Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 1 файл

мои шпоры по госэкзамену даша все таблица.doc

— 910.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54. Налоговая  политика: понятие, инструменты,  принципы налогообложения, виды  налогов и их функции, особенности  формирования в РБ.

Одной из форм финансовых отношений, осуществляемых в виде платежей, взимаемых с юр. и физ.лиц для формирования финансовых ресурсов гос-ва, явл. налоги. Совокупность налогов, формы и методы их формирования и начисления, а также налогового контроля образуют налоговую систему гос-ва. Основные функции налоговой системы:1)регулирующая (способность воздействовать на развитие эк, обеспечивая ей устойч. рост и устраняя возник диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом); 2)фискальная (основная функция; служит интересам гос.казны); 3)перераспределлительная (обеспечивает перераспределение нац.дохода между сферами деят-ти, слоями общества, территориями); 4)социальная (средства перераспределяются малоимущим и нуждающимся); 5)стимулирующая (позволяет гос-ву поощрять или свертывать экономические процессы); 6)контрольная (позволяет контролировать полноту и своевременность нал поступлений в бюджет и определять направления реформирования нал системы). Налоги подразделяются на: гос-е и местные; прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, твердые; прямые и косвенные. Налоги в РБ: НДС, налог на прибыль, акцизы, чрезвычайный, подоходный, налог на пользование природными ресурсами (экологический налог), налог на недвижимость, земельный налог, налоги для формирования дорожных фондов, таможенные пошлины. Основным недостатком системы налогового регулирования в РБ явл. ее фискальный характер, угнетающий производственно-инвестиционную активность товаропроизводителей. Поэтому в области налогового регулирования предстоит серьезная реформа. Цель реформы – реальное повышение эффективности действующей налоговой системы с тем, чтобы добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет, снизить налоговое давление на экономику, темпы пр-ва, инвестиции и экспорт, а также создать единое правовое пространство и равные условия налогообложения для субъектов хозяйствования РБ и РФ. Снижение налогового давления на экономику предстоит достичь за счет сокращения количества налогов, сборов и отчислений в различные фонды, применения умеренных ставок и расширения налоговой базы применяемых налогов и сборов, улучшения их структуры и моделей построения.

Используемая  в РБ налоговая система не в  полной мере выполняет присущие ей функции и нуждается в совершенствовании, и в первую очередь, в снижении налоговой нагрузки на предприятия, в ее упрощении и унификации, усовершенствовании налоговых льгот. Для стимулирования экономич.развития РБ (с 01.01.2009г. снижена ставка сбора в республ.фонд поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1% от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), из объекта обложения налогом на недвижимость исключена активная часть основных производственных фондов, установлены единые ставки местного налога с продаж товаров в розничной торговле и местного налога на услуги в размере 5%, а также уменьшена с 5 до 3% ставка налога на приобретение автомобильных транспортных средств; по подоходному налогу с физ.лиц была введена линейная (единая) ставка в размере 12% и увеличен стандартный налоговый вычет на каждого работника с 35,0 тыс.рублей до 250,0 тыс.руб.в отношении доходов, не превышающих 1500,0 тыс.руб. в месяц. Для индивид.предпринимателей установлена линейная (единая) ставка в размере 15%. Внесены изменения в общую часть Налогового Кодекса РБ, обеспечивающие возможность подачи налоговых деклараций в виде электронного док-та, а также упрощен порядок постановки на учет в налоговых органах отдельных организаций и физ.лиц.

Основополагающие  принципы налогообл:1. п. равномерности (справедливости)- все субъекты хоз и физ.лица должны принимать участие в формировании бюджета разл. уровней пропорционально получаемым доходам, 2. п. определенности - точная сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщикам, 3. п простоты и удобства - налог должен взиматься в такое время и таким способом, кот. наиб удобны для плательщиков, 4. п. экономности (дешевизны)-минимизация расходов по сбору налогов. Организац-экономич принципы:1  п всеобщности,2 однократность обложения одного объекта за период,3 стабильность нал системы,4 оптимальность налог. изъятий. В Налог кодексе РБ отражены след принципы:1   каждое лицо обязано уплачивать законнодат. установл-е налоги и сборы, по кот. оно признано плательщиком,2  ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать нал и сб, не предусм Нал кодексом РБ.3  налогообл в РБ основ на признании всеобщности и равенства,4 не допускается устанавл нал, сб и льготы, наносящих ущерб нац безопасности РБ,5  допускается установление особых видов тамож пошлин или их дифференцир ставок в зависим от страны происхожд товаров в соотв с Тамож кодексом и налог законодательством.. Распределит функц обеспечивает процесс перераспредел части ВВП в виде НД и направление одной его доли на расшир воспроизводство израсходованных факторов производства, а другой - в централиз фонд фин рее, т.е. в гос бюдж в виде налогов. Регулир функц состоит в их. Стимулир функц закл в том, что гос посредством льгот и санкций   направляет   деят   плательщиков   в   интересах   общества.   Контролир   функц позволяет контролировать полноту и своевременность нал поступлений в бюджет и определять направления реформирования нал системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55. Денежно-кредитная  политика и ее реализация в  РБ.

