Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".
- бюджетная политика (сдерживающая мера – профицит бюджета, стимулирующая – его дефицит)
- кредитно-денежная политика (денежная эмиссия; ставка рефинансирования)
- фискальная политика (политика налогообложения)
- социальная политика
- инвестиционная политика.
79. Региональные
рынки (РР): понятие, виды, показатели
оценки конъюнктуры и
ВИДЫ:1. Рынок ср-в производства (РСП). Это территориальная организация сферы обращения, обеспечивающая на основе тов.-ден. отношений, межотраслевых и межрегион. связей процесс производства. На соотношение спроса и предложения на РСП влияют такие осн. факторы, как: -темпы и пропорции эк. развития регион. хозяйства;-фин. состояние потребителей ср-в производства;-условия и темпы развития рын. инфраструктуры;-ситуация на фин. рынке.Рынки СП характеризуются след. общими признаками:-реализация основной массы однород. товаров определ. вида и качества;-собственная специфическая инфраструктура;-разные способы регулирования;-специфические формы сертификации продукции;По принципу организации рынки СП подразд. на открытые и закрытые: в откр. продукция реал-ся ч/з организации торг.-посреднич. инфраструктуры и посредством прямых краткоср. сделок, в закр. — на основе встречной торговли, поставок по долгосроч. контактам. Управление РСП обеспечив.методами прямого (администрат.) и косв. (эконом.) регулирования. Прямое рег.осуществл. посредством:-регулиров. внутр. и внешнего рынков СП;-ограничения масштабов и сфер деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.К методам косв. рег. относятся:-регулирование цен на определенные виды средств производства;-меры по увеличению предложения определенных видов производства;
2.Финанс. рынок. Это обособл. сфера отношений в сфере купли-продажи, размещения кредит.-фин. ресурсов, обеспечивающих их воспроизводство и регулирование потоков ресурсов с изменением спроса и предложения.Классификация ФР в определ. степени носит условный характер. Например, - по принципу обслуживания движения осн. и оборот. капитала мож. выд. рынок краткосроч. кредитов (ден.рын) и рынок среднесроч. и долгосрочных кредитов (рын. капитала); -по принципу оформления отношений субъектов фин. рынка выделяют рынок банк. кредитов и рынок цен. бумаг, в кот. могут самостоятельно функционировать рынки гос., муницип. и корпорат. ценных бумаг. -по принципу возвратности кред.-фин. ресурсов можно рассматр. рынок возвр. ресурсов и рынок невозвратных ресурсов (акции, паевые вклады).Формирование рег. ФР. предполагает наличие в регионе развитой сети коммерч. банков, страх.компаний, инвестиц.фондов и д. кредитно-фин. институтов, главное назначение которых — обеспечить перелив капитала как на межотраслевом, так и на межрегиональном уровне.
3.Потребит. рынок (ПР)— это террит-я орг-ция сферы обращения, обеспечивающая на основе тов.-ден. отношений удовлетвор. потребностей населения при миним. издержках обращения.ПР выполняет след. функции:-обеспечивает взаимодействие продавцов и покупателей;-устанавливает количеств. пропорции в структуре спроса и предложения;-определяет уровень цен и пропорции м/у ценами на различ. товары; обеспечив. участие регион. хоз-ва в межрегионал. торгово-эконом. связях.ПР состоит их трех сегментов: рынка продовольств. товаров, рынка непродово. товаров и рынка потребительских услуг.
Рынок продовол. товаровна регион уровне обеспечивает воспроизводство продовол. ресурсов. На развитие рынка прод. тов. влияет совок.эконом, соц., природно-климатических и научно-технических фак-в.Условиями эф-го развития рынка ПТ явл:-свобода в выборе направлений предприним. деятельности;-свобода в определении цен, передвижении товаров;-невмешательство органов регион. упр-я в хозя.деят-ть субъектов рынка. Рынок непродовол. товаров. На формирование рынка НТ воздействуют факторы, отраж. особенности отраслевой структуры рег. хозяйства, соц-эконом. структуру, денежные доходы населения и прир-клим-е условия. Рынок бытовых услуг. Основная часть рынка БУ локализуется в пределах территор.границ реализации (нас.пункт, город, городская агломерация). В структуре предложения рынка БУ наибольшая доля принадлежит услугам транспорта (25,7%), жил.-коммун. (20,4%) и бытовым услугам (15,7%).
