Шпаргалка по "Экономике труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика труда"

Файлы: 1 файл

ETiSTO_Ek-ka_truda_i_sots-trudovye_otnoshenia_1(1).doc

— 718.00 Кб (Скачать файл)

 

28. Субъекты  и органы СТО.

Субъектами СТО являются индивидуумы или соц. группы. В условиях современной экономики наиболее важными субъектами соц-труд. отношений явл.:наемный работник, профессиональный союз наемных работников (профсоюз), работодатель, союз работодателей, гос-во.

Суб. Соц.-труд. отнош. явл. индивидуумы или соц. группы(наёмный работник,проф-ый союз наёмных раб-ов(профсоюз),работодатель,союз работодателей,гос-во).Наём. раб-ик-это чел.,заключ-ий труд. договор с полномочным представителем п/п,учрежд.,орг-ии или гос-ва.Раб-тель- это лицо,осущ. найм раб-ов для выполн. работ.Проф-ый союз наём. раб-ов(профсоюз)-это объедин. Раб-ов с целью защиты соц.-эк-их интересов в опред. сфере(отрасли)деят-ти.Гос-во как суб. соц.-труд. отнош. выступ. в нескольких основных ролях:-в качестве законодателя;-в качестве защитника прав граждан и орг-ий;-в качестве раб-ля;-в качестве посредника и арбитра при труд. спорах.Соц.-труд. отнош. могут быть индив-ыми,групповыми или кол-ми

Органы:

Минестерство труда, Служба национального посредничества и примерения, местные органы самоуправления, союзы работодателей, профсоюзы

29. Гос-во, работодатели  и их орг-ции и объед-ния, наем. раб-ки профсоюзы как субъекты СТО. Их задачи и ф-ции.

Наемные работники представляют собой наиб. массовую сторону (до 90 % занятых в экономике в развитых странах). Наемные работники по своему статусу и положению явл. наименее защищенной и наиб. уязвимой стороной в сфере труда. Защита интересов работников в соц-труд. сфере на ур-не п/п осуществляется на основании коллективного договора. Работодатель согласно междунар. классификации статуса в занятости – это чел-к, работящий самостоятельно и постоянно нанимающий для осущ-я труд. процесса 1-го или неск. работников. Роль работодателей в том, что они создают раб. места, опред. объемы и структуру спроса на раб. силу и привлекают ее к обществен. пр-во ч/з механизм рынка труда; непосредственно или ч/з своих представителей организуют пр-во, заключают с наемными работниками индивид. труд. договоры (контракты), ведут переговоры с профсоюзами по поводу коллективн. договора и в значит. мере воздейств. на его струк-ру и содержание; определяют, исходя из своих полномочий, содержание СТО и реализуют меры  по их совершенствованию. Позиции работодателей в процессе формиров. условий в процессе купли-продажи раб. силы и опред. содержание СТО явл. значит. более сильными, чем у наемных работников. Гос-во участвует в определении и реализации соц. политики в целом и формировании и регулировании соц-труд. отнош. в частности. Роли гос-ва в сист. СТО: - законодатель, защитник прав, регулировщик, работодатель; - регулирующ. и стабилиз-щая роль гос-ва в обл. СТО проявл. в распространении сферы действия заключенных на нац. ур-не соглашений на все п/п и отрасли.

