Слияния и поглощения как формы реорганизации коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка практических подходов и алгоритмов для оценки целесообразности участия банков в сделках слияния и поглощения, а также изучение влияния результатов этих сделок на показатели эффективности функционирования банка после объединения.
Цель курсовой работы обуславливает постановку и решение следующих задач:
1. Классификация и анализ финансовых и нефинансовых проблем, связанных с процессами централизации банковского капитала и реорганизации банков в форме слияния и поглощения.
2. Сравнительный анализ подходов к оценке стоимости банков, участвующих в слиянии или поглощении, и выявление наиболее приемлемой методики оценки банковского бизнеса в российских условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АПЕКТЫ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ)
1.1. Типология банковских слияний и поглощений
1.2. Теории и эмпирические курсовой работы мотивов банковских слияний и
поглощений
1.3. Банковские слияния и поглощения в России
ГЛАВА II. ТЕХНИКА БАНКОВСКИХ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ
2.1. Основные этапы сделок по слиянию и поглощению банков
2.2. Проблемы, возникающие в процессе банковских слияний и поглощений
в российских условиях и пути их преодоления
ГЛАВА III. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ БАНКА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БАНКОВСКИХ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ
3.1. Особенности оценки стоимости банка - участника сделки слияния и
Поглощения
3.2. Оценка эффективности банковских слияний и поглощений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Слияния и поглощения как формы реорганизации коммерческих банков КР Мирякиной Н.А. 13-МН.м.rtf

— 7.65 Мб (Скачать файл)

     Слияния банков неизбежно влияют на уровень ликвидности и рисков, причем не всегда в лучшую сторону. При анализе такого влияния следует учитывать:

-  мотивы и стратегические соображения слияния (поглощения) в области управления ликвидностью и рисками;

-   влияние сделки на профиль деятельности банка и структуру его рисков.

     Для поддержания ликвидности балансов банков рассматриваются такие меры как:

    1. предоставление государственных ценных бумаг, ранее внесенных в капитал банков-участников слияния (поглощения), в качестве обеспечения под представляемые банкам кредиты;
    2. обмен активов «низкого» качества на более ликвидные, в том числе списание стоимости «плохих» активов за счет резервов, созданных под потери по данным категориям активов;
    3. приведение в соответствие сроков исполнения обязательств банков и сроков востребования активов.

     Банки, к моменту слияния имеющие проблемы с ликвидностью или выявившие таковые у партнера по сделке, не должны добавлять к одному кризису другой. Слишком много большое число банковских слияний было осуществлено для того, чтобы «утопить» свои трудности в общих трудностях своих партнеров, и такие сделки очень редко приводили к успеху.

     Принципиально важный момент - методика объединения бухгалтерских балансов. Еще до слияния необходимо адаптировать учетные политики объединяющихся банков, включая номенклатуру балансовых и лицевых счетов, символы отчета о прибылях и убытках. Для более успешного прохождения процесса интеграции в области бухгалтерского учета  объединяющимся банкам рекомендуется предпринять следующие действия:

  1. Необходимо выбрать какой-либо транзитный счет для закрытия (обнуления) балансов объединяющихся банков и принятия их средств.
  2. Следует закрыть баланс всех банков в случае слияния и образования нового банка, и баланс одного банка в случае его поглощения приобретающим банком. При этом кредитовые остатки на лицевых счетах списываются в кредит выбранного ранее транзитного счета, а дебетовые остатки - в дебет того же транзитного счета.
  3. Остатки на лицевых счетах балансов объединяющихся банков следует принять а баланс нового банка (слияние) или на баланс головного банка (поглощение). Это также делается через выбранный ранее транзитный счет.
  4. В балансе следует отразить конвертацию акций  банков-участников сделки в акции нового банка.
  5. Если у банков, участвующих в сделке, имеются филиалы или иные подразделения с обособленным балансом, то на первом этапе их балансы в каждом банке вливаются в баланс соответствующей головной конторы, а на втором этапе сводные балансы объединяющихся банков (с учетом филиалов и подразделений) сливаются в единый сводный баланс.

     Банки, участвующие в сделке слияния (поглощения), должны провести аудиторскую проверку достоверности балансов  и отчетов о прибылях и убытках, достоверности сводного баланса объединенного банка и получить от аудиторской фирмы отчет, содержащий оценку соответствия законодательству проведенных банком операций, связанных с реорганизацией, условий конвертации акций банков, а также анализ возможности выполнения объединенным банком  пруденциальных норм деятельности (на основе его сводного баланса). Например, Центральный банк РФ рекомендует утвердить аудиторскую фирму (аудитора), которая будет обслуживать процесс объединения. На практике пакет документов от реорганизующихся банков не примут на рассмотрение, если в нем не будет заключения аудитора. При этом для подтверждения баланса и отчета о прибылях и убытках на момент принятия решения о слиянии (поглощении) каждый из банков может воспользоваться услугами своего аудитора. Но в дальнейшем требуется одна аудиторская фирма на все участвующие в сделке банки.   