В зависимости
от конкр. особ-тей и условий регион.
Сост-ние конъюнкт-ры регион. рынков м.б. оценено колич-но с помощью след.пок-лей: - сферы произ-ва; -внутрирегион. торговли;-межрегион. и ВЭсвязей;кредитно-ден. обращения.Осн. хар-кой конъюнкт-ры регион.рынка служит степень сбалансир-ти спроса и предл-ния, кот. проявл. в поведении цен, в тенд-циях продажи тов-в и услуг, скорости оборач-сти кап-ла и т.д. Важн.элем-ми изучения люб. регион. рынка явл. оценка его емкости, иссл-ние эк. интересов и позиций прод-цов, анализ инф-ции о намерениях покуп-лей.
Емк. рынка - это существующ. или потенциально возможный объем реализ. товара в теч. опред. периода времени.Расчет емкости рынка зав-т от специфики самого рынка. При этом емкость рынка не явл. вел-ной пост.и зав-т от большого кол-ва факторов.
Содержание управления процессами развития региональных рынков, его формы и методы определяются, с одной стороны, общегос. экономич. политикой, а с др. стороны, регион.эконом. политикой, учитывающей особенности развития регион. хозяйств различного типа.
Функциями регион. органов власти по развитию рег. рынков м. быть:координация деятельности субъектов рын. инфраструктуры;стимулирование предприним. деятельности на регион. рынках; Гл. функцией регион.орг. управления становится управление рын. процессами, в кот. вовлечены все субъекты рег. хозяйства.
Регион. органы управления, используя методы эк. Регулир. (налоги, цены, тарифы, плату за регион. ресурсы, выпуск региональных ценных бумаг и др.): управляют потоками фин.-бюдж. ресурсов, формируют источники долгосроч. и краткосроч. кредитования, обеспечивающие условия для нормального инвестиц. процесса, производства и реализации продукции в соответствии с регионал. особенностями, оказывают эк. воздействие на обращение наличных и безналичных денеж. ресурсов регионал. хозяйства.
Регион.обществ.
объединения и независимые
Регион.торгово-промышл. палата создается в целях содействия развитию рег. хозяйства, его интеграции в мировую хозяйственную систему, созданию благопр. условий для предприним. деятельности. Регион. торг.-промышл. палата выполн. след. задачи: оказыв. помощь хозяйств. субъектам и предпринимателям, представляет и защищает их интересы по вопросам, связ. с осуществлением хоз. деятельности, в т. ч. за границей; обеспечивает предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерч. деятельности иностр. компаний.Т. о., эффективность развития рег. хозяйства зависит от формирования развитой системы регион.рынков и рын. инфраструктуры. Приоритетное ее развитие позволяет значит.увеличить объем валового ВРП, налог. поступлений в регионал. бюджет, обеспечить высок. уровень занятости населения и т.д.
80. Региональный
потребительский рынок: состав,
факторы, влияющие на его
Потреб рынок (ПР) - та часть товарного рынка, на которой товар приобретается для личного потребления. Функцион-е этого рынка направленно на удовлетворение потребностей населения при min издержках обращения.
Осн ф-ции( ПР): обеспеч-е взаимодействия продавцов и покупателей; устан-е кол-ных пропорций в стр-ре спроса и предложения;опред-е ур-ня цен и пропорций м/у ценами на разл.товары; выполнение роли обратной связи м/у продавцами и покуп-ми; обусловленноераспред-ние потреб-х товаров и услуг м/у разными соц. группами населения; обеспечение участия регион. хоз-ва в межрегиональных торгово-эк-х связях.
Потребительский рынок состоит их трех сегментов: рынка продовольств. товаров, рынка непродово. товаров и рынка потребительских услуг.
Рынок продовол. товаров на регион.уровне обеспечивает воспроизводство продовол. ресурсов. Субъект - с\х предприятия, фермерские хоз-ва й личные подсобные хоз-ва, предприятия перерабатывающей пром-ти. К экон. фак. развития относятся уровень развития и размещения с/х производства и промышл. переработки с/х сырья, уровень развития хоз. связей м/у п/п пищевой отрасли.Среди соц. фак-в можно назвать колич-й и кач-й уровень обеспечения п/п пищевой пром-ти труд. ресурсами, численность и соц.-демографич. структура населения и его размещение на территории, уровень доходов и стр-ра расходов населения.Прир.-клим-е факторыоказ. особое влияние на развитие рынка.
