Шпаргалка по "Конституционной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:58, шпаргалка

Описание работы

1.1.Понятие конституционной экономики, структура курса.
Конституционная экономика — научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве.
Термин «конституционнаяэкономика» имеет четыре значения: отрасль действующего права, раздел экономики,комплексная наука, учебная дисциплина. Как отрасль права она представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, которые содержаться в различных правовых актах...

Содержание работы

1. Понятие конституционной экономики, структура курса.
2. Этимология понятий «конституция» и«экономика».
3. Особенности конституционной экономики.
4. Библейская доктрина разделения властей.
5. Флорентийская модель разделения властей.
6. Американская доктрина разделения властей.
7. Модели разделения властей в современном мире.
8. Разделение властей по конституции Российской Федерации.
9. Проблемы собственности в трудах учёных античного мира.
10. Теория собственности в системе взглядов представителей различных экономических направлений. Марксистский взгляд на собственность.
11. Современные концепции собственности.
12. Юридическое и экономическое понятие собственности.
13. Права собственности. Теория прав собственности.
14. Экономические формы собственности.
15. Национализация. Приватизация.
16. Конституционная регламентация вопросов собственности.
17. Налоги и налогообложение: основные понятия.
18. Классификации налогов.
19. Основные налоговые теории и их современные интерпретации.
20. Роль налоговой системы и финансов государства в регулировании экономики.
21. Налоги и налогообложение в конституциях разных стран.
22. Нормы налогообложения в конституции РФ.

Файлы: 1 файл

Конституционная экономика.doc

— 1.38 Мб (Скачать файл)

