Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 1 файл

мои шпоры по госэкзамену даша все таблица.doc

— 910.00 Кб (Скачать файл)

- бюджетная  политика (сдерживающая мера –  профицит бюджета, стимулирующая – его дефицит)

- кредитно-денежная  политика (денежная эмиссия; ставка  рефинансирования)

- фискальная  политика (политика налогообложения)

- социальная  политика

- инвестиционная  политика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

79. Региональные  рынки (РР): понятие, виды, показатели  оценки конъюнктуры и особенности  управления.Под  РР поним. террит-ная организация сферы обращения, где происходит согласование интересов производителей и потребителей. Система регион.рынков — это взаимосвязанная совокупность рынков различ. видов. Ее гл. цель — обеспечить эффект.развитие регион. хозяйства.

ВИДЫ:1. Рынок  ср-в производства (РСП). Это территориальная организация сферы обращения, обеспечивающая на основе тов.-ден. отношений, межотраслевых и межрегион. связей процесс производства. На соотношение спроса и предложения на РСП влияют такие осн. факторы, как: -темпы и пропорции эк. развития регион. хозяйства;-фин. состояние потребителей ср-в производства;-условия и темпы развития рын. инфраструктуры;-ситуация на фин. рынке.Рынки СП характеризуются след. общими признаками:-реализация основной массы однород. товаров определ. вида и качества;-собственная специфическая инфраструктура;-разные способы регулирования;-специфические формы сертификации продукции;По принципу организации рынки СП подразд. на открытые и закрытые: в откр. продукция реал-ся ч/з организации торг.-посреднич. инфраструктуры и посредством прямых краткоср. сделок, в закр. — на основе встречной торговли, поставок по долгосроч. контактам. Управление РСП обеспечив.методами прямого (администрат.) и косв. (эконом.) регулирования. Прямое рег.осуществл. посредством:-регулиров. внутр. и внешнего рынков СП;-ограничения масштабов и сфер деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.К методам косв. рег. относятся:-регулирование цен на определенные виды средств производства;-меры по увеличению предложения определенных видов производства;

2.Финанс. рынок. Это обособл. сфера отношений в сфере купли-продажи, размещения кредит.-фин. ресурсов, обеспечивающих их воспроизводство и регулирование потоков ресурсов с изменением спроса и предложения.Классификация ФР в определ. степени носит условный характер. Например, - по принципу обслуживания движения осн. и оборот. капитала мож. выд. рынок краткосроч. кредитов (ден.рын) и рынок среднесроч. и долгосрочных кредитов (рын. капитала); -по принципу оформления отношений субъектов фин. рынка выделяют рынок банк. кредитов и рынок цен. бумаг, в кот. могут самостоятельно функционировать рынки гос., муницип. и корпорат. ценных бумаг. -по принципу возвратности кред.-фин. ресурсов можно рассматр. рынок возвр. ресурсов и рынок невозвратных ресурсов (акции, паевые вклады).Формирование рег. ФР. предполагает наличие в регионе развитой сети коммерч. банков, страх.компаний, инвестиц.фондов и д. кредитно-фин. институтов, главное назначение которых — обеспечить перелив капитала как на межотраслевом, так и на межрегиональном уровне.

3.Потребит. рынок  (ПР)— это террит-я орг-ция сферы обращения, обеспечивающая на основе тов.-ден. отношений удовлетвор. потребностей населения при миним. издержках обращения.ПР выполняет след. функции:-обеспечивает взаимодействие продавцов и покупателей;-устанавливает количеств. пропорции в структуре спроса и предложения;-определяет уровень цен и пропорции м/у ценами на различ. товары; обеспечив. участие регион. хоз-ва в межрегионал. торгово-эконом. связях.ПР состоит их трех сегментов: рынка продовольств. товаров, рынка непродово. товаров и рынка потребительских услуг.

Рынок продовол. товаровна регион уровне обеспечивает воспроизводство продовол. ресурсов. На развитие рынка прод. тов. влияет совок.эконом, соц., природно-климатических и научно-технических фак-в.Условиями эф-го развития рынка ПТ явл:-свобода в выборе направлений предприним. деятельности;-свобода в определении цен, передвижении товаров;-невмешательство органов регион. упр-я в хозя.деят-ть субъектов рынка. Рынок непродовол. товаров. На формирование рынка НТ воздействуют факторы, отраж. особенности отраслевой структуры рег. хозяйства, соц-эконом. структуру, денежные доходы населения и прир-клим-е условия. Рынок бытовых услуг. Основная часть рынка БУ  локализуется в пределах территор.границ реализации (нас.пункт, город, городская агломерация). В структуре предложения рынка БУ наибольшая доля принадлежит услугам транспорта (25,7%), жил.-коммун. (20,4%) и бытовым услугам (15,7%).

