Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 1 файл

мои шпоры по госэкзамену даша все таблица.doc

— 910.00 Кб (Скачать файл)

Гос-я нвестицион.политика (ГИП) – это политика, определяющая цели, направления и меры гос-го вмешательства, обеспечивающие повышение инвестиц.активности и эффект-ти использования инвест.ресурсов, формирование в стране благоприятного инвест.климата, расширение не инфляционных источников финансирования, создание единых стандартов обоснования и оценки эффект-ти инвестиций. Основной целью ИП РБ на долгосрочную перспективу явл.: повышение инвест.активности суб-в хоз-я; обеспечние ежегодного прироста инвест-й на уровне 3-5%. В среднесрочной перспективе ИП РБ тесно связана со структурной перестройкой эк-ки и направлена на повышение ее эффект-ти. Главная цель ИП на ближ.перспективу: улучшение технологической и воспроизводственной структуры инвестиций в основной капитал. Инструментами госрегулир.инвест.деят-ти в РБ явл.: 1)ПиП инвестиций на долго-, средне- и краткосрочный периоды; 2)гос-е централизованные инвест.вложения, т.е. инвестиции, направляемые на создание и воспроизводства осн.фондов, финансируемых за счет бюдж.ср-в; 3) кредитно-денежная система, к-я предоставляет ден.ср-ва в виде кредитов, ссуд на условиях возвратности, плотности и срочности; 4) амортизация, формирующая инвест.потенциал педприятий; 5) налоги, налог.ставки и льготы (снижение налог.нагрузки на выручку предпр-й); 6) системы лизинговых операций (длительной аренды имущества с возможной передачей прав собственности); системы страхования инвест.рисков. 7)сертификация инвест.проектов (дает возможность увеличить долю господдежки в зависимости от степени их значимости; 8)гос-е инвест.заказы; 9) контроль, направленные на повышение эффект-ти и целевое использование инвест.ресурсов.

В РБ созданы  благопр.условия для привлечения  в страну иностр.инвестиций, равные условия деят-ти для иностр. и  нац-х инвесторов. Сегодня можно  выделить следующие причины, по которым  выгодно инвестировать в экономику  РБ:1)выгодное геогр. положение между ЕС и РФ, доступ для стран Тамож.Союза;-  высококвалифицированная раб.сила и значительный научно-техн-й потенциал;2)развитая    сеть    транспортных    коммуникаций    и    инфр-ра;3) стабильная     соц-полит.     ситуация,     отсутствие     конфликтов регионального и нац-го хар-ра;3)экспортно-ориентированная эк-ка; 4)низкий уровень преступности и коррупции;5)один из лидеров среди стран СНГ по уровню и темпам экон.развития; 6)наличие 6 СЭЗ и Парка высоких технологий;7)деят-ть Консультативного Совета по иностранным инвестициям и Национального инвестиционного агентства;8) развитый промышленный, научно-технический и экспортный потенциал. Для привлечения инв-й в эк-ку необх. дальнейшая либерализация ВЭД и создание механизмов страхования инвестиций от эк-х и полит. рисков. В целях привлечения инвестиций следует продолжить:совершенствование ряда закон-х актов о СЭЗ, об иностр.инвест. и их защите, о приведении к международным стандартам бухучета; развитие системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций; развитие договорно-правовых основ участия РБ в междунар. инвест. Сотрудничестве; удешевление и доступность кредитных ресурсов; снижение налоговой нагрузки на предприятия и банки, осуществляющие долгосрочное инвест. производственной сферы  т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

61. Строительная  политика и основные направления  ее реализации в РБ.

На совр.этапе  развития эк-ки РБ строит.комплекс призван  обеспечить решение важнейших народнохоз-х  задач, связанных с технологической  реконструкцией и перевооружением нар.хоз-ва, модернизацией и созданием новых, отвечающих совр.требованием осн.фондов; способствовать структурной перестройке эк-ки, решению ряда соц.проблем, в том числе  и жилищной. Исходя из гл.цели развития строит.комплекса – полного обеспечения потребностей населения и нар.хоз-ва республики в высокоэффективной строит.продукции, - основные направления его дальнейшего развития определены гос.структурной политикой на долго-, среднесрочный и текущий периоды и нашили отражение в соответствующих прогнозных и программных документах РБ. В соотв. с Концепцией соц-эконом.развития РБ до 2015г. главной целью строит.политики республики на долгосрочную перспектву явл. полное обеспечение потребности на основе снижения стоимости энерго- и материалоемкости строительства, расширения экспортного потенциала. Постановление Совмина РБ 2010 г. № 1589 утверждена Концепции развития строительного комплекса Республики Беларусь на 2011-2020 годы. Она разработана в целях совершенствования прав-х, организац-х, эконом-х, технич-х и технологич-х условий, обеспеч-х устойчивое развитие строительного комплекса.