     Интеграция информационных систем - предмет первостепенной важности для банков. При слиянии (поглощении) банков существует большая вероятность того, что какая-то часть их технического оборудования и программного обеспечения окажется несовместимой. В лучшем случае это может стать еще одним затратным фактором, а в худшем - оказаться непреодолимым препятствием, угрожающим процессу слияния (поглощения) в целом. В этом случае может возникнуть необходимость принимать дорогостоящие решения о разработке новой операционной системы.

     При наличии выгодных условий интеграция электронной системы происходит в течение 2-х лет и позволяет снизить затраты в среднесрочной перспективе на 25%, не мешая осуществлению каждодневных банковских операций. Зачастую от электронной системы зависит 30-50% успеха слияния. Кто кому и какую информацию передает, на базе какой системы это происходит и какая система выбирается новым банком - это очень серьезное не только техническое, но и финансовое решение.  Если этому не уделить должного внимания, возможны значительные потери времени, которые могут стать причиной потери клиентов, что в итоге сведет на нет усилия по сокращению затрат и повышению прибыли.

     При выборе информационной системы следует придерживаться следующих, проверенных на практике правил:

1. Не принимать решения в пользу комбинации обеих систем. В универсальных банках электронная система, как правило, представляет из себя целостный компонент, а потому выбор лучших составных частей из каждой системы приведет к созданию столь многочисленных пересечений, что легче будет заново создать целостную систему.

2. Не следует создавать абсолютно новую систему в период слияния. Даже если эта мысль может показаться привлекательной, ее реализация в ходе слияния достаточно сложна. Банки, избравшие такой путь, несут дополнительные издержки и теряют драгоценное время.

3. Использовать объективные критерии. Выбор системы отражается практически на каждой операции банка. Если существующая система однозначно не подходит, следует разработать перечень критериев отбора. Особенно здесь важны такие факторы, как повышение эффективности работы на рынке, гибкость в вопросах развития, эффективность производственных процессов, компетентность сотрудников подразделения, возможность реализации во времени и минимизация затрат на интеграцию.

4. Удержание экспертов, работавших по отвергнутой системе. Если многие ведущие сотрудники, обслуживающие отвергнутую систему, будут уволены или покинут банк по собственному желанию, это может обернуться катастрофой. Если нельзя решить такие сравнительно мелкие проблемы, можно предположить возможность более крупных сбоев и массовое недовольство клиентов.

     В то время, как внутри банка решаются вопросы мотивации персонала, выбора электронной системы и создания новой структуры, клиенты могут быть отодвинуты на задний план, чего нельзя допустить ни в коем случае. Для дальновидных руководителей банка на первом месте среди публичных приоритетов сделки слияния должна стоять защита интересов клиентов.

     Вопреки надеждам на то, что в результате объединения численность клиентов возрастет, зачастую имеет место обратная ситуация. Особенно чувствительны к слияниям крупные клиенты, которые иногда закрывают счета в объединенном банке и переводят их в другие банки, не желая зависеть от  одного кредитора. Клиенты также могут покинуть банк, не желая обслуживаться вместе со своими конкурентами.  Даже если вкладчики достаточно лояльны и поддерживали отношения с объединяющимися банками долгие годы, слияние может вызвать у них обеспокоенность, что в конечном итоге чревато их уходом в другие банки.

     Чтобы сохранить клиентскую базу, объединяющиеся банки должны придерживаться следующих правил:

1. Оптимизировать процесс  формирования цен на банковские продукты и услуги. В ходе разработки новых тарифов следует учитывать преимущества клиентов и интересы банка. Решение в пользу более низкой цены заставит банк идти на дополнительные расходы. Однако, неприкрытое повышение цен может обернуться гораздо худшими последствиями.

2. В ходе реструктуризации филиальной сети следует проявлять должную осмотрительность. Близость к клиенту, достаточное покрытие рынка и разница в ценах на продукты и услуги долгое время определяли размеры банковской филиальной сети, тем не менее банки должны отказаться от содержания убыточной сети филиалов. Сегодня в качестве важного фактора формирования сети доставки банковских продуктов и услуг следует учитывать и возможности электронной обработки клиентских поручений, и прямых каналов связи с клиентурой. Очень внимательно следует относиться к мотивации сотрудников на местах, поскольку это отражается на сохранении клиентуры филиалов и отделений банка.    

