Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 16:12, курсовая работа
Изучение рынка как такового – первый шаг к познанию внешней среды, в которой намерено действовать предприятие. Попытка выйти с товаром на все рынки, по крайней мере, не целесообразна и расточительна. Поэтому следует проводить аналитическую работу в целях выбора из потенциальных рынков, таких которые наиболее перспективные для компании на которых с наименьшими затратами можно достичь коммерческого успеха.
В рыночной экономике основополагающим элементом является рынок. Наиболее простое определение рынка, присущее любой модели рыночной экономики (американской, японской, скандинавской и др.):рынок есть соединение спроса и предложения. Однако это определение не выявляет глубинных свойств рынка как экономического феномена. Более точно роль рынка в экономической жизни выражает следующее определение: рынок – это форма общественной связи между людьми, состоящая во взаимной купле-продаже товаров.
1 Теоретические основы сегментации товарного рынка
1.1 Понятие и классификация товарного рынка
Изучение рынка как
такового – первый шаг к познанию
внешней среды, в которой намерено
действовать предприятие. Попытка
выйти с товаром на все рынки,
по крайней мере, не целесообразна
и расточительна. Поэтому следует
проводить аналитическую работу
в целях выбора из потенциальных
рынков, таких которые наиболее перспективные
для компании на которых с наименьшими
затратами можно достичь
В рыночной экономике основополагающим элементом является рынок. Наиболее простое определение рынка, присущее любой модели рыночной экономики (американской, японской, скандинавской и др.):рынок есть соединение спроса и предложения. Однако это определение не выявляет глубинных свойств рынка как экономического феномена. Более точно роль рынка в экономической жизни выражает следующее определение: рынок – это форма общественной связи между людьми, состоящая во взаимной купле-продаже товаров. Это определение позволяет трактовать рынок как сферу экономических отношений, а не просто как столкновение безликих компонентов экономики (спроса и предложения)[1, с. 31].
Рынок – это, с одной стороны, сфера отношений между субъектами экономики (производителями и потребителями), а с другой стороны, элемент рыночной экономики, куда входят сферы производства товаров, их распределения и потребления, а также элементы планирования и регулирования экономики.[2, с. 37].
Подходя к понятию рынка
более детально, можно отметить,
что наличие рынка
людей (организаций) со своими потребностями;
покупательной силы (обычно денег);
соответствующих возможностей (купить и продать);
желания купить (наличие покупателей, желающих купить товар);
продавцов, желающих и имеющих возможность произвести и продать товар.
Из этого определения следует: необходимо знать нужды покупателей, так как это непосредственно ведет к созданию товара и совершению акта покупки;
рынок может как расширяться,
так и сокращаться в
Для дальнейшего понимания сущности рынка следует выявить наиболее общие признаки рынка и их основные характеристики[2, с. 38].
Первый отличительный признак рынка – взаимодействие продавцов и покупателей. Одна из важных задач маркетинга для фирм, работающих на рынке, - стремление достичь равновесного состояния между спросом и предложением товаров и услуг. На практике такого равновесия в течение относительно длительного периода времени достичь довольно сложно. Чаще всего случается рыночная ситуация, когда либо спрос на товары и услуги превышает их предложение, либо предложение превышает спрос.
В первом случае имеет место рынок, который характеризуется наличием относительно малого количества продавцов (или вообще одного монополиста), проводящих согласованную политику, и относительно большого числа покупателей, остро нуждающихся в товаре. Если такая ситуация сохраняется достаточно долго, например в силу законодательных или иных ограничений, препятствующих проникновению на данный рынок новых предпринимателей, то речь идет о так называемом рынке продавца. При таких условиях продавцу нет смысла тратить средства на реализацию маркетинга. Его продукцию все равно купят, а, проводя исследования, он понесет дополнительные затраты.
Во втором случае имеет
место рынок покупателя, который
характеризуется большим числом
разнообразных товаров и
Второй отличительный
признак рынка – его
Третий признак современного
рынка – стабилизация отношений
между субъектами рынка на основе
интеграции, когда они, сохраняя стремление
к взаимному соперничеству, вместе
с тем оказываются
Классификация рынков.