2.2. Основные экономические свободы конституции РФ

К основным экономическим  свободам Конституция РФ относит следующие: 
- свобода передвижения и выбора места пребывания (ст. 27). Без этого невозможно предпринимательство, и тем самым невозможна реализация права частной собственности.Недаром эта свобода в СССР была строжайше ограничена как раз с того времени,когда была ликвидирована рыночная система НЭП (т.е. на рубеже 20-30-х годов XXвека); 
- свобода выбора рода деятельности, включая выбор между предпринимательством(«самозанятостью») и наймом (статьи 34, 37). Фактическое признание принципа«разрешено все, что не запрещено законом»; 
- право на свободу договора (ст. 35), т.е. право заключать любые не ограниченные законом сделки; 
- поддержка конкуренции и права на защиту свободной конкуренции (статьи 8, 34).Это положение приходит на смену традиционному советскому положению о плановом,государственно-управляемом характере экономической системы; 
- право собственности, включая собственность на недвижимость и землю (статьи 8, 34, 35, 36); 
- право свободного движения товаров, услуг и капиталов (статьи 8, 74). Тем самым такие права, как право собственности, свобода передвижения и выбора рода деятельности, свобода договора получают дальнейшее свое развитие и определенные гарантии; 
- право объединения для осуществления предпринимательской деятельности, включая свободу выбора организационно-правовой формы юридических лиц и уведомительный порядок образования предпринимательских структур (ст. 34). 
Следует особо подчеркнуть важность первых трех пунктов изложенного перечня — свободу передвижения, свободу предпринимательской деятельности и свободу договора.Именно эти положения делают политические, экономические и личные права и свободы не декларативными, а реальными. Именно они на практике порывают с огосударствлением и делают либерализм не только лозунгом, но и практикой. 
Впрочем, не будет ошибкой сказать, что Конституция 1993 г. разрабатывалась в борьбе различных идеологических подходов. Первые две главы Конституции содержат гораздо более либеральные положения, чем другие разделы. Провозглашенный в основах конституционного строя, правах и свободах личности либеральный принцип несколько смягчается, когда Конституция касается конкретных проблем функционирования хозяйственно-политической системы. 
Разумеется, существует конфликт между декларируемым в Конституции либерализмом и реальными возможностями его осуществления в посттоталитарном обществе.Частная собственность лишь постепенно пробивает себе дорогу к тому, чтобы быть реально признанной и равноправной. Единство экономического пространства сплошь и рядом нарушается субъектами федерации. Но наиболее отчетливо этот разрыв прослеживается при обращении к вопросу о социальных правах. 
Конституция Российской Федерации содержит стандартный для современных Конституций набор социальных деклараций. Они включены в 1 и 2 главы, то есть относятся к наиболее важным, практически неотменяемым положениям документа. Российское государство определяется как социальное, «политика которого направлена на создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7). Среди основных прав провозглашаются наличие гарантированного минимума оплаты труда,государственная поддержка различных категорий населения, установление государственной системы социальной защиты и пенсий. 
В статьях 37-43 излагаются основные социальные права. В принципе их трактовка является довольно общей и в значительной мере носит либеральный характер. 
Прежде всего, это касается права на труд (ст. 37), изложение которого непосредственно следует за правом на обладание частной собственностью. Это представляется нам вполне обоснованным: тем самым как бы показывается, что свобода труда непосредственно связана с правом частной собственности. Причем эта связь носит двоякий характер: собственность является и предпосылкой (источником) свободного труда, и его результатом. 
Право на труд представлено в его либеральной интерпретации, то есть как свобода труда. Важным моментом такой трактовки является провозглашение права на защиту от безработицы (таким образом, факт безработицы получает конституционное признание). К этому добавляются такие нормы современных трудовых отношений, как обеспечение условий труда, отвечающих современным требованиям безопасности и гигиены; вознаграждение за труд, исключающее дискриминацию; право на забастовку. Здесь же декларируется и право на отдых. 
К праву на труд примыкают положения о возможности образования работниками «профессиональных союзов для защиты своих интересов», недопустимость принуждения к вступлению в них (ст. 30). Причем, последнее требование подкрепляется признанием права как на коллективное, так и на индивидуальное разрешение трудовых споров (ст. 37). В этих двух положениях содержится важный потенциал для разрешения конфликтов,типичных для развитых рыночных обществ — между профсоюзным и индивидуальным подходами к разрешению и преодолению трудовых споров. 
Право на социальное обеспечение (ст. 39) содержит признание целесообразности существования негосударственных (альтернативных) систем и благотворительности.Здесь вновь подтверждается намерение государства поощрять конкуренцию в различных сферах социально-экономической жизни. Аналогичный подход характерен и для понимания права на охрану здоровья (ст. 41) и права на образование (ст.43). За государством же фактически признается роль гаранта предоставления определенного набора услуг, а также источника единых стандартов. Развивая этот тезис, можно предположить, что любые действия, которые ограничивали бы возможности предоставления соответствующих услуг негосударственными организациями, должны признаваться неконституционными. 
Право на жилище (ст. 39) трактуется прежде всего как недопустимость произвольного лишения жилища, то есть как защита права собственности на жилище. Одновременно декларируется стремление государства оказывать помощь социально уязвимым слоям населения по приобретению жилья. 
Словом, как это и принято во многих современных конституциях, социальные права российских граждан могут быть подразделены на две категории. С одной стороны,выделяются «права-привилегии», то есть предоставление льгот отдельным членам общества (прежде всего, разумеется, социально уязвимым). С другой стороны,декларативные права, которые формально гарантируются каждому, но реальный уровень их реализации зависит от уровня социально-экономического развития общества и материальных ресурсов самого государства. 
Ряд положений Конституции РФ направлен на минимизацию издержек популизма.Прежде всего, это касается вопросов денежной политики, бюджета и бюджетных заимствований. 
Особое значение имеют конституционные гарантии защиты и обеспечения устойчивости рубля. Осуществление этой конституционной функции возложено наЦентральный банк. При этом Конституция особо указывает на недопустимость вмешательства в его деятельность (ст. 75). 
Конституция предполагает также более сложную, чем для других законов, процедуру принятия бюджетного и налогового законодательства. Соответствующие законопроекты требуют обязательного заключения правительства и обязательного одобрения верхней палаты. Запрещается придание обратной силы законам,ухудшающим условия предпринимательской деятельности (статьи 104, 106, 114). 
Конституция сформулировала также определенные правила осуществления государственных заимствований (статьи 75, 104, 106). Во-первых, предполагается регулирование заимствований федеральным законом, что должно обеспечить упорядочение процедуры получения займов. Во-вторых, установлено, что решения о проведении государственного заимствования принимаются в рамках правовой процедуры,аналогичной принятию бюджетно-налогового законодательства. В-третьих,подчеркивается добровольный характер займов. Последнее, по-видимому, является реакцией на практику принудительного размещения государственных займов, широко распространенную в отдельные периоды существования коммунистической власти (особенно с 30-х по начало 50-х годов прошлого века).В целом можно отметить высокий экономический потенциал Конституции РФ.

