Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика труда"
Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существует однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разнонаправленное - в данных величинах и безработице. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.
Перечисленные направления
не исчерпывают всех мер воздействия
государства на рынок труда. Наряду
с ними существует комплекс мер косвенного
регулирования данного рынка: налоговая,
денежно-кредитная и амортизаци
Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.
Особое место в системе
регулирования рынка труда
52.Гос регулир-ие РТ может быть активным и пассивным.
Административно организационные методы направлены, прежде всего, на внедрение активной политики гос-ва на рынке труда. Активная политика — это направление действий на повышение конкурентоспособности рабочей силы и расширения сферы докладывания труда с целью предотвращения безработицы и увеличения численности занятых. Т.е она направлена на обеспечение работой не занятых активных граждан. Активная политика гос-ва в отрасли занятости реализуется с помощью таких инструментов, как Гос. ти региона-ые программы занятости население, кот. предусматривает ряд активных мероприятий по расширению сферы докладывания труда. Активные мероприятия гос. политики — это комплекс организационно эк. и правовых действий, непосредственно влияющих на смену соотнош. спроса и предложения рабочей силы.
На характер активной политики гос-ва в отрасли занятости
влияют об’єктивні но суб’єктивні факторы.
К об’єктивних факторов принадлежат:
эк. положение гос-ва. Чем высший эк. рост,
тем большие финансовые возможности для
внедрения разнообразных активных мероприятий
по расширению сферы докладывания труда.
И наоборот, с сокращением производства
такие мероприятия ограничиваются;
степень соответствия нац. трудовых норм
международным. Чем он более высок, тем
эффективнее внедряются активные мероприятия;
полит. стабильность. Она обеспечивает
прогнозируемость процессов и осущ.
мероприятий долгосрочного плана.
Суб’єктивним фактором,
кот. влияет на характер активной политики
государства в отрасли занятости, является
непрофессионализм отдельных суб’єктів
в исполнительных и в других ветвях власти,
в результате чего не выполняется комплексный
подход к проблемам занятости с негативными
последствиями.
В целом к активным мероприятиям относятся:
создание дополнительных рабочих мест,
предоставления информационных и профориентацийних
услуг; организация банка вакансий, поиск
подходящей работы, содействия, в трудоустройстве
граждан, помощь гражданам в открытии
своего дела, трудоустройства неконкурентоспособных
слоев населения, на забронированные рабочие
места, содействия самой занятости и предпринимательской
деятельности; улучшение конкурентоспособности
рабочей силы за счет организации профессиональной
учебы, переобучения и повышения ее квалификации;
организация временных общественных работ,
прекращения высвобождения граждан, на
срок до шести месяцев в случае невозможности
их трудоустройства, переселения, в другую
местность но др.
Пассивная политика государства в отрасли
занятости предусматривает ее ответственность
за положение наемных работников и работодателей
на рынке труда. В этом случае формируется
своеобразный рыночный государственный
патернализм. Пассивная политика осуществляется
пассивными мероприятиями, к которым принадлежат:
регистрация и учет безработных и незанятых
граждан, которые ищут работу; организация
системы предоставления помощи по безработице;
осуществление как денежных, так и неденежных
, форм поддержки безработных и членов
семей, которые находятся на их иждивении.
Эти мероприятия не влияют на соотношение
спроса и предложения рабочей силы и в
условиях нашего рынка труда не регулируют
занятость населения.
Однако страны с рыночной экономикой не
применяют отдельно или активную или пассивную
политику. В зависимости от модели рынка
труда и экономического положения страны
в государственной политике занятости
присутствующие и активные и пассивные
мероприятия с преимуществом тех или других.
Поскольку самой эффективной социальной
защитой работоспособных граждан является
предоставление рабочих мест всем желающим
работать, то преимущество в большинстве
стран с развитой рыночной экономикой
отдают активным мероприятиям, направленным
на расширение сферы докладывания труда.
