Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".
66. Региональная политика (РП)в Республике Беларусь: цели, приоритеты, направления реализации. Под РП понимается сфера деят-сти по упр-ю эконом., соц. и полит., развитием страны в территориальном, рег-ном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями м/у гос-вом и районам, а также районов м/у собой. Главн.цель - сохр-ние единства и целостн-ти гос-ва путем обеспечения баланса общереспублик. и регион-х интересов. Важнейшей целью РП РБ явл. повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами по уровню социально-экономического развития на основе более эффективного использования производственного, ресурсного и кадрового потенциалов регионов за счет углубления специализации экономик регионов, повышения активности и ответственности местных органов управления и самоуправления.Также целями явл.:1.создание и упрочение единого эк-го пространства и обеспечение эк-х, соц., правовых и организац-х основ государственности; 2.относительное выравнивание уровней соц.-эк. развития регионов;3.приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства;4.максимально эффективное использование ресурсного потенциала страны;5.решение экологических проблем регионов.
Совр. этап развития РП в РБ можно связать с принятием и реализацией закон-ва в области гос.планирования, прогноз-я и програм-я.А ее приоритеты и задачи зафиксированы в основных гос.прогнозах и программах.
Документы: - Закон РБ «О гос. прогнозировании и программа соц-эконом. развития РБ» (апрель 1998 г.), к-й упорядочил деят-ть гос.органов в разработке гос.прогнозов и программ соц-эконом. развития на долгосрочную (национальная стратегия устойчивого соц-экон.развития РБ (НСУР) на 15 лет и основные направления соц-эконом. развития РБ на 10 лет), среднесрочную (программа соц-эконом. развития РБ на 5 лет) и краткосрочную (годовой прогноз соц.-эконом. развития РБ) перспективы.
Прогнозы соц.-экон. развития разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по адм-тер-м единицам. Законом установлено в наиболее общем виде содержание каждого из видов прогнозов и программ, определены сроки их разработки, а по некоторым документам – порядок утверждения.
-Постановление Совмина РБ «Об утверждении Основных положений организации гос. прогнозирования в РБ» (от 20 августа 1998 г. № 1321). В нем были определены принципы, на к-х строится гос. прогнозирование соц.-эконом. развития в Беларуси, виды правовых актов, регламентирующих порядок и сроки разработки отдельных прогнозов, содержание наиболее важных работ, выполняемых на отдельных этапах разработки прогнозов, а также ответственных организаций-исполнителей этих работ. Установлено, что в программе соц.-эконом. развития РБ на среднесрочную перспективу должна быть отражена рег-я экон-я политика.
В РБ приоритеты и задачи гос.РП зафиксированы
в основных гос.прогнозах и программах.
В частности, в Нац.стратегии устройчивого
соц.-эконом.развития РБ на период до 2020г.В
этом документе определено, что механизм
реализации РП вкл. инструменты правового,
экономического, финансового характера,
направленные на обеспечение устойчивого
развития регионов. Определены стратегич.
цели развития проблемных регионов в РБ,
к к-м относятся: депрессивные регионы,
Солигорский промышленный район, Новополоцкий
промышленный узел, Белорусское Полесье,
Белорусское Поозерье; приграничные регионы,
Минский столичный округ, а также территории,
загрязненные в результате катастрофы
на ЧАЭС. Обоснована необходимость разработки
местных стратегий устойчивого развития
(Местные повестки XXI), перечня конкретных
мер в каждом регионе в целях формирования
структуры хозяйства на принципах устойчивого
развития. Определены направления совершенствования
систем расселения, формирования благоприятных
условий для развития городов различных
категорий, преобразования сельского
расселения. Сформулированы принципы
новой политики в области территориально-
Области |
Эффективные направления специализации |
Гомельская |
мощный промышленный потенциал, наличие разведанных запасов минерально-сырьевых ресурсов |
Для достижения и реализации целей гос. РП необходимы:1. разработка мер политического, экон-го и правового характера, обеспечивающих конституционно установленную самостоятельность регионов, мер селективной гос.поддержки отдельных регионов и гос.стимулирование эк-й деят-ти на всей территории страны; 2.совершенствование действующих и создание новых эффективных механизмов взаимодействия местных и центральных органов власти в хозяйственной, финансовой, социальной, культурной и др. сферах;3.государственная поддержка регионов с наиболее сложными социально-экономическими, демографическими и экологическими условиями, а также регионов с объективно недостаточным потенциалом и т.д. Важным моментом гос.регулирования территориального развития явл. перераспределение финансовых средств через бюджетную систему.
70. Понятие,
цели и показатели
РР – это, по сути, социально-экономическое развитие, к-е включает в себя такие аспекты, как: рост производства и доходов; перемены в институциональной, соц-й и административной структурах общества; перемены в общественном сознании; перемены в традициях и привычках. В наст.время основной целью соц.-экон-го развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс соц.-эконом. развития вкл. в себя 3 важнейшие составляющие: 1)повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования; 2)создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования соц, полит., эконом-й и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства; 3)увеличение степени свободы людей, в том числе их эконом. свободы. В качестве целей соц.-эконом. развития региона используются такие, как: 1.увеличение доходов, улучшение образования, 2.питания и здравоохранения, 3.снижение уровня нищеты, 4.оздоровление окружающей среды, 5.равенство возможностей, 6.расширение личной свободы, 7.обогащение культурной жизни. Выделяют долгосрочные (создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования) и краткосрочные цели (преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце). Среди тактических целей РР или города можно назвать: привлечение новых видов бизнеса; расширение существующего бизнеса; развитие малого бизнеса; развитие промышленности; развитие сферы услуг; повышение уровня занятости населения региона и т.д..
