Шпаргалка по "Экономике труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика труда"

Файлы: 1 файл

ETiSTO_Ek-ka_truda_i_sots-trudovye_otnoshenia_1(1).doc

— 718.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что  существует однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разнонаправленное - в данных величинах и безработице. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.

Перечисленные направления  не исчерпывают всех мер воздействия  государства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования данного рынка: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п.

Таким образом, современное  государственное регулирование  рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Особое место в системе  регулирования рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы

 

52.Гос регулир-ие  РТ  может быть активным и пассивным.

Административно организационные методы направлены, прежде всего, на внедрение активной политики гос-ва на рынке труда. Активная политика — это направление действий на повышение конкурентоспособности рабочей силы и расширения сферы докладывания труда с целью предотвращения безработицы и увеличения численности занятых. Т.е она направлена на обеспечение работой не занятых активных граждан. Активная политика гос-ва в отрасли занятости реализуется с помощью таких инструментов, как Гос. ти региона-ые программы занятости население, кот. предусматривает ряд активных мероприятий по расширению сферы докладывания труда. Активные мероприятия гос. политики — это комплекс организационно эк. и правовых действий, непосредственно влияющих на смену соотнош. спроса и предложения рабочей силы.

На характер активной политики гос-ва в отрасли занятости влияют об’єктивні но суб’єктивні факторы. К об’єктивних факторов принадлежат: 
эк. положение гос-ва. Чем высший эк. рост, тем большие финансовые возможности для внедрения разнообразных активных мероприятий по расширению сферы докладывания труда. И наоборот, с сокращением производства такие мероприятия ограничиваются; 
степень соответствия нац. трудовых норм международным. Чем он более высок, тем эффективнее внедряются активные мероприятия; полит. стабильность. Она обеспечивает прогнозируемость процессов и осущ.  мероприятий долгосрочного плана.

Суб’єктивним фактором, кот. влияет на характер активной политики государства в отрасли занятости, является непрофессионализм отдельных суб’єктів в исполнительных и в других ветвях власти, в результате чего не выполняется комплексный подход к проблемам занятости с негативными последствиями. 
В целом к активным мероприятиям относятся: создание дополнительных рабочих мест, предоставления информационных и профориентацийних услуг; организация банка вакансий, поиск подходящей работы, содействия, в трудоустройстве граждан, помощь гражданам в открытии своего дела, трудоустройства неконкурентоспособных слоев населения, на забронированные рабочие места, содействия самой занятости и предпринимательской деятельности; улучшение конкурентоспособности рабочей силы за счет организации профессиональной учебы, переобучения и повышения ее квалификации; организация временных общественных работ, прекращения высвобождения граждан, на срок до шести месяцев в случае невозможности их трудоустройства, переселения, в другую местность но др. 
Пассивная политика государства в отрасли занятости предусматривает ее ответственность за положение наемных работников и работодателей на рынке труда. В этом случае формируется своеобразный рыночный государственный патернализм. Пассивная политика осуществляется пассивными мероприятиями, к которым принадлежат: регистрация и учет безработных и незанятых граждан, которые ищут работу; организация системы предоставления помощи по безработице; осуществление как денежных, так и неденежных , форм поддержки безработных и членов семей, которые находятся на их иждивении. Эти мероприятия не влияют на соотношение спроса и предложения рабочей силы и в условиях нашего рынка труда не регулируют занятость населения. 
Однако страны с рыночной экономикой не применяют отдельно или активную или пассивную политику. В зависимости от модели рынка труда и экономического положения страны в государственной политике занятости присутствующие и активные и пассивные мероприятия с преимуществом тех или других. Поскольку самой эффективной социальной защитой работоспособных граждан является предоставление рабочих мест всем желающим работать, то преимущество в большинстве стран с развитой рыночной экономикой отдают активным мероприятиям, направленным на расширение сферы докладывания труда. На основе этого необходимо выдерживать рациональные пропорции расходов на такие мероприятия. Расходы на активные мероприятия в развитых странах составляют от 20 до 40 %, а иногда и 50 % от общих средств, направленных на регуляцию занятости

 

53. Особенности  нац рынка труда (РТ). 
Формирование РТ в каждом гос-ве имеет свои особенности. Эти особен-ности обусловлены ресурсными, гео-графическими , эк-ми, политич, де-мограф и др причинами. В нашей стране формирование РТ осущ в условиях кризисного состоя-ния эк-ки, чрезвычайно развитой тя-желой пром-ти и слабо развитой сфе-ры пр-ва товаров народного потреб-ления и услуг, зависимости от по-ставки энергоносителей из России. В результате соврем РТ имеет след хар-ки: + низкая цена раб силы, ее несоответ-ствие реальной стоимости; + превышение предложения раб силы над ее спросом; +  снижение занятости в сфере об-го произ-ва, рост числ-ти незанятого насел; + низкое кол-во офиц-но зарегистрир-х безработных в условиях, когда ме-сто имеет значит рост скрытой безра-ботицы; + наличие в значит-х масштабах не-регламентированной занятости; +  рост безработицы среди молодежи; + активная эмиграция высококвали-фицированной раб силы. Приведенная хар-ка соврем РТ в Укр свидет о наличии неблагоприятных тенденций и необходимости его со-вершенствования.

