Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".
По периоду действия выделяют долгосрочные (10 и более лет), среднесрочные (как правило. 5 лет) и текущие (годовые) планы.
Прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии и альтернативных путях его достижения. Все многообразие используемых прогнозов можно представить через следующие виды: экономические прогнозы исследуют перспективное развитие производительных сил и производственных отношений; Прогнозы социального развития и повышения уровня жизни населения могут включать: розничный товарооборот, развитие отраслей социальной сферы, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, народное образование, культуру, искусство, здравоохранение, отдых, туризм и др.; Прогнозы природных ресурсов и вовлечения их в хозяйственный оборот охватывают все виды ресурсов, составляющих естественную базу общественного производства и природную среду: топливо, минеральные ресурсы, ресурсы мирового океана, а также охрану окружающей среды.; Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-технического прогресса; Демографические прогнозы охватывают движение народонаселения, уровень занятости трудоспособного населения, его квалификационный и профессиональный состав.
Государственное прогнозирование и программирование социально-экономического развития Республики Беларусь реализуется через систему государственных прогнозов и программ, которая включает:
- Национальную стратегию устойчивого развития республики (15 лет);
- прогноз социально-
-программу
социально-экономического
- прогноз социально-
Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь - это система научно обоснованных представлений о критериях и принципах устойчивого развития экономики и общества, на основе которых определяются направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.
38. Программно-целевой, балансовый и нормативный методы в планировании и регулировании экономики, сфера их целесообразного использования.
За последние
десятилетия экономика
Материальные балансы хар-ют производство и использование конкретных видов продукции, сырья, материалов, производственных мощностей, оборудования, осн. фондов и т.д. Стоимостные балансы отражают процесс движения фин.ресурсов, эк.связей, пропорций, формирования и использования доходов гос-ва, предприятий, населения в стоимостном выражении.
Трудовые балансы представляют систему сводных и частных балансов, которая отражает процесс воспроизв-ва раб.силы, выявляет наличие тр.ресурсов и потребность в них по отраслям, сферам нар.хозяйства, формам собственности, позволяет изучать состав тр.ресурсов по соц.группам, выявлять резервы раб.силы.
Центр. место в системе тр.балансов занимает сводный баланс тр.ресурсов. Он сост.из двух частей: в первой хар-ся наличие и численный состав тр.ресурсов, второй -направления их использов-я по сферам и отраслям нар.хоз-ва, видам занятости, формам собст-ти и обществен, группам с выделением города и сельск. местности.
Нормативный метод в П и П основан на применении технико-экон., фин., соц,-экон., эколог, норм и нормативов, кот. используются для обоснования плановых, программных и прогнозных документов.
По направлениям
использования нормы и
По периоду действия выделяют текущие нормы и норм-вы, используемые при разработке годовых прогнозных и плановых документов, и перспективные (средне- и долгосрочная перспектива). По хар-ру распространения нормы разделяются на местные (применяются только на конкретном предприятии), отраслевые (на предпр-х, относящихся к одной отрасли) и межотраслевые (на предпр-х, принадлежащих к различным отраслям). По уровню агрегирования норм и нормативов выделяют: макроуровень, уровень министерств, предприятия. По методам разработки нормы подразделяются на расчетно-аналитические, опытные и отчетно-статистические.
Программно-целевой метод выступает как важнейший для решения ключевых научно-технических, экон., соц., эколог, проблем. Он предполагает четкую постановку цели и выработку комплекса мероприятий для ее достижения в заданные сроки. Реализуется прог-цел.метод через комплексн.программы, составляемые на период достижения поставленной цели, с выделением осн.этапов осуществления: 1. формируется перечень важн.проблем, из кот. выбираются первоочередные; 2. выдается задание на разработку прогнозов (с указанием лимитов ресурсов, целей, участников и сроков реализации ) для решения этих проблем; 3. разрабатываются задания и мероприятия для реализации прог.; 4. рассчит-ся осн. показатели и ресурсн. обеспечение прогн., эффективность ее реал-ции; 5.формир-ся програм.документы, согласовываются, утверждаются и передаются для реализации.
