Слияния и поглощения как формы реорганизации коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка практических подходов и алгоритмов для оценки целесообразности участия банков в сделках слияния и поглощения, а также изучение влияния результатов этих сделок на показатели эффективности функционирования банка после объединения.
Цель курсовой работы обуславливает постановку и решение следующих задач:
1. Классификация и анализ финансовых и нефинансовых проблем, связанных с процессами централизации банковского капитала и реорганизации банков в форме слияния и поглощения.
2. Сравнительный анализ подходов к оценке стоимости банков, участвующих в слиянии или поглощении, и выявление наиболее приемлемой методики оценки банковского бизнеса в российских условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АПЕКТЫ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ)
1.1. Типология банковских слияний и поглощений
1.2. Теории и эмпирические курсовой работы мотивов банковских слияний и
поглощений
1.3. Банковские слияния и поглощения в России
ГЛАВА II. ТЕХНИКА БАНКОВСКИХ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ
2.1. Основные этапы сделок по слиянию и поглощению банков
2.2. Проблемы, возникающие в процессе банковских слияний и поглощений
в российских условиях и пути их преодоления
ГЛАВА III. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ БАНКА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БАНКОВСКИХ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ
3.1. Особенности оценки стоимости банка - участника сделки слияния и
Поглощения
3.2. Оценка эффективности банковских слияний и поглощений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Слияния и поглощения как формы реорганизации коммерческих банков КР Мирякиной Н.А. 13-МН.м.rtf

— 7.65 Мб (Скачать файл)

3) Северо-западный, Сибирский и Уральский федеральные округа (6,7%, 5,8% и 5,5% соответственно);

4) Дальневосточный федеральный округ (3,3%).

     Неравномерность размещения кредитных организаций и несхожая экономическая ситуация в разных регионах накладывают свой отпечаток и на процесс банковских слияний и поглощений в стране. Бесспорным лидером по числу сделок здесь является Центральный федеральный округ, главным образом за счет банков Москвы и Московской области. Тем не менее, надо заметить, что в сферу интересов московских банков попадают и банки из других регионов.

     Тенденция на сегодняшний день такова, что региональная экспансия будет проходить в основном за счет присоединения, то есть поглощения столичными банками региональных. Иными словами, банки, расположенные в финансовых центрах, будут поглощать банки, обслуживающие какой либо регион. Также возможны слияния крупных банков, обслуживающих различные регионы, с целью выхода на рынок банка-партнера.    Таблица 3 - Некоторые сделки по реструктуризации российских банков в 2000-2013 годах

 

Дата

Поглощаемый банк

Поглощающий банк

Тип  реорганизации

2000

 

КБ «Вытегра» (Архангельская обл.)

КБ «Магистраль»

(Республика Коми)

Устюг-банк

(Великий Устюг, Вологодская обл.)

Севергазбанк

(Вологда)

Преобразование в филиалы

2000

Банк «Лесосибирский»

(Красноярский край)

Енисейский объединенный банк (Красноярский край)

Присоединение

2000

Энергоинвестбанк

(Брянск)

Газпромбанк

(Москва)

Преобразование в филиал

2000

Объединенный банк регионов (Москва)

МАК-Банк

(Москва)

Присоединение

2000

Альфа-банк-Новосибирск (Новосибирск)

Альфа-банк

(Москва)

Преобразование в филиал

2000

Интеркамабанк (Нижнекамск,

Республика Татарстан)

Ак-Барс

(Казань)

Преобразование в филиал

2000

Онэксимбанк

(Москва)

Росбанк

(Москва)

Присоединение

2000

КБ «Кемерово»

(Кемерово)

КБ «Кузбассугольбанк»

(Кемерово)

Преобразование в филиал

2000

КБ «Лигатура»

(Саратов)

КБ «Волгоинвестбанк»

Присоединение

2001

Кузбасский транспортный банк (Новосибирск)

КБ «Сибакадембанк»

(Новосибирск)

Присоединение

2001

Банк Австрия

(Москва)

Международный Московский банк

(Москва)

Присоединение

2001

КБ «Девон-Кредит»

(Альметьевск,

Республика Татарстан)

Ак-Барс

(Казань)

Присоединение

2001

РНКБ

(Москва)

Банк Москвы

(Москва)

Присоединение

2002

Автобанк

(Москва)

ИБГ «НИКОЙЛ»

Присоединение

2002

МФК

(Москва)

Росбанк

Присоединение

2003

Выборгбанк

(Выборг,

Ленинградская обл.)

