Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика труда"
1. Объект, предмет, задачи и информационная база учебной дисциплины «ЭТ и СТО».
Экономика труда – система знаний в сфере функционирования и результат рынка труда. Она изучает поведение работодателей и работников в процессах труда, в ответ на действие общих стимулов в виде з/п, це, прибыли и не денежных факторов в области трудовых взаимоотношений.Объектом изучения дисциплины явл. система экономич., соц. и организац. отношений м/ду людьми по поводу воспроизводства и эф-ного исп-ия человеч. произв. сил в процессе труда. Предметом явл. совокупность теоретич. и практическ. проблем формирования человекч. потенциала, обесп-ие эф-ного исп-ния его в сфере труда на макро -и микроэкономич. ур-не с целью достижен. высок. качества жизни населения и высок. эф-сти экон. дея-сти. Задачи: 1) привить навыки научн. анализа соц-труд. процессов на всех ур-нях; 2) сформировать научно-обоснов., адекватные, реальные, рациональные знания о процессах, явлениях и тенденциях в соц-труд. сфере (труд. потенциал, челов. капитал, чел. развитие, рынок труда, занятость и безраб., СТО, организац., эконом. и соц-ые компоненты процесса труда); 3) научить использовать получен. знания в конкретн. процессах управления СТО, орг-ции труда и обеспечение его высок. эф-сти; 4) сформир-ть рацион. отнош-е у собствен. труд. потенциалу, уимение накапливать и использовать человеч. капитал, обеспеч-ть собствен. конкурентосп-сть на рынке труда, сознательно достигать реализации своих интересов в СТО. Информац. база: законодат-во Укр. о труде, др. законы и нормативно-правов. акты; статистич. инфо, материалы дея-сти междунар. орг-ции труда, науч. издания.
2. Социально-трудовое направление развития эконом. мысли.
Доиндустр. эпоха не треб. особых методов управления людьми для улучшения эк. результ., т.к. при рабовлад. строе преобл. методы прямого принуд. труда. для эпохи фоеодал. было свойственно отсутствие личн. свободы произ-ля в усл. натур. меткотовар. пр-ва. Основы реалистич. взглядов на процесс обеспечения общих целей в ходе совместн. жизнед-сти людей берут начало еще в античности. Предметн. исслед-ния, в част-сти проблемы природы и орг-ции з/п, начали проводить представители классич. буржуазн. политэкон-и. Так, А. Смит в работе «Богатство нации» (1776) осн. внимание уделил исследованию общих закономерностей рыноч. ээк-ки, обоснованию взаимосвязей мЪду экон. развитием и проц. развит. труда. Он показ. объективн. необх-сть существования и разв-я товарн. рынков, что явл. усл. повышен. пр-сти труда и т.д., исследовал з/п, величина кот. опред. на рыночн. основе в следствие взаимодействия сторон труд. отнош. Сущ-ую роль в науку о проблемах эк-ки труда (ЭТ) внес марксизм: научн. теч-ию удалось развить и аналит.-ски исчерпать на ур-не своего времени трудов. теорию ст-сти, персонифиц-ть всю сист. СТО благодаря выдел. и опис. осн. экон. типов – капиталиста (торговца, финансиста, предприним.), мелкого произ-теля, наем. раб-ка. Проблемы ЭТ были проанализ. Марксом («Капитал», 1867). Развитие ЭТ прошло неск. этапов: 1) 19в. – 20 гг. ХХ ст.. – обособление ЭТ в самост. науку. Появились профсоюзы.(Ф. Тейлор, Э. Гант, Г. Эмерсон, А. Файоль); 2) Сер. 20 г. – нач. 60-х г. ХХ ст. Пол Дуглас начал количеств. исследования в сфере предложения труда, спроса на него и реальн. з/п. Струмилин исследовал проблемы орг-ции и оплаты труда, экон. эф-сти образования на базен кот. экономисты США построили теорию чел. капитала. (А.К. Гастьев, П.М. Терженцев, Эсманский); 3) І пол. 60-х г. – до сер. 70-х г. ХХ ст. – связ. с трансформацией фундамент. основ упраления труд. деят., что явилось следствием роста мобильности рабочей силы, проблемами экологии и защиты окруж. среды, начала глобализации эк-ки, усиления конкуренции на внеш. рынках, расширение инноваций, структурн. перестройки эк-ки; 4) сер. 70-х г. – наст. вроемя – связ. с информац. революцией.