Кредитно-денежное регулирование (КДР) представляет собой  комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Цель КДР – поддержание покупательной способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста. Основная составляющая КДР – кредит. Кредит – это движение ссудного капитала на условиях срочности, возвратности и платности.

Инструменты КДР: 1) учетная ставка или ставка рефинансирования (процент, под к-й Центр.Банк предоставляет кредиты коммерческим банкам); 2) норма обязательных резервов (минимальный процент депозитных обязательств, к-е банк должен держать в ЦБ); 3) операции на открытом рынке (служат для регулирования денежной массы). В РБ последовательно осущ-ся переход к преимущественно рыночным методам регулирования кредитно-денежных отношений.

Кредитно-денежная система – это совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования, финансово-кредитных институтов, регулирующих спрос и предложение денег, массу денег в обращении. С институциональной точки зрения, кредитно-денежная система – это комплекс валютно-финансовых учреждений (ЦБ, коммерческие банки, представляющие собой банковскую систему) и специализированные кредитно-финансовых институтов (учреждений, выполняющих определенные финансово-кредитные операции: инвестиционные, ипотечные, экспортно-импортные банки), сберегательные кассы, кредитные кооперативы, пенсионные фонды, страховые компании, ломбарды).

Кредитно-денежная система управляет развитием денежных рынков, формирует капитал и организует переток его из одних секторов экономики в другие, создает и определяет инвестиционный климат и влияет на инвестиционную активность, задает «правила игры» в кредитно-денежном обращении, определяет структуру производства и совокупность спроса, влияет на составляющие экономического равновесия.

Кредитно-денежное регулирование явл. функцией и прерогативой центрального банка страны.

 

57. Социальная  политика: сущность, основные направления  и проблемы реализации в РБ.

Соц.политика (СП) – это система целенаправленных гос.мероприятий и акций по регулированию  отношений м/у классами, нациями, отдельными соц.группами населения, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшения качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала и на этой основе – на повышение эффективности функционирования эк-ки страны. Соц.гос.политику, как и соц.сферу рассматривают в широком и узком смысле. В широком смысле – соц.политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: улучшение условий труда и быта, удовлетворение материальных и духовных потребностей, соц.защиту, осуществление принципа справедливости. Другими словами, соц.политика направлена на создание нормальных условий жизни и благоприятных возможностей для развития и самореализации всех членов общества. СП в узком смысле – это система гос.мер по поддержке тех групп и слоев общества, к-е в силу различн.причин оказались в трудном положении, страдают от специфических обстоятельств и не могут только своими силами улучшить благосостояние.

Она имеет дело непосредственно с чел-ком и  ориентирована на него. СП связана  со сферой распределения и потребления  общественного продукта. СП гос-ва строится на основе принципов: целенаправленности, учета возможностей, реальности, открытости, целостности, адекватности, всеобщности и адресности.

В РБ в переходный к рынку период соц.комплекс явл. наиболее важным и сложным объектом гос.регулир-я. Принятая в качестве перспективной соц.ориентированная модель экономики выдвигает на первый план достижение таких принципиальных целей, как рост благосостояния народа; стабильность денег и цен; высокая степень занятости; благоприятная для жизни окружающая среда.  Это говорит о том, что высшей целью соц-эконом. развития гос-ва становится человек, его духовное и физическое здоровье в благоприятной и безопасной среде.

СП РБ на совр.этапе  отождествляется с деятельностью  государства по повышению уровня жизни населения, удовлетворению его  потребностей в материальных благах и ограничивается исключительно сферой потребления. Гос-я СП РБ находит отражение в соответствующих программных и прогнозных документах. Основные направления развития СП на долгосрочную перспективу отражены в Национальной стратегии устойчивого развития РБ (на 15 лет), Концепции программы соц-эконом.развития до 2015г. И Основных направлениях соц-эконом.развития РБ (на 10 лет).

Приоритетными направлениями СП гос-ва, по к-м и  осуществляется регулирование соц.процессов, происходящих в обществе, явл.: сфера  доходов и личного потребления семей; сфера общественного благосостояния; сфера воспроизводства населения, рабочей силы и занятости; поддержка уязвимых слоев населения; развитие отраслей соц.инфраструктуры.

Особая роль в республике в системе гос.регулирования соц.сферы отводится соц.программам. В наст .время разработаны и реализуются более трех десятков соц.программ, из к-х важнейшие: гос.программа «Культура»; программа гос-й поддержки творчески одаренных детей и молодежи; национальная жилищная программа; программа «Жилье»; республиканская программа «Здоровье».

