуктов стала