Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Национальной экономике РБ".
1. Понятие национальной экономики.
национальная экономика – это хозяйственная система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. С точки зрения хозяйственной практики, национальная экономика — это хозяйственная система страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и обязательные условия функционирования:
Национальная экономика как сложная система включает комплекс организационных, структурных, функциональных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик (рис. 1.1).
В организационном плане — это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.
В структурном плане — это хозяйственные комплексы: промышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и ряд других. В функциональном плане — это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др. В институциональном плане — это совокупность институтов и сегментов национального рынка: рынка факторов производства, рынка товаров и услуг, валютного рынка, фондового рынка, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и других.
По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в целом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия и организации первичного производственного звена).
2.
Предмет и задачи курса «
Национальная экономика — это хозяйственная система страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и условия:• суверенитет нации и государства;• территориальная целостность;• единство экономического пространства и юридической среды;• общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности;• наличие единого платежного средства — национальной денежной единицы и целостной финансовой системы;• развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений;• эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации.Национальная экономика как сложная система включает в себя комплекс организационных, структурных, функционально-ресурсных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик.В организационном плане — это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.В структурном плане — это хозяйственные комплексы: промышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и др.В функционально-ресурсном плане — это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др.В институциональном плане — это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка средств производства, рынка товаров и услуг, рынка капитала, рынка земли, рынка ценных бумаг, фондового рынка, рынка труда, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и др.По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в целом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия и организации первичного производственного звена).Все структурные компоненты, комплексы, потенциалы, сегменты национального рынка опосредованы:• формами и правами собственности;• движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном, воспроизводственном процессе и вовлеченных в экономический оборот в виде затрат сырья, энергии, капитала, труда;• финансовыми потоками (денежной массы — наличных и безналичных денег), движением ценных бумаг всех видов (акций, облигаций, векселей и др.);• юридической средой (законодательными и нормативно-правовыми актами органов государственной власти всех ветвей и уровней, а также системой международных договоров и соглашений).
3.
Типы национальных
4. Предпосылки становления, функционирование и развитие национальной экономики.
Национальная экономика Беларуси находится в сложном процессе трансформации, которая охватывает следующие направления: – формирование полной совокупности компонентов, институтов и характеристик экономической системы суверенного государства;
– преобразование действующих и построение новых институтов социально ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства; – глубинные преобразования структуры экономики на основе новых высоких технологий, мировых тенденций глобализации хозяйственной жизни, международного разделения труда. Для успешного осуществления указанных преобразований необходимы достаточные предпосылки и условия, которые придадут экономической системе качественные и количественные характеристики зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальную ориентированность, внешнюю открытость), в их числе: – общесистемные предпосылки и условия конституционно-право-вого, мировоззренческого, идеологического, политического характера (тип создаваемого государства и общества); – системные условия и предпосылки (единство экономического, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой); – внутрисистемные предпосылки – обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования. Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков. Располагая весьма ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими государствами мира. Внутриполитическими предпосылками являются совершенствование политической системы в рамках Конституции Республики Беларусь на пути становления демократии, оптимизация государственных структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражданской активности. Принципиальной предпосылкой построения, функционирования и устойчивого развития национальной экономики является закрепление в стратегических программах социально-экономического развития Беларуси долгосрочных ориентиров и общесистемных условий упреждающего характера. Эффективность становления, функционирования и развития национальной экономики обеспечивается совокупностью системных условий и принципов. В их числе создание единой институционально-правовой среды для страны и ее регионов и секторов экономики, регулирующей отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов в процессе общественного воспроизводства (статей распределения, потребления, накопления). Система таких институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами и законами Республики Беларусь. К системным предпосылкам относится и полный учет специфики страны в сфере экономики. Беларусь располагает долговременными факторами развития: высококвалифицированным кадровым, значительными научно-техническим, промышленным и агропромышленным потенциалами, большими запасами отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов. Наряду с этим национальная экономика имеет и негативные аспекты: неоптимальную структуру (воспроизводственную, отраслевую, региональную, технологическую); медленные темпы обновления основных фондов и технологий; несоответствие товарной структуры производства и потребления, в том числе малая доля производства услуг в ВВП; низкие качество и конкурентоспособность многих видов продукции и услуг и т. д. Данные явления должны объективно оцениваться при формировании потенциала развития национальной экономики. Группа системных предпосылок обеспечивает создание внутренних условий перевода экономики на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий путь развития, оптимизацию воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики. Построение системы управления и регулирования экономики на принципах рациональности, стратегической целенаправленности, тактической гибкости, структурной гармоничности, учета социального, экологического императивов устойчивого развития – обязательная предпосылка эффективного хозяйствования. Указанные предпосылки носят двойственный характер. С одной стороны, они являются предваряющими, упреждающими условиями, с другой – постоянно действующими императивами, требующими преобразования государства, общества, экономики, обеспечения политической и социальной стабильности в стране. Все охарактеризованные выше группы предпосылок, условий, императивов комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации. Развитие: Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы (далее – Программа) Современная Беларусь – это стабильное государство, занимающее достойное место среди стран Европы и СНГ, сильная и эффективная власть которой работает во имя благосостояния народа. Четкое и последовательное развитие политики государства в соответствии с выбранным курсом позволило достичь высоких темпов экономического роста и укрепить социально-политическую стабильность общества. Модель социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь доказала свою действенность и способность обеспечивать устойчивую макроэкономическую динамику даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
5. Основные макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики.
