Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:22, дипломная работа
Актуальность данной работы формирует за собой цель изучения внешнеэкономических связей Российской федерации и стран Северо-Восточной Азии на рынках стран АТР. Цель формирует за собой следующие задачи. А именно – это детальное рассмотрение основных стран экспортеров рыбной продукции на рынке Северо-Восточной Азии. Рассмотрение производственных и добывающих мощностей Дальневосточного региона. Доскональное изучение таких стран, как, Китай, Япония, Южная Корея и их долевое участие в экономики рыбодобывающей промышленности Дальневосточного региона. Под основу объекта изучения, попали такие регионы Дальнего Востока, выступающие в качестве основных экспортеров, как Приморский край, Магаданская область, Камчатский край и Сахалинская область.
Введение 2
1 Основные этапы становления 6
1.1. Формирование рыбопромышленного комплекса Дальнего востока 6
1.2. Состояние рыбной промышленности Дальнего Востока до установления рыночных отношений 15
1.3. Современное состояние рыбного хозяйства Дальнего Востока 26
2. Специфика рыбной промышленности и ее структура со странами СВА 31
2.1 Внешнеторговые отношения Китая на примере рыбной отрасли 31
2.2 Внешнеторговые отношения с Кореей на примере рыбной отрасли 34
2.3 Внешнеторговые отношения России с Японией на примере рыбной отрасли 37
3. Инфраструктура и производственные мощности рыбной промышленности Дальневосточного региона 41
3.1 Материально-техническая база рыбодобывающей отрасли Дальневосточного региона 41
3.2 Техническое обустройство городских и прибрежных рыбообрабатывающих предприятий 50
Заключение 73
Список использованных источников 75
Импорт в Японию мороженого минтая российского производства в январе составил около 0.2 тыс.т, сократившись по сравнению с декабрем всего на 10% (по сравнению с январем 2009 г. он также сократился приблизительно на 10%), а средняя цена импорта, составив около 150 иен/кг, снизилась за месяц на 9% (по сравнению с январем 2009 г. она снизилась на 6%).
В настоящее время основу материально-технической базы рыбной промышленности Дальнего Востока составляет рыбопромысловый и, прежде всего, чрезвычайно изношенный добывающий флот, все еще обеспечивающий вылов и частичную переработку не менее 91-93% рыбы и нерыбных объектов по бассейну.
Добывающий флот. Численность судов добывающего флота, несмотря на тяжелое финансовое положение многих рыбопромышленных предприятий, за период с 1991 по 2002 годы увеличилась на 271 ед. или на 19,3%. (табл. 1). Рост произошел лишь за счет средних и малых судов, количество которых увеличилось на 188 ед. (40,9%) и 163 ед. (24,2%) соответственно.
Таблица1 – Типовой состав добывающего флота Дальневосточного бассейна
|
Источник [29].
Количественный
состав среднетоннажного добывающего
флота увеличился в результате пополнения
135 судами новых типов. В частности:
для тралового промысла рыбы поступили
СРТМ пр.Р-8830, пр. FVS-419 и несерийные суда
иностранной постройки (НСИП); для
ярусного промысла рыбы - СЯМ пр.1440,
пр.21308 и НСИП; для промысла ракообразных
объектов - КРПС типа Виндас и НСИП,
СКЯМ иностранной постройки и
СДС японской постройки; а также
98 судов традиционно
Численность малого добывающего флота возросла вследствие пополнения 287 судами (МРТР и МКТМ различных проектов, РС и МДС иностранной постройки; МТБ - отечественных и иностранных). Потери, в связи со списанием из-за ветхости и гибели, составили 124 судна (РС пр.388 и 388М, МРС пр.1322, МРС и РБ-80).
Численность
крупных и больших добывающих
судов увеличилась за счет поступления
из новостроя, получения в лизинг
и покупки на других бассейнах 26
траулеров новых типов (РТМКС
пр.488, БМРТ и РМС постройки США
и Японии) и 28 траулеров традиционных
освоенных типов (БАТМ пр-1288, БМРТ типа
"Горизонт", БМРТ типа И. Бочков). Тем
не менее, к концу рассматриваемого
периода численность
Приобретая новые и находившиеся в эксплуатации зарубежные суда, специалисты бассейна имели возможность ознакомиться с компоновкой и техническими характеристиками судового, промыслового и технологического оборудования, навигационной и рыбопоисковой аппаратуры, приборов контроля орудий лова и провести сравнение с аналогичными характеристиками отечественных судов.