Соответственно целям РР строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Существует несколько подходов:1) использование интегрального показателя:Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития: 1.ожидаемая продолжительность жизни при рождении; 2.интеллектуальный потенциал; 3.величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.2) использование частных показателей: валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей, национальный доход на душу населения; уровень потребления отдельных материальных благ; степень дифференциации доходов; продолжительность жизни; уровень физического здоровья; уровень образования; степень счастья населения.
Совр. этап регионального развития в РБ можно связать с принятием и реализацией закон-ва в области гос.планирования, прогноз-я и програм-я.А ее приоритеты и задачи зафиксированы в основных гос.прогнозах и программах (Нац.стратегии устройчивого соц.-эконом.развития РБ на разные периоды., Программы соц.экономического развития)
75. Местный бюджет: понятие, структура, особенности разработки и принятия в Республике Беларусь.
Любой бюджет (б) предст. собой совокупность экономич. отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств. А с гос-но-правовой точки зрения, б - план формирования и использования денеж. ср-в для обеспечения реализации задач и функций государства. Бюджетная система РБ явл. двухуровневой и состоит из республиканского и местных б-в. Местный бюджет (МБ)- это б соответствующей адм-но-тер. единицы государства. В РБ МБ делятся на:1. бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов район. подчинения));2.бюджеты базового уровня (районные и городские (городов обл. подчинения));3. бюджеты областного уровня (областные б и б-т. М инска). Формализуется б через бюджетную смету - финансовый план, устанавливающий объем, целевое направление и распределение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью для выполнения бюджетной организацией своих функций. Бюджетная роспись представляет собой распределение доходов и расходов б-та, источников финансирования дефицита б-та по кварталам года. Таким образом, б составляется по балансовому методу, а структурно состоит из 2 больших частей: доходов и расходов.Доходы б-та - это поступающие в б ден.ср-ва, за исключением средств, явл-ся источниками финансирования дефицита б-та, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд. Для характеристики МБ важно деление его доходов на:1. собственные доходы - доходы б-та, зачисление к-х полностью или частично в соотв-й б предусмотрено законодательством на постоянной основе;2. регулирующие доходы - доходы б-та, ежегодно распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования.Доходы МБ в соответствии с классификацией по следующим составляющим подразделяются на:1 Налоговые доходы; 2 Неналоговые доходы; 3 Безвозмездные поступления в форме межбюджетных трансфертов от респ. бюджета.Доходы считаются зачисленными в доход б-та с момента их поступления на счет областного б-та в системе казначейских счетов. Облисполкомами устанавливаются для местных финансовых органов сроки составления расчетных показателей по консолидированным бюджетам соответствующих администр-территор единиц, местным бюджетам. При этом окончательное составление МБ на очередной финн. год осуществляется после утверждения вышестоящими местными Советами депутатов нормативов отчислений от регулирующих доходов в соответствующие МБ. После утверждения республиканского б. и нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированные б. областей и б. г. Минска осущ-ся окончательное составление областных б-в, б-та г. Минска и расчетных показателей по консолидированным бюджетам районов, бюджетам городов обл. подчинения и обл. бюджетам для определения нормативов отчислений от регулирующих доходов в эти бюджеты и сумм межбюджетных трансфертов.После утверждения обл.бюджетов и нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированные бюджеты районов осуществляется окончательное составление районных бюджетов и расчетных показателей по бюджетам сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения для определения нормативов отчислений от регулирующих доходов в эти бюджеты и сумм межбюджетных трансфертов с их последующим утверждением. Областной исполнительный комитет совместно с финансовым управлением вносят проект решения о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение соответствующего местного Совета депутатов в сроки, установленные местными Советам и депутатов. Принятие решений местными Советами депутатов о бюджете на очередной финансовый год осуществляется до начала планируемого финансового года. Проекты решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год рассматривают постоянные комиссии местных Советов депутатов, к компетенции которых отнесены данные вопросы, и готовят заключения по ним. Рассмотрение и утверждение проектов решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год производятся на сессиях местных Советов депутатов. Решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год подлежат официальному опубликованию.
77. Методы и инструменты управления региональным развитием (РР) и особенности их использования в РБ.
Методы и инструменты – это набор, арсенал средств и рычагов воздействия национальных и местных органов власти на развитие регионов. Выделяют 3 осн.группы методов реализации управления: 1. Административные (организац.-распорядительные, административно-правовые); 2. Экономические; 3. Социально-психологические (используются в странах с развитыми демократическими традициями); 4. Правовые; 5. Идеологические.
Администр-е методы регулирования РР базируются на отношениях власи и подчинения, характерных для властных структур и осуществляются в форме адм.распоряжений, постановлений, предписаний, адресуемых субъектам регионального воспроизводственного процесса; правил, регулирующих деят-ть функционирующих в регионе предприятий; рекомендаций, а также контроля. Адм.методы регулирования предусматривают возможности применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила. С их помощью местные органы управления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использ-е природных ресурсов, а также вопросы, связанные с соц.поцессами.
Сущность экономических методов состоит в косвенном воздействии на процесс регион-го воспроизводства – через экономические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как налоги, льготы, кредиты и т.д., по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамками. Следовательно в основе эконом.методов лежит принцип изменения мотивации поведения субъектов хозяйствования.
Также методы управления подразделяются на:
Инструменты управления региональным развитием: