Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".
54. Налоговая
политика: понятие, инструменты,
принципы налогообложения,
Одной из форм финансовых отношений, осуществляемых в виде платежей, взимаемых с юр. и физ.лиц для формирования финансовых ресурсов гос-ва, явл. налоги. Совокупность налогов, формы и методы их формирования и начисления, а также налогового контроля образуют налоговую систему гос-ва. Основные функции налоговой системы:1)регулирующая (способность воздействовать на развитие эк, обеспечивая ей устойч. рост и устраняя возник диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом); 2)фискальная (основная функция; служит интересам гос.казны); 3)перераспределлительная (обеспечивает перераспределение нац.дохода между сферами деят-ти, слоями общества, территориями); 4)социальная (средства перераспределяются малоимущим и нуждающимся); 5)стимулирующая (позволяет гос-ву поощрять или свертывать экономические процессы); 6)контрольная (позволяет контролировать полноту и своевременность нал поступлений в бюджет и определять направления реформирования нал системы). Налоги подразделяются на: гос-е и местные; прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, твердые; прямые и косвенные. Налоги в РБ: НДС, налог на прибыль, акцизы, чрезвычайный, подоходный, налог на пользование природными ресурсами (экологический налог), налог на недвижимость, земельный налог, налоги для формирования дорожных фондов, таможенные пошлины. Основным недостатком системы налогового регулирования в РБ явл. ее фискальный характер, угнетающий производственно-инвестиционную активность товаропроизводителей. Поэтому в области налогового регулирования предстоит серьезная реформа. Цель реформы – реальное повышение эффективности действующей налоговой системы с тем, чтобы добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет, снизить налоговое давление на экономику, темпы пр-ва, инвестиции и экспорт, а также создать единое правовое пространство и равные условия налогообложения для субъектов хозяйствования РБ и РФ. Снижение налогового давления на экономику предстоит достичь за счет сокращения количества налогов, сборов и отчислений в различные фонды, применения умеренных ставок и расширения налоговой базы применяемых налогов и сборов, улучшения их структуры и моделей построения.
Используемая
в РБ налоговая система не в
полной мере выполняет присущие ей
функции и нуждается в
Основополагающие принципы налогообл:1. п. равномерности (справедливости)- все субъекты хоз и физ.лица должны принимать участие в формировании бюджета разл. уровней пропорционально получаемым доходам, 2. п. определенности - точная сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщикам, 3. п простоты и удобства - налог должен взиматься в такое время и таким способом, кот. наиб удобны для плательщиков, 4. п. экономности (дешевизны)-минимизация расходов по сбору налогов. Организац-экономич принципы:1 п всеобщности,2 однократность обложения одного объекта за период,3 стабильность нал системы,4 оптимальность налог. изъятий. В Налог кодексе РБ отражены след принципы:1 каждое лицо обязано уплачивать законнодат. установл-е налоги и сборы, по кот. оно признано плательщиком,2 ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать нал и сб, не предусм Нал кодексом РБ.3 налогообл в РБ основ на признании всеобщности и равенства,4 не допускается устанавл нал, сб и льготы, наносящих ущерб нац безопасности РБ,5 допускается установление особых видов тамож пошлин или их дифференцир ставок в зависим от страны происхожд товаров в соотв с Тамож кодексом и налог законодательством.. Распределит функц обеспечивает процесс перераспредел части ВВП в виде НД и направление одной его доли на расшир воспроизводство израсходованных факторов производства, а другой - в централиз фонд фин рее, т.е. в гос бюдж в виде налогов. Регулир функц состоит в их. Стимулир функц закл в том, что гос посредством льгот и санкций направляет деят плательщиков в интересах общества. Контролир функц позволяет контролировать полноту и своевременность нал поступлений в бюджет и определять направления реформирования нал системы.
55. Денежно-кредитная политика и ее реализация в РБ.
Кредитно-денежное регулирование (КДР) представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Цель КДР – поддержание покупательной способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста. Основная составляющая КДР – кредит. Кредит – это движение ссудного капитала на условиях срочности, возвратности и платности.
Инструменты КДР: 1) учетная ставка или ставка рефинансирования (процент, под к-й Центр.Банк предоставляет кредиты коммерческим банкам); 2) норма обязательных резервов (минимальный процент депозитных обязательств, к-е банк должен держать в ЦБ); 3) операции на открытом рынке (служат для регулирования денежной массы). В РБ последовательно осущ-ся переход к преимущественно рыночным методам регулирования кредитно-денежных отношений.
Кредитно-денежная система – это совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования, финансово-кредитных институтов, регулирующих спрос и предложение денег, массу денег в обращении. С институциональной точки зрения, кредитно-денежная система – это комплекс валютно-финансовых учреждений (ЦБ, коммерческие банки, представляющие собой банковскую систему) и специализированные кредитно-финансовых институтов (учреждений, выполняющих определенные финансово-кредитные операции: инвестиционные, ипотечные, экспортно-импортные банки), сберегательные кассы, кредитные кооперативы, пенсионные фонды, страховые компании, ломбарды).
Кредитно-денежная система управляет развитием денежных рынков, формирует капитал и организует переток его из одних секторов экономики в другие, создает и определяет инвестиционный климат и влияет на инвестиционную активность, задает «правила игры» в кредитно-денежном обращении, определяет структуру производства и совокупность спроса, влияет на составляющие экономического равновесия.
Кредитно-денежное регулирование явл. функцией и прерогативой центрального банка страны.
57. Социальная политика: сущность, основные направления и проблемы реализации в РБ.