     Разумеется, спрогнозировать все проблемы, которые могут возникнуть при объединении банков, а также наметить пути их преодоления крайне сложно, тем не менее этим необходимо заниматься. Выявление причин неудач банковских слияния и поглощений на самых ранних этапах интеграционного процесса, и применение выработанных практикой мер по преодолению подобных неудач, по нашему мнению, позитивно отразится на  дальнейшем функционировании объединенного банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ БАНКА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БАНКОВСКИХ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ

 

3.1 Особенности оценки стоимости банка - участника сделки слияния и поглощения

 

     Обязательным условием слияния или поглощения банков является учет интересов  акционеров банковских фирм, участвующих в сделке. Условия процедуры слияния или поглощения отражаются на стоимости образуемой банковской компании, которая должна превышать сумму стоимостей двух банков-участников.

     Качественная и объективная оценка объекта слияния или поглощения, которая позволяет банкам-партнерам  принять наиболее правильные и рациональные решения,  является очень важной составляющей сделки, так как именно она служит обоснованием цены контракта. 

     Возможны два варианта оценки стоимости банка:

- оценка банка, как целостной, непрерывно функционирующей структуры;

- оценка на основе банковского капитала.

     Конечные результаты оценки по этим двум направлениям, как правило, приводят к аналогичным результатам, однако предпочтение отдается  оценке стоимости на основе банковского капитала [47].

     В профессиональной практике используются три основных подхода для оценки стоимости банка:

1) затратный подход - совокупность методов оценки стоимости банка, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления, либо возмещения объекта оценки;

2) сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости банка, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними;

3) доходный подход - совокупность методов оценки стоимости банка, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

     Затратный подход рассматривает стоимость банка с точки зрения понесенных издержек. Обычно балансовая (бухгалтерская) стоимость активов банка не соответствует их реальной рыночной стоимости, поэтому задача состоит в их переоценке. После определения реальной стоимости всех активов из нее вычитается текущая стоимость всех его обязательств, и тем самым определяется оценочная стоимость собственного капитала банка.

     К преимуществам затратного подхода относится то, что он основан на оценке существующих активов. Это устраняет значительную долю умозрительности, присущей другим подходам. Кроме того, этот подход пригоден для оценки вновь созданных банков.

     Среди недостатков отметим, прежде всего, то, что при использовании  затратного  подхода не учитывается динамика будущих доходов банка, то есть не принимаются во внимание перспективы развития бизнеса.

     В рамках затратного подхода выделяют метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости.

     Метод ликвидационной стоимости применяется в тех случаях, когда есть предположение о том, что в случае ликвидации рыночная стоимость банка будет выше, чем при оценке его как действующего бизнеса.

     Метод чистых активов заключается в определении стоимости либо каждой статьи активов, либо группы активов. Суть данного метода состоит в преобразовании бухгалтерского баланса в экономический, и определении на этой основе действительной стоимости поглощаемого банка.

     Сравнительный подход предусматривает сравнение оцениваемой банковской фирмы с аналогичными банками, которые были проданы на открытом рынке. Источниками данных для применения этого подхода является информация фондового рынка, рынка слияний и поглощений, и данные о предыдущих сделках покупки-продажи банков. При сравнительном подходе за основу берут стоимость банков, аналогичных оцениваемому, акции которых продаются на рынке. Его использование гарантирует высокую скорость и достоверность оценки, конечно, при условии достоверности информации об аналогах. Сравниваемые банки должны иметь приблизительно одинаковый доход, размер собственных средств, величину совокупных активов и другие, важные при сравнении показатели. 

     К преимуществам сравнительного подхода, бесспорно, относится то, что оценка основана на достигнутых результатах деятельности банка, а цена сделки отражает ситуацию на рынке. Недостатки подхода заключаются в том, что при его использовании не учитывается будущая стоимость банка. Также необходимо заметить, что в связи с отсутствием или слабым развитием фондового рынка при использовании сравнительного подхода существует сложность в нахождении банка-аналога.           

     Доходный подход рассматривает покупку банковской фирмы как инвестицию и оценивает банк с точки зрения его возможности создавать доход в будущем. Так, при использовании этого подхода стоимость банка определяется как величина будущих доходов на вложенные в его покупку средства.

     Реальное преимущество такого подхода заключается в том, что он обеспечивает оценку экономической стоимости банка. Недостатком подхода является сложность прогнозирования доходов банка в будущем.

Информация о работе Слияния и поглощения как формы реорганизации коммерческих банков