В нашей стране формирование рынка труда осуществляется в  условиях кризисного состояние экономики, низкой эффективности ее структуры, чрезвычайно развитой тяжелой промышленности и слаборазвитой сферы производства товаров народного потребления и услуг, значительной зависимости экономики Украины от кооперированных связей с государствами СНГ, особенно от поставки энергоносителей из России. Имевшие место в прошлом монополия государственной собственности, жесткая регламентация заработной платы и ее низкий уровень в настоящее время, наличие института прописки(теперь – регистрации по месту жительства) и др. так же оказали и оказывают негативное воздействие на формирование рынка труда, служат его деформации.

В результате современный  рынок труда в Украине имеет  следующие признаки:

-превышение предложения  рабочей силы над ее спросом,  региональные диспропорции между наличием и потребностью в рабочей силе.

-низкая цена рабочей  силы, ее несоответствие реальной стоимости

-Снижение занятости  в сфере общественного производства, значительная численность незанятого населения

-низкое количество  официально зарегистрированных безработных в условиях, когда имеет место скрытая безработица

-наличие в значительных масштабах нерегламентированной занятости

-рост безработицы  среди молодежи и др.

Аналогичные проблемы имеют  место на рынке труда в Крыму.

Приведенная характеристика современного рынка труда в Украине  свидетельствует о наличии неблагоприятных тенденций и необходимости выработки и реализации действенных экономических мер для его совершенствования.

 

 

54. Модели  рынка труда (РТ) в соврем. мире. 
В соврем мире модели РТ в разл странах имеют свои хар-ые особен-ти. Наиболее известные среди них - японская, модель США, шведская и др. Японская модель хар-ся системой труд отношений, основан на принци-пе "пожизненного найма", когда ра-ботник занят  на п/п вплоть до дос-тижения им пенсионного возраста. При этом размер его з/п зависит от кол-ва отработанных лет, а нповыше-ние квалификации и служуебный рост гарантированы специальным планом. Такая полтика повышает за-интересованность раб-ов в рез-те труда, способствует проявлению наилучших качеств каждого из них.

Модель РТ США построена  на отсут-ствии законодат-ва о занятости и по-мощи безработным, т.к. эти пробле-мы регулируются каждым штатом по-своему. В случае сокращения объема пр-ва часть работников сокращается, при этом увольнение работников происходит без предупреждения. Система повышения квалиф-ии, внутрифирменная подготовка персо-нала практически отсутствует  Для шведской модели характерны активная политика гос-ва в обл заня-тости, в рез чего уровень безработи-цы в этой стране минимальный при одном их самых высоких в Европе уровней жизни.

 

55. Гос служба занятости и ее роль в регулировании рынка труда  (РТ). 
Для повышения эффективности рабо-ты по обеспечению занятости населе-ния в Укр создана Гос служба занято-сти. Обязанности

- анализирует и прогнозирует  спрос и предложение на рабочую силу, информирует население и государственные органы управления о состоянии рынка труда

- консультирует граждан,  работодателей, которые обращаются  в службу занятости, о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, требованиях, которые предъявляются к профессии, а также по другим вопросам, полезным для содействия занятости населения

- ведет учет свободных  рабочих мест и граждан, которые  обращаются по вопросам трудоустройства

- осуществляет в порядке,  установленном законодательством, сбор и обработку статистических данных, которые отображают состояние рынка труда и положение в сфере занятости населения

- оказывает помощь  гражданам в подборе подходящей  работы и работодателям в подборе необходимых работников

- организовывает при  необходимости профессиональную подготовку и переподготовку граждан в системе службы занятости или направляет их в другие учебные заведения, которые ведут подготовку и переподготовку работников, содействует предприятиям в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения

- оказывает услуги по трудоустройству и профессиональной ориентации работникам, которые желают изменить профессию или место работы (в связи с поисками высокооплачиваемой работы, изменением условий и режима труда и т.п.), высвобожденным работникам и незанятому населению

- регистрирует безработных  и оказывает им в пределах  своей компетенции помощь,в т.ч и матери-ую

- принимает участие  в подготовке перспективных и  текущих гос. и территор0ых  программ занятости и мероприятий  по соц. защите разных групп  населения от безработицы

 

56. Соц-эк-ая  сущность, фор-мы,виды и показатели занятости.