Условиями эффективного
развития рынка ПТ являются:-свобода
в выборе направлений предприним.
деятельности;-свобода в
Рынок непродовол. товаров. На его формирование и развитие оказывает влияние множество факторов:-уровень развития и структура производства потребит. товаров;-денежные доходы населения;-размер среднедушевого дохода разных соц.-эк. групп;-система цен на потребительские товары;-темпы инфляции;-степень развития розничной торговли;-интенсивность межрег. и междун. связей;-интенсивность маркетинг. деятельности;-НТП в сфере производства, реализации и потребления товаров; национ. особенности и традиции потребления.Субъект - предприятия мелкойпром-ти, производившие товары культурно-бытового и хозяйств назначения, субъекты рын. инфрстр-ры.Наиболее сильно на формирование рынка НТ воздействуют факторы, отражающие особенности отраслевой структуры регионального хозяйства, соц-эконом. структуру, денежные доходы населения и прир-клим-е условия. Рынок бытовых услуг. Основная часть рынка БУ локализуется в пределах территор. границ реализации (нас.пункт, город, городская агломерация). В структуре предложения рынка БУ наибольшая доля принадлежит услугам транспорта (25,7%), жил.-коммун. (20,4%) и бытовым услугам (15,7%).Для нормального функц-нияПР необходимо соблюдение баланса между платёжеспособным спросом населения и предложением товаров и услуг, между оборотом денежных и товарных ресурсов и между объёмом товарооборота и тов. запасов.Баланс денежных доходов и расходов:Доходы: оплата труда, доходы работ-ов от премий, за искл. оплаты труда, дивиденды, поступления от продажи продук-и с\х, пенсии и др. пособия, стипендии, поступл-я из фин. систем, от продажи иностр. валют, прочие поступл-я, деньги, полученные переводом.Расходы:покупка товаров и оплата услуг, обязательные платежи и добровольные взносы, прирост сбережения во вкладах и ЦБ, покупка жилых помещений, расходы населения на приобретение иностр. валюты, деньги, отосланные переводам.В РБ была принята отраслевая программа развития потребительской кооперации на 2011-2015 годы. В качестве основной цели развития торговой отрасли потребительской кооперации определено внедрение сетевых принципов организации торговли.
81. Ресурсный
потенциал региона: понятие,
Ресурс.потенциал (РП)- совок-ть всех видов ресурсов, формирующихся на данной терр-рии и м. быть использованы в процессе общественного производства.
Составляющие РП:1.Экол-кий (природно-ресурсный) потенциал региона - это природн.рес-ы, теоретически доступ-е для использ-я при данном ур-не развития технологии и соц-эк. отношений с учетом приемлемой антропогенной нагрузки на террит-ю. 2. Соц-й потенциал региона – определяется развитием соц.инфр-ры, демограф-й обстановкой в регионе и политикой формирования и исп-я труд. рес-в.
3.Экон-й потенциал региона-отражает уровень развития производительных сил, способность рег-в производить продукцию, выполнять работы, оказывать услуги.
Составляющие экономического потенциала:
1) производст-й
потенциал – совокупность всех
видов ресурсов и услуги, осуществление общественного производства;
определяется объемом продукции, кот.можно
произвести при макс. эффективном исп.ресурсов.
Показ. произв. потенц.: кол-во п/п и организации,
занятых в произв-ве товаров и услуг; численность
работающих на п/п, их стр-ры (по квалификации,
по образованию); объем производства товаров
и услуг; осн. средства и их состояние;
кач-во тов. и услуг; технологич. уровень
произв-ва; ресурсоемкость произв-ва (энергоемкость,
2) научный потенциал
опред-ся совок-тьюрес-сов и
- научно-технич.
- это совок-тьрес-сов и условий
осуществ-я прикладных научн
- инновационпотенц-л
- совок-ть всех видов условий
и рес-сов обеспечения практич-
3) инвестицион. потенц-л - это способность региона освоить необх. объемы инвестиций, в воспроизводство осн. капитала (произв. и непроизв. сферы) и вразвитие человеческого потенциала.