39. Программа деятельности Правительства РБ на 2011-2015годы: цели, задачи, ключевые направления по реализации приоритетов соц.-эк.развития страны.
Программа явл важнейшим документом, опр-щим соц-эк.разв-е страны в текущем пятилетии. В ней опр-ны цели и задачи, осн напр-ния и приоритеты развития страны, обоснована с-ма мероприятий правового, орг-эк и экол.хар-ра и даны предложения по соверш-ю механизмов их реал-ции, опр-ны необх.ресурсы и возможные соц-эк.последствия.
Главная цель деятельности Правительства Республики Беларусь - выполнение Программы соц.-эк.развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, включая создание новых производств, предприятий и отраслей, выпускающих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию. Беларусь должна войти в число 50 стран мира с наивысшим индексом развития человеческого потенциала и 30 стран с наилучшими условиями для ведения бизнеса, достичь уровня и качества жизни человека, соизмеримых со среднеевропейскими.
Цель - повышение
эффективности деятельности органов
ГУ, обеспечение инновационного развития
и конкурентоспособности
Важнейшими задачами деятельности Правительства РБ на 2011-2015 годы являются:
-обеспечение
устойчивого экономического
-снижение энергоемкости ВВП в 2015 году не менее чем на 29 процентов к 2010 году;
-увеличение объема экспорта товаров в 2,2 раза и услуг - в 3 раза, улучшение сальдо внешней торговли до 0,5-0,6 процента к ВВП в 2015 году;
-повышение производительности труда;
-увеличение объема инвестиций в основной капитал в 1,9-1,97 раза, в том числе за счет привлечения прямых иностранных инвестиций;
-увеличение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции;
-увеличение
реальных располагаемых
Решение вопросов энергетической безопасности и сбалансированности внешней торговли рассматривать как важнейшие задачи, обеспечивающие независимость страны, ее последовательное развитие, повышение благосостояния граждан.
Для решения этих задач работа будет сосредоточена на следующих основных направлениях:
-структурное реформирование экономики на основе роста производительности труда и инновационной активности всех субъектов хозяйствования, стимулирования инвестиций;
-поддержание
долгосрочной
-реализация
новой стратегии
-создание благоприятных условий ведения бизнеса для субъектов хозяйствования всех форм собственности и развития добросовестной конкуренции между ними, преодоления монополизма в экономических отношениях;
- совершенствование
форм и методов гос
-создание крупных
интегрированных
-интеграция
экономики страны в мировую
экономику, налаживание
-создание условий для развития чел.потенциала на основе роста реальных денежных доходов населения, повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры, развития адресной социальной защиты населения.
40. Направления либерализации экономики РБ в соответствии с Директивой № 4 № «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в РБ»
В Директиве № 4 одним из основных стратегических факторов устойчивого соц.-эк.развития республики признается создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Т.к. раскрепощение деловой инициативы и творческого потенциала граждан способствует формированию развитой конкур.среды, внедрению новых производственных и управленческих технологий, развитию инновационной деятельности, созданию новых раб.мест, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни.
Гарантируется защита добросовестно приобретенного имущества и частной собственности.
Указано на необходимость:
- усовершенствования
системы финансирования малого
предпринимательства в целях
активизации
- обеспечения
эффективной поддержки
-упрощенной системы налогообложения
- более широкого применения в РБ международных стандартов в бухгалтерском учете и радикального сокращения финансовой отчетности;
- необходимость обеспечения стабильности законодательства и однозначного правового регулирования, а также повышения качества подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.
- Поставлена
задача существенно поднять
-Предусмотрено придать контрольной (надзорной) деятельности предупредительный характер и перейти к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпр.деятельности.
41. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь: основные положения, приоритеты и роль в государственном управлении.
Национальная
стратегия устойчивого