РЫбная промышленность РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:22, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной работы формирует за собой цель изучения внешнеэкономических связей Российской федерации и стран Северо-Восточной Азии на рынках стран АТР. Цель формирует за собой следующие задачи. А именно – это детальное рассмотрение основных стран экспортеров рыбной продукции на рынке Северо-Восточной Азии. Рассмотрение производственных и добывающих мощностей Дальневосточного региона. Доскональное изучение таких стран, как, Китай, Япония, Южная Корея и их долевое участие в экономики рыбодобывающей промышленности Дальневосточного региона. Под основу объекта изучения, попали такие регионы Дальнего Востока, выступающие в качестве основных экспортеров, как Приморский край, Магаданская область, Камчатский край и Сахалинская область.

Содержание работы

Введение 2
1 Основные этапы становления 6
1.1. Формирование рыбопромышленного комплекса Дальнего востока 6
1.2. Состояние рыбной промышленности Дальнего Востока до установления рыночных отношений 15
1.3. Современное состояние рыбного хозяйства Дальнего Востока 26
2. Специфика рыбной промышленности и ее структура со странами СВА 31
2.1 Внешнеторговые отношения Китая на примере рыбной отрасли 31
2.2 Внешнеторговые отношения с Кореей на примере рыбной отрасли 34
2.3 Внешнеторговые отношения России с Японией на примере рыбной отрасли 37
3. Инфраструктура и производственные мощности рыбной промышленности Дальневосточного региона 41
3.1 Материально-техническая база рыбодобывающей отрасли Дальневосточного региона 41
3.2 Техническое обустройство городских и прибрежных рыбообрабатывающих предприятий 50
Заключение 73
Список использованных источников 75

Файлы: 1 файл

Рыбная промышленность.docx

— 145.71 Кб (Скачать файл)

Импорт  в Японию мороженого минтая российского  производства в январе составил около 0.2 тыс.т, сократившись по сравнению  с декабрем всего на 10% (по сравнению  с январем 2009 г. он также сократился приблизительно на 10%), а средняя  цена импорта, составив около 150 иен/кг, снизилась за месяц на 9% (по сравнению  с январем 2009 г. она снизилась  на 6%).

 

  1. Инфраструктура и производственные мощности рыбной промышленности Дальневосточного региона

3.1 Материально-техническая база рыбодобывающей отрасли  Дальневосточного региона

В настоящее  время основу материально-технической  базы рыбной промышленности Дальнего Востока составляет рыбопромысловый  и, прежде всего, чрезвычайно изношенный добывающий флот, все еще обеспечивающий вылов и частичную переработку  не менее 91-93% рыбы и нерыбных объектов по бассейну.

Добывающий  флот. Численность судов добывающего флота, несмотря на тяжелое финансовое положение многих рыбопромышленных предприятий, за период с 1991 по 2002 годы увеличилась на 271 ед. или на 19,3%. (табл. 1). Рост произошел лишь за счет средних и малых судов, количество которых увеличилось на 188 ед. (40,9%) и 163 ед. (24,2%) соответственно.

 

Таблица1 – Типовой состав добывающего флота Дальневосточного бассейна

Тип судна

1990

1997

2002

2007

2012

Крупные и большие суда

270

227

206

190

190

Средние суда

460

537

604

621

648

Малые суда

1403

1433

1505

1508

1674



Источник  [29].

 

Количественный  состав среднетоннажного добывающего  флота увеличился в результате пополнения 135 судами новых типов. В частности: для тралового промысла рыбы поступили  СРТМ пр.Р-8830, пр. FVS-419 и несерийные суда иностранной постройки (НСИП); для  ярусного промысла рыбы - СЯМ пр.1440, пр.21308 и НСИП; для промысла ракообразных объектов - КРПС типа Виндас и НСИП, СКЯМ иностранной постройки и  СДС японской постройки; а также 98 судов традиционно эксплуатирующихся  на бассейне (ТСМ пр.ЗЗЗ, СТР пр.503, СТР пр.420, СРТМ , пр.502Э, СРТМ пр.502ЭМ и СДС различных проектов). Одновременно были списаны 44 единицы физически изношенных судов - типа СТР пр.503 и СРТМ пр.502Г, пр.502М, пр.502Р.

