Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".
Факторы, зависящие от состав-х потенциала:1.( к эколог.потенц.) - наличие природн. рес-сов и эффект-е использ-е этих рес-сов, проведение природоохранных мероприятий. В наст.время в недрах РБ выявлено и разведано почти 5 тыс. месторождений, представляющих около 30 видов минерального сырья. Важнейшими полезными ископаемыми, добыча которых наиболее существенно воздействует на экономику страны, явл.:калийные соли, нефть,торф, бурые угли, горючие сланцы, фосфориты, руды черных и цветных металлов, строит. мат-лы и сырье для их, подземные пресные и минеральные воды, минеральными рассолы.
2. (к соц. потенц.) - стимул-ние рождаемости, варьирование границ трудоспособного возраста и т.д.; 3. (к экон. потенц..) ; ур-нь развития промыш-ти, ур-нь применяемых технологий, ур-нь развития научн, научн-технич, инновацион потенциалов, выявление проблем в них и т.д.
82. Природно-ресурсный
потенциал региона: понятие,
Природно-ресурсный потенциал(ПРП)-совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, к-е исп-ся или м б реально вовлечены в хоз.деятельность при данных технических и соц-эконом. возможностях общества с условием сохранения среды обитания человека. В целях управления ПРП прир. ресурсы делятся на группы:1) целевые, т.е. предназнач. для выполнения определ. функций (железная руда) сконцентрир. территориально. Управление на уровне одного региона.2) многоцелевые - ресурсы, потребляемые повсеместно: земля, вода, все виды топлива и энергии.3) Неделимые-те ресурсы, кот.невозможно отнести к той или иной территории.4) Делимые-те, кот. будут относится к конкр. территории.
Все виды ресурсов принято делить на земельные, водные, лесные, минерально-сырьевые, топливно-энергетич ресурсы и природные условия. 1)Земельные ресурсы - часть земельного фонда региона, к-я пригодна для хоз. использования. Земельные ресурсы можно классифицировать:1. по землепользователям: земли с/х организаций более (40%), земли граждан чуть более (6%), крестьянские или фермерские хозяйства менее (1%), земли запаса и гос. с/х организаций около (40%), прочие земли пользователей(ок. 10%);2. по назначению: с/х земли около (44%), лесные земли (40%), земли, занятые болотами около (3,5%), земли под водой около (2%), остальные прочие под насел.пункты.2)Водные ресурсы вкл. все пригодные для хоз. исп-я запасы поверхностных и подземных вод. 3)Лесные ресурсы вкл. стволовые запасы древесины, недревесные ресурсы (технические, кормовые, пищевые, лекарственные), явл. возобновляемыми.Функции: производственная, защитная(эрозия почв, водохранилищ), эстетико-реакреционная(нац. парки). 4)Минерально-сырьевые ресурсы - природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов. Калийные и каменные соли, торф, строит.мат-лы, частично нефть.Величина природно-ресурсного потенциала зависит от таких факторов, как:- перечень, номенклатура имеющихся в регионе природных ресурсов;- количественные характеристики отдельных видов природных ресурсов (величина запасов, сроки их исчерпания и т.п.);- качественные характеристики отдел.видов прир. рес. (содержание полезного вещества, калорийность, доступность и т.п.);
- возможность
комплексного использования
1) балльная система (эксперты оцен-ют значимость каждого вида ресурсов в баллах, а затем находится сумма опред.т.о. «значимостей);2) на основе стоимост. Показателей (оцен-ся и суммируются стоимости (по рыночным ценам) запасов всех видов природных ресурсов региона ( рын. стоим-ть, приним. в расчет);3) условно-натуральный метод (соизмеримость качественно разнородных природных ресурсов по какому-либо единому, общему основанию).При оценке ПРП важное значение имеет его стр-ра с учетом национал., общегосуд. и местных интресов.
Выдел. 4 группы прир. рес.:прир.ресурсы отраслей пром-тиобщегос. специализации (на территории всей страны); прир. рес. местной пром-ти и отрасли, определяющие местную специализацию (песок, глина-строительные); прир.рес. и условия с/х произв-ва; прир. рес. и условия соц. сферы (лесные ресурсы, места для отдыха).
