Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 1 файл

мои шпоры по госэкзамену даша все таблица.doc

— 910.00 Кб (Скачать файл)

Научный потенциал - совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследований.

Фундаментальную роль в процессе создания техники играют научные открытия. Научно-технич.потенциал — совокупность научно-технич.кадров, накопленных знаний, мат.-технических, финн-х, информ-х и иных ресурсов, необх-х для решения разнообразных задач в области научной и инновац-й деят-ти.

Общую координацию  фундаментальных исследований осуществляет Национальная академия наук Беларуси, а прикладных - Комитет по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь. Объектами госрегулирования явл.: научная, техническая деят-ть; отношения м/у ее участниками; отношения м/у органами госвласти и упр-я и участникам и научной, технической деят-ти. Субъектами гос рег-я научной деят-ти выступают: органы власти и упр-я РБ; ЮЛ и ФЛ, осущ-е научно-техническую деят-ть.

В РБ финансирование научной деят-ти осуще-ся за счет: средств республ и местных бюджетов; внебюдж-х источников; собств-х ср-в предпр-й и орг-ций, осущ-х инновац деят-ть; ср-в спец инновац-х фондов; и т. д.

  Инновационный потенциал - совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения рез-тов научных исследований и разработок, повышающих эффект-ть способов и ср-в осуществления конкретных процессов. За счет реал-ции продуктов инновац.деят-ти в разв.странах обеспеч.более 20% прироста нацдохода.

В РБ понятие «инновационная деятельность» вошло в научно-техническую сферу с 1993 г. с принятием Закона «Об основах государственной научно-технической политики».

Под инновациями в широком смысле понимаются новые технологии, виды продукции и услуг, а также новые орг-но-технические решения произв-го, адм-го,финансового, коммерческого и иного характера.

Научно-технический  потенциал в Беларуси представлен практически во всех сферах экономической деятельности — от производства до управления.

Традиционно научные организации распределяются по 3 основным сферам:

1. академическая  наука - НАН РБ (сосредоточено  более 90 научных организаций и  более 11 тыс. работников, выполняющие  исследоват разработки);

2. вузовские  - 35 универов, 9 научно-исследовательских  институтов, 3 конструкторские и проектно-конструкторские организации;

3.отраслевые-научно-технич.центры, конструкторские техн.бюро, базовые  предприятия промышленности.

В РБ разработан руководящий документ «Науч.и инновационная  деят-ть. Осн.положения», определивший осн.виды научной и инновац.деят-ти и раскрывающий их содержание. Науч.исследования, или научно-исследоват.работа (НИР), определены как творч.деят-ть, рез-ми кот.явл.новые знания и способы их применения. В зависимости от области использования они относятся к естественным, технич., медиц., с/х, соц., гуманитарным наукам. Важн.роль в научной деят-ти выполняет научное обслуживание, к кот. относятся: информационное обслуживание (услуги, предоставляемые научным учреждениям, предприятиям и организациям,сбор инф-ции, консультации и т.д.);патентно-лицензионная деят-ть (оформление, поддержание и передача патентов и лицензий); организационно-методическое обеспечение научной деят-ти (разработка планов, программ проведения исследований и разработок методических рекомендаций и т.д.); технич.обеспечение научных исследований (разработка, изготовление и испытание экспериментальных образцов изделий, мат-лов, веществ и т.д.). Иннов.деят-ть явл.одним из важн.способов удовл.потребностей пр-ва и др.сфер чел.деят-ти путем кач-го изменения используемых продуктов, обновления ср-в и способов деят-ти.

Гос.регулирование осущ. органы гос.власти и упр-я: Парламент, Правительство–Совет Министров РБ, министерства, комитеты, мест.органы власти и управления в соотв.с возложенными на них полномочиями. В системе гос.регулирования выделяют три уровня: гос., отраслевой, исполнительный. Парламент РБ утверждает приоритетные направления НТП; устанавливает на очередной год ассигнования из гос.бюджета, формирует систему налоговых, кредитных, амортизационных и др.льгот. Совет Мин.РБ выносит на рассмотрение Парламента проекты законодат.актов; создает правовой, эк.и орг-ный механизмы реализации науч.политики; определяет полномочия министерств,комитетов, концернов в формировании и реал-ции науч.политики, контролирует их деят-ть; организует разработку прогнозов развития науки и инновац.деят-ти; обосновывает выбор приоритетных направлений, разрабат.перечень гос.научно-технич.программ и порядок их формирования и реализации; утв.порядок финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и распределяет средства республиканского бюджета, выделенные на развитие науки и техники и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

60. Аграрная  политика (АП) и основные направления ее реализации в РБ.