30. Основные  составляющие гос. регулирования  СТО

Осн. состав-щие гос. регул-ния  СТО вытекают в перв. очередь из регулирования соц. политики гос-ва: 1) В Укр. законод-но устанавлив-ся mіn з/п и mіn ставки компенсац. доплат (за работу в неблагопр., вредных и опасных усл-ях) в зависим-сти от состояния эконом. развития страны, достигнутого ур-ня произв-сти труда, средней з/п, размера mіn потребит-кого бюджета. Также устанав-ся норы оплаты труда, определены гарантии оплаты ежегодн. отпусков, единые тарифы и усл-я оплаты труда работников и служащих пол общим профессиям и должностям, порядок утверждения коэф-тов соотношений mіn з/п и mіn тариф. ставок; 2) Договорное регулирование з/п исходит из сис-мы тариф. соглашений на межотраслев., отраслев. и производствен. ур-нях. На гос. ур-не такие соглашения заключ. Кабинет  Министров Укр. и профсоюзные объединения с целью обеспечения эф-ного хозяйст-ния в гос. секторе экономики, защиты соц-эк. и труд. интересов работников, предупреждения возможн. негативн. последствий экономич. реформ; 3) прогнозирование ур-ня жизнип населения и гос. его регулирование. Для этого использ. показатели соц. гарантий населению, такие как: прожиточн. mіn, mіn потребит. бюджет, mіn нормативн. потребит. корзина, граница малообеспеченности, mіn з/п (пенсия, стипендия, денежн. помощь) и др.; 4) гос. регулирование рынка труда в Укр. осуществ-ся на усл-и законодат-ных актов, основным из кот. Закон Укр. «О занятости населения» (1991 г.). Закон гарантир-ет всем трудоспособнывм лицам трудоспособн. возраста: право осуществлять любую законную экон. деят-сть; защиту от дискриминационной практики найма на работу и уволнения, бесплатную помощь в поиске работы в соотв. интересов и т.д.

 

31. Критерии  оценки ур. раз-я соц-труд. отношений. Качество труд. жизни как усредненная оценка отношений в сфере труда.

Под качеством труд. жизни  понимается сов-сть харктеристик условий труда, позволяющих учесть степень реализации интересов работников и использования их интеллектуальных, творческих, организаторских и др. способностей.  Основу концепции качества труд. жизни (КТЖ) составляют: 1) положение об обеспечении в ходе самореализации оработника его удовлетворенности достижениями в труде как главном мотиваторе по сравнению с з/п и карьерой. 2) принцип труд. демократии (демократии на произ-ве). 3) развитие работника в концепции КТЖ предполагает возможности постоянного проф. роста. В этой связи концепция КТЖ включ. 2 таких важных направления, как автономия личности работника и возможность развития его разнообразных способностей. И в теории, и в практике повышения качества труд. жизни отводится больш. место также условиям труда, его охране и безопасности. Практич. реализация концепции  КТЖ в этой части выразилась в создании на п/п и орг-ции сети специализир. служб для наблюдения за факторами производствен. среды и производствен. оп-циями, к-ые могут неблагоприятно влиять на здоровье работников. Оценку КТЖ начали произв-ть по системе показателей, на основе статистич. инфо и спец. социологич. опросов работника, предпринимателя и общества. Параметры оценки КТЖ анализировались по пяти группам: технология, орг-ция, личные потребности работников, внешняя среда и общество, рабочее место. Как результирующий показатель КТЖ использовался показатель соответствия возможностей, предоставляемых п/п-ем, ожидаениям работника с учетом его способностей и потребностей.

32. Понятие,  сущность и составляющие соц.  политики.

Под соц. поли-кой принято  понимать составн. часть внутрен. политики гос-ва, выражен. в его соц. программах и практике, регулир-ую отношения в обществе в интересах и ч/з интересы основных соц. групп населения. Соц. пол-ка предполаг. сис-му управленческ., орг-нных, регулир-щих действий и мероприятий, направленных на действие целенаправл. деят-сти граждан их всесторонне развитие, обеспечение соотв. ур-ня жизни и работы, соц. защиту. Цель соц. пол.: создание необх. усл-ий для развития и оптимального функционировния соц. отнош., полного раскрытия творч. социальн. потенциала чел., повышение ур-ня и кач-ва жизни граждан на основе стимулир-ния труд. и хоз. активности нас-ия, а также достижение в обществе соц. согласия и целостности. Содержание соц. пол. нах-ся во взаимосвязи с конкретн. этапом истор. и нац. развития общества и во многом обусл-но его полит. сист., экономич. и дух. сост-ем. Субъектами соц. политики явл. люди, гос-во, общество, соц. институты гос-ва и общества, политич. партии, обществен. организации, коллективы, профсоюзы, обществ. орг-ции работодателей и собственников, различн. фонды и т.д. Осн. субъектом соц. пол-ки явл. человек. Осн. задачами соц-эк. политики в Укр. явл.: ликвидация бедности, последов. повышение ур-ня жизни насел. и снижения соц. партнерства; социализация реализуемых в гос-ве струк-ных состав-щих эк. политики (струк-ной, ивест-ой, ценов., бюджетн., денежно-кредитн., налог. и т.д.); пенсион. реформа, адресн. поддержка соц. незащищенных слоев насел.; обеспечение опережающего роста стоим-ти раб. силы; ориентация стратегии эконом. роста на создание нов. раб. мест; ускорен. развитие жилищ. строит-ва, обеспеч-ие доступности жилья для рпазн. слоев насел.; улучш. сист. охраны здоровья; укрепление позиций среднего класса.