Занятость населения - совок-ть экон-х отношений, связ-х с обеспечением раб местами и участие трудоспос на-селения в хоз деят-ти. Эк-ая сущность занятости состоит в том, что она предст собой деят части населения по созданию обществ про-дукта (НД). Соц сущность занятости отражает потр-ть чел в самовыражении, в удовлетв-ии матер-х и духовных потр-ей через доход, кот чел получает за свой труд. Выделяют след формы занятости: полная, неполная, частичная, первич-ная, вторичная. Различают след нетрадиционные ви-ды занятости: * занятость неполное рабочее время; * временная занятость; * сезонная занятость; * периодическая занятость; * маятниковая занятость; * нерегламентированная занятость. Показатели, кот хар-т занятость: Абсолютные 1-общая численность занятых, безра-ботных 2-распределение занятых: по возрас-ту, по полу, по образованию, по от-раслям, по месту проживанию, сред-няя продолжительность безработицы по месяцам. Относительные показатели занято-сти: 1-уровень занятости; Рз=Чз/Чтр.р*100, где Рз-уровень за-нятости, %; Чз-числен-ть занятых; Чтр.р-числ-ть труд рес 
2-структура занятости; Кi=Чзi/Чо*100, где Кi-часть i-той группы занятых; Чзi- числен-ть i-той группы занятых; Чо- общая числе-ть занятых. 3-уровень безработицы

 

57. Занятость  населения как показатель использования  трудовых ресурсов общества.

Исп-ие трудовых ресурсов хар-ся показателем занятости. Занятость населения- сов-сть экономич отношений, связ с обеспечением раб местами и участиемтрудоспособного населенияв хоз деятельности .Занятость предусматривает д-сть част населения по созданию общественного труда(нац богатства).В этом сос-т эконом сущность занятости. Зан-сть населения – это наиболее обобщающая хар-ка эк-ки, кот-ая отражает достигнутый ур-нь эконом развития, взнос живого  труда в достижения пр-ва.Зан-сть объединяет пр-во и потребление, а стр-ра определ-т хар-р их взаимосвязей.Соц сущ-сть занятости отражает потребность человека в самовыражении, удовлетворении материальн и дух потребностей ч\з доход, к-ый чел-к получает за свой труд.

Вопросы занятости в  Укр. регулир. законами Укр.«О занятости насел.»,«О всеобщем гос-ом соц. страхов. на случай безработицы».В соответствии с Законом Укр.«О занятости насел.»,к занятому насел.относятся след. категории граждан нашей страны,прожив. на её тер-и на законных основаниях:-раб-щие по найму на условиях полного или неполного раб. дня(недели)на п/п,в учреждениях,орг-циях;-граждане,кот. сам-но себя обеспеч. работой;-граждане,кот. служат в вооруж. силах,пограничных, внутрен.,ж/д войсках,органах нац. безоп. и внутр. дел;-раб-щие граждане др. гос-в,кот. временно пребыв. в Укр.Выдел. след. формы занятости:полная,неполная,частичная,первичная,вторичная.Полная зан.-деят-ть на протяжении полного раб. дня(недели,сезона,года),кот.обеспечив. доход в норм. для данного региона размерах.Неполная зан. хар-ет зан-ть конкр. лица или неполное раб. время или с неполной оплатой. Неполная занятость может быть:-явной,она связана с соц. причинами:обучением,получением профессии и т.д.;-скрытой,она отражает наруш. равновесия м/у раб. силой и др. производственными факторами.Частичная зан.-это добровольная неполная занятость;Первичная зан.-занятость по осн. месту работы;Вторичная зан.-хар-ет наличие кроме осн. работы или учёбы доп. занятости.Виды зан. хар-ют распр-ние активной части труд. рес-ов по сферам испол-ия труда,профессиям,специальностям и т.д.Нетрадиционные виды зан-ти:-зан-ть неполное раб. время-работа неполную раб. смену в связи с невозм. обеспечить раб-ка работой на полную норму раб. времени или же по желанию раб-ка в соответствии с его соц. потреб-ми;-временная зан.-работа по временным контрактам на опред. срок;-сезонная зан.-зан-ть,связанная с сезонной спецификой произ-ва,когда работа предоставляется на условиях полного раб. времени в опред. сезоны;-периодическая зан.-предпол. чередование периодов труд. деят-ти с равномерными периодами отдыха;-маятниковая зан.-это особый вид зан.,кот. носит постоянный характер и в то же время связан с перемещениями в связи с труд. деят-тью;-нерегламентированная зан.-зан-ть,не поддающаяся гос-ому стат-ому учёту.Показатели эфф-ти зан.Абсолютные показатели зан.:\)общая числ-ть занятых,безработных;2)распр-ние занятых,безработных: по возрасту,по полу,по образованию,по отраслям,по месту проживания;средняя продолжительность безработицы по месяцам.Относительные показатели зан.:1)уровень занятости;2)структура занятости;3)уровень безработицы.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике труда"