Направления развития АПК РБ зависят от госаграрной политики, вырабатываемой на долгосрочный, среднесрочный и текущий периоды. Она определяет цели, задачи и перспективы развития агропромышленного комплекса на соотв-й период исходя из состояния и тенденций его развития, на основе оценки факторов производства, необходимости восстановления нормальных процессов расширенного воспроизводства в отраслях комплекса, возможностей удовлетворения потребностей страны в продукции АПК, расширения рынков сбыта продукции, а также с учетом состояния развития эк-ки РБ и развития ее внешнеэкономических связей.

АПК РБ по эконом-му, соц., экологическому значению явл. основной составляющей нар.хоз-ва, доминирующей по масштабам и незаменимой для  жизнедеят-ти человека.

Аграрная политика (АП) гос-ва воплощается в прогнозных и программных документах.Стратегия развития АПК на долгосрочную перспективу определена Концепцией соц-эконом.развития РБ до 2015г. Гл.стратегическая цель развития АПК -обеспечение поэтапного наращивания произв-ва и увеличение уровня  потребления продукции АПК при росте ее экспорта путем системного реформирования отношений собственности, комплексного проведения преобразований во всех его отраслях, совершенствования системы управления и укрепления на этой основе продовольственной безопасности страны, создания интенсивной модели функционирования АПК, обеспечивающей повышение эффект-ти произв-ва, и в первую очередь сельск. хоз-ва.

Концепцией  предусматривается реформирование отношений собственности путем  создания конкурентоспособных хоз-в рыночного типа: кооперативных объединений, долевых и арендных предпр-й, акционерных обществ и корпораций, фермерских структур.

Ключевым вопросом в аграрных преобразованиях переходного  периода явл земельные отношения, реформирование к-х предусматривается осуществлять путем совершенствования правового и орг-но-эконом-го механизма, к-й должен обеспечить вовлечение земель в фин-й оборот и создание ипотеки, развитие долгосрочной аренды земли, расширение коллективно-долевой собственности на землю.

Главные задачи развития  АПК:1)обеспеч. населения продуктами питания,       перерабатывающей промышленности - сырьем;2) активизация экспорта сельскохоз. продукции;3) укрепление продовольственной безопасности страны.

Гос.регулирование аграрного  рынка осущ-т Мин-во с/х и продовольствия РБ, Мин-во торговли РБ, Белорусский концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром», местные исполнит. и распорядит.органы власти.Они обеспечивают условия для формирования, развития и эффект-го функционирования аграрного рынка, формирования конкурентной среды, способствуют созданию оптовых рынков и т.д.

Указом Президентом  РБ №342 утверждена Гос. программа устойчивого развития села на 2011-2015гг. Осн. целями данной программы явл. повышение эк-й эф-ти АПК, наращивание экспортного потенциала, повышение доходов сельского населения, укрепление престижности проживания в сельской местности и на этой основе обеспечение устойчивости соц-эконом. развития села. Повышение эф-ти с/х пр-ва будет обеспечено за счет реализации системных мер, предусматривающих:1)приведение затрат на пр-во с/х сырья и продовольствия к нормативному уровню; 2)повышение продуктивности отраслей с/х;3)развитие материальной базы и технико-технологическое переоснащение агропромышленного производства;4)установление приоритета экономических показателей, характеризующих доходность производства, рентабельность продаж товаров, продукции, работ, услуг, окупаемость инвестиций, что позволит создать эффективный механизм оценки результатов хозяйствования, ориентирующий организации АПК на укрепление экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

69.   Экономическое    районирование:    понятие,    виды,    районообраз. факторы,  направления развития в РБ.

Районирование - процесс разделения территории на части с учетом специфики данной территории и ее роли в развитии взаимосвязи с др. территориями. Оно связано с многоуровневым процессом, и осущ-ся на уровне крупных регионов стран и их частей.

2 Напрвл-я:  познавательное - изучение ресурсного  потенциала страны и позволяет  накапливать статистич. материал  по развитию ее отдел.регионов; преобразовательное - разрабат. перспектива рационального использования ресурс. потенциала с учетом возможностей изменения территор. границ.

Осн. районообраз. факторы: эк.-географ. положение; прир. условия и ресурсы; насел-е и  труд. ресурсы; НТП; уровень загрязн. окруж. среды; обществ.-политич. ситуация.