В целом отечественные добывающие суда заметно уступают их зарубежным аналогам, по ряду технических характеристик, в чаcтности, по производственным. Так, из больших добывающих судов, эксплуатирующихся на Дальнем Востоке, российский БАТМ пр.1288 уступает испанскому МРКТ пр.Д-1305 по мощности главного двигателя на 21%, энерговооруженности - на 97%, объему трюмов - на 97%, энерговооруженности в расчете на одного члена экипажа - на 32%. Еще больше отставание отечественного БАТМ в мощности промысловых механизмов и оснащенности промысловым оборудованием. К тому же и максимальная суточная производительность технологического оборудования по переработке рыбы-сырца в 7.3 раза ниже, чем у МРКТ пр. Д-1305.
Хуже технические характеристики и у средних добывающих судов. Отечественные суда типа СРТМ пр.502ЭМ и СТР пр.503 уступают зарубежным судам КРПС типа "Виндас" и ЯМС пр. 1440 по мощности главного двигателя на 40-60%, по энерговооруженности на 53-75%, по объему трюмов - на 30-100%, энерговооруженности в расчете на одного человека - на 23-80%. Еще большая разница между этими показателями у СРТМ пр.502 ЭМ и СТР пр.503 с СРТМ пр.Р-8830 норвежской постройки и СРТМ пр.РУ5 - 419 немецкой постройки. Так, мощность главного двигателя у СРТМ зарубежной постройки в 2,5 и 2,8 раза превышает мощность СРТМ пр.502 ЭМ и СТР пр.503 отечественной постройки, суммарная энерговооруженность -в 2,1 и 2,2 раза, тяговое усилие ваерной лебедки - в 9,4 и 6 раз, грузовместимости трюмов - в 2,7 и 5,1 раза соответственно.
В значительно
худшем положении по техническим
характеристикам находится
Поскольку
добывающие суда зарубежной постройки
по основным техническим характеристикам
значительно превосходят
рыбопромысловых судов на добыче минтая канатными разноглубинными тралами вылов на траление МРКТ пр. Д. 1305 испанской постройки; на 76% выше, чем у БАТМ пр. 1288, а вылов на с/с лова - на 120%.
Из средних судов тралового лова наиболее высокие показатели имеют СРТМ пр. Р-8830 и СРТМ пр. РУ8-419, у которых вылов на траление и судосутки лова превышают аналогичные показатели судов типа СТР пр.503 в 1,7-1,8 раза.
На крабовом промысле лучшие показатели имеют суда типа КРПС и СКЯМ иностранной постройки. Хотя в большинстве своем они, как и отечественные, переоборудованы из находившихся ранее в эксплуатации рыбопромысловых судов, однако оснащены новейшим промысловым, технологическим и поисковым оборудованием, в результате чего уловы на судосутки лова превышают уловы судов типа СРТМ и СТР в 2,2-2,4 раза.
Аналогичная
ситуация наблюдается и на промысле
трески и палтусов донными ярусами,
где ведут промысел отечественные
переоборудованные средние и
малые суда, а также специализированные
ярусоловы ЯМС норвежской постройки.
В сравнении с
В целом
же, как показывает анализ, пополнение
добывающего флота судами зарубежной
постройки позволило повысить технический
уровень добывающего флота
Средний возраст списочного судна добывающего флота увеличился в 2002 году по сравнению с 1990 г. с 13,3 до 17,9 лет. Крупного и большого - с 15,8 до 19,3 лет, среднего -с 10,5 до 16,6 лет, малого - с 14,2 до 18,6 лет. В результате численность флота, эксплуатирующегося сверх нормативного срока службы, увеличилась с 224 судов (21 больших, 64 средних и 139 малых) в 1990 году до 722 судов (58 больших, 280 средних и 384 малых) в 2001 году. При этом удельный вес увеличился с 16,3% (9,0% больших, 14,5% средних, 19,8% малых) от их общей численности в 1990 году до 47,5% (31,2% крупных и больших, 44,4% средних, 54,6% малых) от их общей численности в 2001 году.