Резюме по теме

Проблема организации  институтов государственной власти является важной не только с политической, но и с экономической точки  зрения.Соотношение ветвей власти, их функции и пределы компетенции  непосредственно связаны с задачами ограничения как популизма, так и непотизма, которые в равной мере опасны и разрушительны для государства и экономики.

3.1. Библейская доктрина  разделения властей

«Вся Библия проникнута духом протеста против автократии, - писал Александр Мень.- В этом отношении Библия резко противостоит всему Древнему Востоку: в Ветхом Завете монархия приемлется как терпимое зло, как несовершенное установление, порождённое денное грехами и слабостью людей... Исторические книги Ветхого Завета... заключали в себе подлинные факты, взятые из летописей».

Здесь речь идет не о развернутой теории разделения властей, которая была сформулирована в достаточно завершенном (но отнюдь не в окончательном) виде в XVII—XVIII вв. и практически во многом воплощена в конце XVIII в. в США. Такого разделения властей в Библии не найти. Но любая доктрина ведёт отсчет своего существования не с окончательной формулировки, а с первого четко выраженного письменно важнейшего доктринального тезиса.

Судьи, деятельность которых освещена в Книге Судей и последующих книгах Ветхого Завета, занимались осуществлением правосудия. У некоторых из них это совмещалось с обязанностями священника или пророка, иногда в военные годы — временного руководителя. Здесь судебные функции четко не отделены от других и нет разделения властей в современном его понимании. Зато по тексту Библии явно просматривается, что судебная власть «установлена Богом» ранее власти царской и имеет сама по себе божественное происхождение. До появления первого царя библейские племена в течение более 150 лет находились в ведении поставленных и вдохновленных Богом судей. В Библии мы впервые сталкиваемся с четко выраженным доктринальным обоснованием божественности, а значит, священности судебной власти,ее самостоятельности и даже первичности по отношению к власти монархической. И речь здесь идет не о богах-судьях, как в Ассирии (бог Шамаш) или в Египте(богиня Маат), а о судьях-людях, реальных исторических личностях,деятельность которых порой с неизбежной примесью легенды описана в Библии.

Далее, на стыке  заката эпохи судей и появления  первых библейских царей, показано прямое противопоставление и открытое столкновение судьи Самуила и царя Саула, что подчеркивает мысль о независимости в то время суда от появившейся монархической власти. И как подтверждение тому приводится страстная проповедь судьи Самуила против неограниченной царской власти как государственного института. Всего этого, вместе взятого, вполне достаточно для того, чтобы говорить о формулировании важнейших положений доктрины разделения властей в тексте Ветхого Завета.

Ведущий конституционалист  профессор Колумбийского университета Луис Хенкин в одной из статей писал, что разделение властей, так же как «сдержки и противовесы» — эти базисные принципы американского конституционализма, без особой натяжки соотносятся с библейским разделением власти царя и пророка или священника, что в итоге «послужило важным ограничителем земной политической власти».

Таким образом, зарождение доктрины разделения властей  произошло тогда, когда судейская, судебная власть была признана наделённой таким же божественным началом, как и власть царская, она была равной этой власти, а в библейском варианте — еще и первичной по отношению к ней. Не узурпатор Авимелех, объявивший себя царём и продержавшийся на троне три года, стал первым царем израильским,а Саул, помазанный по повелению Бога судьей Самуилом. И сегодня, когда Президент США приносит клятву и входит в должность перед лицом Председателя Верховного суда США, библейская история как бы оживает и глава судебной власти вводит в должность нового главу исполнительной власти.