Численность малого добывающего флота возросла вследствие пополнения 287 судами (МРТР и МКТМ различных проектов, РС и  МДС иностранной постройки; МТБ - отечественных и иностранных). Потери, в связи со списанием из-за ветхости и гибели, составили 124 судна (РС пр.388 и 388М, МРС пр.1322, МРС и РБ-80).

Численность крупных и больших добывающих судов увеличилась за счет поступления  из новостроя, получения в лизинг и покупки на других бассейнах 26 траулеров новых типов (РТМКС  пр.488, БМРТ и РМС постройки США  и Японии) и 28 траулеров традиционных освоенных типов (БАТМ пр-1288, БМРТ типа "Горизонт", БМРТ типа И. Бочков). Тем  не менее, к концу рассматриваемого периода численность рыбопромысловых  судов снизилась на 80 ед. в результате списания 134 физически изношенных судов (БМРТ пр.394 разл. модификаций, РТМ типа Атлантик, ЗРС пр.В-422, БСТ иностранной  постройки и др.).

Приобретая  новые и находившиеся в эксплуатации зарубежные суда, специалисты бассейна имели возможность ознакомиться с компоновкой и техническими характеристиками судового, промыслового и технологического оборудования, навигационной  и рыбопоисковой аппаратуры, приборов контроля орудий лова и провести сравнение  с аналогичными характеристиками отечественных  судов.

В целом  отечественные добывающие суда заметно уступают их зарубежным аналогам, по ряду технических характеристик, в чаcтности, по производственным. Так, из больших добывающих судов, эксплуатирующихся на Дальнем Востоке, российский БАТМ пр.1288 уступает испанскому МРКТ пр.Д-1305 по мощности главного двигателя на 21%, энерговооруженности - на 97%, объему трюмов - на 97%, энерговооруженности в расчете на одного члена экипажа - на 32%. Еще больше отставание отечественного БАТМ в мощности промысловых механизмов и оснащенности промысловым оборудованием. К тому же и максимальная суточная производительность технологического оборудования по переработке рыбы-сырца в 7.3 раза ниже, чем у МРКТ пр. Д-1305.

Хуже  технические характеристики и у  средних добывающих судов. Отечественные  суда типа СРТМ пр.502ЭМ и СТР пр.503 уступают зарубежным судам КРПС типа "Виндас" и ЯМС пр. 1440 по мощности главного двигателя на 40-60%, по энерговооруженности  на 53-75%, по объему трюмов - на 30-100%, энерговооруженности  в расчете на одного человека - на 23-80%. Еще большая разница между  этими показателями у СРТМ пр.502 ЭМ и СТР пр.503 с СРТМ пр.Р-8830 норвежской постройки и СРТМ пр.РУ5 - 419 немецкой постройки. Так, мощность главного двигателя  у СРТМ зарубежной постройки в 2,5 и 2,8 раза превышает мощность СРТМ пр.502 ЭМ и СТР пр.503 отечественной постройки, суммарная энерговооруженность -в 2,1 и 2,2 раза, тяговое усилие ваерной  лебедки - в 9,4 и 6 раз, грузовместимости трюмов - в 2,7 и 5,1 раза соответственно.

В значительно  худшем положении по техническим  характеристикам находится малый  и маломерный добывающий флот. Наиболее заметно отставание этих судов от зарубежных аналогов наблюдается по энерговооруженности, вместимости  трюмов, механизации и автоматизации  производственных процессов, рыбопоисковой  и навигационной аппаратуре, мощности главного двигателя и тяговых  усилий промысловых механизмов. Траулер  постройки ФРГ, по сравнению с  отечественным траулером типа МКТМ пр-12961, имеет больше мощность главного двигателя на 35%, объем трюма - на 78% и тягловое усилие промысловых  механизмов - на 174%. Он оборудован: раздельными  ваерными лебедками с тяговым  усилием по 18 т.е., двумя сетными  барабанами с тяговым усилием  по 15 т.е. и емкостью по 7 м , лебедкой для подъема уловов с тяговым  усилием 6 т.е. Имеет кормовую схему  траления. Обеспечивает производственные процессы добычи промысловых объектов и переработку уловов экипаж численностью 6 человек, в то время как на отечественном  траулере пр. 12961 -16 человек.

