Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 1 файл

мои шпоры по госэкзамену даша все таблица.doc

— 910.00 Кб (Скачать файл)

НСУР-2020 призвана учесть изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также  важнейшие программные документы, принятые в РБ, новые международные соглашения.

В НСУР-2020 главное  внимание уделено особенностям прогнозного  периода, дальнейшей реализации «Повестки  дня на XXI век», гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек-окружающая среда-экономика».

В первых разделах дана оценка стартовых условий Беларуси в контексте мировых тенденций  экономического развития, определены основные компоненты модели устойчивого развития и императивы к их функционированию и взаимодействию, дана оценка национальных ресурсов и социально-эк.потенциала страны. Далее рассматрива-готся важнейшие средства, финансово-экономические и социально-политические механизмы обеспечения устойчивого развития. В заключительном разделе даны предложения по созданию соответствующей системы мониторинга.

Центральное место  в этом документе занимает человек  — как потребитель, производитель  благ и услуг и как генератор  идей. Развитие социально-политических отношений, формирование зрелого гражданского общества. В этой связи ставится задача развить взаимодействие государства, общества и бизнеса на принципах открытости, партнерства и ответственности. Это принципиальная отличительная особенность НСУР-2020 от других программ социально-экономического развития.

Важнейшими  социально-экономическими составляющими  устойчивого развития до 2020 г. и предметом  особого внимания (приоритетами) являются:

• повышение  уровня и качества жизни населения;

• борьба с  бедностью;

• изменение  структуры потребления и производства;

• охрана и  укрепление здоровья;

•   улучшение  демографической ситуации;

• противодействие  криминализации жизни общества.

Для достижения конечных целей НСУР необходим длительный период, включающий несколько этапов социально-экономического развития.

Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и  уровня жизни на основе развития и  рационального использования человеческого  потенциала, повышения эффективности  экономики и роста ее конкурентоспособности.

Второй этап (2011-2020 гг.). Целью устойчивого развития является гармонизация взаимоотношений  общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Национальное  богатство: понятие, состав, способы  оценки

Национальное  богатство (НБ) - совокупность накопленных материальных ресурсов (благ), к-ми располагает общество в данный момент времени, создающих необходимые условия производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. НБ включает в себя два основных элемента: материальные и нематериальные активы и пассивы.

Активами  признаются те объекты, в отношении к-х осуществляется право собственности и от использования к-х м б получены экономические выгоды. В системе нац.счетов активами м.б.только те объекты, на к-е распространяется право собственности, т.е. в данном плане не учитываются экологич.ресурсы (воздух, море), значительная часть товаров потребления длительного пользования, “человеческий капитал” (знания, умения, опыт), а также достижения культуры. Пассив представляет собой источник формирования активов хозяйствующего субъекта. Как правило, активы и пассивы эквивалентны друг другу.

Мат.активы как продукты чел.деятельности включают в себя осн.фонды, оборотные средства, мат.и худ.ценности. Мат.активы делятся на воспроизводимые (осн.фонды, оборотные средства, ценности) и невоспроизводимые (земля,ресурсы). Первые явл.результатом труда за весь период его существования, вторые не отвечают этим требованиям, но необходимы для осущ.процесса пр-ва. Т.о., мат.активы как продукты чел.деятельности включают в себя осн.фонды (здания, сооружения, машины)  оборотные средства(сырье, материалы, топливо,п/ф), мат.и худ.ценности (драг.металлы, картины).

Под немат.активами понимают права, кот.позволяют их владельцам заниматься опр.видами деятельности, в частности разработкой месторождений, тиражированием изделий и т.п. Формально эти права принимают форму патентов, торг.марок, авторских прав, книг, муз.произведений и т.д. Осн.элемент немат.активов - финансовые, т.е. те объекты, кот.приносят прибыль. Здесь могут быть выделены золото, ценные бумаги

Нац.богатство с т.з.полезности для общества подлежит именно оценке, учету. Как правило, такая оценка осущ.по затратам на создание того или иного мат.или немат.объекта. Та же часть нац.богатства, кот.не создается обществом, а изымается из природы (может быть извлечена и использована), подлежит учету.

Если осмысление и оценка нац.богатства производится в рамках экономической рациональности, то осн.критерием представляется стоимость.

Для оценки нацбогатства с т.з.полезности для общества целесообразнее всего использовать стат.методы и технологии оценки, в рамках кот.приведение всех результатов к денежному эквиваленту не является обязательным.

Оценка нацбогатства по показателю капитализации, через  стоимость сущ.только в рын.экономике.

Интересный  метод оценки нац богатства предлагает А. Терехов. По его мнению, при описании структуры НБ в самом общем виде можно рассматривать след.три укрупненные группы потребительных стоимостей, образующих нац.богатство:                                           

-вовлечен.в    процесс    элемента окр.прир.среды – пр.-ресур. потенциал;

- потребительные  стоимости, созданные в процессе  пр-ва и материализованные в  форме имущества, - экономический  потенциал:

- знания, квалификация  населения, накопленная информация, дух., культурные и иные немат.ценности, вовлекаемые в процесс соц.-эк.развития; -социальный потенциал.Размеры НБ оказывают воздействие на величину и темпы расширенного воспр-ва, а также на мат.возможности общества в деле повышения уровня жизни народа.  
Основными факторами наращивания национального богатства служат: рост производительности труда, ресурсосбережение, сохранение непроизводственных фондов, прирост нематериальных ценностей (результатов интеллектуального труда).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Собственность:  сущность, формы, роль в эк.системе общества; направления реформирования отношений собственности

В юр.смысле слова под собственностью понимают отношения между людьми, характеризующиеся правом владения и распоряжения вещью и закрепленные в юр.законах и нормах.