На основе этого необходимо выдерживать
рациональные пропорции расходов на такие
мероприятия. Расходы на активные мероприятия
в развитых странах составляют от 20 до
40 %, а иногда и 50 % от общих средств, направленных
на регуляцию занятости
53. Особенности
нац рынка труда (РТ).
Формирование РТ в каждом гос-ве имеет
свои особенности. Эти особен-ности обусловлены
ресурсными, гео-графическими , эк-ми, политич,
де-мограф и др причинами. В нашей стране
формирование РТ осущ в условиях кризисного
состоя-ния эк-ки, чрезвычайно развитой
тя-желой пром-ти и слабо развитой сфе-ры
пр-ва товаров народного потреб-ления
и услуг, зависимости от по-ставки энергоносителей
из России. В результате соврем РТ имеет
след хар-ки: + низкая цена раб силы, ее
несоответ-ствие реальной стоимости; +
превышение предложения раб силы над ее
спросом; + снижение занятости в сфере
об-го произ-ва, рост числ-ти незанятого
насел; + низкое кол-во офиц-но зарегистрир-х
безработных в условиях, когда ме-сто имеет
значит рост скрытой безра-ботицы; + наличие
в значит-х масштабах не-регламентированной
занятости; + рост безработицы среди молодежи;
+ активная эмиграция высококвали-фицированной
раб силы. Приведенная хар-ка соврем РТ
в Укр свидет о наличии неблагоприятных
тенденций и необходимости его со-вершенствования.
В нашей стране формирование рынка труда осуществляется в условиях кризисного состояние экономики, низкой эффективности ее структуры, чрезвычайно развитой тяжелой промышленности и слаборазвитой сферы производства товаров народного потребления и услуг, значительной зависимости экономики Украины от кооперированных связей с государствами СНГ, особенно от поставки энергоносителей из России. Имевшие место в прошлом монополия государственной собственности, жесткая регламентация заработной платы и ее низкий уровень в настоящее время, наличие института прописки(теперь – регистрации по месту жительства) и др. так же оказали и оказывают негативное воздействие на формирование рынка труда, служат его деформации.
В результате современный рынок труда в Украине имеет следующие признаки:
-превышение предложения рабочей силы над ее спросом, региональные диспропорции между наличием и потребностью в рабочей силе.
-низкая цена рабочей силы, ее несоответствие реальной стоимости
-Снижение занятости
в сфере общественного
-низкое количество официально зарегистрированных безработных в условиях, когда имеет место скрытая безработица
-наличие в значительных масштабах нерегламентированной занятости
-рост безработицы среди молодежи и др.
Аналогичные проблемы имеют место на рынке труда в Крыму.
Приведенная характеристика современного рынка труда в Украине свидетельствует о наличии неблагоприятных тенденций и необходимости выработки и реализации действенных экономических мер для его совершенствования.
54. Модели
рынка труда (РТ) в соврем. мире.
В соврем мире модели РТ в разл странах
имеют свои хар-ые особен-ти. Наиболее
известные среди них - японская, модель
США, шведская и др. Японская модель хар-ся
системой труд отношений, основан на принци-пе
"пожизненного найма", когда ра-ботник
занят на п/п вплоть до дос-тижения им пенсионного
возраста. При этом размер его з/п зависит
от кол-ва отработанных лет, а нповыше-ние
квалификации и служуебный рост гарантированы
специальным планом. Такая полтика повышает
за-интересованность раб-ов в рез-те труда,
способствует проявлению наилучших качеств
каждого из них.
Модель РТ США построена на отсут-ствии законодат-ва о занятости и по-мощи безработным, т.к. эти пробле-мы регулируются каждым штатом по-своему. В случае сокращения объема пр-ва часть работников сокращается, при этом увольнение работников происходит без предупреждения. Система повышения квалиф-ии, внутрифирменная подготовка персо-нала практически отсутствует Для шведской модели характерны активная политика гос-ва в обл заня-тости, в рез чего уровень безработи-цы в этой стране минимальный при одном их самых высоких в Европе уровней жизни.