Поскольку добывающие суда зарубежной постройки  по основным техническим характеристикам  значительно превосходят аналогичные  характеристики отечественных аналогов, то и показатели по вылову рыбы и  нерыбных объектов у них выше, чем  у судов отечественной постройки. Так, при работе больших и крупных

рыбопромысловых судов на добыче минтая канатными  разноглубинными тралами вылов  на траление МРКТ пр. Д. 1305 испанской  постройки; на 76% выше, чем у БАТМ пр. 1288, а вылов на с/с лова - на 120%.

Из средних  судов тралового лова наиболее высокие  показатели имеют СРТМ пр. Р-8830 и  СРТМ пр. РУ8-419, у которых вылов  на траление и судосутки лова превышают  аналогичные показатели судов типа СТР пр.503 в 1,7-1,8 раза.

На крабовом промысле лучшие показатели имеют суда типа КРПС и СКЯМ иностранной постройки. Хотя в большинстве своем они, как и отечественные, переоборудованы  из находившихся ранее в эксплуатации рыбопромысловых судов, однако оснащены новейшим промысловым, технологическим  и поисковым оборудованием, в  результате чего уловы на судосутки  лова превышают уловы судов типа СРТМ и СТР в 2,2-2,4 раза.

Аналогичная ситуация наблюдается и на промысле трески и палтусов донными ярусами, где ведут промысел отечественные  переоборудованные средние и  малые суда, а также специализированные ярусоловы ЯМС норвежской постройки. В сравнении с переоборудованными судами типа СРТМ и СТР суточные уловы ЯМС пр. 1440 на 70-80% превышают  суточные уловы СРТМ и на 40-50% - суточные уловы СТР.

В целом  же, как показывает анализ, пополнение добывающего флота судами зарубежной постройки позволило повысить технический  уровень добывающего флота рыбной промышленности Дальнего Востока по сравнению с 1990 годом не менее, чем  на 32-35% в расчете на 1 списочное  судно-

Средний возраст списочного судна добывающего  флота увеличился в 2002 году по сравнению  с 1990 г. с 13,3 до 17,9 лет. Крупного и большого - с 15,8 до 19,3 лет, среднего -с 10,5 до 16,6 лет, малого - с 14,2 до 18,6 лет. В результате численность флота, эксплуатирующегося сверх нормативного срока службы, увеличилась с 224 судов (21 больших, 64 средних и 139 малых) в 1990 году до 722 судов (58 больших, 280 средних и 384 малых) в 2001 году. При этом удельный вес увеличился с 16,3% (9,0% больших, 14,5% средних, 19,8% малых) от их общей численности в 1990 году до 47,5% (31,2% крупных и больших, 44,4% средних, 54,6% малых) от их общей численности в 2001 году.

Поскольку эксплуатация таких судов чревата  непредсказуемыми последствиями, включая  аварии и аварийные ситуации, то требуется незамедлительное создание специальной межведомственной комиссии по проверке технического состояния  этих судов и решения вопроса  о целесообразности продолжения  дальнейшей эксплуатации каждого из них.

Распределение добывающего флота по регионам Дальнего Востока сложилось таким образом, что основная часть его (41,1% крупных  и больших, 32,6% средних и 14,5°о малых  судов) сосредоточена в Приморском крае. Мощности добывающего флота  Сахалинской и Камчатской областей относительно равны. Там базируются 12,6% и 23,7% крупных и больших, 29,8% и 19,6% средних, 45,1% и 26,7% малых судов. Производственный потенциал добывающего флота  Хабаровского края на четвертом месте: в собственности рыбопромышленников этого края находится 10% больших, 10,4% средних и 2,6% малых судов. Затем  следует Корякский автономный округ, имеющий в своем составе 7.3% крупных  и больших судов, 2,8% средних судов  и 9,3% малых судов. Что же касается промысловой мощности добывающего  флота Магаданской области (с  ЧАО), то здесь сосредоточено 5,3% больших, 4,8% средних и 1,8% малых судов, специализирующихся в основном на добыче охотоморской сельди, минтая, трубачей и крабов.

