Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 1 файл

мои шпоры по госэкзамену даша все таблица.doc

— 910.00 Кб (Скачать файл)

По периоду  действия выделяют долгосрочные (10 и более лет), среднесрочные (как правило. 5 лет) и текущие (годовые) планы.

Прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии и альтернативных путях его достижения. Все многообразие используемых прогнозов можно представить через следующие виды: экономические прогнозы исследуют перспективное развитие производительных сил и производственных отношений; Прогнозы социального развития и повышения уровня жизни населения могут включать: розничный товарооборот, развитие отраслей социальной сферы, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, народное образование, культуру, искусство, здравоохранение, отдых, туризм и др.;  Прогнозы природных ресурсов и вовлечения их в хозяйственный оборот охватывают все виды ресурсов, составляющих естественную    базу    общественного    производства    и    природную    среду:    топливо, минеральные ресурсы, ресурсы мирового океана, а также охрану окружающей среды.; Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-технического прогресса; Демографические прогнозы охватывают движение народонаселения, уровень занятости трудоспособного населения, его квалификационный и профессиональный состав.

Государственное       прогнозирование       и       программирование      социально-экономического     развития     Республики     Беларусь     реализуется     через     систему государственных прогнозов и программ, которая включает:

- Национальную  стратегию устойчивого развития республики (15 лет);

- прогноз социально-экономического  развития на долгосрочную перспективу  (10 лет);

-программу  социально-экономического развития  республики на среднеср.перспективу  (5 лет);

- прогноз социально-экономического  развития на краткосрочную перспективу (1 год).

Национальная  стратегия  устойчивого  развития  Республики  Беларусь   - это    система научно обоснованных представлений о критериях  и принципах устойчивого развития   экономики   и   общества,   на   основе   которых   определяются   направления эффективного       использования       демографического,       социального,       природного, производственного и инновационного потенциалов страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Программно-целевой,  балансовый и нормативный методы в планировании и регулировании экономики, сфера их целесообразного использования.

За последние  десятилетия экономика обогатилась  разработками по методическому обеспечению  П и П, в т.ч. и методами П  иП. Традиционным и наиболее распространенным в экономике методом является балансовый, реализуемый через систему балансов. В П и П баланс, метод обеспечивает увязку потребностей и ресурсов в масштабе всего общ.производства, координацию в развитии смежных отраслей и производств, пропорциональность и взаимоувязку всех элементов нар.хозяйства. С его помощью вскрываются диспропорции, выявляются неиспольз.резервы, намечаются и обосновываются новые пропорции. Их можно объединить в три группы: материальные, стоимостные, трудовые.

Материальные балансы хар-ют производство и использование конкретных видов продукции, сырья, материалов, производственных мощностей, оборудования, осн. фондов и т.д. Стоимостные балансы отражают процесс движения фин.ресурсов, эк.связей, пропорций, формирования и использования доходов гос-ва, предприятий, населения в стоимостном выражении.

Трудовые балансы  представляют систему сводных и  частных балансов, которая отражает процесс воспроизв-ва раб.силы, выявляет наличие тр.ресурсов и потребность  в них по отраслям, сферам нар.хозяйства, формам собственности, позволяет изучать состав тр.ресурсов по соц.группам, выявлять резервы раб.силы.

Центр. место  в системе тр.балансов занимает сводный  баланс тр.ресурсов. Он сост.из двух частей: в первой хар-ся наличие и численный  состав тр.ресурсов, второй -направления их использов-я по сферам и отраслям нар.хоз-ва, видам занятости, формам собст-ти и обществен, группам с выделением города и сельск. местности.

Нормативный метод в П и П основан на применении технико-экон., фин., соц,-экон., эколог, норм и нормативов, кот. используются для обоснования плановых, программных и прогнозных документов.

По направлениям использования нормы и нормативы  подразделяются на: н. затрат труда  или затрат времени на изготовление единицы изделия; н. использования мат. ресурсов; н. и н-вы использ-я осн.произв.фондов; н. и н-вы, хар-щие эффективность общ.произв-ва; н. и н-вы кап.вложении и капит.строительства; фин. н. и н-вы; соц.-экон. н.; н. и н-вы охраны окруж. среды.

По периоду  действия выделяют текущие нормы и норм-вы, используемые при разработке годовых прогнозных и плановых документов, и перспективные (средне- и долгосрочная перспектива). По хар-ру распространения нормы разделяются на местные (применяются только на конкретном предприятии), отраслевые (на предпр-х, относящихся к одной отрасли) и межотраслевые (на предпр-х, принадлежащих к различным отраслям). По уровню агрегирования норм и нормативов выделяют: макроуровень, уровень министерств, предприятия. По методам разработки нормы подразделяются на расчетно-аналитические, опытные и отчетно-статистические.

Программно-целевой  метод выступает как важнейший  для решения ключевых научно-технических, экон., соц., эколог, проблем. Он предполагает четкую постановку цели и выработку  комплекса мероприятий для ее достижения в заданные сроки. Реализуется прог-цел.метод через комплексн.программы, составляемые на период достижения поставленной цели, с выделением осн.этапов осуществления: 1. формируется перечень важн.проблем, из кот. выбираются первоочередные; 2. выдается задание на разработку прогнозов (с указанием лимитов ресурсов, целей, участников и сроков реализации ) для решения этих проблем; 3. разрабатываются задания и мероприятия для реализации прог.; 4. рассчит-ся осн. показатели и ресурсн. обеспечение прогн., эффективность ее реал-ции; 5.формир-ся програм.документы, согласовываются, утверждаются и передаются для реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Программа  деятельности Правительства РБ  на 2011-2015годы: цели, задачи, ключевые  направления по реализации приоритетов соц.-эк.развития страны.