Поскольку эксплуатация таких судов чревата непредсказуемыми последствиями, включая аварии и аварийные ситуации, то требуется незамедлительное создание специальной межведомственной комиссии по проверке технического состояния этих судов и решения вопроса о целесообразности продолжения дальнейшей эксплуатации каждого из них.
Распределение
добывающего флота по регионам Дальнего
Востока сложилось таким
В зависимости от производственного назначения добывающие суда подразделяются на чисто добывающие и добывающе-обрабатывающие суда. Первая группа судов добытую рыбу на береговые обрабатывающие предприятия при ведении промысла в прибрежных районах отечественного побережья или на плавучие рыбообрабатывающие суда при ведении промысла в открытом море в составе промысловых экспедиций. Вторая группа судов из добытой рыбы непосредственно на промысле вырабатывает готовую продукцию, которая доставляется в морские рыбные порты или ими самими, или транспортными рефрижераторами.
Большие и крупные добывающие суда предназначены как для лова рыбы и нерыбных объектов, так и для производства готовой продукции (мороженой разделанной и неразделанной продукции, кормовой муки, рыбного жира и тп.). Добытая рыба и нерыбные объекты сразу же направляются в обрабатывающие цеха для переработки в готовую продукцию. Затем произведенная продукция направляется на хранение в трюмы: мороженая - в охлаждаемые рефрижераторные трюмы, рыбная мука и консервы в неохлаждаемые трюмы. Рыбный хранится в жировых цистернах и металлических бочках. По завершении забивки собственных трюмов
рыбная продукция, как правило, перегружается на приемно-транспортное судно для доставки в морские рыбные порты, либо, в случае завершения промысловых рейсов, доставляется в морские рыбные порты самими крупными и большими добывающими судами.
На крупных
и больших добывающих: судах, построенных
по проектам до 1990 года, вырабатывается
мороженая продукция, 1 консервы, кормовая
рыбная мука и технический жир. Построенные
в 1991-1994 гг. суда типа МРКТ пр.Д-1305 испанской
постройки помимо этих видов продукции
могут выпускать мороженое
Кроме филе, большим спросом за рубежом пользуется мороженая икра минтая в ястыках, вследствие чего для механизации процесса ее выборки на целом ряде крупных и больших добывающих судов установлены машины для обезглавливания минтая и выемки икры ВААОЕК №212 различных модификаций.
Средние добывающие суда, за исключением судов типа СТР, также оборудованы морозильными установками и могут выпускать неразделанную, потрошеную с головой и обезглавленную мороженую продукцию. При этом суда типа СРТМ пр.Р-8830, СРТМ пр.РУ8-419 и СРТМ французской постройки, наряду с вышеуказанной продукцией, могут производить мороженое обесшкуренное филе, кормовую рыбную муку и технический жир. Два последних вида продукции могут выпускать также и суда типа ТСМ пр.333. Для производства филе со шкурой на некоторых из них установлены машины BAADER № 182, а для производства мороженой икры в ястыках - машина ВAADER № 212К.
Поэтому и на средних добывающих судах, оборудованных морозильными установками, добытый сырец сразу же направляется на производство готовой продукции, которая хранится в охлаждаемых трюмах и по мере забивки этих трюмов перегружается на приемно-транспортные суда для доставки в морские рыбные порты. После окончания промысловых рейсов готовая продукция зачастую доставляется в порты непосредственно самими добывающими судами.
Суда типа СТР, помимо добычи рыбы кошельковыми неводами и тралами, предназначались только для кратковременного хранения улова и последующей передачи его в свежем или охлажденном виде для производства готовой продукции на плавучие рыбоперерабатывающие предприятия и поэтому морозильными аппаратами не оснащались. Однако, для организации промысла трески и палтуса донными ярусами, краба и креветки донными ловушками часть СТР в последние годы была переоборудована под эти виды лова. Причем в процессе переоборудования на данные суда устанавливались также скороморозильные аппараты.