Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".
5) выдел-ся
с учётом возм-ти рег-на осущ-
В РБ существ-т 4 типа рег-ов: 1) урбанизирован. (ур-нь конц-ции городск.насел-я: Минск,Минск.обл-ть); 2) с/х (Брестск.иГродн.Обл-ти); 3) природн. (нац.парки,природн.ландшафты); 4)особые или проблемн. (пострадавш.в рез-те ЧАЭС).
При выдел-и рег-ов использ-ся 2 подхода: 1)формальный (в основу положен какой-либо признак либо совок-ть пр-ков); 2) функциональн. (выдел-е рег-ов осущ-ся исходя из задач админ.и полит.упр-я); 3) комплексн. или смешан. (эл-ты 1) и 2) ).
Ф-ции Региона: 1) Функция регион.предлож - товары и услуги, кот. выпускаются; 2) функия регион. спроса - должна формировать спрос (покупат. способность, уровень доходов); 3) Рег-я активность, кот. явл-ся производ-й от труд-й актив-ти населения, его мотивации и ориентир-я. 4) Функция рег. упр-я, главной задачей, кот. явл. воспроизв-во регина, как соц-экон. сис-мы. 5) Демогаф. ф-ция, кот. призвана обеспеч-ть полную занят-ть нас-я, активизацию соц. фак-ров, влияющих на воспроиз-во нас-я и формир-е труд-го потенц-ла региона(воспроизводство населения). 6) Эколог. ф-ция-утилизация отходов; 7) соц.-бытовая ф-ция, связана с обеспеч-ем жилищ. строит-ва (соц. ифр-ра,обеспечение жильем).
Факторы, влияющ.на ст-нь реализ-и ф-ций рег-на: 1)ур-нь разв-я нар.-хоз. комплекса рег-на; 2)ст-нь обеспеч-ти труд.рес-ми и ур-нь их квалиф-ции; 3) уник.св-ва рег-на, имеющ. ценность в масштабах страны и всего мира; 4) ст-нь обеспеченностити рег-на рес-ми; 5)соц-полит. стабильность в рег-не.
34.Национальная экономика: понятие, структура, виды, основные направления государственного регулирования.
Национальная экономика (НЭ)- истор-ки сложивш-ся система воспроиз-ва, взаимосвязь отраслей и видов произв-ва и тер.компл-в, вкл-щая все формы обществ-го труда и хоз-й деятел-ти, все субъекты хозяйств-я. Основу НЭ сост-т предпр-я, фирмы, организ-и, домашние хоз-ва,объедин-е в единую систему эк-ми взаимоотн-ми, выполняющие опр.функции в общ.разделении труда, производящие товары или услуги.
Конечной общей целью национальной экономики является обеспечение условий оптимальной жизнедеятельности всех членов общества на основе экономического роста. Эта общая цель интегрируется из ряда более конкретных:
1) эконом рост,
увеличение нац.объема
2)стабильность цен:
3) высокий уровень занятости.
4) поддержание оптимального внешнеторгового баланса (равновесие между экспортом и импортом, а также стабильность обменного курса нац.валюты).
Ставятся и другие цели: эк.эффект-ть(максим-я отдача от имеющихся ресурсов), справедл-е распред.доходов, эк.свобода и др.
Структура национальной экономики состоит из двух крупных сфер: произв-во товаров и произ-во услуг. В совок-сти они составляют реальный сектор эк-ки.
Важнейшей составной частью НЭ явл-я произв-во тов-в—сфера, в кот.создаются необх-е для жизни и разв-я общ-ва сред-ва производства и предметы потребления. Она представлена след.укрупненными отраслями: промышл-ть, с\х, лесное хоз-во, строит-во и др. виды деятел-ти по произв-ву товаров.
Другой важн.сферой НЭ явл-ся пр-во услуг. Сфера услуг включает такие отрасли, как наука и научное обслуживание, транспорт, связь, финансы, кредит, страхование. пенсионное обеспечение, искусство, культура, образование, здравоохранение, управление, жилищное и коммунальное хозяйство, торговля и общественное питание, и др.
Структура НЭ представляет собой устойчивые кол-ное соотношения между ее сост.частями:
- Воспроиз-ная
стр-ра характ-т деление НЭ
на осн.виды эк.субъектов,к-е
-Соц-я стр-ра
предусм-т деление НЭ на
-Отрасл-я стр-ра
предпол-т деление НЭ на
-Терри-я (рег-я)
стр-ра опред-ся размещением
-Инфраструктура
включает в себя отрасли,
35. Экономика
РБ как объект
Объектом госрегулирования является непосредственно социально ориентированная бел.эк.модель. Данная модель предполагает тип рын.экономики, основой кот.является множественность форм собственности, значительная степень участия государства в обеспечении эффективного функционирования экономики, регулировании доходов населения и занятости, формировании условий, обеспечивающих удовлетворение наиболее значимых потребностей всего населения. Такой тип экономики является повернутым и открытым для всех.
