РЫбная промышленность РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:22, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной работы формирует за собой цель изучения внешнеэкономических связей Российской федерации и стран Северо-Восточной Азии на рынках стран АТР. Цель формирует за собой следующие задачи. А именно – это детальное рассмотрение основных стран экспортеров рыбной продукции на рынке Северо-Восточной Азии. Рассмотрение производственных и добывающих мощностей Дальневосточного региона. Доскональное изучение таких стран, как, Китай, Япония, Южная Корея и их долевое участие в экономики рыбодобывающей промышленности Дальневосточного региона. Под основу объекта изучения, попали такие регионы Дальнего Востока, выступающие в качестве основных экспортеров, как Приморский край, Магаданская область, Камчатский край и Сахалинская область.

Содержание работы

Введение 2
1 Основные этапы становления 6
1.1. Формирование рыбопромышленного комплекса Дальнего востока 6
1.2. Состояние рыбной промышленности Дальнего Востока до установления рыночных отношений 15
1.3. Современное состояние рыбного хозяйства Дальнего Востока 26
2. Специфика рыбной промышленности и ее структура со странами СВА 31
2.1 Внешнеторговые отношения Китая на примере рыбной отрасли 31
2.2 Внешнеторговые отношения с Кореей на примере рыбной отрасли 34
2.3 Внешнеторговые отношения России с Японией на примере рыбной отрасли 37
3. Инфраструктура и производственные мощности рыбной промышленности Дальневосточного региона 41
3.1 Материально-техническая база рыбодобывающей отрасли Дальневосточного региона 41
3.2 Техническое обустройство городских и прибрежных рыбообрабатывающих предприятий 50
Заключение 73
Список использованных источников 75

Файлы: 1 файл

Рыбная промышленность.docx

— 145.71 Кб (Скачать файл)

Для переработки  такого количества сырья рыбная промышленность Дальнего Востока помимо береговых  обрабатывающих предприятий имела  в своем составе 13 сельдевых плавучих баз. 10 плавучих крабо- и рыбоконсервных заводов и 9 производственных рефрижераторов. В 1960 году ими было произведено 543,8тыс.т  рыбной продукции, в том числе пищевой – 388,8 тыс.т, консервов – 50,6 тыс.т (144,7 муб), непищевой – 104,4 тыс.т. Доставку готовой продукции в морские рыбные порты наряду с большими добывающими судами, плавбазами и плавзаводами осуществляли 34 транспортных рефрижератора.

Высокие темпы поставок рыбопромыслового флота сохранились и в следующем 15–летии (с 1961 по 1975 гг.). Наряду с судами уже освоенных в эксплуатации типов, добывающий флот получил из новостроя большое количество судов новых типов. Среди них: рыболовный морозильный траулер (РТМ) типа "Атлантик" с мощностью главного двигателя 2320 л.с.; зверобойно-рыболовное 1 судно (ЗРС) типа "Зверобой" с мощностью главного двигателя 33300 л.с.; средний рыболовный морозильный траулер бортового траления с мощностью главного двигателя 800 л.с. (СРТМ – 800); средний рыболовный морозильный траулер кормового траления с мощностью главного двигателя 1000 л.с. (СРТМ – 1000); сейнер - траулер рефрижераторный (СТР) типа "Альпинист" с мощностью главного двигателя 1320 л.с.; тунцеловное судно (ТС) с мощностью главного двигателя 800 л.с. и малое рыболовное судно с мощностью главного двигателя 225 л.с. (МРС-225). Не смотря на списание в 1961 – 1975 гг. 492 добывающих судов, численность добывающего флота в 1975 г. достигла 1283 ед., а вылов рыбы и морепродуктов достиг 3598,0 тыс.т [7].

Переработка добытых промысловых объектов осуществлялась на больших морозильных рыболовных траулерах, плавучих и береговых  обрабатывающих предприятиях. Средние  морозильные рыболовные траулеры в  составе промысловых экспедиций занимались в основном ловом массовых видов рыб (минтая, сельди, сайры) со сдачей сырца на обрабатывающие суда. Исключением были суда, работавшие на глубоководном лове палтуса и  угольной рыбы и выпускавшие мороженую  продукцию.

Обрабатывающий  флот в 1975 году состоял из 94 судов, в том числе 16 плавучих крабо – и рыбоконсервных заводов (10 – типа "Андрей Захаров"ров", 4 – типа "Кораблестроитель Клопотов", 2 – типа "Ленинский Луч", 39 плавучих рыбоперерабатывающих баз (2 - РМБ типа "Посьет", 8 – ПБ типа "Спасск", 20 – ПБ типа "Профессор Баранов, 4 – ПБ типа "Северодвинск", 2 – ПБ типа "Ламут", 3 - несерийных рефрижераторных ПБ) и 39 производственных рефрижераторов (типа "Севастополь", "Таврия" и др.) [17].