Инкасбанк

(Санкт-Петербург)

Петро-Аэро-банк

(Санкт-Петербург)

Преобразование в филиалы

2003

Моснарбанк

(Лондон)

КБ «Еврофинанс»

(Москва)

Присоединение

2003

АвтоГАЗбанк

(Нижний Новгород),

Сибрегионбанк

(Иркутск),

Народный банк сбережений

(Москва).

Банк «Ингосстрах-Союз»

(Москва)

Присоединение

2010

Банк «Уралсиб» (Москва)

ИБГ «НИКОЙЛ» (Москва)

Присоединение

2010

Гута-банк (Москва)

Внешторгбанк  (Москва)

Присоединение

2005

Инвестсбербанк (Москва)

Русский генеральный банк (Москва)

Присоединение

2005

Общество взаимного кредита (ОВК) (Москва)

Росбанк (Москва)

Присоединение

2013

Инвестсбербанк (Москва)

ОТР-банк (Будапешт)

Присоединение

2013

Импексбанк (Москва)

Райффайзенбанк (Вена)

Присоединение


 

     Как видно из приведенных данных,  большинство из происшедших объединений - это покупка крупным банком мелкого регионального банка и присоединение его в качестве филиала.

     Крупные московские банки открыли свои филиалы уже практически во всех интересующих их регионах. С другой стороны, крупные региональные  банки (ПСБ СПб, Менатеп СПб и УралСиб) ведут бизнес в федеральном масштабе, и ими уже созданы большие региональные сети, что способствует значительному усилению  конкуренции на региональных рынках. Однако, все это не приводит ни к крупным слияниям банков федерального масштаба для борьбы за региональные рынки или усиления на столичных, ни к объединению региональных банков для противостояния московским или достижения федерального масштаба. Это происходит, вероятно, в связи с тем, что параллельно с усилением конкуренции происходит рост самого рынка банковских услуг вместе с наблюдаемым ростом экономики, и банки пока еще не подошли к критической черте, когда их собственникам нужно принимать решение о продаже бизнеса или договоренности об объединении. Не исчерпаны еще и другие ресурсы в конкурентной борьбе,  как рыночные: ценовые, имиджевые, так и нерыночные: например, административное давление, которым часто пользуются крупные региональные банки, близкие к администрации своего региона. На сегодняшний день трудно определить, сколько еще времени будет сохраняться возможность конкурировать на рынке без радикального роста банковского бизнеса, который достижим только через слияния и присоединения. Поэтому усиление конкуренции пока еще не создает настолько сильного импульса для объединения банков, который способен подтолкнуть их собственников к принятию решения о слиянии или поглощении.   

     В настоящее время создано несколько интегрированных бизнес-групп, включающих в себя банки, при этом банковский бизнес не является для этих групп основным. Можно предположить, что, развиваясь и следуя общемировым тенденциям, эти группы будут постепенно избавляться от непрофильных активов, чему свидетельствуют, например, неоднократные заявления представителей «ЛУКОЙЛа» о продаже своей доли в капитале банка «Петрокоммерц». Однако, входящие в такие группы банки чаще всего входят в число крупнейших российских  банков, и найти покупателей на них внутри России будет достаточно сложно. Исключение могут составить крупнейшие российские инвестиционные банковские группы, такие как «НИКОЙЛ», которые заинтересованы в развитии бизнеса в финансовом секторе. Это подтверждается интересом упомянутой выше компании к банку «УралСиб» и приобретении ей «Автобанка». Однако, достаточно трудно предположить, что такие сделки станут массовыми на рынке.