Для достижения поставленных целей предусматривается решение след-х задач:-внедрение инновационных технологий, обеспечивающих производство строительной продукции ресурсосберегающего типа;-достижение европейского качества выпускаемой строительной продукции (работ, услуг) за счет обновления основных производственных средств и внедрения инновационных технологий;-развитие строительства доступного, комфортного и энергоэффективного жилья;-поддержка индивидуального строительства, развитие строительства в сельской местности и малых городах, в том числе децентрализация застройки г. Минска и развитие городов-спутников;-предоставление земельных участков и инфраструктуры для массовой и индивидуальной застройки;-создание необходимых объектов социальной инфраструктуры.Основные направления развития строительного комплекса включают:-создание "новых и увеличение объемов внедрения разработанных ресурсосберегающих технологий, универсальных архитектурно-конструктивно-планировочных систем зданий и сооружений нового поколения;-возведение жилых и административных зданий по эффективным проектам, обеспечивающим снижение стоимости строительства объектов за счет снижения затрат на всех стадиях инвестиционно-строительного цикла (предпроектная стадия, инженерные изыскания, проектирование, производство строительноеонтажных работ) и сокращения потребления ресурсов;-активизацию участия в подрядных торгах на строительство объектов за пределами страны, увеличение экспорта строительных работ (услуг);-развитие территорий, инженерно-транспортной инфраструктуры населенных пунктов в соответствии с утвержденным и генеральным и планами;-повышение эффективности работы архитектурно-строительного надзора, маркетинговых и инжиниринговых служб;-гос регулирование стоимости строительства жилья, осуществляемого с государственной поддержкой, особенно в сельскохозяйственных организациях.В сфере производства строительно-монтажных работ предусматривается обеспечить:-внедрение современных технологий для возведения энергоэффективных и ресурсоэкономичных, экологически чистых зданий и сооружений;-выполнение требований, предъявляемых к качеству выполненных работ и принимаемых в эксплуатацию объектов;-расширение объемов строительства объектов «под ключ»;-улучшение потребительских и эксплуатационных характеристик зданий и сооружений, жилых домов, применение долговечных и качественных материалов, изделий и конструкций, эффективных систем утепления, новых кровельных, гидроизоляционных и отделочных материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

62. Промышленная  политика РБ и механизмы ее  реализации.

Промышленность (П) – это важн-я отрасль материал.произ-ва, оказывающ. решающее воздействие на развитие производ-х сил в обществе и удовлетворение потребностей насел-я.

От уровня развития промышленного комплекса (ПК) и эффек-ти его функционирования зависят общая  эффект-ть эк-ки страны, ее соц-эконом потенциал, уровень жизни насел-я и роль страны в международ. разделении труда. Можно сказать, что П явл. основой эк-ки любой страны. В П РБ выделены след.отрасли: электроэнергетика; топливная; черная металлургия; химич. и нефтехимич.; машиностроение и металлообработка; лесная и деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная; промышленность строит. материалов; легкая (текстильная, швейная, меховая, обувная); пищевая (молочная, рыбная).

Для характеристики эффект-ти функционирования пром.произв-ва, отражения состояния и направлений его развития исп. система показателей: натуральных и стоимостных, абсолютных и относительных, колич-х и кач-х. Осн. показателями работы П явл.: число предпр-й отрасли, объем продукции, численность персонала, прибыль от реализации продукции, уровень рентабельности, снижение (повышение) затрат на единицу продукции, среднегодовые индексы прироста (снижения) объема продукции, удельный вес отдельных отраслей в общем объеме продукции промышленности и т.д.

Промышленная  политика (ПП) представляет собой комплекс мер, осущ-х гос-м в целях повышения эффект-ти и конкурентоспособности отечественной П и формирования её современной стр-ры, способствующей  достижению   этих   целей.  ПП   осущ-ся   в   общем   русле гос.эк-й политики, направленной на структурные преобразования и рост общественного производства. Гос.ПП РБ ориентирована на: 1)рост объемов производства промышлпродукции, повышение ее качества и конкурентоспосбоности на внутр. и внешн.рынках; 2) повышение эффект-ти промышл.произв-ва; 3) социальные результаты; 4) экологические ограничения; 5) наращивание инновац.-инвест. потенциала отрасли. Это четко обозначено в стратегии развития промышленности республики, выработанной на долгосрочную перспективу и кратокосрочный период.

Долгосрочная  стратегия развития промышл. и топливно-энергетич. комплексов РБ определена Концепцией соц.-эконом.развития РБ до 2015г., Концепцией и Программой развития пром.комплекса РБ на 1998-2015гг. и ориентирована на ресурсосберегающий наукоемкий тип воспроизводства. Данная Программа ставит задачи перехода к эффективному функционированию промышленного комплекса и создания базы для формирования современной многопрофильной экономики. На первый план выходят задачи структурной перестройки промышленного комплекса, освоения научно-индустриальных         и         научно-информационных    технологий,   обеспечения конкурентоспособности продукции. Предполагается осуществить более 150 инвестиционных проектов.

