Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика труда"
38. Основные субъекты соц парт:их хар-ки, функции, задачи.
Субъекты: 1) работники;2) работодатели;
3) представители работников;
4) представители работодателей;
5) органы государственной власти;
6) органы местного самоуправления.
.Гос-во в соц парт выполняет не-сколько важных ролей: собственника, работодателя, законодателя, орбитра (посредника) и координатора. Задача гос-ва состоит в создании с участием организации работодателей и наем работников эффект системы соц парт и внедрение механизма, обеспечив жизнедеят-ть этой системы с целью удовлетв-ия потребностей общества в сфере СТО. Профсоюзы чвл наиболее структур-ным звеном в соц парт. Они осущ представит-во от имени работников на кол-х переговорах при заключении соглашений на национ , отраслевом, регион уровне. Предоставляет кон-сультат услуги, представляют инте-ресы рабочих в судах по вопросам труд споров. Организации и объединения работо-дателей осущ представительство и защиту общих интересов и работода-телей в СТО; осущ сотрудничество с профсоюзами; участвуют в проведе-нии переговоров и заключении двух и трехсторонних соглашений на всех уровнях, предост консультат-ые, юридич-ие, инф-ые, посреднич-ие и др услуги. В Укр состояние отношений соц парт носит иногда формальный хар-р, что с од стороны хар-но для стран, пре-бывающих в состоянии эк кризиса, а с др. - требует их совершенства.
39. Основные
требования к действиям
Принципы как элемент
системы социального
По мнению специалистов МОТ, в рыночной экономике должное функционирование социального диалога и социально-трудовых отношений в духе партнерства предполагает:
политическую и материальную независимость организаций
трудящихся и работодателей друг от друга
и от гос-ва;
примерное равенство сил социальных партнеров;
профессиональную компетентност
Партнеры при осущ. коллективных переговоров должны соблюдать след. принципы: 1) трехсторонность – на основе трипартизма; 2) равенство сторон на переговорах и недопустимость усиления законных прав трудящихся и предпринимателей; 3) доверие в отношениях; 4) знание и уважение прав и обязанностей друг друга; 5) недопущение конфронтации; 6) умение слушать и слышать партнеров; 7) строгое соблюдение культуры, дискуссии, критики; 8) обязанность и надежность.
40. Механизм реализации соц парт. Договорное регулирование СТО как ведущая составляющая соц парт
Выявление двух противоположных точек зрения относительно существа соц. партнерства (соц. партнерство как антипод классовой борьбе и соц. партнерство как способ согласования противоположных интересов наемных рабочих и работодателей) является очень важным. Ведь разному пониманию сущности соц. партнерства соответствуют и разные представления относительно его содержания и механизма. Согласование интересов наемных работников и работодателей в сфере социально-трудовых отношений осуществляется путем переговоров и завершается заключением коллективных договоров и соглашений. Коллективно-договорное регулирование соц.-трудовых отношений явл. неотъемлемой характеристикой системы соц. партнерства независимо от понимания его существа. Однако различные представления о сущности социального партнерства находят свое проявление в содержании коллективных договоров. Любой коллективный договор в конечном счете фиксирует договоренность сторон по комплексу экономических вопросов. Речь идет о размере з/п и других денежных выплат, о механизме регулирования з/писходя из роста цен (индексация з/п и доходов), о системе денежных компенсаций за работу в ночное время или праздничные дни. Большое место в коллективных договорах занимают вопросы занятости и переквалификации, продолжительности рабочего дня и рабочей недели, длительности оплачиваемого отпуска, условий и охраны труда. Фиксируются также основные обязанности сторон (администрации и работников) и устанавливаются формы и методы контроля за выполнением коллективного договора. Вместе с тем в зависимости от понимания существа соц. партнерства содержание коллективных договоров может меняться. Те, кто рассматривают социальное партнерство в качестве механизма регулирования соц.-трудовых отношений, который приходит на смену классовой борьбе, считают, что в коллективных договорах обязательно должны быть статьи, связывающие величину з/п рабочих с финансовым положением предприятия и положением предприятия на рынке. В таких коллективных договорах обычно смещены акценты с определения и фиксации цены рабочей силы на проблемы занятости. В качестве обязательных рассматриваются также статьи, предусматривающие участие наемных работников в управлении производством или их участие в прибыли. При заключении коллективных договоров в таких обстоятельствах упор делается не на различии интересов наемных рабочих и работодателей, а на их совпадении. Работников пытаются убедить, что они вместе с работодателями представляют собой единое целое и у них один общий интерес — сохранение и развитие предприятия, на котором они трудятся. Поэтому, по возможности, в процессе переговоров они должны выработать общую систему ценностей, основанных на согласии, уважении и взаимных уступках. На тех предприятиях, где реализуется такая идеология социального партнерства, интересы наемных работников могут представлять не только профсоюзы, но и любые другие выборные органы, вплоть до "рабочих директоров", как это имеет место в современной Германии. Как правило, в данных случаях роль государства в системе социального партнерства ограничивается лишь созданием необходимой правовой основы регулирования социально-трудовых отношений, созданием общей системы регламентации трудовых отношений. При этом государство не только устанавливает "правила игры", но и выступает гарантом свободы действий сторон, соблюдения ими взятых на себя обязательств, разрабатывает процедуры ведения переговоров и определяет юридический статус соглашений.
Главными составляющими механиз
41. Генеральное соглашение и его роль в регулировании СТО..