В зависимости  от производственного назначения добывающие суда подразделяются на чисто добывающие и добывающе-обрабатывающие суда. Первая группа судов добытую рыбу на береговые  обрабатывающие предприятия при ведении промысла в прибрежных районах отечественного побережья или на плавучие рыбообрабатывающие суда при ведении промысла в открытом море в составе промысловых экспедиций. Вторая группа судов из добытой рыбы непосредственно на промысле вырабатывает готовую продукцию, которая доставляется в морские рыбные порты или ими самими, или транспортными рефрижераторами.

Большие и крупные добывающие суда предназначены  как для лова рыбы и нерыбных объектов, так и для производства готовой  продукции (мороженой разделанной  и неразделанной продукции, кормовой муки, рыбного жира и тп.). Добытая  рыба и нерыбные объекты сразу  же направляются в обрабатывающие цеха для переработки в готовую  продукцию. Затем произведенная  продукция направляется на хранение в трюмы: мороженая - в охлаждаемые  рефрижераторные трюмы, рыбная мука и консервы в неохлаждаемые трюмы. Рыбный хранится в жировых цистернах  и металлических бочках. По завершении забивки собственных трюмов

рыбная  продукция, как правило, перегружается  на приемно-транспортное судно для  доставки в морские рыбные порты, либо, в случае завершения промысловых  рейсов, доставляется в морские рыбные порты самими крупными и большими добывающими судами.

На крупных  и больших добывающих: судах, построенных  по проектам до 1990 года, вырабатывается мороженая продукция, 1 консервы, кормовая рыбная мука и технический жир. Построенные  в 1991-1994 гг. суда типа МРКТ пр.Д-1305 испанской  постройки помимо этих видов продукции  могут выпускать мороженое обесшкуренное  филе и пищевой фарш. Поскольку  эта продукция пользуется повышенным спросом на рыбных рынках зарубежных стран, то филетировочное оборудование было установлено также и на 17 находящихся в эксплуатации больших  и крупных добывающих судах типа РКТС, РТМКС, БАТМ и РТМС. Причем, если филетировочные машины фирмы "ВААОЕК." (№ 182, №212, № 212К.В) установлены на всех переоборудованных судах, то шкуросъемными  машинами ВААВЕК № 52 оснащены только 7 судов. Это означает, что производство обесшкуренного филе, помимо судов типа МРКТ пр.Д-1305, может производиться еще на 7 крупных и больших судах разных типов, в то время как на остальных 10 судах - только филе с кожным покровом.

Кроме филе, большим спросом за рубежом пользуется мороженая икра минтая в ястыках, вследствие чего для механизации  процесса ее выборки на целом ряде крупных и больших добывающих судов установлены машины для  обезглавливания минтая и выемки икры ВААОЕК №212 различных модификаций.

Средние добывающие суда, за исключением судов  типа СТР, также оборудованы морозильными установками и могут выпускать  неразделанную, потрошеную с головой  и обезглавленную мороженую продукцию. При этом суда типа СРТМ пр.Р-8830, СРТМ пр.РУ8-419 и СРТМ французской постройки, наряду с вышеуказанной продукцией, могут производить мороженое  обесшкуренное филе, кормовую рыбную муку и технический жир. Два последних  вида продукции могут выпускать  также и суда типа ТСМ пр.333. Для  производства филе со шкурой на некоторых  из них установлены машины BAADER № 182, а для производства мороженой  икры в ястыках - машина ВAADER № 212К.

Поэтому и на средних добывающих судах, оборудованных  морозильными установками, добытый  сырец сразу же направляется на производство готовой продукции, которая хранится в охлаждаемых трюмах и по мере забивки этих трюмов перегружается на приемно-транспортные суда для доставки в морские рыбные порты. После окончания промысловых рейсов готовая продукция зачастую доставляется в порты непосредственно самими добывающими судами.

Суда  типа СТР, помимо добычи рыбы кошельковыми неводами и тралами, предназначались  только для кратковременного хранения улова и последующей передачи его в свежем или охлажденном  виде для производства готовой продукции  на плавучие рыбоперерабатывающие предприятия  и поэтому морозильными аппаратами не оснащались. Однако, для организации  промысла трески и палтуса донными ярусами, краба и креветки донными ловушками часть СТР в последние годы была переоборудована под эти виды лова. Причем в процессе переоборудования на данные суда устанавливались также скороморозильные аппараты.

Информация о работе РЫбная промышленность РФ