4. Содержание и характер труда
Труд – деятельность людей, направленная на производство определенных общественно - полезных (или потребляемых обществом) продуктов. Содержание труда представляет собой функциональные особенности труд. деят-сти, ее конкретного вида, обуслов. предметом труда, средствами труда и формами орг-ции труд. процесса. К главным факторам, изменяющ.создание труда следует отнести развитите средств производства, научно-технич. прогресс, преобраз. техники и технологии производства. По содержанию различают: 1) труд в сфере материального производства, в сфере услуг, искусства, науки, образования; 2) труд в отд. ораслях матер. и нематер. производства. Напр., труд в машиностроении; 3) в зависимости от вида деятельности различают труд предпринимателя, руководителя, администратора, специалиста, рабочего; 4) труд различают по профессии и по специальности. Под характером труда понимаеться его соц-экономич. сторона, выражающая тип общестьвен. организации труда и отношение к нему работника. Соц. хар-р труда обусловлен формой собствен. на ср-ва пр-ва: частный (труд собственника или арендатора), наемный труд. Структур. характер труда формируется под влиянием особенност. содерж. труда с точки зрения степени интеллектуализации и квалификацион. сложн. труд. ф-ций.
3. Труд как объект изучения дисц. «ЭТ и СТО», как сфера жизнед-сти и вед. фактор пр-ва.
Особенности труда как объекта исследования и изучения состоят в том, что, во-1ых, труд- это деят-сть людей, направ-ная на пр-во опред., общественно полезных или по крайней мере потребляемых обществом продуктов – матер. и духовных, во-2ых, он явл. одним из осн. условий жизнедеят-ти не только отдельного индивида, но и общества в целом, фактором функционир-ия любой организации (п/п-я), в-3их, он не может рассматриваться как товар, поскольку товаром явл. не он сам, а услуга труда, и, наконец, в процессе труда формируется система СТО, кот. составляют стержень обществ-ых отношений на ур-не народного хоз-ва, региона, фирмы и отд. индивидов.
Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. Так как в течение жизни в каждый её момент чел-ек может находиться в одном из двух состояний деят-ти или бездействия, то деят-ть выступает как активный процесс, а бездействие — как пассивный. Трудовая деят-ть является ведущей, главной деят-ью чел-ка. Подавляющая часть деят-ти людей осущ-ся осознанно, на основе внутренне аргументированных побуждений. Осознанную часть деят-ти подразделяют на трудовую и нетрудовую.
Основными критериями, отличающими трудовую от не трудовой деят-ти, выступают: связь с созиданием благ, т.е. созданием и наращиванием материальных, духовных, бытовых благ.
Целями трудовой деят-ти - производство потребительских товаров и услуг или средств, необходимых для их прои-ва.Предметы труда - это вещество природы, вещь или комплекс вещей, на кот. чел-ек воздействует в процессе труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовлетворения личных и производственных потребностей. Субъектом труда может быть отдельный работник или коллектив. Средства труда и предметы труда создаёт человек, поэтому он является компонентом труда как системы.
5. Сущность категории «труд» и ее хар-ки
Труд- это деят-сть людей, направ-ная на пр-во опред., общественно полезных или по крайней мере потребляемых обществом продуктов -матер. и духовных.
Труд, как создатель вещественного богатств, обеспечивающий высоко-эффективное взаимодействие производительных сил общества, состовляет предмет эк. науки. Функции труда:
- способ удовлетворение потребностей;
- создатель общественного богаства;
-творец общества и фактор общественного процесса;
-сила, откровающая человеку путь к свободе;
-творец человек.