Для анализа реальных экономических процессов используются количественные показатели и оценки.Ключевыми макроэкономическими показателями являются валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт и национальный доход. Валовой внутренний продукт (ВВП) – обобщающий экономический показатель, выражающий исчисленную в рыночных ценах совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. ВВП применяется для международных сопоставлений степени развитости экономики различных стран. Валовой национальный продукт (ВНП) в отличие от ВВП отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами. В экономической практике используется также показатель «чистый национальный продукт» (ЧНП), позволяющий избегать многократного повторного счета, искажающего реальный объем ВНП. ЧНП – это ВНП за вычетом той части созданного продукта, которая необходима для замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления). Макроэкономическим показателем также является национальный доход (НД). НД равен ЧНП минус косвенные налоги. С точки зрения собственников ресурсов, НД измеряет их доходы от участия в производстве за текущий период.
Важным показателем уровня благосостояния и экономического развития страны служит личный располагаемый доход (ЛРД). Он представляет собой доходы населения (или домашних хозяйств), т. е. заработную плату, дивиденды, проценты, пособия, за вычетом налогов и с добавлением субсидий.Для пересчета макроэкономических показателей из текущих цен в неизменные, или сопоставимые, используются специальные дефляторы, или индексы цен, в том числе дефляторы ВВП и индексы потребительских цен (ИПЦ). Последние выражают относительное изменение среднего уровня цен широкой группы товаров («корзины» заранее отобранных представительных товаров и услуг) за определенный период. Номинальный ВВП (в текущих ценах), деленный на ИПЦ, дает реальный ВВП. Отношение же номинального ВВП к реальному показывает его увеличение за счет роста цен и называется дефлятором ВВП.Основные макропоказатели рассчитываются в системе национальных счетов (СНС), или национального счетоводства, применяемого в настоящее время более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой.Практикой СНС предусмотрен анализ отраслей экономики в разрезе трех секторов:– первичного (входят отрасли, связанные с производством, добычей и потреблением естественных ресурсов);вторичного (входят отрасли обрабатывающей промышленности);третичного (входят отрасли, производящие транспортные услуги, коммунальное хозяйство, строительство, торговля, оборона, государственное управление и др.). Структурные элементы (отраслевая, технолагическая, региональная, институционная, социальная) экономической системы поддерживают необходимые пропорции процесса ее функционирования и развития. Оценка пропорций по критериям оптимальности позволяет судить об эффективности экономической деятельности страны и направленности динамики изменений в экономике.Главные макроэкономические пропорции складываются на национальном уровне. Они характеризуют движение ВВП и его элементов: расходов на конечное потребление, валового накопления и сальдо внешней торговли. Если оптимальное воспроизводственное соотношение нарушается в пользу, например, конечного потребления, то уменьшаются инвестиции в основной капитал, его обновление, а это чревато отставанием в развитии технологической базы производства, а в перспективе – снижением производственного потенциала и как следствие – конечного потребления.Нормальный ритм воспроизводственного процесса, динамика экспорто- и импортоориентированных отраслей зависят от пропорций экспорта и импорта, их объемов и товарных структур. Следует отметить тот факт, что одним из приоритетов развития экономики является ее экспортная ориентация. Принципиально важны для национальной экономики, экономической политики пропорции в структуре производства и структуре потребления, а также между производством и потреблением.
Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике РБ"