РЫбная промышленность РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:22, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной работы формирует за собой цель изучения внешнеэкономических связей Российской федерации и стран Северо-Восточной Азии на рынках стран АТР. Цель формирует за собой следующие задачи. А именно – это детальное рассмотрение основных стран экспортеров рыбной продукции на рынке Северо-Восточной Азии. Рассмотрение производственных и добывающих мощностей Дальневосточного региона. Доскональное изучение таких стран, как, Китай, Япония, Южная Корея и их долевое участие в экономики рыбодобывающей промышленности Дальневосточного региона. Под основу объекта изучения, попали такие регионы Дальнего Востока, выступающие в качестве основных экспортеров, как Приморский край, Магаданская область, Камчатский край и Сахалинская область.

Содержание работы

Введение 2
1 Основные этапы становления 6
1.1. Формирование рыбопромышленного комплекса Дальнего востока 6
1.2. Состояние рыбной промышленности Дальнего Востока до установления рыночных отношений 15
1.3. Современное состояние рыбного хозяйства Дальнего Востока 26
2. Специфика рыбной промышленности и ее структура со странами СВА 31
2.1 Внешнеторговые отношения Китая на примере рыбной отрасли 31
2.2 Внешнеторговые отношения с Кореей на примере рыбной отрасли 34
2.3 Внешнеторговые отношения России с Японией на примере рыбной отрасли 37
3. Инфраструктура и производственные мощности рыбной промышленности Дальневосточного региона 41
3.1 Материально-техническая база рыбодобывающей отрасли Дальневосточного региона 41
3.2 Техническое обустройство городских и прибрежных рыбообрабатывающих предприятий 50
Заключение 73
Список использованных источников 75

Файлы: 1 файл

Рыбная промышленность.docx

— 145.71 Кб (Скачать файл)

Сахалинской области, 19 - Камчатской области, 5 - Хабаровского края, 4 - Магаданской области. Это  среднетоннажные рефрижераторы  типа "Амур" пр.583 (2 ед.), типа "Радужный" пр.1350 (28 ед.) и типа "Кировец" пр-01340 (10 ед.). Помимо этих судов на балансе  рыбопромышленных предприятий Сахалинской  и Камчатской областей находилось 8 крупнотоннажных рефрижераторов.

В 1992 году в ходе разгосударствления социалистической собственности процесс приватизации прошел и в Управлении "Востокрыбхолодфлот", переименованное после акционирования в АСК "Востоктрансфлот" и ставшее  собственником не только 67 транспортных рефрижераторов, но также береговых  зданий и более десятка наливных и вспомогательных судов. Но поскольку  к руководству компанией пришли новые управленцы, видящие в имуществе  акционерного общества лишь основной источник обогащения, то в Востоктрансфлоте начался период списания, продаж, сдачи  в аренду и перевода приемно-транспортных рефрижераторов в офшорные зоны. Затем последовала передача их в управление зарубежным компаниям на условиях, позволившим им в дальнейшем оставить часть этих судов у себя в собственности в виде компенсации задолженности "Востоктрансфлота" перед ними. По этим причинам до конца 1995 года было потеряно 22 крупнотоннажных транспортных рефрижератора.

Расхищение  флота в АСК "Востоктрансфлот" продолжалось и в последующие  годы. Так, в 1996 г. по распоряжению руководства  компании еще 8 транспортных рефрижераторов, в связи с их продажей компании "Транс Оушен Экспресс", обрели новых хозяев за рубежом. Так как  процесс передачи судов в Управление иностранным компаниям представлял  хорошо отлаженный механизм беспрецедентного расхищения имущества Востоктрансфлота, то он продолжал функционировать  и в 1997-1999 годах, в течение которых  еще 19 транспортных рефрижераторов перешли  в собственность этих иностранных  компаний. В результате в 1999 году в  АСК "Востоктрансфлот" осталось всего 17 транспортных рефрижераторов (2 типа "Комсомолец Приморья", 3 типа "Бухта  Русская", 6 типа "Амурский берег" и 6 типа "Тарханск"). Причем часть  из этих судов находилась под арестом  в иностранных и отечественных  портах.