В процессе труда осущ-ся след.ф-и:
– логическая, связанная с определением цели и подготвки системы необходимых труд. операций;
-исполнительская, приведение средств труда в действие различными способами взависимости от сотосния производительных сил и напосредственного воздействия на предметы труда;
-регестрации и контроля, наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы; - регулирования – корректировка, уточнение заданной программы.
Факторами, изменяющими содержание труда служат развитие средств про-ва, нтп, преобразование техники и технологии про-ва. По содержанию различают:
- труд в сфере материального про-ва;
- в сфере наук, образования и др.;
-труд в отдельных отраслях матер. и нематер. про-ва.
Труд отличают по видам деятельности:
-труд предприн-ля, руковод-ля, администратора;
6. Виды труда и их характеристики.
Труд всегда явл. и физ. и умствен. деят-ью. Разделение на духовный и физич. труд может происходить с учетом того, насколько чел-к прилагает преимущ. дух. и физ. силы для развития своей личности. Виды труда можно выделить в завис. от выбранных критериев оценки. В завис.от вида д-сти труд подразд. на: творческий (конструктор, писатель, скульптор, художник), руководящий (предприниматель, менеджер, зав. складом), исполнительный (консультанты, референт, квалифиц. рабочий, подсобн. рабочий). В завис. от образования труд делится на: 1) труд требующий больш. предварит. подготовки, хар-ется обукчением в теч-нии неск. лет со сдачей итогового экзамена гос. комиссии; 2) труд, не требующий никакой подготовки – эта рабочая сила может быть использована на простых видах труда без обучения (грузчик, подсобный рабочий). По хар-ру и содержанию выдел.: а) наемный и частный труд, б) индивид. и коллективный, в) труд по желанию и по необходимости, г) физ. и умственный, д) репродуктивн. и творческ., е) разнообразной степени сложности. По предмету выд.: а) научн., инженер-ный, управл., произв., б) предпринимат., инновацион., в) промышл., с/х, транспотный, коммуникативный. По средствам и способам выдел.: а) ручной (технич. и невооружен.), б) механизированный, автоматический, в) низко, - средне, - высокотехнологич, г) с различн. степенью участия. По условиям труда: а) стационарный и передвижной, б) наземный и подземный, в) легкий, средней тежести и тяжелый, г) привлекательный и непривлекат., д) свободный и с регламентацией.
7. Роль труда в развитии человека и общества.
Труд занимает важн. место в жизнед-сти человека. Благодаря ему человек выделился из мира животных, создав блага соврем. мира. Труд – это целесообразная д-сть чел-ка, напрвлен-я на видоизменение и приобретение предметов природы для удовлетворения своих потребностей. На протяж. тысячелетий труд вызывал у людей различн. чувства и ассоциации. Можно говорить о 2-х основн. и неразрывн. аспектах труда и соответсв. отношение к нему. С одн. стороны, труд выступ-т как прагматичн. процесс достижения жизненных благ. В этом отношении он тяжелый, продолжительный, вызывает «изнашивание» чел-ка в процессе труд. деят-сти. С др. стороны, выявляет и развивает творческ. способности чел-ка, способс-ет его дух. росту и самореализации. Такой труд окрыляет и вдохновляет чел-ка. Больш. роль в деят-сти чел-ка играет мотивация труда, т.е. то, ради чего чел-к работает. Цель - предвидение результата труда. Она опред. особенности взаимодействия чел-ка с предметом труда, явл. основой разработки программы действий. Определив мотивы, цель своей труд. д-сти чел-к стремится самореализовать себя, используя свои знания, умения, навыки, способности. Лучше всего они раскрыв-ся в проф. деят-сти.
8. Эволюция
труда как фактора
Во все времена труд был и остается важнейшим произв-ным фактором, видом деятельности человека
Появление труда и образование чел-го общества было результатом постепенного изменения образа жизни той особенно высоко развитой, ныне вымершей породы обезьян, от которой произошел человек.
С развитием передних конечностей, со временем, полностью освободились руки, для выполнения действий с предметами.
