Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 11:16, шпаргалка
Предприятие - основное звено экономики. Организационно-правовые формы предприятия.
Экономическая сущность, состав и структура основных средств предприятия, показатели и пути улучшения их использования.
Способы оценки стоимости основных средств, их износ и амортизация.
Понятие, состав и стадии оборачиваемости оборотных средств предприятия, пути улучшения их использования. Нормирование оборотных средств.
Характеристика и состав кадров предприятия, определение их численности.
Понятие, значение, показатели производительности труда, резервы роста.
Формы и системы оплаты труда на предприятии.
Понятие себестоимости продукции. Классификация затрат, входящих в себестоимость. Показатели и пути снижения себестоимости продукции на предприятии.
Прибыль и рентабельность предприятия.
Производственная структура предприятия.
Признание работника по результатам А. не соответствующим должности или выполняемой работе дает право руководителю оставить на свою ответственность работника в прежней должности; перевести на другую работу или уволить в течение 2 месяцев, если работник не согласится с понижением его в должности.
43. Развитие человеческого
Кадровый потенциал работника – это возможности работника, определяющие границы его участия в трудовой деятельности, количество и качество труда, которым располагает работник. Характеристиками потенциала работника являются: возраст, здоровье, уровень профессионализма, подготовка и способность к профессиональному росту, образованию, отношение к труду, стаж работы в профессии.
Развитие персонала – проведение мероприятий, способствующих полному раскрытию личного потенциала работников и росту их способности вносить вклад в деятельность организации.
Мероприятия по РП могут быть индивидуальными или групповыми, ориентированными на развитие общих или специфических навыков и умений. Способствуют развитию не только конкрет. работника, но и персонала организации в целом. Ответственность за РП несут администрация, линейные руководители, сами работники.
Развитие персонала может быть общим и профессиональным.
Профессиональное развитие - процесс подготовки сотрудников к выполнению новых функций, занятию должностей, решению новых задач, направленный на преодоление расхождения между требованиями к работнику и качествами реального Ч. Требует усилий со стороны кандидата и невозможно без его заинтересованности.
Потребность в профессиональном развитии определяют факторы:
Профессиональное развитие происходит в рамках обучения. Виды обучения:
Обучение на рабочем месте носит оперативный характер, всегда конкретно, не требует больших расходов, сокращает период адаптации. Методы: наставничество, инструктаж, ассистирование, дублирование, постоянное усложнение заданий, делегирование и др.
Обучение вне рабочего места - наиболее эффективно, имеет теоретическую направленность, даёт разностороннюю подготовку, но требует значительных затрат. Методы: лекции, практические занятия, деловые игры, обучающие программы.
Основные направлениями профессионального обучения и повышения квалификации персонала:
Подготовка новых работников - это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии:
Формы дополнительной подготовки персонала:
Переподготовка - организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками и лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства.
Обучение работников смежным профессиям - с целью расширения профессионального мастерства, подготовки к работе при необходимости совмещения профессий.
Повышение квалификации - это обучение после получения работниками основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование их профессиональных знаний.
Формы повышения квалификации:
Важной составляющей РП явл. повышение профессионального мастерства управленческих кадров, осуществляющееся на принципах регулярности, систематичности, индивидуальности.
44. Стратегия управления
Кадровая стратегия (стратегия управления персоналом) – это разработанное руководством организации приоритетное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и ее ресурсные возможности.
КС охватывает различные аспекты УП: совершенствование структуры УП (по возрасту, категориям, профессии, квалификации); оптимизацию численности персонала с учетом его динамики; повышение эффективности затрат на персонал (оплата труда, вознаграждения, затраты на обучение); развитие персонала (адаптацию, обучение, служебное продвижение); меры соц. защиты, соц. гарантии; развитие орг. культуры (норм, традиций, правил поведения в коллективе); совершенствование системы УП.
Основные черты кадровой стратегии:
• долгосрочный характер (формирование психологических установок, системы мотивации, структуры персонала, системы управления персоналом требует длительного периода времени);
• связь со стратегией организации в целом (изменение стратегии организации требует корректировки кадровой стратегии).
Типы КС: по связи со стратегией организации:
1) КС зависит от стратегии
организации в целом - КС как
средство достижения бизнес-
2) стратегия организации зависит от КС
- новые направления ведения бизнеса лимитированы
потенциалом нынешних работников
3) стратегия работы с персоналом
и стратегия организации
4) интерактивное определение
КС - предполагает гибкость
Стратегии функционирования (связаны с деятельностью на рынке)
КС при лидерстве в издержках - должна
ориентироваться на привлечение и закрепление
работников массовых профессий средней
квалификации, менеджеров административного
склада.
КС при дифференциации - ориентирна
персонал узкой специализации и максимально
высокой квалификации - научных работников,
исследователей, разработчиков. От менеджеров
требуются лидерские задатки и предпринимательская
жилка.
КС при фокусировании - Рыночная стратегия предполагает выбор фирмой сегмента рынка и реализацию в нем одной из двух предыдущих стратегий, в т.ч. кадровой.
Стратегии развития (потенциал и конкурентные преимущества).