Береговое рыбообрабатывающее производство было сосредоточено на 47 предприятиях, расположенных  по всему дальневосточному побережью  от П.Анадырь на севере до п.Посьет на юге. Его состав: 4 рыбокомбината  и 1 рыбозавод на побережье Магаданской  области; 12 рыбокомбинатов и 1 зверокомбинат  на побережье Камчатской области; 9 рыбокомбинатов, 2 рыбозавода и 1 агаровый завод на побережье Сахалинской  области; 2 рыбокомбината и 3 рыбозавода на берегу р. Амур и побережье Хабаровского края; 11 рыбокомбинатов и 1 агаровый завод  на побережье Приморского края.

Из добытых  на бассейне 3598,7 тыс.т промысловых  объектов на судах промыслового флота, рыбокомбинатах и рыбозаводах в 1975 году было выработано 1988,1 тыс.т рыбной продукции. В том числе 896,7 тыс.т пищевой продукции, 247,0 тыс.т. консервов и 844,4 тыс.т непищевой продукции. Таким образом, за период с 1961 по 1975 годы вылов рыбы и морепродуктов на Дальнем Востоке увеличился в 4,2 раза, а выпуск рыбной продукции в 3,7 раза. Ощутимому среднегодовому приросту объемов вылова и выпуска рыбной продукции в значительной степени способствовала существовавшая в то время практика свободы мореплавания и рыболовства, которая позволяла широко развивать промысел рыбы и нерыбных объектов во всех наиболее продуктивных районов Мирового океана. В этих условиях прирост вылова зависел, главным образом, от уровня развития материально-технической базы рыбной промышленности. Другими словами, была выработана валовая и в основном экстенсивная стратегия морского рыболовства на Дальнем Востоке.

До 1977 года рыбная промышленность Дальнего Востока  использовала имевшуюся возможность  наращивать объемы вылова рыбы и морепродуктов  достаточно высокими темпами за счет освоения биологических ресурсов удаленных  районов современных добывающих, обрабатывающих и транспортных судов. Однако с 1977 года развитие отечественного рыболовства значительно осложнилось, поскольку введение почти всеми  прибрежными государствами тихоокеанского бассейна 200 – мильных экономических зон привело к установлению ими жестких ограничений по районированию промысла, объемам вылова, видам и срокам лова [6]. По этим причинам вылов рыбы и морепродуктов в водах Тихого океана, прилегающих к побережью иностранных государств, сократился в 1977-1980 гг. по сравнению с объемом вылова в 1976 году почти на 63% [8].

Для компенсации  потерь усилия рыбной промышленности были сосредоточены на освоении недоиспользуемых биологических ресурсов исключительной рыболовной зоны России, добыча биоресурсов  в которой выросла в среднем  на 30%.

Общий объем  вылова рыбы и морепродуктов на бассейне снизился к 1975 г. лишь на 2,6%. Полученный результат подтвердил правильность измененной стратегии развития рыболовства  на Дальнем Востоке, направленной преимущественно  на освоение и использование биологических  ресурсов национальной рыболовной зоны.

Использование биоресурсов открытых районов Мирового океана и приобретение прав на ведение  промысла в рыболовных зонах иностранных  государств проводилось со следующими целями:

  • смягчения сезонности рыболовства в целях наиболее полной загрузки имеющихся производственных мощностей промыслового флота;
  • более равномерной поставки рыбопродукции населению и народному хозяйству страны в течение календарного года;
  • организации промысла ценных массовых рыб и нерыбных
  • объектов, отсутствующих в отечественных водах. В пользу эффективности выбранной новой стратегии развития рыболовства на Дальнем Востоке на тот период свидетельствовали следующие факторы:
  • широкий спектр видового состава рыб, беспозвоночных животных, морских животных и водорослей в отечественной рыболовной зоне;
  • более высокая, по сравнению с открытыми районами продуктивность дальневосточных морей и, как следствие, суточная производительность лова добывающих судов;
  • более близкое расположение районов промысла от портов базирования промысловых судов, а значит, более низкие экономические издержки на промысле, экономия топлива на переходах и, самое главное, достигалась меньшая капиталоёмкость при достижении одних и тех же экономических результатов.

Таким образом, предполагалось, что в отечественной  рыболовной зоне промысел биоресурсов  может производиться с использованием менее дорогих основных средств  производства в рыболовстве - средними, малыми и маломерными добывающими  судами, в то время как значительная часть крупных и больших судов  должна быть ориентирована на ведение  промысла морских объектов в рыболовных зонах иностранных государств и  в открытых районах Тихого океана.