Для регулирования  соц.сферы широко используется мониторинг, позволяющий исследовать сложные  процессы, явления и объекты. Мониторинг – это научно обоснованная система  регулярного наблюдения, обеспечивающая сбор, обобщение и анализ информации в отношении исследуемого объекта и предоставление полученных данных гос-м, региональным и местным органам управления для принятия соответств. решения.

 

53. Антимонопольная  политика (АП): содержание, виды и особенности реализации в РБ. Антимонопольное регулирование (АР) – это целенаправленная деятельность гос.органов упр-я, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направлена на создание и поддержание честной конкуренции. Основные направления АР определяются АП гос-ва, направленной против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. Целью АП явл. борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации и злоупотреблениями монопольным положением, т.е. с противозаконными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции. Основными направлениями гос.АП РБ на совр.этапе явл.: 1) совершенствование механизма АР и контроля деят-ти монополий; 2) противодействие созданию новых монопольных образований; 3) содействие развитию конкуренции на рынках с монополистич-й и олигополистич-й структурой; 4) демонополизация деят-ти хоз.суб-в-монополистов в формировании внутриотраслевой конкуренции; 5) создание благоприятных условий и ликвидация факторов, затрудняющих проникновение на монополизированные рынки новых производителей. В РБ отмеч-ся наличие 3 видов моноп-ий: естеств-ых, гос-ых и искусств-ых, в т.ж. их разновидн-ей: администр-ых (в форме концернов, мин-в, ассоциаций), технологич-их (в форме чистой моноп-ии или олигополии). При этом законод-ом предус-на такая форма моноп-ии как чрезвыч-ая (сист. общ-ых отн-ий на тов-ом рынке, санкционир-ная гос. на опред-ый период, при кот. конкур-ция отсутст-т или ограничена).

Важнейшая проблема АП РБ на совр.этапе: демонополизация. Демоноп-ция эк-ки направлена на изменение монопольной струк-ры рынков, создание правовых и эконом.условий для выхода на рынки новых товаропроизводителей, на развитие конкуренции.  Цель демоноп-ции – формирование конкур.отношений в сфере произ-ва и обращения товаров, услуг, фин-в за счет ограничения, пресечения и предупреждения монополист.деят-ти хоз.суб-в на товарных рынках; устранение монополист.струк-р; снижение отрицательных последствий монополизма. Основной формой реализации гос.АП РБ и содействия развитию конкуренции явл. программирование – т.е разработка программ по демонополизации народного хоз-ва. За период с 1991 по 1999гг. были разработаны 3 программы, целью к-х было обеспечение конкур.среды на тов.рынках. АР в РБ начало развиваться с 1991г., когда республика встала на путь формирования рыночных отношений. Для РБ характерен монополизм особого рода – как типчиное для постсоциалистич-х стран положение предприятия, являющегося единственным поставщиком определенной продукции. Такие предп-я создавались как единый технологич-й комплекс, что в современ. условиях явл. серьезным препятствием для их принудительной демонополизации.  Сохранение мополизма в РБ обусловили причины: 1) высокий уровень концентрации произ-ва; 2) не получившая развитие диверсификация произ-ва; 3) ряд предпр-й не смог адаптироваться к новым правовым и эконом.условиям; 4) замедленные темпы приватизации и т.д. Система и органы АР сформировались под влиянием этих факторов. В 1991г. был создан Антимонопольный комитет РБ. В 1994г. он был преобразован в Мин-во по АП РБ, к-е было упразднено в 1996г., а его функции возложены на Мин-во предприним-ва и инвестиций, подчиненное Совмину РБ. В 2001г. функции управления противодействием монополист-й деят-ти и развития конкуренции возложен на Минэк-ки, к-е обеспечивает реализацию мер оп ограничению монополизма, развитию конкуренции, АП в РБ. Основой АР явл.законодательство, представленное серией законодат-х и нормат-х актов, направленных на предупреждение, пресечение и ограничение монополист-й деят-ти, недобросовестной конкуренции: Закон РБ «О противодействии монополист.деят-ти и развитии конкуренции» 1992г., Закон РБ «О рекламе» 1997г., Закон РБ «О защите прав потребителей» 1993г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

63. Инвестиционная  политика: сущность, основные направления  реализации и перспективы развития  в РБ. Инвестициями явл. фин-е, матер-е ресурсы и др., имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деят-ти, в рез-те к-й образуется прибыль (доход) или достигается эконом., соц-й, или экологич-й эффект. Роль инвес. в эк-ке обуславливается след.факторами:инвестирование ведет к накоплению фондов предпр-й, эконом.росту;величина инвест. влияет на объем нац пр-ва, занятость населения; нерациональное использование инвестиций может привести к замораживанию производственных ресурсов;

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"