 

 

33. Социальная  защита, социальная поддержка, социальная  помощь населению: понятия и сфера действия.

Соц.защита-система гос.мероприятий  относительно обеспечения достойно-го матер. и соц. положения граждан.  
В Укр. в наст. время система гос соц защиты выполняет след функции: 1. помощь одиноким, престарелым, инвалидам через соц выплаты; 2. поддержка соц незащищенных дру-гих слоев населения; 3. обеспечение защиты всех  категорий населения через систему соц гарантий. Соц защита осущ через  соц транс-ферты(пенсии, пособия, стипендии, дотации, др выплаты по соц обеспе-чению). Соц трансферты осущ в разных видах и форах: в виде соц помощи, гос соц гарантий, в том числе соц льгот от-дельным категориям населения, соц страхования. Соц помощь предоставляется гос-ом и некоммерч  организациями в виде благ иуслуг соц уязвимым группам населения на основе проверки нуж-даемости. Объектом соц помощи вы-ступают малообеспеченные слои на-селения, доходы которых ниже черты бедности (прожиточного минимума). Механизм  осуществления соц помо-щи сводится к перераспределению доходов бюджета, полученных от всех налогоплательщиков. Госуд соц гарантии предполагают предоставление соц значимых благ всем гражданам без учета их трудо-вого вклада и проверки нуждаемости. Эта форма соц трансфертов базирует-ся на принципах общего налогообло-жения и бюджетного финансирова-ния расходов на соц. цели.

 

34. Нормативно-правовая  база, регулирующая правоотношения в соц-трудовой сфере.

Нормативно-правовая база, регули-рующая правоотношения в соц-трудовой сфере предст собой законо-дат и иные правовые акты, кот регу-лируют отношения субъектов соц-труд сферы. Для регулирования СТО гос-во соз-дает систему законодательной и нор-мотворческой деят-ти, кот охватыва-ет такие важные в соц отношении направления, как занятость, соц по-литика, условия и охрана труда, ми-грац и демограф политика и т.д. В наст время осн законом в обл. тру-довых отношений явл Кодекс законов о труде (КЗоТ). Важную роль в регулировании СТО играют след законы Укр.:"О занято-сти населения", "О коллективных договорах и соглашениях", "О по-рядке разрешения коллективных тру-довых споров", "О профсоюзах, их правах и гарантиях деят-ти", "Об ох-ране труда", "Об отпусках", "Об оп-лате труда" и др. Перечисленные за-коны, др нормативно-правов акты действ на тер-ии всей Укр. В кач-ве локальных правовых актов выступают: 1)кол-ый договорправовой акт, регулир труд, соц-эк и проф отношение м/ду работодателем и работником на п/п 2)труд договор (контракт)-соглашение м/ду работни-ком и работодателем, по кот работ-ник обязуется выполнить работу по опред спец-ти, квалиф-ии, должности с подчинением внутреннему труд распорядку, а работодатель обязуется выплачивать работнику з/п и обеспеч условия труда. 3)правила внутр труд распорядка, положения о премирова-нии, о вознаграждении по итогам ра-боты за год. Все лок нормат акты обязат для сторон. 

35. Международный опыт регулирования социально-трудовых отношений.