Однако  развитие материально-технической  базы рыбной промышленности в последующее 15 – летие (1976 – 1990 гг.) продолжало осуществляться на основе прежней стратегии, вследствие чего в поставках добывающего флота преобладали большие суда. В увеличении численности,при увеличении численности добывающего флота в 1990 г. по сравнению с 1975 г. на 95 судов (7,4%), количество больших судов возросло на 56 ед. (32,5%), средних -на 10 ед. (2,3%), малых - на 29 ед. (4,3%). И хотя темпы роста численности добывающего флота в 1976-1990 гг. почти в 1,9 раза уступали темпам её роста 1961-1975 годы, тем не менее в 1990 г. промысловый и производственный потенциал вышеупомянутого флота значительно превысил аналогичный показатель 1975.

В свою очередь, рост потенциала добывающего флота  был обусловлен высокими эксплуатационно-техническими характеристиками поступающих судов, благодаря прогрессу в судостроении, изготовлении орудий лова, создании навигационных  и рыбопоисковых приборов, производстве технологического оборудования и т.д. Так, группа больших добывающих судов  пополнилась 35 большими автономными морозильными траулерами (БАТМ) типа "Пулковский Меридиан" пр. 1288, 30 рыболовными морозильными супертраулерами (РТМ – С) типа "Прометей" немецкой постройки 5 большими тунцеловными сейнерами (БСТ) типа "Родина" пр.В – 406 польской постройки. Увеличилось также на 7 ед. количество РТМ типа "Атлантик" и на 2 ед.- количество ЗРС пр.В-422 при одновременном снижении численности судов типа БМРТ пр.394 различных модификаций на 23 ед.

При этом следует отметить, что мощность главных  двигателей БАТМ пр.1288 и РТМ-С "Прометей" превышает мощность главного двигателя  наиболее массового в этот период времени большого добывающего судна – БМРТ пр.394А в 3,5 и 1,9 раза; мощность электростанций, включая валогенераторы, работающие от главного двигателя, – в 3,2 и 2,5 раза, тяговое усилие ваерных барабанов траловой лебедки – в 2,1 и 2,3 раза, производительность морозильных установок – в 2,0 раза.

Предназначенный для лова тунца кошельковым неводом  БСТ типа "Родина" также не имел аналогов на Дальневосточном бассейне, поскольку на нем были установлены: главный двигатель мощностью 5200 л.с., электростанция мощностью 1920 кВт  и подвесная неводовыборочная машина с тяговым усилием до 6,5 тс. Морозильная  установка обеспечивала заморозку  в рассоле до 30 т тунца ежесуточно.

Одновременно  с группой больших добывающих судов, судами новых типов в 1976-1990 гг. происходило пополнение и группы средних добывающих судов, которые  получили из новостроя 3 средних рыболовных морозильных траулера (СРТМ) типа "Стеркордер" пр.Р-8830 норвежской постройки, 11 морозильных  Д траулер-сейнеров типа "Орленок" пр. 333 немецкой постройки, 15 средних  рыболовных морозильных траулеров (СРТМ) типа "Василий Яковенко" пр.502ЭМ, 74 рефрижераторных траулер-сейнеров (СТР) типа "Надежный" пр.420, 7 кальмароловных судов (КЛС) типа "Голицино" пр-05026 и 4 средних добывающих универсальных  судна (СДС) типа "Приморье" пр.13020.

Помимо  судов новых типов, продолжались поставки судов ранее эксплуатирующихся  и хорошо зарекомендовавших себя типов, таких как СТР пр.503 и  СРТМ пр.502Э, численность которых  увеличилась на 180 и II ед. соответственно при одновременном списании 70 СРТМ пр.502, 502Г, 502М; 130 СРТР – 400,540; 91 СРТ – 300,400 и 9 зверошхун финской постройки. Поступающие суда новых типов имели более высокие эксплуатационно-технические характеристики. Так, мощность главного двигателя, мощность электростанции и тяговое усилие ваерных барабанов траловой лебедки у судов типа СРТМ пр.502ЭМ выше значений тех же самых характеристик судов типа СРТМ пр.502 в 1,45 раза, соответственно. Кроме того, суточная производительность морозильных аппаратов на судах типа СРТМ пр. 502ЭМ в 3,7 раза выше суточной производительности морозильных аппаратов судов типа СРТМ пр.502. Еще большая разница между значениями этих характеристик у судов типа РС пр.388М и пришедших им на смену судов типа СТР пр-420, у которых мощность главного двигателя, мощность электростанции и ваерных барабанов траловых лебедок превышают значения аналогичных показателей судов типа РС пр.388М в 2,7; 3,1 и 1,6 раза.