Соц.политика
(СП) – это система целенаправленных
гос.мероприятий и акций по регулированию
отношений м/у классами, нациями,
отдельными соц.группами населения, направленных
на повышение общественного
Она имеет дело непосредственно с чел-ком и ориентирована на него. СП связана со сферой распределения и потребления общественного продукта. СП гос-ва строится на основе принципов: целенаправленности, учета возможностей, реальности, открытости, целостности, адекватности, всеобщности и адресности.
В РБ в переходный к рынку период соц.комплекс явл. наиболее важным и сложным объектом гос.регулир-я. Принятая в качестве перспективной соц.ориентированная модель экономики выдвигает на первый план достижение таких принципиальных целей, как рост благосостояния народа; стабильность денег и цен; высокая степень занятости; благоприятная для жизни окружающая среда. Это говорит о том, что высшей целью соц-эконом. развития гос-ва становится человек, его духовное и физическое здоровье в благоприятной и безопасной среде.
СП РБ на совр.этапе
отождествляется с
Приоритетными направлениями СП гос-ва, по к-м и осуществляется регулирование соц.процессов, происходящих в обществе, явл.: сфера доходов и личного потребления семей; сфера общественного благосостояния; сфера воспроизводства населения, рабочей силы и занятости; поддержка уязвимых слоев населения; развитие отраслей соц.инфраструктуры.
Особая роль в республике в системе гос.регулирования соц.сферы отводится соц.программам. В наст .время разработаны и реализуются более трех десятков соц.программ, из к-х важнейшие: гос.программа «Культура»; программа гос-й поддержки творчески одаренных детей и молодежи; национальная жилищная программа; программа «Жилье»; республиканская программа «Здоровье».
Для регулирования
соц.сферы широко используется мониторинг,
позволяющий исследовать
53. Антимонопольная политика (АП): содержание, виды и особенности реализации в РБ. Антимонопольное регулирование (АР) – это целенаправленная деятельность гос.органов упр-я, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направлена на создание и поддержание честной конкуренции. Основные направления АР определяются АП гос-ва, направленной против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. Целью АП явл. борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации и злоупотреблениями монопольным положением, т.е. с противозаконными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции. Основными направлениями гос.АП РБ на совр.этапе явл.: 1) совершенствование механизма АР и контроля деят-ти монополий; 2) противодействие созданию новых монопольных образований; 3) содействие развитию конкуренции на рынках с монополистич-й и олигополистич-й структурой; 4) демонополизация деят-ти хоз.суб-в-монополистов в формировании внутриотраслевой конкуренции; 5) создание благоприятных условий и ликвидация факторов, затрудняющих проникновение на монополизированные рынки новых производителей. В РБ отмеч-ся наличие 3 видов моноп-ий: естеств-ых, гос-ых и искусств-ых, в т.ж. их разновидн-ей: администр-ых (в форме концернов, мин-в, ассоциаций), технологич-их (в форме чистой моноп-ии или олигополии). При этом законод-ом предус-на такая форма моноп-ии как чрезвыч-ая (сист. общ-ых отн-ий на тов-ом рынке, санкционир-ная гос. на опред-ый период, при кот. конкур-ция отсутст-т или ограничена).
Важнейшая проблема АП РБ на совр.этапе: демонополизация. Демоноп-ция эк-ки направлена на изменение монопольной струк-ры рынков, создание правовых и эконом.условий для выхода на рынки новых товаропроизводителей, на развитие конкуренции. Цель демоноп-ции – формирование конкур.отношений в сфере произ-ва и обращения товаров, услуг, фин-в за счет ограничения, пресечения и предупреждения монополист.деят-ти хоз.суб-в на товарных рынках; устранение монополист.струк-р; снижение отрицательных последствий монополизма. Основной формой реализации гос.АП РБ и содействия развитию конкуренции явл. программирование – т.е разработка программ по демонополизации народного хоз-ва. За период с 1991 по 1999гг. были разработаны 3 программы, целью к-х было обеспечение конкур.среды на тов.рынках. АР в РБ начало развиваться с 1991г., когда республика встала на путь формирования рыночных отношений. Для РБ характерен монополизм особого рода – как типчиное для постсоциалистич-х стран положение предприятия, являющегося единственным поставщиком определенной продукции. Такие предп-я создавались как единый технологич-й комплекс, что в современ. условиях явл. серьезным препятствием для их принудительной демонополизации. Сохранение мополизма в РБ обусловили причины: 1) высокий уровень концентрации произ-ва; 2) не получившая развитие диверсификация произ-ва; 3) ряд предпр-й не смог адаптироваться к новым правовым и эконом.условиям; 4) замедленные темпы приватизации и т.д. Система и органы АР сформировались под влиянием этих факторов. В 1991г. был создан Антимонопольный комитет РБ. В 1994г. он был преобразован в Мин-во по АП РБ, к-е было упразднено в 1996г., а его функции возложены на Мин-во предприним-ва и инвестиций, подчиненное Совмину РБ. В 2001г. функции управления противодействием монополист-й деят-ти и развития конкуренции возложен на Минэк-ки, к-е обеспечивает реализацию мер оп ограничению монополизма, развитию конкуренции, АП в РБ. Основой АР явл.законодательство, представленное серией законодат-х и нормат-х актов, направленных на предупреждение, пресечение и ограничение монополист-й деят-ти, недобросовестной конкуренции: Закон РБ «О противодействии монополист.деят-ти и развитии конкуренции» 1992г., Закон РБ «О рекламе» 1997г., Закон РБ «О защите прав потребителей» 1993г.
63. Инвестиционная
политика: сущность, основные направления
реализации и перспективы