Принципы госПП:1)комплексность развития различных отраслей промыш-ти;2) оптимальное испол-е труд-х, природ. и технико-технологич-х ресурсов;3) приоритетность развития наукоемких, высокотехнологичных и экологически чистых промышленных производств;  4)признание равенства прав, самостоятельности и ответственности субъектов промышленной деят-ти независимо от их организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности;5)целевой хар-р предоставления мер господдержки суб-м пром.деят-ти за счет бюдж-х ср-в;   гласность и обоснованность определения критериев, на основании к-х реализуется господдержка суб-в пром.деят-ти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58.Политика  занятости населения, ее роль в формировании и развитии рынка труда в РБ.

Занятость-деят-ть граждан, связ-е с удовл-ем личных и общ потребностей, не противоречащая зак-ву и приносящая им з/плату, труд доход. При определении занятости населения выделяются две группы насел-я: эк. активное и эк. неакт-е. Эк.активное насел-е - часть нас-я, представл. свой труд для произв-ва тов и услуг. К нему относят все занятое нас-е, безраб.и женщины, наход. в отпусках по уходу за реб до 3 лет. К эк.неакт. нас-ю.в трудосп.возрасте отн.студенты и учащиеся (обучающиеся с отрывом от пр-ва); лица, занятые ведением дом.хоз, уходом за детьми старше трех лет, больными родственниками, и др лица, незанятые эк.деят-ю, а также военнослужащие.

Общими принципами госрегул.занятости, принятыми междунар.организацией труда, являются следующие: добровольность занятости; равные возможности всех граждан;- содействие труд. мобильности с учетом изменения трудовой структуры; соц.партнерство работодателей и профсоюзов как часть госполитики занятости.

Одной из функций гос.при возрастании безраб.становится регул-ие занятости, устранение негат.последствий безработицы.

Эфф.политика зан.должна обеспечить равные возможности  всем гражданам; содействовать такой  занятости, кот.явл.эк.целесообразной; осн.на добровольности труда; эфф.распределять труд.ресурсы; обеспечивать соц.защиту в области занятости; взаимодействовать с др.направлениями соц политики. Регулирующие воздействия гос.на занятость можно разделить на два типа – акт.и пасс. Политика пасс регулирования зан.ограничивается изысканием и исп.средств на возмещение безработным их мат.потерь. При акт.регулировании гос-во комплексно регулирует все процессы, происх. в сфере занятости: подготовка кадров, создание раб.мест, помощь в трудоустройстве, миграциях.

Взаимоотношения гос и граждан в сфере труд деят регламентируется Конституцией РБ и Законом РБ «О занятости нас-я РБ» от 15 июня 2006 г. №125-3.

В соотв. с Конституцией, гр-м РБ гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и раб в соотв с призванием, способностями, образ, проф подготовкой и с учётом общ потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Гос, согласно Конст, создаёт условия для полной зан. нас, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантирует обучение новым спец-м и повышение квалиф с учётом общ потребностей, а также пособие по безработице в соотв с законом. В соотв с Законом «О занятости населения РБ», для реализации гос политики в области содействия зан-ти нас-я и обесп. гр-м соотв-х гарантий, создана госслужба занятости населения.

Гос политика РБ в обл занятости населения основывается на следующих принципах:

.1)обеспечении равных возможностей всем трудоспособным гр-м; 2)предоставление соц.гарантий и компенсаций безработным; 3)поддержка труд. инициативы гр-н, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду; 4)обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы; 5)обеспечение соц.защиты в обл.занятости и др. Решение стоящих перед государством задач в обл занятости населения требует длит. времени, поэтому обеспечение полной занятости выступает в качестве стратеической цели развития на длит перспективу. Стратегическая цель после 2010 года - достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест (НСУР до 2020).

Для справки:  2013 г. уровень зарегистрированной безработицы  составил 0,9% от экономически активного  населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

59. Государственная научно-техническая и инновационная политика: сущность, основные направления и проблемы реализации в РБ.

Под научной  деят-тью след. понимать деят-ть, направленную на получение новых знаний о чел-ке, природе, обществе, технике и на испол-е этих знаний для разработки новых способов их применения. Научная деятельность вкл в себя науч.исследования (творч.деятельность по получению новых знаний), разработки (фундаментальные, поисковые и прикладные), научное обслуживание (научные и научно-технические библиотеки, архивы, информац центры, банки данных, технические центры, экспериментальные базы, лаборатории, опытные заводы, испытательные полигоны и др).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"