Собственность в эк.смысле выражает объективно складывающиеся в процессе воспроизводства отношения между людьми по поводу использования факторов производства и присвоения полезного эффекта (материальных благ).

Понятие собственности  вкл в себя 3 составляющих: объект собственности, субъект собственности, отношения между ними.

Субъект собственности – лицо, которому принадлежит объект собственности, обладатель права собственности на объект.

Отношения собственности – отношения, возникающие между людьми, органами власти по поводу принадлежности, присвоения, раздела, передела объекта собственности.

Эк. виды собственности:

-общественная  на средства производства: гос.  и негос.;

-коллективная  на средства производства: с распределением  доходов по капиталу; с распределением доходов по капиталу и тр.вкладу; с распределением доходов по тр.вкладу;

-частная: на  предметы потребления (личная), на  средства производства.

Юридические виды собственности:

- государственная:  республиканская, собственность  АТЕ (коммун.собств.);

- частная.

Статья 13 Конституции  РБ и п.1 ст.213 ГК предусматривают, что  «собственность может быть государственной  и частной». При этом государство  «гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности».

Гос.собственность  выступает в виде респуб.собственности  и коммун.собственности (собственность административно-территориальных единиц) (п.1 ст.215 ГК).

Республиканская собственность используется в интересах всего населения. Имущество респуб.собственности закреплено за предприятиями и учреждениями. К республ собственности отнесены объекты:

- составляющие основу нац.богатства (ресурсы, территориальных вод, объекты историко-культ. и природного наследия и т.д.);

- необходимые для обеспечения функционирования органов власти и управления (гос. казна, имущество вооруж.сил, органов безопасности, объекты НАН, Минобра, Минздрава; гос. запасы, мобилизационные резервы предприятия и др.);

- оборонного  производства;

- отраслей, обеспечивающих  жизнедеятельность нар.хозяйства  (предприятия ТЭК, транспорта, респуб. дорог общего пользования, телерадиостанции  и т.д.);

- прочие объекты  (предприятия по пр-ву спиртовой  и ликероводочной продукции, фармацевтической  промышленности и др.).

К исключительной собственности РБ относятся: золотой запас, валютные фонды.

Коммунальная  собственность состоит из казны АТЕ (средств местного бюджета и иного ком.имущества, не закрепленного за ком.юр.лицами) и имущества, закрепленного за предприятиями и учреждениями АТЕ в соотв.с актами законодательства.

В свою очередь  в составе коммунальной собственности  выделяют областную, городскую и районную собственность. К собственности АТЕ отнесены: местные бюджеты; жилищный и нежилой фонд; обслуживающие их предприятия; объекты инженерной инфраструктуры; городской пассажирский транспорт;  объекты внешнего благоустройства и обслуживания; предприятия розничной торговли, общепита, быт.обслуживания.

Частная собственность  также делится в зависимости  от состава субъектов этой собственности  на частную собственность физических лиц и частную собственность  негосударственных юридических  лиц (п.3.ст. 213 ГК)

Право собственности  сводится к 3 правомочиям: право владения; право распоряжения; право пользования.

Реформирование  отношений собственности как  фундамента эк.системы явл.осн.задачей  и условием продвижения РБ на пути намеченных эк.преобразований. Важнейшее значение для ее решения имеет преобразование форм собственности и, в частности, разгосударствление.

Разгосударствление может осуществляться в формах:

- коммерциализации (смена статуса госпредприятия), функционирующего на основе публичного  права, на статус част.права при сохранении ограничений в области распоряжения имуществом и одновременном снятии ряда введенных гос-вом искусственных барьеров, предохраняющих предприятие от воздействия конкур.рынка;

-продажи части  активов госпредприятия путем  преобразования его в АО;

-аренды, т.е.  предоставления земли, средств  пр-ва, имущества их владельцем (арендодателем)  во врем.пользование др.лицам  (арендаторам) на дог.условиях, за  плату;

-приватизации- приобретение физ.и юр.лицами  права собственности на объекты,  принадлежащие гос-ву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44. Приватизация  государственной собственности:  понятие, принципы, методы, способы,  организационно-экономические меры  проведения в Республике Беларусь.         

В Законе РБ «О разгосударст.и приватизации гос.собственности в РБ» от 16.07. 2010г № 172-з приватизация понимается как приобретение физ.и юр.лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

Основные  принципы приватизации:

- сочетание  возмездного и безвозмездного  способов приватизации;

- право каждого гражданина РБ на часть безвозмездно передаваемой гос.собственности;

- дифференциация  методов, форм и процедур приватизации;

-разграничение  компетенции по осущ.приватизации  между органами госвласти и  управления разл.уровней;

- предоставление  опр.соц.гарантий членам тр.коллективов приватизируемых предприятий;

- контроль  за осуществлением приватизации  со стороны государства;

- обеспечение  широкой гласности процесса приватизации;

- постепенность  и поэтапность;

- соблюдение  законности.

В мировой  практике приватизации гос.собственности сложились 2 метода ее проведения:

1.возмездный  выкуп государственного имущества  (продажа);

2. безвозмездный:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"