 Поэтому  в целях обеспечения нормальной  работы промысловых судов и  вывоза с них готовой продукции  руководители некоторых рыбопромышленных  предприятий смогли изыскать  финансовые средства на покупку  транспортных рефрижераторов для  своих предприятий. В результате  общее количество приемно-транспортных  рефрижераторов на Дальнем Востоке,  несмотря на снижение их численности  в Востоктрансфлоте, увеличилось  на 27 единиц и достигла в 2002 году 187 судов - 52 крупнотоннажных  и 112 среднетоннажных (табл. 4). В  итоге же, за счет увеличения  численности среднетоннажных рефрижераторов (на 58 судов) и одновременном снижении  численности крупнотоннажных рефрижераторов (на 31 судно), провозная способность  флота бассейна снизилась с  3845 тыс.т в 1990 году до 1565 тыс.т  в 2002 г. (почти в 2,5 раза). По этой причине рыбопромышленные предприятия стали использовать в качестве транспортных рефрижераторов утратившие промысловые качества крупно- и среднетоннажные добывающие суда. В 2002 году количество добывающих судов, работающих в режиме транспортных рефрижераторов, составляло 8 единиц, а их провозная способность - 40 тыс.т в год.

Техническое состояние приемно-транспортного  рефрижераторного флота Дальнего Востока  остается достаточно удовлетворительным. В 2002 году его средний возраст  составлял 18,7 лет. Тем не менее, в  этом же году сверх нормативных сроков службы эксплуатировалось 36 транспортных рефрижераторов, включая 9 добывающих судов, используемых в качестве транспортных рефрижераторов.

Научно-исследовательские суда. Научно-исследовательский флот Дальневосточного бассейна, исходя из стоящих перед ним задач, представлен 17 судами пяти различных типов. Наибольший отряд научно-исследовательских судов бассейна (13 ед.) принадлежит базе исследовательского флота ТИНРО-центра, в том числе 5 судов типа пр. Атлантик 833, 6 судов пр. 388М-НИС, 1 судно на базе МКТМ пр. 12961 и 1 - на базе МРСпр. 1322. Четыре НИС, принадлежащих региональным институтам и Хабаровскому отделению ТИНРО-центра, созданы на базе СТР пр. 420. НИС пр.Атлантик 833 оснащены 5-ю океанографическими лебедками ЛГГ-1, ЛЭРОК-05 и ЛЭРОК-1,2, постами для сбора геолого-бентосных и гидрологических проб, планктона и имеют траловое вооружение для выполнения контрольных тралений. Судно оснащено гидрологической, гидрохимической, ихтиологической, бентосно-геологической, гидробиологической, технологической, гидроакустической и солемерной лабораториями, аппаратурой для приема космической информации и информационно-вычислительным комплексом на базе мини ЭВМ 1420.03. Техническая и технологическая оснащенность НИС этого типа позволяет выполнять весь комплекс исследовательских работ при проведении мониторинга состояния сырьевой базы и фоновых съемок. Средний возраст НИС проекта "Атлантик 833" составляет 14,5 лет.

Научно-исследовательские  суда проекта 388М-НИС, построенные на Сретенском судостроительном заводе, имеют неограниченный район плавания, оборудованы гидрологической, гидрохимической  и фотолабораториями и гидрологическими лебедками ЛЭ-83. Суда предназначены  для выполнения комплекса исследовательских  работ по определению состояния  сырьевой базы и фоновых съемок. Для этого на них размещены  водолазный комплекс в составе: компрессорного отделения, рекомпрессионной камеры, помещения  аквалангистов и шлюпки ШРПМ-5.5 Средний  возраст судов этого типа составляет 17,5 лет.

Научно-исследовательские  суда на базе СТР пр. 420, построенные  на Николаевском-на-Амуре судостроительном заводе, оснащены гидрологической и  биологической лабораториями. НИС "Владимир Сафонов" имеет скороморозильные аппараты производительностью по 3.5 т в сутки. Охлаждение трюма осуществляется при температуре -20 С. Средний возраст  судов этого типа в 2002 году составил 5,5 лет. Научно-исследовательские суда на базе МКТМ пр.12961 и МРС пр-1322 переоборудованы  в соответствии с их новым назначением  и соответствуют предъявляемым  к научно-исследовательским судам  требованиям. Возраст НИС на базе МРС пр. 1322 уже превысил нормативный  срок эксплуатации и судно по физическому  износу в ближайшее время должно быть списано.

Учебные суда. В рыбной промышленности Дальнего Востока учебные суда представлены группой из 10 судов разных типов. Они имеют разное функциональное назначение. Из них только парусник "Паллада", построенный в 1989 году, является специализированным учебным судном, предназначенным для проживания и обучения во время пребывания в море курсантов высших и средних учебных заведений рыбной промышленности Дальневосточного бассейна по морским специальностям. Остальные 9 судов переоборудованы в учебно-тренажерные промысловые и добывающие суда для подготовки рядового и переподготовка командного плавсостава рыбной промышленности Дальнего Востока. Средний возраст судов этой группы уже перевалил 25-летний рубеж, что свидетельствует о необходимости их списания по физическому износу.