Вида районир-я:

1) проиродное  в виде климатич. райониров-я,  почвенные, гидрологич.,геоморфолог.  с учетом рельефа;

2) экономич-кое:  промышл-е, с/х, транспортное;

3) демографическое.

Независимо  от выделенных критериев в рез-те районирования формир-ся экон. районы, т.е. территориально-целостная часть народного хоз-ва страны с относит-но законченной системой воспроизв. процесса, кот.облад-т след.призанаками:

-специализация  (на выпуске видов прод-ции);

-комплексность (вспомог. и обществ.произв-ва);

-управляемость  (органы упр-я).

В свою очередь  экономич район-е подразделяется на отраслевое и интегральное. Отраслевое район-е способствует правильному размещению предприятий конкретной отрасли, в то время как интегральное - комплексному развитию регионов. Как правило, на базе интегрального эконом.район-я осущ-ся террит. деление стран.

Лис сделал практически  единств.попытку провед-я экон. районир-я  без учета деления РБ. Лис выделял 4 экономических районов: центр., юго-вост., северо-вост., западный районы.

Районообразующие  факторы:

1) Специал-я  промышл комплексов при условии  учета объема произв-ва, возможности  созд-я оптимал усл-й для формир-я  рац хоз-террит комплексов и  организ-й управл-я ими в пределах  этих районов;

2) Топл.-энерг. база отд. частей республики;

3) Конфигурация  транспортной сети;

4)  Природ.и  труд. рес. с т. зрения более  полного их использ-я и обеспеч-я  комплексного развития выд. районов;

5) Географ положение  отд. территории республики.

Цель интеграл районир-я (по С. Сидору) - обеспеч-е взаимосвязи размещ. произв-ва и населения с природ.усл-ми и рес-ми. Районообразующие факторы:

1)   Особ-ти  природ.усл-й;

2)  Рез-ты  хоз. деят-ти;

3)  Система  рассел-я населения;

4)  Специализация  территорий

В соотв-ии с адм.-терри.т делением РБ выд-т 3 уровня экон. районов:

1)    В  пределах адм.-террит. деления областей;

2) Экон. районы.внутриобласт. уровня, кот. сформир-лись вокруг  круп. центров с выс. промышл.  потенциалом.

3) Сел.адм. районы(118). В рамках кот. преимущ-но осущ-т управл-е аграпромышл. комплексов и соц.-культ. сферы.

В РБ выделено 6 областей и город М инск.

Экономич район. является важнейшей предпосылкой для  админ.-территор. деления страны, которое  должно строиться на социально-экономич. основе с учетом как хозяйственной специфики, так и исторических факторов. При этом критериями админ.-территор. деления м.б.: примерное равенство площади территор.  образований, их населения, экономич. потенциала и т.п., а также удобство управляемости территорий путем приближения субъекта управления к объекту - к населению и хоз. ед. (с учетом транспортных и др. коммуникаций). В целом экономич. район-ие и админ.-территор. деление призваны обеспечить возможность эффект. управления страной, облегчить планирование и прогнозирование, решение соц.-эконом. проблем.

Для каждого  эк. района устанавлив. 3 категории производств: производство районного значения внутри данного региона, межрайонного значения - на удовлетвор. потребности неск. регионов, общестранового знач-я (развитие топливной, энергетической пром-ти.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

64. Регион  как объект хозяйствования и  управления: понятие, виды, функции  и факторы, влияющие на их  реализацию

Регион-территориал.образов-е, имеющ. чётко очерченные админ. границы, в пределах кот. воспроиз-ся соц.и эк.процессы обеспеч-я жизни насел-я, обусловлен. местом рег-на в сист. территор.и обществен. раздел-я труда.

К функционированию регионал.экономики примен. несколько  подходов: регион как экон. система; как социально-эк. система; регион как  территория устойчивого развития.

Признаки классификации:

1)В завис-ти  от масштаба выдел-ся след.виды:1)мегарег-ны(группы  стран); 2)макрорег-ны(тер-рия страны); 3)мезарег-ны(Крупн.АТЕ); 4)микрорег-ны(части   тер-рий внутри мезарег-нов).

2) Простые рег-ны, кот. выдел-ся по единичн. признакам (в кач-ве кот. могут выступать хар-р хоз. специализации региона, плотность населения); по темпам эк.роста: развитые и развивающие; по объему валового продукта.

3) сложн. рег-ны (совок-ть признаков);

4) выдел-е рег-ов  на основе ключевых проблем развития: дипрессивные (не имеют роста развития), пионерные - ресурсы не использованы, задействующие-новое освоение региона, отсталые.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"