В зависимости  от конкр. особ-тей и условий регион.рынков кол-во конъюнктурообраз-щих факторов и сила их возд-вия сущ-но меняется. Все конъюнкту-щие факторы дел-ся на контрол-мые субъектами упр-ия регион.рынками и неконтр-мые. К контр-мым факторамотн-ся области принятия реш-ий,нах-ся в комп-ции высшего руков-ва. К таким решениям отн-ся:опр-ниетоварн. ассорт-та; регулирование объема произв-ва, поср-вом гос. и регион. заказов, фин-ние проектов, опр-ние цен; выбор стратегии.Неконтр-мые факторы – это условия, не опр-мые органами власти, но влияющие и на степень успеха разв. регионов.

Сост-ние  конъюнкт-ры регион. рынков м.б. оценено  колич-но с помощью след.пок-лей: - сферы произ-ва; -внутрирегион. торговли;-межрегион. и ВЭсвязей;кредитно-ден. обращения.Осн. хар-кой конъюнкт-ры регион.рынка служит степень сбалансир-ти спроса и предл-ния, кот. проявл. в поведении цен, в тенд-циях продажи тов-в и услуг, скорости оборач-сти кап-ла и т.д. Важн.элем-ми изучения люб. регион. рынка явл. оценка его емкости, иссл-ние эк. интересов и позиций прод-цов, анализ инф-ции о намерениях покуп-лей.

Емк. рынка - это  существующ. или потенциально возможный  объем реализ. товара в теч. опред. периода времени.Расчет емкости рынка зав-т от специфики самого рынка. При этом емкость рынка не явл. вел-ной пост.и зав-т от большого кол-ва факторов.

Содержание  управления процессами развития региональных рынков, его формы и методы определяются, с одной стороны, общегос. экономич. политикой, а с др. стороны, регион.эконом. политикой, учитывающей особенности развития регион. хозяйств различного типа.

Функциями регион. органов власти по развитию рег. рынков м. быть:координация деятельности субъектов рын. инфраструктуры;стимулирование предприним. деятельности на регион. рынках; Гл. функцией регион.орг. управления становится управление рын. процессами, в кот. вовлечены все субъекты рег. хозяйства.

Регион. органы управления, используя методы эк. Регулир. (налоги, цены, тарифы, плату за регион. ресурсы, выпуск региональных ценных бумаг и др.): управляют потоками фин.-бюдж. ресурсов, формируют источники долгосроч. и краткосроч. кредитования, обеспечивающие условия для нормального инвестиц. процесса, производства и реализации продукции в соответствии с регионал. особенностями, оказывают эк. воздействие на обращение наличных и безналичных денеж. ресурсов регионал. хозяйства.

Регион.обществ. объединения и независимые организации играют важную роль в системе управления регион. рынками.

Регион.торгово-промышл. палата создается в целях содействия развитию рег. хозяйства, его интеграции в мировую хозяйственную систему, созданию благопр. условий для предприним. деятельности. Регион. торг.-промышл. палата выполн. след. задачи: оказыв. помощь хозяйств. субъектам и предпринимателям, представляет и защищает их интересы по вопросам, связ. с осуществлением хоз. деятельности, в т. ч. за границей; обеспечивает предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерч. деятельности иностр. компаний.Т. о., эффективность развития рег. хозяйства зависит от формирования развитой системы регион.рынков и рын. инфраструктуры. Приоритетное ее развитие позволяет значит.увеличить объем валового ВРП, налог. поступлений в регионал. бюджет, обеспечить высок. уровень занятости населения и т.д.

 

80. Региональный  потребительский рынок:  состав, факторы, влияющие на его формирование; баланс денежных доходов и  расходов населения. 

Потреб рынок (ПР) - та часть товарного рынка, на которой товар приобретается для личного потребления. Функцион-е этого рынка направленно на удовлетворение потребностей населения при min издержках обращения.

Осн ф-ции( ПР): обеспеч-е взаимодействия продавцов и покупателей; устан-е кол-ных пропорций в стр-ре спроса и предложения;опред-е ур-ня цен и пропорций м/у ценами на разл.товары; выполнение роли обратной связи м/у продавцами и покуп-ми; обусловленноераспред-ние потреб-х товаров и услуг м/у разными соц. группами населения; обеспечение участия регион. хоз-ва в межрегиональных торгово-эк-х связях.

Потребительский рынок состоит их трех сегментов: рынка продовольств. товаров, рынка непродово. товаров и рынка потребительских услуг.

Рынок продовол. товаров на регион.уровне обеспечивает воспроизводство продовол. ресурсов. Субъект - с\х предприятия, фермерские хоз-ва й личные подсобные хоз-ва, предприятия перерабатывающей пром-ти. К экон. фак. развития относятся уровень развития и размещения с/х производства и промышл. переработки с/х сырья, уровень развития хоз. связей м/у п/п пищевой отрасли.Среди соц. фак-в можно назвать колич-й и кач-й уровень обеспечения п/п пищевой пром-ти труд. ресурсами, численность и соц.-демографич. структура населения и его размещение на территории, уровень доходов и стр-ра расходов населения.Прир.-клим-е факторыоказ. особое влияние на развитие рынка.