     Тем не менее, необходимо отметить, что в настоящее время на рынке серьезно обозначили свое присутствие несколько крупных иностранных банков, например Райффайзенбанк, и в том числе транснациональных банков (Ситибанк), открылись даже дочерние банки индийского, иранского и турецких банков. На сегодняшний день поглощения российских банков иностранными  - явно доминирующая тенденция. С начала 2005 года по сентябрь 2013 доля кредитных организаций с участием нерезидентов в совокупном уставном капитале российской банковской системы возросла вдвое: с 6,2% до 12,9%. По данным ЦБ РФ, на 01.09.2013 года в России работали 144 кредитные организации с иностранным участием, причем в капитале 62 из них доля иностранных владельцев превышала 50% [57].

     С другой стороны, в российском банковском секторе сегодня существуют препятствия для объединения как внутреннего, так и внешнего характера.

     Из внутренних причин, по нашему мнению следует выделить проблемы собственности и корпоративного управления.

     Основным препятствием для нормального развития банков в России является характер взаимоотношений высшего менеджмента банка и его акционеров. Неготовность многих собственников утратить рычаги оперативного управления принадлежащих им банков, доверить их наемным менеджерам или передать в руки новых партнеров делает переговоры о слиянии или поглощении бесперспективными. Создание одной работоспособной команды менеджеров на базе нескольких сложившихся коллективов также является очень сложным и долговременным процессом, причем весьма вероятное сопротивление сделке со стороны высшего менеджмента может стать крайне серьезным, если не непреодолимым препятствием.

     Также, несмотря на формально диверсифицированную структуру собственности, банки, как правило, контролируется одной группой связанных между собой предприятий. Такая структура собственности оказывается полезной при увеличении  капитала банка. Распространенность всевозможных кредитных схем для фиктивного увеличения банковского капитала становится возможной только благодаря тому, что большая часть акционеров, контролирующих банк, связана между собой. В этом случае основные акционеры могут провести увеличение капитала за счет использования кредитной схемы, а миноритарные акционеры для сохранения своей доли в каптале банка будут вынуждены внести в банк реальные средства. Ясно, что такая ситуация становится невозможной в случае, если банк контролируется несколькими сильными группами акционеров. Неизбежно возникающий конфликт интересов потребует «джентльменского соглашения» по поводу принципов распределения кредитных ресурсов, участия в увеличении капитала, решения вопросов стратегии дальнейшего развития банка и так далее. Даже если предположить, что заключение подобного соглашения оказывается теоретически возможным, то следование ему даже в среднесрочной перспективе не представляется реальным. Собственник или группа собственников, на протяжении длительного периода времени управлявшие банком, не готовы к роли одного из партнеров-совладельцев. Это делает дальнейшее существование объединенного банка крайне проблематичным.

     Значительная доля ссуд акционерам выдается без должного обеспечения, такие кредиты часто предполагают возможность их списания в убыток, что нарушает коммерческие принципы функционирования банка. Наличие нескольких несвязанных групп акционеров обеспечивает взаимный мониторинг подобного рода практики, в ходе которого возможны взаимные претензии и конфликты собственников. В результате банк будет должен либо соблюдать коммерческие принципы деятельности, либо внутренние конфликты акционеров приведут к резкому снижению конкурентоспособности банка и утрате им своих позиций на рынке. Однако, хотя переход на коммерческие принципы деятельности и приведет к росту надежности банка для портфельных инвесторов, для доминирующих акционеров он потеряет привлекательность, так как будет функционировать на принципиально иных основаниях. Таким образом, пока собственникам банков выгодно работать с кэптивным (карманным) банком, а не содействовать росту банка и увеличению его конкурентоспособности, преждевременно  говорить о готовности банков к слияниям и поглощениям.