Кадровая политика стратегии роста - привлечение персонала особо высокой квалификации, с творческими и предпринимательскими задатками. Создание надлежащих систем оплаты труда и мотивации; формирование благоприятного психологического климата, способствующего творчеству; постоянное повышение квалификации; обеспечение возможностей служебного и научного роста.
Стратегия умеренного роста присуща организациям, твердо стоящим на ногах и действующим в традиционных сферах. Ориентация КС: привлечение и закрепление кадров, стабилизация персонала. Меньше требуется лиц высшей квалификации. Большее значение приобретают процессы внутреннего перемещения кадров, и их переобучения, усиления соц. гарантий, организации ухода на пенсию.
Стратегия сокращения масштабов деятельности - организация массовых увольнений и помощи в трудоустройстве, стимулировании выхода на пенсию, сохранение наиболее ценной части персонала, отвечающей будущим направлениям работы фирмы, переквалификация работников. Вопросы набора новых людей, повышения квалификации практически не рассматриваются.
По взаимодействию сотрудника и организации:
- потребительская - у организации и сотрудника отсутствуют общие цели и ценности, но имеются взаимные интересы; происходит эксплуатация организацией трудового потенциала сотрудника, а сотрудники используют возможности организации для удовлетворения своих потребностей, при этом совместного развития нет.
- партнерская - у организации и сотрудника имеются взаимовыгодные партнерские отношения, происходит согласование целей и ценностей; развитие сотрудника обеспечивается организацией, а сотрудник увеличивает свой вклад в развитие фирмы.
- идентификационная - отношения строятся на основе совпадения целей и ценностей; движущей силой реализации потенциала сотрудника является развитие организации, и наоборот - организация развивается, если наращивает свой потенциал каждый ее сотрудник.
Факторы выбора КС:
оценка и контроль за ходом реализуемой стратегии.
Тип стратегии организации |
Стратегия управления персоналом |
Составляющие стратегии управления персоналом |
Предпринимательская Принимают проекты с высокой степенью риска, минимальным количеством действий. Ресурсное удовлетворение всех требований заказчика. В центре внимания - быстрое осуществление мер, даже без проработки |
Поиск и привлечение работников-новаторов, инициативных, контактных, с долговременной ориентацией, готовых рисковать, не боящихся ответственности. Важно, чтобы ведущие сотрудники не менялись |
Отбор и расстановка персонала: поиск людей, способных идти на риск и доводить дело до конца. Вознаграждения: на конкурентной основе, беспристрастные, удовлетворяющие вкусам работника. Оценка: основывается на результатах, не слишком жесткая. Развитие личности: неформальное, ориентированное на наставника. Планирование перемещений: подбор рабочего места, соответствующего интересам работника |
Динамического роста Степень риска меньшая. Постоянное сопоставление текущих целей и создание фундамента для будущего. Политика организации и процедуры фиксируются письменно |
Сотрудники должны быть организационно закреплены, обладать гибкостью в изменяющихся условиях, быть проблемно-ориентированными и работать в тесном сотрудничестве с другими. |
Отбор и расстановка персонала: поиск гибких и верных людей, способных рисковать. Вознаграждения: справедливые. Оценка: основывается на четко оговоренных критериях. Развитие личности: акцент на качественном росте уровня и области деятельности. Планирование перемещений: учитываются реальные сегодняшние возможности и разнообразные формы служебного продвижения. |
Прибыльности В центре внимания - сохранение существующего уровня прибыли. Усилия, требующие финансовых затрат, скромные, возможно даже прекращение найма. Управленческая система хорошо развита, действует обширная система процедурных правил |
Ориентируется на критерии количества и эффективности в области персонала, сроки - кратковременные, результаты - при относительно низком уровне риска и минимальном уровне организационной закрепленности сотрудников |
Отбор и расстановка персонала: чрезвычайно жесткие. Вознаграждения: основываются на заслугах, старшинстве и внутриорганизационных представлениях о справедливости. Оценка: узкая, ориентированная на результат, тщательно продуманная. Развитие личности: акцент на компетентность в области поставленных задач, эксперты - в узкой области |
Ликвидационная Продажа активов, устранение возможностей убытков, в будущем - сокращение персонала. Почти или вовсе не уделяется внимание попытке спасти предприятие, поскольку ожидается дальнейшее падение прибыли |
Ориентирована на потребность в работниках на короткое время, узкой ориентации, без большой приверженности организации |
Набор маловероятен. Оплата: основана на заслугах, медленно растущая, без доп. стимулов. Оценка: строгая, формальная, основано на управленческих критериях. Развитие личности: ограничено, основаны на служебной необходимости. Продвижения: тем, кто имеет требуемые навыки |
Круговорота (циклическая) Основное - спасти организацию. Меры по сокращению затрат и персонала осуществляются с целью выжить в ближайшее время и обрести стабильность на длительную перспективу. Довольно угнетенное моральное состояние персонала |
Работники должны быть гибкими в условиях изменений, ориентироваться на большие цели и дальние перспективы |
Требуются разносторонне развитые работники. Оплата: система стимулов и проверка заслуг. Оценка: по результату. Обучение: большие возможности, но тщательный отбор претендентов. Продвижение: разнообразные формы |