В целом  численность учебных судов снизилась  на 8 единиц. Они списаны, либо распроданы ТУРНИФом. Это 3 УПС пр. Атлантик: 764, 3 УПС пр. Атлантик-2, 2 УПС типа "Пеленгатор".

Рыбоохранные суда . В составе флота рыбводов Госкомрыболовства РФ на Дальневосточном бассейне в 2002 году находились 205 рыбоохранных судов - 4 больших типа "Командор", 20 средних (II СРТМ пр.502 и 502М; 4 СТР пр.ЗОЗ, 5 СДС пр. 13031), 7 малых (МРТК пр.1322, 4 МРС пр.1332, 2 МРС пр.372), 9 морских и 165 речных катеров.

Наиболее  современными рыбоохранными судами являются специализированные суда типа "Командор" постройки 1989-1990 годов, оборудованных площадками для базирования  вертолетов. Суда имеют скорость хода более 19 узлов и оснащены радиоэлектронным оборудованием, позволяющим обеспечить: постоянный контроль за соблюдением  правил рыболовства; пресечение незаконной деятельности в экономической зоне России на Дальнем Востоке.

Суда  типа СРТМ пр.502 и 502М были построены  в 1970-1972 годах, их возраст превысил нормативный  срок эксплуатации, типа СТР пр.503 и  СДС пр-13031 построены в период с 1993 по 1998 годы и средний возраст  их составляет 7,3 года. Из малых рыбоохранных судов только суда типа МРС пр.1322 эксплуатируются сверх нормативного срока, возраст же остальных не превышает 8 лет. Но, несмотря на это, на всех средних  и малых судах эксплуатируется  морально и физически устаревшее радиоэлектронное оборудование, отсутствуют  современные средства определения  местоположения судна, УКВ радиопеленгаторы, аппаратура спутниковой радиосвязи.

Самая многочисленная группа рыбоохранных судов - катера различной  мощности, подведомственные и неподведомственные Регистру РФ, имеющие широкий возрастной диапазон. Более половины из них уже превысили нормативный срок эксплуатации и должны быть списаны.

Технический флот и суда общего назначения. В составе этого флота, наиболее многочисленной по количеству и типажу, находится группа буксирных судов. Их численность в рассматриваемое время сократилась с 426 до 319 ед. за счет списания физически изношенных и морально устаревших судов типа Ж, КЖ, ДД пр.73, пр. 1439 и других. Из буксирного флота наиболее возрастными судами являются суда вышеназванных типов, средний возраст которых составил в 2002 году 36,3 года, меньшими сроками эксплуатации обладают линейные буксиры возраста 28,7 лет, буксиры-спасатели - 24,2 года, буксиры-кантовщики - 17,3 года. В целом же основная часть буксирного флота, включающего 29 типов судов, эксплуатируется сверх нормативных сроков службы и должна, в соответствии с нормативными требованиями безопасности мореплавания, постоянно обновляться.

Для обеспечения  находящихся на промысле судов и  береговых рыбокомбинатов горюче-смазочными материалами АСК "Восток-трансфлот" и некоторые другие рыбопромышленные предприятия бассейна имеют на балансе  наливные суда - танкеры, как неограниченного  района плавания, так и рейдовые и портовые топливозаправщики различных  типов. Эта группа судов насчитывает 6 типов судов, а общая численность 30 единиц. Средний возраст составляет 31,3 года и большинство судов в  ближайшее время должно быть списано  по физическому износу и превышению нормативного срока эксплуатации.

Для выполнения рейдовых грузоперевозок на балансе  рыбных портов, баз флотов, рыбокомбинатов и рыбозаводов Дальневосточного бассейна имеется 10 типов самоходных и несамоходных барж и плашкоутов. Их численность в 1999 - 2008 гг. достигала 156 ед., а к концу 2011 г. сократилась до 102 ед. Средний возраст плавсредств составляет 33,9 года.

Для доставки экипажей, производственного персонала  и пассажиров на рейдовые суда, рыбные порты, базы флотов, некоторые рыбокомбинаты  и рыбозаводы имеют пассажирские катера и самоходные пассажирские плашкоуты различных типов. Их численность с 1996 по 2002 годы сократилась с 37 судов девяти типов до 14 судов четырех типов. Средний возраст этих судов составляет 25,2 лет. Половина из них эксплуатируется дольше нормативных сроков службы и по физическому износу должна быть списана.

