Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 1 файл

мои шпоры по госэкзамену даша все таблица.doc

— 910.00 Кб (Скачать файл)

 

87. Транспортный  комплекс регионов РБ: характеристика, состав, показатели и перспективы  развития

Транспорт комплекс - сов-ть различных видов Т, находящ-ся во взаимодействии и взаимозав-ти и обеспечив эф использ-е каждого вида. Трансп комплекс делится на 2 группы:1. Т общего пользования - удовлетворение потребностей всех отраслей эк-ки в перевозках грузов и пассажиров, перемещения различных видов продукции м/у производителями и потребителями.2. Т необщего пользования (ведомтсвен, пром, внутрипроизв) - перевозка грузов и пассажиров конкретного предприятия или организации.

Т общ пользования  делится на:- автомоб; -Ж/Д;- водный,- воздушный;-  трубопроводный - транспортировка нефти и природн газа. По хар-ру выполняемой работы: пассажирский и грузовой.

В завис. от назнач-я  Т региона: городской, пригородный, внутрирайонный и межрайонный.На разв.Т  в рег. влияют след.факторы:1. Общеэк2.   Отраслев технико-экон3.  Тер факторы Показатели оценки транспорта:1 )Vперевозок (отправлений) грузов. 2)V перевозок (отправлений) пассажиров. 3) грузооборот- пробег грузов4) пассажирооборот 5) стоимость перевозок

Перспективы развития трансп системы РБ. Для устойч развития транспортного хоз-ва необходимо:1. ускоренное обновление и модернизация парка подвижного состава;2. проведение гибкой тарифной политики;3. наращивание V экспортно-импортных перевозок;4. привлечение транзита грузов и пассажиров через тер-ю РБ;5. обеспечение эколог безопасности и безопасности движения. Для реализации этих направлений на период до 2020 года планируется осущ-ние след мероприятий:- использ-е экологически чистых видов топлива; - создание системы информ обеспечения рынка трансп услуг;- улучшение экологии контроля транспортных средств, сертифик-я транспортных средств в соотв-и с междунар стандартами;- завершение обустройства международных транспортных коридоров, проходящих по тер-рии РБ и др.Стратегические цели развития каждого вида транспорта определены в отраслевых и межотраслевых целевых программах. Гл целью транспортной политики РБ на предстоящее пятилетие явлформир-е конкурентоспособной транспортной с-мы, дальнейшее развитие транспортных и коммуникац услуг и соответствующей инфраструктуры.

Программа «Дороги  Беларуси» на пер 2006—2015 гг.; водн - Программа  развития внутреннего водного и  морскою транспорта до 2010 г.; воздушн - Гос программа развития гражданской  авиации РБ на 2006-201 Огг; ж/д - Комплексной программы обеспечения эф использования транзит-пых возможностей РБ на 2006-2010г;

 

 

 

 

 

 

 

 

88. ЖКХ регионов  РБ: характеристика, состав, показатели  и перспективы развития

ЖКХ региона-сложн. комплекс разнообразн. предприятий, служб,  взаимосвязанных м/у собой, оказ-щих услуги или произв-щих прод-цию,удовлетворяющих повседенев. жизнен.потребностей населения и суб-в хоз-я регионов эк-ки и явл.составной частью регион-й инфрастр-ры. Состав ЖКХ-это жилищное и коммун-е хоз-во, причем жилищн. хоз-во предст-но жилищным стр-вом и службами содержания жилого фонда, кот дел-ся в зав-ти от вида оказыв-мых услуг на экспл-цию, ремонт (текущ. и капитальн.) и реконстр-цию и модерн-цию жилого фонда.В состав коммун хоз-ва входят:-санит-технич службы и предпр-ия (водопровод, канал-ция, служба очистки и уборки нас пунктов);-энергетич хоз-во (газо- и электроснабж-ие, теплоснабж-ие);-хоз-во   внешн.благоустр-ва   (дорожно-мостовое   стр-во,   служба   озеленения,   служба освещения); - транспортн хоз-во.Показатели жилищн. строит-ва:1.ввод в действие общ и жилой S;2. кол-во квартир;3.объём капитальных вложений, в т.ч. по строит-монтажн и проектно-изыскательским работам. Важн знач-е имеют такие показатели: капит ремонт; этажность зданий; ур-нь благоустр-ва.Осн.пок-ми разв-ия коммун.хоз-ва явл общ доход, получен от реал-ции прод-ции, услуг в целом, и в расчёте на душу насел-я.