Важным элементом регион.управления явл. управление природопользованием в регионе, под кот. понимается деятельность гос-ва и местных органов управления по организации рационал. использ-я и воспроизводства прир. ресурсов, охраны локальных экологических систем, а также обеспечения законности в эколого-экономических отношениях. Управление природопользованием осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, по отношению к которому являются подведомственными 6 областных, Минский городской комитеты и 123 гор(рай)инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, подчиненных обл., гор и райисполкомам.
Кроме того существуют:
- Гос-ый комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии;
- Мин-во лесного хозяйства (в сельских районах - лесхозы);
- Гос-ый комитет по гидрометеорологии;
- Мин-во внутренних дел, которое силами экологической милиции обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств.
К компетенции местных органов власти относятся:
- предоставление и изъятие земельных участков;
- передача
земельных участков в частную с
- взимание платы за землю;
- осуществление
контроля за использ-ем и
В Гомельской
области вопросами
Функции управления ПРП: монитоинг,учет и контроль в эколог. сфере; гос. эколог. экспертиза -обязательна в любом случае; прогнозир-е и планиров-е природопользов. и охр. окруж. среды.; финансиров-е и кредитование мероприятий, связ. с природользованием.
83. Трудовой
потенциал региона: понятие,
Труд.потенциал
– совокупная рабочая сила и совокупная
общественная способность населения
к труду.Труд.потенциал
В результате осуществления перехода РБ на междунар. сист. классификации населения выдел.группы: 1) эк.-активное население к этой группе относятся занятое население во всех сферах материального и нематериального производства; безработные, зарегистриров. в органах гос. службы занятости.Определяется показательный уровень эк-активного населения в % от общей численности населения.2) эк.-неактивное: учащиеся и студ. дневной формы обуч. учебных заведений; лица, получающие пенсии; лица занятые дом. хоз-вом; безраб. не состоящие на учете в центре занятости др. лица, не работающие и не желающие работать.Факторами,определ. труд потенциал страны в совр. усл, являются: рост численности и качества труд ресурсов; рационализация их распределения по профессиям, видам деятельности, территориям, секторам эк.; повышение эффективного использования труд.ресурсов, повышение уд. веса эк.- активного населения в численности трудовых ресурсов, а также доли занятых в численности экономически активного населения и другие факторы.Сводным источником информации в среднегод. численности занятых в экономике и ее отраслях явл. балансы труд.ресурсов, кот. ежегодно составл. по областям, г.Минску и стране в целом.Части баланса: ресурсный (в нем отражены данные по численности труд. ресурсов источники их формирования); распредлительный, в кот. ресурсы делятся на эк.-активное и эк.-неактивное.На основ. баланса рассчит. след. показ.: уровеньэк.-активного насел.; уровень безработицы - численнность безработных к численности эк.-активного населения; уровень офиц.-зарегистриров. безработицы - численость офиц.-зарег. безраб. к численности эк.-активного населения (на конкрет. дату и в среденм за год).Управление труд.потенц. региона осущ-ся с использованием мер гос. регулирования и мер рыночного хар-ра.Гос. регулир. тр. потенциала направлено на реш-е след. задач: обеспечение воспроизв-ва населения(стимулирование рождаемости; обеспечение отраслей и сфер нар. хоз-ва рабочей силой, кол-во и кач-во кот. соответствовало бы реальным потребностям; рационал. и эффектив. использование тр. потенциала отдельных групп населения (молодеж,лица пенсионного возраста).
Направления гос. рег-я: прогноз-е и планирование тр. потенц.; регулирование занятости; соц. защита населения.Меры гос. регулир-я тр. потенциалом:1)Прямые: разработка программ содействия занятости, разработка тариф. –квалифик.справочников, системы договорных отношений (коллект. договоры),условия индексации ЗП.2)Косвенные – направлены на заинтересованные субъекты хоз-я: меры налог.политики, денежно-кредитная политика.3)Активные – направлены на повышение уровня занятости: создание доп. раб.мест, организация общественных работ, увеличение продолжительности обучения в школе.4)Пассивные-выплата пособий по безработице и частичное возмещение безработным их потери дохода. Функции рынка труда на соврем.этапе выполн. Министерство труда и соц. защиты населения и соответств. Управлениями по труду, занятости и соц. защите при областных и районных исполнит.комитетах.