Для очистки  прилегающих морских акваторий  от загрязнения рыбные порты, базы флотов и судоремонтные заводы используют находящиеся у них на балансе  нефтемусоросборщики, очистные станции  и сборщики льяльных вод [Флот рыб. пром., 1990]. Общая численность судов этой группы на бассейне с 1996 по 2002 годы сократилась  с 46 до 31 единицы, а средний возраст  на конец периода достиг 26,8 лет.

Группа  технических судов Дальневосточного рыбопромыслового бассейна представлена различной грузоподъемности плавучими  кранами, земснарядами, грунтовозными  шаландами, плавмастерскими и другими  плавсредствами технического назначения. Общая численность этой категории  судов за рассматриваемый период сократилась с 26 до 16 единиц, а средний возраст в 2012 году достиг 26,5 лет.

С 1996 по 2002 годы, группа флота, не входящего  в состав промыслового, сократилась  с 723 до 512 ед. и является на конец  отчетного периода самой возрастной, по сравнению с другими группами флота рыбной промышленности.

Судостроение  и судоремонт. До начала 90-х годов строительство маломерного флота для нужд рыбной промышленности Дальнего Востока обеспечивали Хабаровская и Александровская судоверфи, а также Гайдамакский судоремонтный завод. Серийное строительство средних и малых добывающих и приемно-транспортных судов на Дальнем Востоке производилось на судостроительных заводах Министерства судостроительной промышленности (Хабаровском, Николаевском-на-Амуре, Благовещенском и Сретенском), с которых в 1981-1990 гг. поступило на базы флота, рыбокомбинаты и в рыболовецкие колхозы 276 добывающих судов, в т.ч. 80 средних типа КЛС пр.05026, СРТМ пр.502М, СТР пр.420, СДС различных проектов и 196 малых типа РС пр.388М, МРС различных проектов.

После перевода экономики страны на рыночные отношения  и прекращения поддержки рыбной отрасли со стороны государства, строительство промыслового флота  на этих заводах в связи с отсутствием  финансовых средств у судовладельцев резко сократилось, а к настоящему времени, за исключением постройки  МРС пр.372 и других маломерных судов, практически вовсе прекратилось. По этой причине руководители рыбопромышленных предприятий пошли по пути пополнения промыслового флота в основном за счет аренды добывающих судов у иностранных  партнеров на определенный срок с  правом последующего выкупа, т.е. в лизинг. Арендуя иностранные суда, российские рыбопромышленники тем самым  не только тормозят развитие отечественного промыслового судостроения, но и способствуют его развитию за рубежом, обеспечивая  работой предприятия выпускающие  силовые и энергетические установки, промысловые механизмы, технологическое  оборудование, радионавигационную и  рыбопоисковую аппаратуру, приборы  контроля орудий лова. Кроме того, рыбопромышленные предприятия для оплаты лизинговых платежей должны реализовать на рыбных рынках зарубежных стран часть выпущенной рыбопродукции.

Хотя  с помощью внешнего лизинга численность  добывающего флота Дальневосточного бассейна в последние годы не только не сократилась, но даже и несколько  увеличилась, тем не менее, приобретение флота за счет внешнего лизинга усугубило  положение отечественных судостроительных заводов. Поэтому для возрождения  отечественного промыслового судостроения необходимо внедрить внутренний лизинг, при котором рыбопромышленные предприятия  получают в лизинг у отечественных  судостроительных заводов промысловые  суда сроком на 6-8 лет под 8-10% годовых. В свою очередь отечественные  судостроительные заводы постройку  промысловых судов осуществляют за счет 4-5 % государственных кредитов, которые они в течение 6-8 лет возвращают государству из лизинговых платежей рыбопромышленных предприятий - лизингополучателей.

Для внедрения  такой формы лизинга в практику, необходимо изменить ряд законодательных  актов РФ, в частности, по налогообложению, ценовым и экономическим условиям поставки судов с российских верфей. Требуется корректировка и таможенных ставок при закупке судового комплектующего оборудования производящегося для  отечественных судостроительных заводов  за рубежом.

Эффективное функционирование рыбной промышленности, прежде всего, зависит от технического состояния его главной составляющей - рыбопромыслового флота. В свою очередь, непременным условием поддержания  судов рыбопромыслового флота в  надлежащем техническом состоянии  является своевременное и качественное проведение их ремонта в соответствие с требованиями Морского Регистра РФ. Основными исполнителями работ  по ремонту, техническому перевооружению и модернизации судов флота рыбной промышленности являются 15 отраслевых судоремонтных заводов. Кроме них, ремонт и техническое обслуживание судов осуществляют 13 баз технического обслуживания, ряд товариществ с  ограниченной ответственностью, малых  предприятий и инженерно-сервисных  фирм.

Информация о работе РЫбная промышленность РФ