Шпаргалка по "Экономике труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика труда"

Файлы: 1 файл

ETiSTO_Ek-ka_truda_i_sots-trudovye_otnoshenia_1(1).doc

— 718.00 Кб (Скачать файл)

Источником конфликта  являются также разногласия между самими субъектами управления, позиции которых могут не совпадать по административным, техническим, кадровым, финансовым вопросам, по планированию работ, определению последовательности их выполнения и т.п.

Трудовой конфликт имеет как отрицательные, так  и положительные последствия.

К отрицательным последствиям трудовых конфликтов относятся: усиление вражды, ухудшение социального самочувствия и самосознания в трудовой сфере; свертывание деловых контактов; падение мотивации к труду; поведение "наоборот"; намеренное и целенаправленное разрушение определенных общих связей, культуры, традиций; потери рабочего времени, невыполнение договорных обязательств; не решение, а запутывание определенных проблем.

Положительные   функции   трудовых   конфликтов:информационная-благодаря чему становится открытой информация, которая функционально нужна должностным лицам; социализации — получение социальных знаний, опыта общения в условиях конфликта;          нормализации морального состояния; инновационная - признание существующих проблем, стимулирование изменений.

Разрешение трудового  конфликта - это процесс или целенаправленная деятельность, которые устраняют его причины и последствия.

Возможность решения  трудового конфликта зависят  от его сложности. Факторы, которые обуславливают сложность конфликта: 1) масштаб конфликта за колмеством сторон и позиций в конфликте;2).продолжительность конфликтной ситуации, стадии конфликта; 3)новизна или стандартность конфликта;4)объективность или субъективность причин, которые вызвали конфликт. Так, конфликт по объективной причине решить более сложно, так как это требует организационно-трудовых изменений;5) субъективные характеристики сторон, которые конфликтуют (век, образование, культура др.).

Выделяют такие методы разрешения трудового конфликта:1.Реорганизация—изменения  организационно-трудового   порядка,   которые вызвали конфликт, а не борьба и уговоры относительно конфликтующих сторон. 2.Информирование - социально-психологическая регуляция, направленная на перестройку образа ситуации в сознании сторон, которые    конфликтуют, достижение правильного взгляда на конфликт, пропаганда выгодности мира в данном конкретном случае.3.Трансформация, то есть переведение конфликта из состояния    вражды в состояние переговоров.4.Отвлечение-перенесение  внимания  конфликтующих  сторон   на другие проблемы или положительные стороны их отношений; ориентация внимания на то, что объединяет.5.Дистанционирование  -   исключение   сторон,   которые   конфликтуют,    из организационно-трудовых   отношений   путем   перевода  на  другие  рабочие места, в другие подразделения, кадровые замены.6.  Игнорирование - намеренное невнимание к конфликту, чтобы он разрешался сам по себе, чтобы акцентирование внимания на конфликт не усиливало бы противостояния.7.  Подавление - это ситуация, при которой причины конфликта не снимаются, а любое конфликтное поведение запрещается под угрозой административных санкций для одной, или двух сторон.8.  Комфортного преимущества — удовлетворение интересов  более сильной в соц. плане стороны.

45. Роль Национ  службы посредни-чества и примирения в предотвра-щении и разрешении кол-х труд споров. 
В случае, когда кол-ый труд спор на локальном уровне не решен, стороны могут обратиться в Национ службу посредничества и примирения, кот создана в Укр 17.01.98 г. и, кроме центрального офиса, имеет отделения во всех регионах Укр

Президентом Украины  образована Национальная служба посредничества и примирения в целях:

- содействия улучшению  трудовых отношений

- предупреждения возникновения  коллективных трудовых споров (конфликтов),

- их прогнозирования 

- содействия своевременному  их разрешению,

- осуществления посредничества  для разрешения таких споров

Организация работы

- состоит из высококвалифицированных  специалистов и экспертов по вопросам разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)

- решения НСПП имеют  рекомендательный характер и  должны рассматриваться сторонами коллективного трудового спора (конфликта)

- осуществляет регистрацию  выдвинутых работниками требований и коллективных трудовых споров (конфликтов)

- анализирует требования, выявляет и обобщает причины коллективных трудовых споров (конфликтов), подготавливает предложения для их устранения

- подготавливает посредников  и арбитров, специализирующихся на разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)

- формирует списки трудовых арбитров и независимых посредников

- проверяет, в случае  необходимости, полномочия представителей  сторон коллективных трудовых споров (конфликтов)