Обл-ные отделы ком.хоз. подведом-ны исполкомам местн советов, органам респ ГУ(Министер-ву ЖКХ РБ, министр ЖКХ). Осн концептуальные положения жилищнпол-ки и разв-ия ЖКХ опр-ны в Нац. жилищной программе, кот предусм-т орг-цию и разв-ие рынка жилья, измен-ие стр-ры жилищн фонда в сторону увел-ния частн.сектора, повыш. кач-ва жилищ. В стране разраб-на и принята к реал-ции Гос. программа модернизации и тепловой реабилитации жил домов, а в регионах - проекты программы «Жилье», кот сод-т подпрограммы «Стр-во соц. жилья»: «Гос-я подд-ка стр-ваиндив-го жилья», «Стр-во жилья на селе».В 2003 г была принята концепция развития ЖКХ РБ на период до 2015 г. Осн ее цель – созд эк, прав и организац условий для безубыточной работы ЖКХ, направл на повышэфф-ти, надежности функц-ния систем жизнеобесп-ния насел-я, улучшкачпредост услуг с одноврем снижением затрат на их пр-во и обеспечение соц защиты населения. Задачи концепции: 1) обесп и соблюдmin нормативов соц стандартов по предост населению услуг в обл ЖК обслуживания (1. доля собств расходов граждан на оплату затрат, связ с содерж-ем жилого фонда; 2. норма обеспечения водой для граждан, прожив в жилых домах, оборудцентрализ водоснабжением и канализацией; 3. норматив отопления жилых помещений; 4. норматив температуры гор воды; 5. удельный вес освещенных улиц; 6. уд вес улиц с усовершенств покрытием; 7. график подачи гор воды; 8. норматив потребления электроэнергии в домах с газо- и электроплитами; 9. норма расхода газа для целей пищеприготовления; 10. наличие помывочных мест в банях); 2) соверш-ние системы соц защиты насел путем упорядочения существ льгот и усиления адресной направленности выдел на эти цели средств; 3) дальнейшее соверш-ние системы платы за пользование жил посещ-ми; 4) соверш и оптимизструктупр ЖКХ; 5) переход на формир-ниедоговорн отношений; 6) развитие конкур среды в сфере ЖКХ; 7) развитие инженерной инфрастр насел пунктов; 8) фин оздоровление орг-ций ЖКХ.

 

90. Конкурентоспособ-ть региона: понятия, критерии и показ-ли оценки, особ-ти управления.