Условиями эффективного развития рынка ПТ являются:-свобода  в выборе направлений предприним. деятельности;-свобода в определении  цен, передвижении товаров;-невмешательство  органов регион. управления в хозяйств. деятельность субъектов рынка;

Рынок непродовол. товаров. На его формирование и развитие оказывает влияние множество факторов:-уровень развития и структура производства потребит. товаров;-денежные доходы населения;-размер среднедушевого дохода разных соц.-эк. групп;-система цен на потребительские товары;-темпы инфляции;-степень развития розничной торговли;-интенсивность межрег. и междун. связей;-интенсивность маркетинг. деятельности;-НТП в сфере производства, реализации и потребления товаров; национ. особенности и традиции потребления.Субъект - предприятия мелкойпром-ти, производившие товары культурно-бытового и хозяйств назначения, субъекты рын. инфрстр-ры.Наиболее сильно на формирование рынка НТ воздействуют факторы, отражающие особенности отраслевой структуры регионального хозяйства, соц-эконом. структуру, денежные доходы населения и прир-клим-е условия. Рынок бытовых услуг. Основная часть рынка БУ  локализуется в пределах территор. границ реализации (нас.пункт, город, городская агломерация). В структуре предложения рынка БУ наибольшая доля принадлежит услугам транспорта (25,7%), жил.-коммун. (20,4%) и бытовым услугам (15,7%).Для нормального функц-нияПР необходимо соблюдение баланса между платёжеспособным спросом населения и предложением товаров и услуг, между оборотом денежных и товарных ресурсов и между объёмом товарооборота и тов. запасов.Баланс денежных доходов и расходов:Доходы: оплата труда, доходы работ-ов от премий, за искл. оплаты труда, дивиденды, поступления от продажи продук-и с\х, пенсии и др. пособия, стипендии, поступл-я из фин. систем, от продажи иностр. валют, прочие поступл-я, деньги, полученные переводом.Расходы:покупка товаров и оплата услуг, обязательные платежи и добровольные взносы, прирост сбережения во вкладах и ЦБ, покупка жилых помещений, расходы населения на приобретение иностр. валюты, деньги, отосланные переводам.В РБ была принята отраслевая программа развития потребительской кооперации на 2011-2015 годы. В качестве основной цели развития торговой отрасли потребительской кооперации определено внедрение сетевых принципов организации торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

81. Ресурсный  потенциал региона: понятие, состав, структура, факторы, определяющие  направления его развития.

Ресурс.потенциал  (РП)- совок-ть всех видов ресурсов, формирующихся на данной терр-рии и м. быть использованы в процессе общественного производства.

Составляющие РП:1.Экол-кий (природно-ресурсный) потенциал региона - это природн.рес-ы, теоретически доступ-е для использ-я при данном ур-не развития технологии и соц-эк. отношений с учетом приемлемой антропогенной нагрузки на террит-ю. 2. Соц-й потенциал региона – определяется развитием соц.инфр-ры, демограф-й обстановкой в регионе и политикой формирования и исп-я труд. рес-в.

3.Экон-й потенциал региона-отражает уровень развития производительных сил, способность рег-в производить продукцию, выполнять работы, оказывать услуги.

Составляющие  экономического потенциала:

1) производст-й  потенциал – совокупность всех  видов ресурсов и услуги, осуществление общественного производства; определяется объемом продукции, кот.можно произвести при макс. эффективном исп.ресурсов. Показ. произв. потенц.: кол-во п/п и организации, занятых в произв-ве товаров и услуг; численность работающих на п/п, их стр-ры (по квалификации, по образованию); объем производства товаров и услуг; осн. средства и их состояние; кач-во тов. и услуг; технологич. уровень произв-ва; ресурсоемкость произв-ва (энергоемкость,материалоемкость,трудоемкость); характеристика систем управления и типов хозяйствования.

2) научный потенциал  опред-ся совок-тьюрес-сов и условий  осуществления научных исследований: фундаментальных и ориентир.- фундаментальных  и опр-ся: числом научных организаций;  численностью исследователей, кандитатов  и докторов наук; матер.-техничю базой; уровнем финансирования фундамент. исследований.

- научно-технич. - это совок-тьрес-сов и условий  осуществ-я прикладных научн исследований  и разработок, вклопытно-конструкторские  и опытно-технолог. Работы, опред-ся  числом разработок, числом полученных патентов,числом рационализаторских предложений.

- инновационпотенц-л  - совок-ть всех видов условий  и рес-сов обеспечения практич-го  освоения рез-тов научн. исслед-й и разработок, повышающих эф-сть конкретн. Процессов и деятельности п/п в целом.

3) инвестицион. потенц-л - это способность региона освоить необх. объемы инвестиций, в воспроизводство осн. капитала (произв. и непроизв. сферы) и вразвитие человеческого потенциала.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"