     Что касается внешней среды, то достаточно серьезным препятствием на пути к слияниям является сложность процедуры реорганизации. Существует два уровня регулирования, связанных со слияниями и поглощениями. Первый уровень - законодательный - действует, когда объединяются два банка. Кредиторы обеих кредитных организаций могут потребовать возврата своих денег вне зависимости от срока договора, что чревато для банков кризисом ликвидности, например, в случае если конкуренты захотят скупить ее обязательства на рынке и предъявить их к досрочному погашению. Именно это является самой большой угрозой срыва сделки по слиянию или поглощению. Второй уровень - это нормативные акты. Не так давно Банк России принял Положение №230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения», которое может только частично снять проблему: упростить процедуру слияний и присоединений [28].

     Если говорить о конкретном упрощении процедуры слияний и присоединений банков, то согласно принятому положению представителям территориальных учреждений Банка России и реорганизуемых банков совсем не обязательно проводить специальное рабочее совещание, что было предусмотрено в предыдущем Положении Банка России №12-П «Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения», принятом 30.12.1997 [65]. Из нового варианта документа также исключены требования:

- об обязательной проверке объединяющихся банков;

- о составлении сводного баланса и его утверждении на совместном собрании акционеров;

- об обязательном привлечении аудитора для подтверждения достоверности финансовой отчетности банков и соответствия проводимых процедур закону;

-  снижены максимальные сроки оформления документов: при осуществлении сделок слияния - с 6 до 4 месяцев (два месяца в территориальном управлении ЦБ РФ и два месяца в центральном аппарате), а при реорганизации в форме присоединения - с 6 до 3 месяцев.    

     Установленные Положением Банка России основные стадии и процедуры процесса слияния или присоединения практически совпадают. Тем не менее, при реорганизации в форме слияния Банк России одновременно регистрирует новую, возникшую в результате слияния, кредитную организацию, а действие лицензий объединяющихся банков прекращается. Это означает, что в течение определенного периода времени будет прекращено обслуживание клиентов реорганизуемых банков, поскольку:

- необходимо оформить перевод всех клиентов реорганизованных банков в новый объединенный банк (открыть счета и т.д.), что займет значительное время в связи с большим объемом работы;

- новый банк не имеет необходимых ему для осуществления операций корреспондентских счетов, поскольку их открытие возможно только при наличии зарегистрированного Устава банка и соответствующих лицензий, выданных на имя нового банка;

- для осуществления операций в иностранной валюте объединенному банку как агенту валютного контроля необходимо получить соответствующие согласования в Банке России;

- клиентам будет необходимо в установленном порядке получить разрешения на перевод паспортов сделок  по внешнеторговым контрактам в новый объединенный банк.

     При реорганизации банков в форме присоединения  подобных проблем не возникает, либо они минимальны:

- клиенты присоединяемого банка имеют возможность перейти на обслуживание в присоединяющий банк еще до окончания процесса реорганизации и обеспечить плавный перевод денежных потоков от своих контрагентов на вновь открываемые счета;

- присоединяющий банк с момента реорганизации может осуществлять комплексное обслуживание клиентов присоединяемого банка.

     Банк России стремится максимально защитить интересы клиентов и вкладчиков банков, намеревающихся провести реорганизацию в форме слияния или поглощения, и совершенно обоснованно жестко регламентирует соответствующие процедуры. Однако есть ряд вопросов, нуждающихся в совершенствовании. Это касается порядка обязательного письменного уведомления всех кредиторов, то есть владельцев счетов, о предстоящей реорганизации. Если учесть, что число кредиторов банка может достигать сотен тысяч и более, можно представить себе всю сложность подобной процедуры. Эту проблему банкам поможет урегулировать разрешение уведомлять кредиторов о реорганизации не только по почте, но и через СМИ. Решение о выборе того или иного способа уведомления кредиторов может приниматься как общим собранием акционеров, так и советом директоров реорганизуемого банка. При этом кредиторы должны быть уведомлены в тридцатидневный срок с момента принятия решения о проведении слияния или присоединения. Такой порядок уведомления кредиторов о реорганизации банков нашел свое отражение в законопроекте, который на сегодняшний день рассматривается депутатами Государственной Думы и может быть принят в ближайшее время.  

Информация о работе Слияния и поглощения как формы реорганизации коммерческих банков