- осуществляет посредничество  в разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)

- привлекает к участию  в примирительных процедурах  народных депутатов Украины, представителей государственной власти, органов местного самоуправления

- представители НСПП  могут участвовать в разрешении  коллективного трудового спора (конфликта) на всех его стадиях

- стороны коллективного  трудового спора (конфликта) после  примирительной процедуры вправе обратиться за содействием в разрешении настоящего спора в НСПП, которая рассматривает все материалы и в 10-дневный срок и направляет сторонам свои рекомендации

- если в требованиях  наемных работников или профсоюза  содержатся вопросы, разрешение  которых в соответствии с законодательством отнесено к компетенции центральных или местных органов исполнительной власти, НСПП направляет свои рекомендации вместе с соответствующими материалами руководителям этих органов, которые должны их рассмотреть в 7-дневный срок и проинформировать о принятых ими решениях стороны коллективного трудового спора (конфликта) и НСПП

 

 

46. Зарубежный  опыт соц парт-ва, современные  его формы, тенден-ции  развития.

В мире накоплен бо гатый опыт, по-зволяющий убедится в необходимо-сти трехстороннего сотрудничества в соц-труд сфере.Предприниматели в скандинавских странах выражают готовность учиты-вать справедливые интересы  трудя-щихся, новые идеи, касающиеся гу-манизации труда, повышения заинте-ресованности и ответственности ра-бочего за его результаты.Система соц парт в Дании пришла к достаточно высокому уровню. Парт-неры СТО там специально готовят своих  переговорщиков, кот высоко-профессионально ведут переговоры и добиваются макс-ого удовлетворения интересов сторон.Отделом международных трудовых норм МОТ разработана модель кол-ого соглашения на основе междунар-х труд-х норм МОТ, кот насчитывает 19 глав. Вместе с тем, кол-ые догово-ры могут  иметь разный объем. Так, в США кол-ые договоры на различных п/п могут быть составлены на одной- двух страницах или представлять со-бой многотомный сборник. В Укр система соц парт-ва в сфере СТО действует сравнительно недавно и ей следует преодолеть еще значи-тельные проблемы.

 

 

 

47. Рынок  труда (РТ) как подсис-тема рын  экки: сущность, содер-жание и стр-ра. Условия его формиров. и функционирования..

РТ как составная  часть рын эк-ки предст собой систему  обществ-х от-ношений с согласованными интере-сами работодателей и наем раб силы. 
РТ - 1) совок-ть эк отношений м/ду спросом и предложением раб силы; 2) место пересече5ния различных эк-х и соц-х интересов и функций; 3) с позиции п/п - поле взаимоотношения отдельного п/п и его работника. 
Особенность РТ в том, что он охва-тывает не только сферу обращения труда, но и сферу пр-ва., где работ-ник трудится.  Стр-ру РТ составляют: 
1.конкурент отношения м/ду работ-ником и п/п, а также внутри каждой из этих групп. 2. механизм гос регу-лир-ия рынка раб силы. 3. система соц защиты насел.

  Для возникновения,  формирования и функционирования  РТ необходимы определенные условия: - должно быть обеспечено правовое рег7улирование функционирования этого рынка; - должны иметь место соответствие работника требованиям рабочего места, а предложенного места - интересам работника; - долж-на быть создана единая, замкнутая на тер-ии страны и эффективно действующая система бирж труда, система проф ориентации; - должны быть в наличии у тер-х органов исполнительной власти необходимые финан-совые и материальные средства; - должна быть обеспечена соц под-держка граждан, включ.безработных и членов их семей и т.д.

 

 

48. Спрос  ипредложение на рынке труда(РТ).

Глав составными частями  РТ явл со-вокуп спрос и совокуп  предложение.

Совокуп предложение (П) охватывает всю наем раб силу, а совокуп спрос (С) предст собой общую потребность эк-ки в наем раб силе. ТР=СР-УС. Совокуп спрос на раб силу - рын спрос со стороны всех фирм, органи-заций, представленных на рынке. Индивид спрос на раб силу - спрос отдельного работодателя. Предложение раб силы хар-т числен-ть трудоспос-х людей с учетом их пола, возраста, образования, квали-фикации.В рын эк-ке РТ охватывает всех, кто хочет заниматься трудом как заня-тых, так и не занятых трудом. Конъюнктура РТ - соотношение спроса и предложения на раб силу на данный момент, кот определяет став-ки з/п, на конкретные виды труда и уровень занятости населения. Типы конъюнктуры РТ: 1. трудодефицитная - когда РТ испы-тывет недостаток П труда. 2. трудоизбыточная - когда на РТ имеется большое число безработных, т.е избыток П труда. 3. равновесная - при кот С на труд соответствует его П. Конъюнктура РТ непосредственно влияет на цену раб силы

Дизбаланс СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ  СМ. бЕЗРАБОТИЦУ

 
49. Составные  элементы и функции современного рынка труда (РТ).