В наст время все эк-cки развитые страны уделяют первостепенное влияние проблемам занятости, т.к без их решения невозможно обеспечить соц-эк стабильность в гос-ве. В них регулярно разрабатываются, финансируются и выполняются программы занятости. Эти программы можно условно подразделить на активные (содей-ствие занятости) и пассивные (под-держание дохода). Активные программы: 1.программы по субсидированию найма в част секторе. В этом случае субсидии выделяются либо на сти-мул-ие занятости отд группы населе-ния (напр, молодежи), либо на сохра-нение раб мест работников, кот под-лежат увольнению. 2.программы поддержки п/п, созда-ваемые самими безработными (про-грамма самозанятости).3.программы проф обучения, повы-шения квалификации, переподготов-ки безработных. 4. программы создания новых раб мест в гос либо частном секторе. Пассивные: все виды помощи в связи с потерей работы, с досрочным выхо-дом на пенсию и др.

Значительный вклад  в развитие отношений в соц.-труд.сфере  вносит МОТ. Ею разработаны конвенции  и рекомендации почти по всем направлениям и соц-труд.проблемам. Благодаря деятельности МОТ и других организаций, улучшение коммуникативных процессов по всему миру люди всё больше осознают различия в условиях труда в  разных странах. Под влиянием экономич. и политич. Санкций этих организаций в сранах с неблагоприятным положением в условиях труда и соц.-труд. отношениях происходят существенные перемены.

Также в процессе развития и регулирования СТО в мировом  обществе используются различные программы, направленные на повышение благосостояния трудящихся и улучшение качества трудовой жизни.

 

 

 

36.Сущность  соц партнерства и его роль  в функционировании рын эк-ки..

Соц партнерство-система  взаимосвя-зей м/ду наем работниками, проф-союзами с од стороны, с работодате-лями и их объединениями с др, с гос-ом и органами мест самоуправления- с третьей их представителями и со-вместно созданными органами по регулированию СТО. Понятие соц партнерства сущ в стра-нах СНГ. На Западе соц партнерство наз соц диалог  или двух-, трехсто-ронние переговоры. Суть соц партнерства состоит в том, что это специф вид обществ отноше-ний м/ду разл соц группами, про-слойками и массами, кот имеют сущ-но разл соц эк-ие и полит интересы. Через соц партнерство можно обес-печить опред баланс их реализации.  Роль соц парт в функционир-ии гра-ждан об-ва и рын эк-ки: 1.соц парт явл организ эк рычагом повышения эф-ти произ-ва, что в свою очередь явл источником повы-шения соц гарантий и ускорения на-копления капитала. 2.соц парт явл элементом построения соц-но ориентированной рын эк-ки. 3.оно явл организационно-эк-ки пра-вовой основой всех субъектов СТО. 4.оно создает фундамент для соц от-ветствен политики. 5.оно явл организац принципом гар-монизации отношений собств-ти. На национальном уровне в Укр соз-дан и действует Нац Совет соц парт. В АРК более 10 лет действует Совет соц парт.

 

 

37.Формы  и принципы соц парт. Соц парт  в организации. 
    Формы соц парт: *совместные консультации; *кол-ые переговоры и заключение договоров и соглашений; *согласование на нац уровне полити-ки доходов и соц эк политики; *совместное разрешение кол-х труд споров, их предупреждение, органи-зация примирительных и арбитраж-ных процедур; * участие наем работников в управ-лении произв-ом; *участие представителей сторон в работе органов соц парт; *совместное управление представи-телями сторон фондами соц страхо-вания; *участие наем работников в распре-делении прибыли, доходов на усло-виях, котопределены кол-ым догово-ром; *контроль за выполнением общих договоренностей и др.  Принципы соц парт: -законность; -полномочность и равноправие сто-рон и их представителей; - содействие гос-ва развитию соц труд парт на демократич началах; -свобода выбора и обсуждение во-просов, кот входят в СТО; -добровольность и реальность обязат-в,кот берут на себя стороны; -обязат-ть выполнения достигнутых договоренностей; -ответств-ть за выполнение принятых обязат-в; -контроль за выполнением достигну-тых договоренностей. На уровне организации соц парт про-явл во взаимоотнош-ии м/ду работо-дателем (собственником, предприни-мателем - их интересы предст адми-нистр-ия) и наем работниками (их интересы предст проф комитет).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике труда"