3.2. Флорентийская модель разделения властей

Изучая историю  доктрины разделения властей, нельзя не отметить её фрагментарности и замкнутости  периодов развития в рамках той или  иной исторической эпохи. Развитие доктрины шло как бы рывками,порой без какой-либо связи одного периода с предыдущим либо последующим. Так,библейское письменное закрепление независимости суда и отделение судебной власти от царской оказало некоторое воздействие на формирование моделей разделения властей в христианских городах-государствах Европы и прямое влияние на американскую концепцию разделения властей, но никак не на Афины античной эпохи,хотя там присутствуют все необходимые элементы разделения властей. В свою очередь, государственные образцы Древней Греции служили непосредственным примером для создания модели разделения властей в республиканском Древнее Риме, а позднее, бесспорно, примеры античного выстраивания государственности повлияли как на республиканские города-государства времен Возрождения, так и,конечно же, на американцев при создании США.

Историю доктрины разделения властей следует рассматривать  в двух аспектах - как историю развития идеи и как историю практического воплощения этой идеи в жизнь. И при этом нужно учитывать самостоятельность отдельных периодов или эпизодов развития доктрины по отношению друг к другу, а также неевклидов параллелизм древнегреческой и библейской линий развития. Иногда доктрина развивалась де-факто в рамках практической государственно деятельности (древние Афины и Рим),иногда чисто умозрительно, теоретически (Локк, Монтескье). Причем конкретная каждодневная деятельность флорентийской Синьории или Сената США не менее важна для истории доктрины, чем исследование теоретика специально ей посвященное. Прогресс заключается не только в непрерывном линейном движении вперед, но и в остановке, а нередко в боковом движении или возврате назад. Порой вернуться к исходной точке гораздо полезней и прогрессивней, чем упорствовать в продолжении пути по ошибочно выбранному направлению. Так произошло,например, в Соединенных Штатах, когда после оглушительного Уотергейтского дела 1974 г. страна во многом вернулась от зарождающегося «имперского президентства»к традиционным истокам американской концепции разделения властей.

Флорентийский период развития и практического  применение принципа разделения властей отмечен уникальными личностями, оставившими неизгладимый след во всемирной истории. Художники, поэты, скульпторы, архитекторы, богословы, политики,политологи: Рафаэль, Леонардо де Винчи, Данте, Микеланджело, Савонарола,Брунеллески, Лоренцо Медичи, Никколо Макиавелли – вот неполный перечень гигантов человечества,которые жили и творили в то время.

В книге «История Флоренции» Макиавелли описал, как  складывался и работал государственный механизм Флорентийской республики. В развитии этого механизма отчетливо прослеживается тенденция к юридическому закреплению независимости судебных органов и обеспечению эффективности судебных решений, коллективности руководства, распределению функций между разными государственными органами, для того чтобы избежать чрезмерной концентрации власти в одном из них. Все это, вместе взятое, обеспечило небольшому городу свободу от тирании в течение нескольких столетий и длительное экономическое процветание.

Макиавелли, отмечая особое положение Флоренции, указывал на её отличие от других городов-государств. В первой половине XIII столетия флорентийцы «решили, что наступило подходящее время для того, чтобы учредить такой образ правления, который позволил бы им жить свободно».Для этого они разделили город на шесть частей и от каждой избрали по два представителя в Совет старейшин для управления городом. Четыре члена Совета старейшин ежегодно переизбирались. «Дабы уничтожить всякий повод для вражды, возникающей по поводу судебных решений, назначались не из числа граждан города двое судей, из которых один назывался капитан, а другой - подеста;им были подсудны все гражданские и уголовные дела, возникавшие между гражданами». Вот то самое важнейшее отличие первоистоков флорентийской модели разделения властей и ее «сдержек и противовесов». Не только судебная власть отделялась от остальных, но для ее осуществления приглашались граждане из других городов,в частности из Болоньи, которая в то время была крупнейшим центром юридического образования в Европе. Конечно, в небольшом городке с несколькими десятками тысяч населения, где все друг друга знают, очень трудно избежать постороннего влияния на судебное решение. Стремление хотя бы таким образом отделить судебную власть от остальных, а позднее придание судьям вооруженных отрядов, своего рода судебных исполнителей, обеспечивающих исполнение,- все это стало особенностью флорентийской модели управления.