55. Гос служба
занятости и ее роль в регулировании рынка
труда (РТ).
Для повышения эффективности рабо-ты
по обеспечению занятости населе-ния в
Укр создана Гос служба занято-сти. Обязанности
- анализирует и прогнозирует спрос и предложение на рабочую силу, информирует население и государственные органы управления о состоянии рынка труда
- консультирует граждан,
работодателей, которые
- ведет учет свободных
рабочих мест и граждан,
- осуществляет в порядке,
установленном законодательство
- оказывает помощь
гражданам в подборе
- организовывает при
необходимости
- оказывает услуги по трудоустройству и профессиональной ориентации работникам, которые желают изменить профессию или место работы (в связи с поисками высокооплачиваемой работы, изменением условий и режима труда и т.п.), высвобожденным работникам и незанятому населению
- регистрирует безработных и оказывает им в пределах своей компетенции помощь,в т.ч и матери-ую
- принимает участие
в подготовке перспективных и
текущих гос. и территор0ых
программ занятости и
56. Соц-эк-ая сущность, фор-мы,виды и показатели занятости.
Занятость населения - совок-ть
экон-х отношений, связ-х с обеспечением
раб местами и участие трудоспос на-селения
в хоз деят-ти. Эк-ая сущность занятости
состоит в том, что она предст собой деят
части населения по созданию обществ про-дукта
(НД). Соц сущность занятости отражает
потр-ть чел в самовыражении, в удовлетв-ии
матер-х и духовных потр-ей через доход,
кот чел получает за свой труд. Выделяют
след формы занятости: полная, неполная,
частичная, первич-ная, вторичная. Различают
след нетрадиционные ви-ды занятости:
* занятость неполное рабочее время; * временная
занятость; * сезонная занятость; * периодическая
занятость; * маятниковая занятость; * нерегламентированная
занятость. Показатели, кот хар-т занятость:
Абсолютные 1-общая численность занятых,
безра-ботных 2-распределение занятых:
по возрас-ту, по полу, по образованию,
по от-раслям, по месту проживанию, сред-няя
продолжительность безработицы по месяцам.
Относительные показатели занято-сти:
1-уровень занятости; Рз=Чз/Чтр.р*100, где
Рз-уровень за-нятости, %; Чз-числен-ть занятых;
Чтр.р-числ-ть труд рес
2-структура занятости; Кi=Чзi/Чо*100, где
Кi-часть i-той группы занятых; Чзi- числен-ть
i-той группы занятых; Чо- общая числе-ть
занятых. 3-уровень безработицы
57. Занятость
населения как показатель
Исп-ие трудовых ресурсов хар-ся показателем занятости. Занятость населения- сов-сть экономич отношений, связ с обеспечением раб местами и участиемтрудоспособного населенияв хоз деятельности .Занятость предусматривает д-сть част населения по созданию общественного труда(нац богатства).В этом сос-т эконом сущность занятости. Зан-сть населения – это наиболее обобщающая хар-ка эк-ки, кот-ая отражает достигнутый ур-нь эконом развития, взнос живого труда в достижения пр-ва.Зан-сть объединяет пр-во и потребление, а стр-ра определ-т хар-р их взаимосвязей.Соц сущ-сть занятости отражает потребность человека в самовыражении, удовлетворении материальн и дух потребностей ч\з доход, к-ый чел-к получает за свой труд.
Вопросы занятости в
Укр. регулир. законами Укр.«О занятости
насел.»,«О всеобщем гос-ом соц. страхов. на случай безработицы».В
соответствии с Законом Укр.«О занятости
насел.»,к занятому насел.относятся
след. категории граждан нашей страны,прожив.
на её тер-и на законных основаниях:-раб-щие
по найму на условиях полного или неполного
раб. дня(недели)на п/п,в учреждениях,орг-циях;-