1. Рынки по соотносительности покупателя и продавца (по конъюнктуре)
подразделяются на:
· Рынок
продавца (спрос превосходит
Характеристики такого рынка:
-
ограниченный ассортимент
-
узкопрофильные объемы и
- полное отсутствие конкуренции.
· Рынок покупателя (превышение предложения над спросом):
- большое
ассортиментное многообразие
- устойчивые
объемы и масштабы
- высокий уровень конкуренции.
· Рынки не продавца и не покупателя – состояние рынка, на котором
фирма-изготовитель может
сбывать продукцию в
· Регулируемые рынки, подпадающие под действие товарных соглашений, а также государственных нормативных актов, направленных на их стабилизацию.
· Региональные товарные рынки – это рынки, в основе выделения которых лежит региональная или страновая принадлежность объектов товарно-денежного обмена, рынки конкретных товаров и товарных групп, товары определенной отрасли, отдельной страны.
2. В зависимости от того, какие потребности определили спрос на соответствующий товар, могут быть выделены следующие виды рынков:
· потребительский рынок;
· рынок предприятий:
- рынок
товаров промышленного
- рынок промежуточных продавцов;
- рынок государственных учреждений;
· международный рынок.
Потребительский рынок – это отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления. Этот рынок состоит из множества субрынков, таких как рынок молодежи, пожилых людей и т.п.[3, с. 32].
Рынок предприятий – это
совокупность лиц и организаций,
закупающих товары для использования
их в дальнейшем производстве, для
перепродажи или
Он имеет три разновидности:
- рынок товаров
промышленного назначения –
Основные характеристики рынка товаров промышленного назначения следующие[3, с. 35]:
меньшее число покупателей;
при их немногочисленности покупатели крупнее;
покупатели сконцентрированы географически;
спрос на эти товары резко меняется (например, спрос на потребительские товары может привести к росту спроса на оборудование для их производства);
- рынок промежуточных
продавцов – это совокупность
отдельных лиц и организаций
(посредников, дилеров,
Товары приобретаются промежуточными продавцами как для перепродажи, так и для обеспечения бесперебойного функционирования их собственных предприятий.
Закупки для себя осуществляются промежуточными продавцами в роли производителей.
- рынок государственных
учреждений составляют
Характерной чертой государственных закупок является сокращение расходов налогоплательщиков, т.е. приобретение товаров по самым низким ценам. Особенностью осуществления государственных закупок является необходимость оформления большого числа документов (многочисленность подписей), в результате чего затягивается процесс выдачи заказа.
Международный рынок состоит из всех покупателей товаров и услуг, находящихся за пределами данного государства, включая отдельных физических лиц, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения[4, с. 9].
3. Классификация рынков
с точки зрения характера
· закрытый рынок — это товарный рынок, где взаимодействуют производители и потребители, связанные различными формами некоммерческих отношений: юридической зависимостью, системой долевого участия и финансового контроля, специальными договорами, которые не носят сугубо коммерческий характер;
· открытый рынок —
сфера обычной коммерческой деятельности
неограниченного круга
4. Если рассматривать
рынок как совокупность
· мировой рынок – рынок, включающий страны всего мира;
· региональный рынок – рынок, охватывающий всю территорию данного государства;
· местный рынок – рынок, включающий один или несколько районов страны.
5. С точки зрения особенностей
и содержания маркетинговой
выделяются следующие рынки:
· целевой — рынок, на котором фирма реализует или собирается реализовывать свои цели;
· бесплодный — рынок, не имеющий перспектив для реализации определенных товаров;
· основной — рынок, где реализуется основная часть товаров предприятия;
· дополнительный, т. е. рынок, на котором обеспечивается продажа некоторого объема товара;
· растущий — рынок, имеющий реальные возможности для роста объема продаж товара;
· «прослоенный» — рынок, на котором коммерческие операции нестабильны, но имеются перспективы превращения в активный рынок при
определенных условиях. Однако такой рынок может стать и бесплодным.
Деятельность любого товарного
рынка характеризуется
1. Емкость товарного рынка.
Емкость рынка - это максимально
возможный объем реализации
2. Динамика развития отдельных
отраслевых товарных рынков
3. Степень диверсифицированности
товарного рынка. Под
4. Качество товара, реализуемое
на рынке. Под качеством