Формируемая модель использует опыт мирового эк.развития, исходит из признания большого потенциала рын.экономики, учитывает объективную мировую тенденцию к регулированию рыночной экономики обществом в лице государства.
Одна из особенностей белорусской модели - сильная роль государства, т.е. значительно большая, чем в других странах.
При формировании модели белорусской экономики учитывается и опыт развития стран с переходной рыночной экономикой, который учит, что чрезмерный акцент либо на монетарные рычаги воздействия на экономику (страны Балтии, Польша), либо на немонетарные (государства СНГ) не дает ожидаемого результата. В условиях национальной специфики необходимо их взвешенное сочетание.
Переход от административно-командной системы к рын.экономике не м.б.осуществлен в виде единовременного акта, а требуется достаточно длительный переходный период.
В процессе формирования соц.ориентированной модели экономики РБ в условиях переходного к ней периода необходимо:
• создать
условия для ускоренного
•при достаточно высоком удельном весе гос.сектора экономики обеспечить его безболезненное функционирование в рыночной среде;
•сохранить значительную роль государства и как регулятора построения соотв.модели экономики, и как субъекта хозяйствования;
•сочетать рын.механизм регулирования с вмешательством государства в соц.-эк.процессы;
•создать соотв.
Главная цель соц.-эк.развития РБ на 2010-2015 гг. - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создание государства, удобного для людей
Для ее достижения необходимо обеспечить:
-рост реальных денежных доходов населения:
-работу органов ГУ в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей;
-благоприятные
условия для
-опережающее
развитие сферы услуг, и,
-внедрение
повышенной системы соц.
-осуществление
мер по улучшению
-повышение
эффективности агропромыш.
-инновационную
направленность развития
национальную безопасность страны.
наращивание экспортного потенциала страны;
развитие малых и средних городов; жилищное строительство.
36. Понятие
и показатели эк роста:
Экономический
рост - процесс количественного
Для характеристики эк.роста используются как общие, так и частные показатели.
Общими показателями эк.роста являются:
• увеличение реального ВВП за опр.период времени (прирост эк.потенциала);
•увеличение реального ВВП на душу населения за опр.период времени (прирост уровня жизни);
•темпы роста пр-ва важнейших видов продукции (инвестиционные блага, потребительские товары и т. д.).
Эк.рост допустимо измерять в физическом (физический рост) и в стоимостном выражении (экономическийрост)
В качестве частных показателей используются производительность труда, эффективность производства и т.д. Посредством общих и частных показателей выявляются динамизм развития общественного производства, количественные изменения в экономике. Вместе с тем данные показатели не всегда позволяют судить о качественной стороне экономического роста. Для этого необходимо сопоставить темпы эк.развития с темпами прироста населения.
К важнейшим предпосылкам, способствующим экономическому росту в республике, следует отнести:
- благоприятное
экономико-географическое
-достаточно
хорошую обеспеченность
-относительно
высокий уровень
развития научно-технического
и производственного
- обеспеченность
трудовым и ресурсами и
В целом, эк.рост прогнозируется на основе данных анализа динамики макроэк.показателей с учетом факторов, влияющих на рост производства. При прогнозировании экономического роста используются различные методы. Прогнозирование позволяет решать ключевые проблемы развития экономики, её стабилизации, создании предпосылок устойчивого роста и служат для усиления целевой ориентации в регулировании социально-экономического развития Республики Беларусь.
В ближайшей
перспективе динамику экономического
развития Беларуси будут определять
главным образом внешние
Важнейшим внутренним источником экономического роста в республике представляется потребительский спрос. Приоритетным направлением экономической политики Беларуси является снижение налоговой нагрузки, поскольку призвано повысить конкурентоспособность бел.товаров на внешнем и внутреннем рынках, приблизить уровень налоговых изъятий к показателям наших ближайших соседей.
37. Планирование и прогнозирование в системе государственного регулирования экономики.
Планирование — это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя определение и научную постановку целей, средств и путей их достижения.
По форме проявления и содержанию планирование может быть директивным, индикативным, стратегическим.
Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и обеспечения их выполнения.
Индикативное планирование — это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующих гос социально-экономической политике, и установление мер гос воздействия на социальные и экон процессы с целью достижения указанных индикаторов.
Стратегическое планирование - это особый вид планирования, ориентированного, как правило, на долгосрочную перспективу и определяющего стратегические цели социально-экономического развития страны и направления их достижения.