К осн элементам РТ относят:

-субъекты РТ; -нормативно-правовая  база, регла-ментирующая отношения  субъектов на РТ; - конъюнктура РТ; - службы занятости населения;- инфрастр-ра РТ; - система соц защиты и т.д. С др точки зрения, элементами РТ явл: товар, кот он предлагает, спрос (совокуп и индивид), предложение и цена. Осн функция РТ состоит в регулиро-вании отношений м/ду работодателем и работником по поводу цены раб силы, условий труда, решение соц проблем. РТ выполняет две осн соц-эк-ие функции: служит распределению труд рес по видам занятости (по проф, отраслям, п/п, тер-иям). Служит распределению дохо-долв, как стимула и возна-граждения за труд. Реализация этих функций должна содействовать эффект-ти труда, ожи-даемой отдаче от труд рес, максими-зации доходов работников и т.п. РТ выполняет также такие функции: 1.организует встречи работодателей и наем работников. 2.создает конкур среду для каждой из сторон рын взаимоотношений. 3. формирует ре-зерв труд рес. 4. дает инф-ию о стр-ре спроса и предл-ия, емкости, конъ-юнктуры РТ и др. 

50. Сегментация  и гибкость рынка труда РТ.

РТ подразделяется на отд части - це-левые рынки, кот  наз сегментами. Сегментация РТ - разделение работ-ников и раб мест на устойчивые и замкнутые сектор, очерчивающие мобильность раб силы своими грани-цам  Сегменты РТ: 1) первичный РТ - рынок, для кот стабильный уровень занятости и вы-сокий уровень з/п, возможность проф продвижения, прогресс технологич системы управления и т.д.  2) вто-ричный - хар-ся высокой текучестью кадров, нестабильной занятостью, низким уровнем з/п, отсутствием проф продвижения, устарев техника, отсутствие профсоюзов. 
Различают внешний или проф РТ и внутрен рынок. Внеш рынок охватывает отнош м/ду продавцами и покупателями в мас-штабах страны, региона, отрасли. Внутр -движение кадров внутри п/п. В зависимости от того, как склады-ваются отношения м/ду наем работ-никами и работодателем, каким обра-зом регулируются эти отношения, РТ может быть жестким или гибким. Жесткий - хар-ся гос регулированием и большим влиянием профсоюзов. Гибкий  - отсутствие жесткого гос реггулирования.

 

51. Регулирование  рынка труда (РТ).

Вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования рынка рабочей силы он нуждается в квалифицированном регулировании. Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

Все более важное значение приобретают также государственное содействие найму и программы подготовки и переподготовки кадров.

В качестве концептуальной основы деятельности государства на рынке труда многие годы (до конца 70-х гг.) служили воззрения сторонников активной государственной политики (кейнсианцы и институционалисты). В 80-90-х гг. в экономическом регулировании на Западе, в том числе и рынка труда, возобладали концепции сторонников «экономики предложения», исповедующих ограничение государственного вмешательства в экономику.

Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и инфляцией. Речь идет о так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя величинами (рис. 14.4).

Рис. 14.4. Кривая Филлипса: Iр- среднегодовой темп прироста цен; Lue- уровень безработицы, %, W - годовой прирост заработной платы, %

Если допустить, что  существует одинаковое соотношение  между темпами изменений заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения заработной платы. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточно высокая занятость с максимальным экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.

Существует модифицированный вариант кривой Филлипса, основывающийся на разработанной Э. Фелпсом и М. Фридменом теории естественного уровня безработицы. Согласно этой теории естественный уровень безработицы достигается в ситуации, когда силы, вызывающие повышение и понижение темпов инфляции и заработной платы, уравновешивают друг друга и в результате их динамика стабильна. При такой трактовке кривая Филлипса имеет отрицательный наклон только в краткосрочном периоде. В длительном периоде, при естественном уровне безработицы с устойчивыми темпами инфляции эта кривая занимает вертикальное положение (рис. 14.5).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике труда"