Конкурент-сть  региона – это обуслов-е природ-ми, эконом-ми, соц-ми, полит-ми и др. факторами  положение региона и способность  его отдельных товаропроизводителей побеждать конкурентов на внутр. и внеш. рынках, позволяющие обеспеч-ть рост благосостояния его населения в условиях ужесточения конкуренции и открытой экономики. Конкурент-е преимущ-ва отд. регионов классифиц-ся на:-абсолютные, которые связаны с наличием уникальных ресурсов и производственных возможностей; - производственные и инновац.-инвестиц-е; -количественные (доля рынка) и качественные характеристики функций региона, товаров или услуг его предприятий; -фактические (реализованные) и потенциальные. Успех в рег-й конкуренции на сегод. день опред-ет не столько наличие природ., человеч., финанс. и др. ресурсов, сколько эффект-е их использ-е, высокая производит-сть и использ-е новейших технологий в совокуп-ти с гармоничным использ-ем потенциала окружа. среды.Конкурентоспособность региона является объектом управления и регулирования.объектами воздействия выступ.хоз-щие субъекты в различ. сферах и видах деят-ти, субъектами воздействия выступают центр. и рег-е органы власти. Выделяют региональный, национальный и международный уровни конкурент-сти региона.Факторы, влияющие на конкурент-тьрег-на: внутренние(природ.ресурсы и географ-е располож-е рег., накопленный физ. капитал, человеч. капитал,инновац-й потенциал ), внешние(интеграция рег. в глоб. экономич-е пространство, политика властей в отнош. рег-в, налич. и функц-е предпр-й рег.), и институциональные(правила, мех-змы, обеспеч-щие их вып-е, и нормы поведения).Критерии оценки конкурентоспособности региона: Развитие и соверш-е рег-й инфр-ры (оценив-ся по показ-лям коммун., бытовых, медицин.и др. услуг) ; совершен-е квалиф-й струк-рырабоч. си-лы и эффект-стьиспольз-я труда в регионе, интенс-сть обнов-я основ.сред-в и эффектив-тьисп-я основ. кап.региона; конъюнктура инвестиц-го рынка и эффект-тьис-я инвестиций; инновац-я мобильн-ть и эффект-тьинновац-й деят-ти; развитие межрег-го и межд-госотруд-ва; сохр-е традиций и культур.своеобразия региона, а также охрана окруж.среды.  Одним из спос.оценки конкурентоспособности региона,яв-сярасчет сводного индекса конкурентоспособности региона: оценочные показатели необх-мообъед-ть в блоки:индекс – эконом-го, соц-го, инновац-го, инвестиц-го,внешнеэконом-го, эколог-го развития.

1. рассчит-сяуров. конкурентосп-ти рег.:  значение  показателя региона/ значение  показателя по стране (региону  эталону).

2. расчет агрегированных  показателей (базовых индексов) конкурентоспособности  региона (Iбаз).

3.расчет интегрального  (сводного) индекса конкурент-ти  регионаметодами простой или  взвешенной среднеарифметической  величины.

 

 

 

89.   Внешнеэкономические     связи     региона:     понятие,     формы, направления регулирования, показатели и перспективы развития.

Внешнеэкон-е  связи региона- это сов-тьнаправ-й, форм, методов и средств торгово-экономичпроизв-го, научно-технич сотрудничества, а также валютно-финансовых отношений с заруб странами в целях рац использования международного разделения труда, возможностей международных эконом отнош-й для решения народнохоз и внешнеполитич задач.

Внешнеэкон-е  связи - это совокупность отнош. м/д хоз-ми суб-ми раз.стран.Для РБ интеграция ее регионов в междунар.Эконом-е отнош-я предопределяется факторами:- открытость экономики РБ; - наличие особых внешнеэк интересов отд. территорий; - уровень конкурентоспос-ти предприятий;  - неравномерность экон развития;  - активное участие регионов в междунар. экономич. отношениях.Основнымиформами региональных внешнеэк связей являются:- производственная и научно-техническая кооперация;- торговля товарами, оказание услуг;- бартерный обмен;- кредитно-финансовая деятельность;- миграция трудовых ресурсов;- информационный обмен и др.. Регулирование внешнеэкон-х связей осуществляется в РБ по след.направ-ям:- тарифное регулирование (таможенный тариф, налоги, пошлины.;- нетариф.рег-е (квотирование, лиценз-е);- валютно-финансовое рег-е (мех-зм валют.курсов);- стим-е экспортной деят-ти.

Для рег-я внешнеэк связей на региональном уровне использ-ся след.внешнеэк инструменты или меры:1.  правовые (заключение соглашений межрег.экон-госотруд-ва)2.  прогноз-ие и планирование (разработка регион-ых программ)3. экономич-е (создание доп. стимулов для привлеч.иностр инвестиций; 4. организационные. Основными показ-ми внешнеэкон-х связей региона явл. внешнеторг-й оборот, объемы экспорта, импорта, сальдо внешнеторг деят-ти и коэф-т сбалансированности.