В дальнейшем число управителей города,переизбираемых каждые два месяца, увеличили до 36, потом уменьшили до 12. Кроме них избирался Совет из 80 человек и еще один Совет из 180 человек. Каждый решал различные вопросы, а вместе они формировали Общий совет. Кроме того, был создан Совет в составе 120 горожан, который назначал должностных лиц и принимал окончательные решения по всем делам, рассматриваемым другими советами.Такая несколько запутанная система «сдержек и противовесов» позволила Макиавелли утверждать: «Благодаря своему новому образу правления Флоренция блистательно поддерживала свою славу, ибо во всех делах государства царила законность». Ремесленников и представителей других профессий, включая юристов, разделили на цехи, а в Советправителей,вскоре названный Синьорией, избирали только граждан, занимавшихся торговлей или ремеслом. Для Синьории был построен специальный дворец — Палаццо Веккия,который своей красотой, особенно художественным оформлением главного зала заседаний, превосходит большинство королевских дворцов и парламентов мира.

Бывало, дворяне города не подчинялись решениям суда или должностных лиц, опираясь в своем противоборстве на вооруженных слуг. Поэтому Синьория назначила особого гонфалоньера правосудия, в помощь которому придала тысячу стражников. Однако нередко дворяне находили поддержку у кого-либо из членов Синьории и мешали гонфалоньеру обеспечивать правосудие, в результате «правосудие действовало медленно, а приговоры не приводились в исполнение».Тогда отряд гонфалоньера был увеличен до четырёх тысяч человек, а сам он стал заседать вместе с членами Синьории. Со временем гонфалоньер стал руководителем Синьории и всей исполнительной власти города. Постепенно эффективность правосудия возросла, и о времени конца XIII в. Макиавелли писал: «Никогда город наш не был в лучшем состоянии, чем в те времена». Защита правосудия почиталась делом чести каждого флорентийца. Так, когда некий Корсо был осужден судьей за «намерение установить тиранию», на исполнение приговора двинулись вооруженные отряды предводительствуемые членами Синьории. Осужденный,забаррикадировавшись в доме, защищался до последнего, пока не был убит.

Постоянная тенденция  к поддержанию права и возможности  суда по отправлению правосудия вне зависимости от политической борьбы является главной особенностью флорентийской государственности.Не случайно Гегель писал о городах-государствах, где «впервые начал устанавливаться правовой порядок». Важно отметить и то, что в отличие от других итальянских граждан флорентийцы признавали необходимость платить налоги и обязанность платить налоги пропорционально доходам.

Поклонник античной, особенно римской, государственности Макиавелли провел сравнительный анализ Рима и Флоренции. Отдавая почти по каждой позиции предпочтение Древнему Риму, автор делает парадоксальный, может быть даже для него самого, вывод: в итоге Рим смог существовать только под властью императора, а Флоренция смогла надолго сохранить свою свободу. Республиканский Рим в зените своей государственности продержался не более двух столетий, Древние Афины — около ста лет, а вот Флоренции при всех перипетиях внешних войн и внутренних распрей выстояла свободным городом-государством почти двести пятьдесят лет, пока потомки Медичи не стали ее государями. О том, что конкретно дала самой Флоренции (и всей мировой цивилизации) эта государственная свобода, уже было сказано. Гегель, ориентируясь в первую очередь на флорентийский опыт, пишет: «Когда мы рассматриваем это беспокойство и изменчивость во внутренней жизни городов и непрерывную борьбу партий, то удивляемся, что, с другой стороны, наблюдалось цветущее состояние промышленности, сухопутной и морской торговли. Это процветание было вызвано тем же самым принципом жизненности, который поддерживался именно этим внутренним возбуждением». Экономическое процветание Флоренции обеспечивалось ее раздробленной структурой государственных органов,доступностью государственных должностей для профессионалов торговли, банковского дела, любого значительного ремесла, а также вооруженной защитой авторитета суда.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционной экономике"