Программа явл  важнейшим документом, опр-щим соц-эк.разв-е  страны в текущем пятилетии. В  ней опр-ны цели и задачи, осн напр-ния  и приоритеты развития страны, обоснована с-ма мероприятий правового, орг-эк и экол.хар-ра и даны предложения по соверш-ю механизмов их реал-ции, опр-ны необх.ресурсы и возможные соц-эк.последствия.

Главная цель деятельности Правительства Республики Беларусь - выполнение Программы соц.-эк.развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, включая создание новых производств, предприятий и отраслей, выпускающих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию. Беларусь должна войти в число 50 стран мира с наивысшим индексом развития человеческого потенциала и 30 стран с наилучшими условиями для ведения бизнеса, достичь уровня и качества жизни человека, соизмеримых со среднеевропейскими.

Цель - повышение  эффективности деятельности органов  ГУ, обеспечение инновационного развития и конкурентоспособности нацэкономики.

Важнейшими  задачами деятельности Правительства РБ на 2011-2015 годы являются:

-обеспечение  устойчивого экономического роста,;

-снижение энергоемкости  ВВП в 2015 году не менее чем  на 29 процентов к 2010 году;

-увеличение  объема экспорта товаров в  2,2 раза и услуг - в 3 раза, улучшение сальдо внешней торговли до 0,5-0,6 процента к ВВП в 2015 году;

-повышение  производительности труда;

-увеличение  объема инвестиций в основной  капитал в 1,9-1,97 раза, в том числе  за счет привлечения прямых  иностранных инвестиций;

-увеличение  доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции;

-увеличение  реальных располагаемых денежных  доходов населения в 1,7-1,76 раза.      

Решение вопросов энергетической безопасности и сбалансированности внешней торговли рассматривать как важнейшие задачи, обеспечивающие независимость страны, ее последовательное развитие, повышение благосостояния граждан.

Для решения  этих задач работа будет сосредоточена на следующих основных направлениях:

-структурное  реформирование экономики на  основе роста производительности труда и инновационной активности всех субъектов хозяйствования, стимулирования инвестиций;

-поддержание  долгосрочной макроэкономической  стабильности за счет жестких  бюджетных ограничений в деятельности  субъектов хозяйствования, наращивания денежного предложения с учетом соблюдения целевых параметров уровня инфляции и заданного валютного коридора;

-реализация  новой стратегии технологического  развития экономики Республики  Беларусь, развитие эффективной национальной инновационной системы, развитне рынка научно-технической продукции и его инфраструктуры, обеспечивающей опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей граждан, бизнеса и государства;

-создание благоприятных  условий ведения бизнеса для  субъектов хозяйствования всех форм собственности и развития добросовестной конкуренции между ними, преодоления        монополизма        в        экономических        отношениях;  

- совершенствование  форм и методов гос регулирования  эк.отношений, контрольной и надзорной  деятельности, создание механизмов государственно-частного партнерства;

-создание крупных  интегрированных производственных  структур, способных обеспечить  стабильность и устойчивое развитие  нацэкономики, высокую конкурентоспособность  на внешних рынках, снижение импортоемкости, материалоемкости, себестоимости и повышение качества выпускаемой продукции;

-интеграция  экономики страны в мировую  экономику, налаживание взаимовыгодного  сотрудничества организаций с  транснациональными корпорациями;

-создание условий  для развития чел.потенциала на основе роста реальных денежных доходов населения, повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры, развития адресной социальной защиты населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Направления либерализации экономики РБ в соответствии с Директивой № 4 № «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в РБ»

В Директиве  № 4 одним из основных стратегических факторов устойчивого соц.-эк.развития республики признается создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Т.к. раскрепощение деловой инициативы и творческого потенциала граждан способствует формированию развитой конкур.среды, внедрению новых производственных и управленческих технологий, развитию инновационной деятельности, созданию новых раб.мест, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни.

Гарантируется защита добросовестно приобретенного имущества и частной собственности.

Указано на необходимость:

-  усовершенствования  системы финансирования малого  предпринимательства в целях  активизации предпринимательской  деятельности;

- обеспечения  эффективной поддержки предпринимательства  (правовой, организационной и финансовой), особенно на этапах начала и становления собственного дела.

-упрощенной  системы налогообложения

- более  широкого  применения   в   РБ международных  стандартов  в бухгалтерском учете и радикального сокращения финансовой отчетности;

- необходимость обеспечения стабильности законодательства и однозначного правового регулирования, а также повышения качества подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

-   Поставлена  задача существенно поднять роль  предпринимательства, реально повысить его вклад в формирование темпов экономического роста, обеспечение высокой эффективности функционирования бел экономики на основе максимального использования частной инициативы.

-Предусмотрено         придать         контрольной         (надзорной)        деятельности предупредительный характер и перейти к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпр.деятельности.

 

 

41. Национальная  стратегия устойчивого развития Республики Беларусь: основные положения, приоритеты и роль в государственном управлении.

Национальная  стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) разрабатывается в  соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"