Существенно отличаются от всех ранее построенных  судов своей группы суда типа ТСМ  пр.ЗЗЗ и СРТМ пр.Р – 8830, превосходящие прототипы по размерам и водоизмещению, а также технической оснащенности. В частности мощность главных двигателей этих судов достигает 2400 и 3345 л.с.; мощность электро-мощности валогенераторов, работающих от главного двигателя, – 2030 и 2320 кВт, тяговое усилие ваерных и – 18 и 29 те, производительность морозильных аппаратов – 30 и 48 т/сутки, производительность рыбомучных установок – 12 и 50 тн/сутки.

За счет поступления новых и списания изношенных судов увеличилась промысловая  мощность и малого добывающего флота. Во – первых, в течение 1976 – 1990 годов в состав этого флота были включены 32 МРС пр.1322 и 222 МРС пр.1338, а исключены 64 РС пр.388 и 183 РБ и МРС-80. Пополнился малый добывающий флот также 12 малыми рыболовными рефрижераторными траулерами (МРТР), в том числе 4 – пр.1296, 5 – пр.1328 и 3 – пр.1282 с главными двигателями мощностью 578, 300 и 305 л.с. и электростанциями мощностью 320, 32 и 30 кВт. Начали эксплуатироваться на бассейне и малые креветколовные морозильные траулеры (МКТМ), численность которых в 1990 году достигла 6 ед., в том числе 4 – пр.12961 и 2 – пр.В-275. Мощность главных двигателей этих судов составляет 800 и 750 л.с., мощность электростанций – 400 и 200 кВт, производительность морозильных установок – 4,8 и 4,0 т.сутки.

В результате модернизации добывающего флота, его  общая численность достигла в 1990 году 1378 ед., из них 234 ед. составляли большие, 442 ед. - средние и 702 ед. - малые добывающие суда.

Говоря  же об основных направлениях развития добывающего флота необходимо отметить, что в течение всего рассматриваемого периода четко прослеживается тенденция  не только количественного, но и качественного  роста (роста технического уровня) этого  флота, выразившаяся в росте средних  значений основных эксплуатационно-технических  характеристик одного обезличенного  судна. Средняя мощность главного двигателя  повысилась по равнению с 1975 годом на 66,4%, мощность электростанций – на 60,7%, суммарная энерговооруженность - на 63,4%, тяговое усилие ваерных барабанов траловой лебедки – на 42,4%. На 33,3 % увеличилась также суточная производительность морозильных аппаратов и на 51,4% – суточная производительность рыбомучных установок.

Следствием  повышения технического уровня добывающего  флота стал рост его суточных и  годовых уловов. В частности, средний  вылов судна увеличился с 2785 т  в 1975 г. до 3320 т в 1990 г.

В целом  вылов рыбы и нерыбных объектов в 1990 г. превысил вылов 1975 г. на 1002 тыс.т. Более  детальный анализ показывает, что  прирост на 73,6% был получен за счет роста технического уровня добывающего  флота и на 26,4% – роста его численности.

Из 4601 тыс.т. промысловых объектов, выловленных  на Дальнем Востоке в 1990 г.: 2186 тыс.т  было переработано на больших, средних  и малых добывающих судах, оснащенных технологическими линиями по производству готовой продукции; 2415 тыс.т – передано на плавучие и береговые обрабатывающие предприятия, в т.ч. 2145 тыс.т – на суда обрабатывающего флота и 270 тыс.т – на рыбозаводы и рыбокомбинаты.

Поскольку в 1990 году численность обрабатывающего  флота осталась на уровне 1975 г. (95 судов), то прием и переработка 2145 тыс. т  рыбы и морепродуктов стала возможной  только в результате роста технического уровня вышеупомянутого флота. Рост же технического уровня обрабатывающего  флота произошел вследствие того, что в период с 1976 по 1990 годы численность  консервных плавбаз возросла с 16 до 25 ед. за счет получения 15 новых судов  и одновременного списания 6 физически  изношенных и морально устаревших плавучих консервных заводов. Флот пополнился, кроме поступления новых консервных плавбаз за счет: 5 консервных плавбаз, полученных в результате проведения капитального ремонта; 3 китобаз и 2 обрабатывающих баз пр. В–69, и приобретенной на переоборудованной в консервный плавзавод, базы пр.В-64. Списаны же были 5 крабоконсервных заводов пр. 398 и 1 рыбоконсервный завод пр.398 р.

Информация о работе РЫбная промышленность РФ