Основными торговыми партнерами являются: Россия, Германия, Украина. Основными  видами экспортируемых услуг являются: услуги трубопроводного транспорта, добыча полезных ископаемых, строит услуги, турист услуги.Перспектива развития внешнеэк-х связей:- выход на новые рынки (Латинская Америка, Восточно-Европ и Западно-Европейский вектор);  - создание СЭЗ и совместных предприятий;  - развитие ТНК; - развитие малого бизнеса.

 

 

78. Инфраструктура  региона: понятие, виды и их  характеристика, роль в обеспечении регионального развития.

Эффек-сть испол-я  природно-ресурсного и соц. потенциалов  региона во многом зависит от наличия  инфраструктуры. Инфр-ра-совокупность предпр-й и организ, относящихся  к отраслям, обеспечивающим бесперебойное  эффект-е функционир-е больш. числа др. предпр. и организ-й, зачастую относящихся к нескольким сферам деятельности. В зав-ти от того, какие сферы деят-ти и отрасли обслуж-т регион-я инфр-ра, различают след. её виды:1.производственная-содержит комплекс отраслей, обеспечивающих внешние условия произ-ва (транспорт, связь, электоро-, газо-, водоснабжение); 2.социальная-вкл здравоохранение, пассажирский транспорт, ЖКХ, рознич. торговлю, общепит, культуру, образование и т.д. 3. управленческая - в к-ю входит аппарат управления, система МУиСУ, а также система правовой и законотворческой деят-ти.4.рыночная-охватывает совокуп-ть сфер деят-ти и институтов, призванных обеспечивать условия для эффектив-го функционирования рыночного механизма в регионе (фондовые биржи, биржи труда и т.д.);                            5. экологическая - реализуется в комплексе деят-ти, обеспечивающим благоприят. природную среду для развития обществ.произ-ва и охр. окруж. среды от негативных последствий экологич. деят-ти чел-ка.

Особую роль в формировании и поддержании ресурсного, прежде всего трудового потенциала региона, играет соц.инфр-ра. Она вкл в себя 2 части:1 .соц-бытовая инфр-ра (торговля, общепит, ЖКХ, быт-е обслуживание, пассажирсикй транспорт, связь, соц.обеспечение);2.соц-духовная инфр-ра (просвещение, культура, иск-во, здравоохранение. СМИ, охрана окр.среды).

ПиП соц.инфр-ры в регионах опирается на террит. нормативы обеспеч-ти населения товарами, жильём, учреждениями здравоохранения и образования, детск. дошк-ми учр-ми и др объектами соц.инфр-ры и соц.благами (в расчёте на 1000, 10000 чел и т.д.).

Необходимо  отметить, что гос.регулирование  и планирование развития инфр-ры в  регионах и в стране в целом  находятся в центре внимания правительств практически всех стран с развитой рыночной экономикой. В целом ряде научных исследований выявлена и обоснована прямая взаимосвязь госрасходов на инфр-у с темпами эконом.роста в регионах и в нац.эк-ке. Гос.расходы на строит-во дорог, электростанций и т.п. способствуют ускорению товаропотоков, размещению  хоз.субъектов в регионахи следовательно региональному эконом.росту. Статистически прослеживается также прямая зависимость между динамикой производительности труда и гос.расходами на развитие инфр-ры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