Особенно важную роль в развитии трудовых действий играло то обстоятельство, что труд представляет собой процесс, совершающийся посредством изготавливаемых орудий. Чтобы участвовать в труде, люди каждого нового поколения должны учиться пользоваться орудиями, кот.создаются в трудовой практике предшествующих поколений. Еще более сложных умений требует производство самих орудий. Поэтому передача от поколения к поколению орудий, кот. становились все более сложными, вызывала к жизни и новую форму передачи опыта — передачи его путем обучения трудовым действиям и навыкам.
Труд даже в своих относительно простых формах представляет собой совместную, коллективную деят-ть людей; поэтому одновременно с формированием трудовых действий происходило все большее сплочение вокруг трудовой дея-ти ее участников.
В процессе своей эволюции труд существенно усложнился: чел-ек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить, перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным, а человек, постоянно развивая свою рабочую силу, стал создавать новые стоимости, намного превышающие стоимость жизненных благ, необходимых для восстановления затрат самой рабочей силы.
9. Труд и НТП.
НТП - это непрерывный процесс совершенствования всех элементов общественного производства как вещественно-материальных, объективных (средств труда и предметов труда), так и субъективных (работников производства), а также методов их соединения в процессе производства на базе новейших достижений науки и техники.
В результате НТП повышается производительность труда, качество продукции, снижаются затраты на ее производство и растет эффективность производства в целом. НТП оказывает воздействие и на соц. среду общества, обеспечивая не только рост производительности труда, но и изменение условий труда. Труд облегчается за счет применения механизмов и автоматических устройств, а также исключается вредная среда труда. В процессе НТП происходит непрерывное взаимодействие техники и человека: чтобы создать новую технику, человек повышает уровень своих знаний, овладевает новой технологией, а созданная новая техника, в свою очередь, требует более высокого уровня знаний работников, вновь осваивающих ее.
Прогресс науки и техники изменяет виды труда. Как известно, экономика труда классифицирует виды труда по четырем признакам, 1. Характер и содержание труда. 2. Предмет и продукт труда. 3.Средства и способы труды. 4. Условия труда.
Одним из существеных моментов развития произ-ва явл. переход от экстенсивных методов к интенсивным. Под экстенсивным ростом ппроиз-ва понимают его расширение преимуществено с помощью новых капиталовложений и вовлечение нов. сил в производствен. процесс. Интенсивн. рост пр-ва означает количеств. рост и качествен. улучшение прод-ции, в первую очередь, за счет существенного повышения степени использования всех средств произ-ва.
11. Сущность
экономически активного и
Экономич. активное население – это часть насел., кот. предлагает свой труд для пр-ва товаров и предоставления разнообразн. услуг. Колич-но это группа населенря сост. из занятых и безработных, кот. на данный момент не имеют работы, но желают ее получить. К эк. актив населению принадлеж. лица в возрасте 15-70 лет. Они выпол-т работу за вознагражд-ние при найме на усл-ях полного или неполного раб. времени, работают индивидуально (самост-но) или у отд. граждан-работодавцев, на собственном п/п. К этой категории также принадл. бесплатно работающие члены домаш. хо-ва, занятые в личном подсобном сельск. хоз-ве, а также временно отсутствующ. на работе. Ур-нь экон. активности нсел-я рассчит.:
Уэан =_ЭАН_
Н * 100% , где ЭАН – численность эк. актив. насел., Н – чис-сть населения в стране. Эконом. неактивн. население – это та часть населения, кот. не входит в состав ресурсов труда. К ним относ.: 1) ученики, студенты, курсанты, кот. обучаются в дневных уч. заведениях; 2) лица, кот. получ-т пенсию по возрасту или на льгот. усл.; 3) лица, кот. пол-т пенсию в связи с инвалидностью; 4) лица, занятые ведением домаш. хоз-ва, присмотром за детьми, больными родствен-ми; 5) лица, кот. не могут енайти работу, прекратили ее поиск, но они могут и готовы работать; 6) др. лица, кот. нет необх-сти работать независимо от источника дохода.