85. АПК регионов РБ: характеристика, состав, направления специализации, пок-ли и перспективы развития.
АПК — совок-ть отраслей нац ирегиональн эк-ки, осуществляющих произв-во и перераб-ку с/х сырья, насыщ-е внутреннего рынка продовольствием и обеспеч-ющ экспорт продовольствия и сырья.
АПК РБ включ более 10 отраслей народн. хоз-ва, кот.объединены в 3 сферы: 1.Произв-во средств произв-ва для нужд отраслей АПК; 2. Непосредственно с/х (растениеводство; животновод-во); 3. Перераб-ка и доведение с/х-продукции до потреб-ля.Управл-е АПК осущ-ся по линии Мин-ва с/х и продовольствия, Мин-вапром-ти, концерна Белгоспищепром.
Специализация АПК по областям: 1. Брест, обл. - картофелеводство, выращ-е сахарн. свеклы, молочно-мясное скотовод-во; 2. Витебск, обл. - свинов-во, молочно-мясное скотов-во и льнов-во; З.Гродн. обл. - свинов-во, молочно-мясное скотов-во, картофелев-во, льнов-во, выращ-е сахарн. свеклы; 4. Гом. обл. - птицев-во, мясомолочн. скотов-во, картофелев-во, выращ-е сахарн. свеклы, льнов-во; 5. Могил, обл. - картофелев-во, льнов-во, молочно-мясное скотов-во.
Система показателей. Пок-ли растениев-ва: 1. Валовой сбор по видам продукции; 2.Урожайн-ть (валовой сбор с 1 га посевн. площади). Пок-ли животнов-ва: 1. Объем продукции в натур выражении; 2. Продуктивность (выход продукции животнов-ва в среднем на 1 голову скота). Также рассчит-сястоимостнпок-ли: 1.пок-ли валовой продукции (имеет повторный счет),2. товарной прод-и (часть валовой прод-и, предназначен, для реализ-и),3. реализован прод-и (часть товарнпрод-и, передан потреб-лю), 4. Индекс Александрова:IA =I урожайности/Iсебестоимости (если I<1, то произ-во дан.продукции региона неэффективно .
Осн целью развития АПК явл форм-ние эф конкурентосп устойчив и экол-ки безопасного агропром произ-ва, кот соотв-ло бы мир уровню и обесп-ло бы продоволбезоп-сть.
Направл-я развития АПК, предусмотрен Программой возрожд-я и разв-я села на 2011-2015 гг.: 1.Возрождение и разв.соц. сферы села. 2. Повышение дох.населения и улучшения кач. их жизни. 3. Обеспеч. эффектив.производ-ва с/х продукции.
86. Строительный комплекс регионов РБ: характеристика,состав, особенности территориального размещения, показатели и перспективы развития.
СК - это межотраслевая
система, включающая совок-тьпредп-тий,
объединений и орг-ций, деят-ть которых
направлена на создание, реконструкцию
и освоение объектов производ. инепроизвод
назначения. Строит комплекс включает: 1) подряд.испциализиров.
орг-ции (стриотельство); 2) проектно-изыскательские,
конструкторско-
Для регулирования пропорций и оценки эффективности развития СК используется следующая система показателей:
1. Ввод в
действие ОС2. Инвестиции в ОС
по объектам производственного
и непроизводственного
Основные функции
по управлению строит комплексом выполняет
Мин-во архитектуры и строительства,
ко-е разрабатывает и
Особенности территориального размещения: источники сырья. Специфика - отрасль там, где осущ-ся строительство.
Перспективы: основ.целью развития СК яв-ся удов-е потребностей населения и народ.хоз-ва, в эффектив. и успеш. Конукрировании на внутр. и внеш. рынке.: 1. Соз-е и внедрнеиересурс.сбеерегающих технологий и мат-в обеспечивающих улучш-е кач-ва и сниж-е мат-ла и энергоемкости в строит-ве. 2. Увелич-е вып-е мат-в сповыш-ми потребительскими св-вами. 3. Рассшире-е экспорт.потенциала. 4. Обеспеч-е охраны и рационального исп-я зем.вод. и воздушного простран-ва.