74. Финансовые  ресурсы региона: понятие, состав, особенности формирования и использования в РБ. Фин. самост-ть региона обеспеч-ся посредством системы фин-х рес-в региона, под к-ми понимаются денеж.ср-ва, нах-ся в распоряжении региона, его хоз. суб-в, образуемые в процессе распред-я и перераспред-я рег-го и нац. валового продукта и предназнач-е для расширенного воспроизводства на дан. тер-рии. Рег-е фин-сы предназначены для фин-я соц-эконом разв-я тер-рии. Главным направл-ем использ-я рег-х фин-х рес-в явл фин-е обеспеч-е функц-я соц-й и частично производств-й инфрастр-ры. Фин-е рес-сы региона вкл-т: рес-сы местных бюджетов и целевых бюдж-ных и внебюджетных фондов; ср-ва предпр-й; ср-ва населения; кредитные ресурсы; ср-ва на депозитах и т.д. Оценка финансового потенциала региона и выработка обоснованной регион-й финас.политики осуществл-ся на основе сводного баланса финн.ресурсов региона, под к-м понимается денежное выражение состояния доходов и расходов региона, его бюджетов и внебюдж.фонодов, а также юр.лиц на данной территории. Осн-й составной частью рег-х фин-в явл местные бюджеты и вкл-нные в их состав целевые бюдж-е фонды. В соотв-вии с принятой в РБ концепцией развития местных бюджетов, их доходная часть формир-ся за счет: собственных доходов, налогов и сборов (плата за землю, местные налоги и сборы); закрепленных источников доходов для бюджета каждого уровня; отчислений от респ.налогов и сборов по регулирующим источникам доходов; дотаций, (ср-ва, выделяемые на безвозмездной основе из вышестоящего бюджета без оговаривания их целевого использ-я); субвенций (явл-ся фин-ми ср-ми, выдел-ми из вышестоящего бюджета на конкретные цели (целевые дотации); субсидий, предоставляемых из вышестоящего бюджета для выравнивания уровня соц-эконом -го разв-я рег-в. Расходная часть местных бюджетов вкл. в себя след. направ-я: кап вложения на развитие инфр-ры рег-в, строит-во жилья; фин-е содержания отраслей соц-культурной сферы; соцзащита нас-я (пособия малообеспеченным семьям, инвалидам, многодетным семьям и т.д.); дотации (на содержание жилых домов, транспорта); расходы на поддержку агропромышл. комплекса; расходы на поддержку субъектов малого предпр-ва.   Внебюдж-й фонд — обособленная часть фин-х рес-в рег-на, не входящая в состав рег-го бюджета и имеющая самост-ные источники формир-я и целевое направ-е использ-я. Террит внебюдж-е фонды эконом-го и соц-го разв-я формир-ся на террит. для реализации общерегос.задач. Они явл. одним из возможных путей концентрации ср-в пред-тий, нас-я, др. источ-в на фин-е общерег-х мероприятий. Внебюдж-е фонды местных органов власти формир-тся за счет: добровольных взносов и пожертвований граждан, пред-й, орган-й; доходов от местных займов и местных денежно-вещевых лотерей, аукционов; штрафов за загряз-е окруж-й среды и тд. Ср-ва территор-х внебюдж-х фондов м .б. направлены на расходы, связанные со строит-вом объектов соц-культ-го назначения, не заплан-ные в бюджете, создание и сод-е объектов общерег-го назначения.Фин-е рес-сы суб-в хозяйст-я — материальные носители фин-х отношений, кот-е формир-ся у суб-в хозяйст-я за счет разл. видов денежных дох-в и поступ-й и использ-ся на фин-е воспроизводственных затрат, матер-е стимулир-е работающих, удовлетворение соц. и др. общественных потребностей. Источники формир-я финн. рес-в на пред-ях можно разд. на след 3 группы: образуемые за счет собственных средств; мобилизуемые на финансовом рынке; поступающие в порядке перераспределения. Осн-м источником формир-я фин-х рес-в явл. собственные ср-ва хозяй-щих суб-в. В составе этой группы гл. источником явл. прибыль от основной и др. видов деят-ти. Часть её направ-ся в бюджет, а др её часть, ост-ся в распоряжении пред-тий, использ-тся на собственные нужды. К числу собств-ных источников форм-я фин-х рес-в пред-й отн-ся также кред-я задолжен-ть, экономия от снижения стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых хоз способом, мобилизация внутренних рес-в в строит-ве и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"