В результате переговоров и консультаций на госуд-ом (межотраслевом) ур-не м/ду Кабмином, представительными органами Федерации профсоюзов Укр, отдельных профсоюзов, не входящих в состав ФПУ, представителями общественных ор-ганизаций предпринимателей, рабо-тодателей заключается Генеральное тарифное соглашение.
ГС фиксирует договоренности между сторонами социального партнерства, и регулирует основные аспекты социально-трудовых отношений.
Полномочия сторон относительно разработки и подписания ГС содержатся в Законе Украины "О коллективных договорах и соглашениях". В данном же законе определенно содержание Генерального соглашения:
- гарантии труда и обеспечения производительной занятости;
- минимальные социальные гарантии оплаты труда и доходов всех групп и слоев население, которое обеспечивало бы достаточный уровень жизни;
- размер прожиточного минимума, минимальных нормативов;
- социальное страхование;
- трудовые отношения, режим работы и отдыха;
- условия охраны труда и окружающей естественной среды;
- удовлетворение духовных потребностей населения;
- условия роста фондов оплаты труда и установления межотраслевых соотношений в оплате труда.
Положения Генерального соглашения действуют непосредственно и являются обязательными для всех субъектов, которые находятся в сфере действия сторон, которые подписали соглашение.
42. Отраслевые соглашения: назначение, структура, содержание.
Кроме Генерального соглашения в Укр.действует система отраслевых соглашений, заключение которых предусмотрено Законом Украины «О коллективных договорах и соглашениях».
Сторонами отраслевого соглашения явл. Всеукраинские отраслевые объединения работодателей и профсоюзные организации и их объединения соответствующего уровня, которые имеют полномочия, достаточные для ведения переговоров, заключения соглашения и реализации ее норм.
Предметом отраслевых тарифных соглашений явл: 1) единые для п/п соответ отрасли (подотрасли) тарифная сетка работ-ников и шкалы соотношений миним-х должностных окладов по группам должностей руководителей, специалистов и служащих или единая тарифная сетка для всех категорий ра-ботников; 2) единые для всех категорий работни-ков соответ отрасли миним размеры доплат и надбавок, кот учитывают специфику условий труда отдельных проф групп; 3) взаим обяз-ва сторон по выполне-нию соглашения.
Законом четко обусловлен круг вопросов, которые могут регулироваться отраслевым соглашением:
- нормирование и оплата труда;
- установление мин. соц. гарантий, компенсаций, льгот в сфере труда и занятости;
- трудовые отношения; - условия и охрана труда;
-жилищно-бытовое, медицинское,
- условия роста фондов оплаты труда;
- установление
Положения отраслевого соглашения не могут ухудшать положение наемных работников сравнительно с Генеральным соглашением.
43.Региональное соглашение: на-значение, структура, содержание..
Региональные соглашения, согласно Закона Украины "О коллективных договорах и соглашениях" является составляющей системы документов, которые регулируют социально-экономические отношения между объединениями наемных работников, работодателей и местной властью.
С помощью рег. соглашений регулируются нормы социальной защиты наемных работников предприятий, включают высшие сравнительно с генеральным соглашением социальные гарантии, компенсации, льготы с учетом территориальной специфики.
Сторонами регионального соглашения являются областные объединения профсоюзов, работодателей и, преимущественно, областная государственная администрация.
Законом четко не установлено отличие структуры отраслевого соглашения от региональной, потому в большинстве случаев они являются подобными:
- нормирование и оплата труда;
- установление минимальных социальных гарантий, компенсаций, льгот в сфере труда и занятости;
- трудовые отношения;- условия и охрана труда;
- жилищно-бытовое, медицинское, культурное обслуживание;
- организация оздоровления и отдыха;
- условия роста фондов оплаты труда.
Положения регионального соглашения не могут ухудшать положение наемных работников сравнительно с Генеральным соглашением.
На региональном уровне заключается региональное тарифное соглашение. В регионах Укр они заключаются м/ду тер-ми исполнительными орга-нами местной власти и управления, региональными объединениями профсоюзов, региональными объеди-нениями работодателей. Предметом регионального тарифного соглашения явл:
- единые для данной
тер-ии тарифная сетка
44. СТО как источник конфликтов. Задачи и методы действий соц. партнеров в предконфликтной ситуации и в условиях конфликта.
Трудовой конфликт - случай обострения противоречий в трудовых отношениях.
Наиболее распространенными формами, в которых происходят трудовые конфликты между работодателями и работниками это забастовки и локауты.
С правовой точки зрения, трудовыми конфликтами, или спорами, называются споры между администрацией и работниками вследствие применения законодательства о труде или установлении условий труда. Конфликты в государстве должны решаться в порядке, установленном ЗУ. "О порядке решения трудовых споров (конфликтов)", и КЗпП (гл. ХУ).
Факторы возникновения трудовых конфликтов делятся на экономические, социальные, политические, религиозные. В Украине сейчас преобладают экономические и социальные факторы.
К экон.факторам относятся: ур-нь зп; высвобождение рабочей силы по инициативе администрации; страх раб-ов относительно высвобождения из-за повышения производительности (замещение труда капиталом); плохие производственные условия; продолжите-сть раб.времени;сменность работы др.
К соц.факторам относятся: соц.стандарты жизни; удовлетворение мин. жизненных потребностей; соответствие между достигнутым уровнем производительности и уровнем жизни; уровень медицинской помощи; компенсации на случай болезни, травматизма на предприятии; транспорт и вообще качество непроизводственной сферы на предприятии.