Социальное партнёрство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 21:11, реферат

Описание работы

Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и ра­ботодателями при посреднической роли государства, по согла­сованию экономических интересов в социально-трудовой сфе­ре и урегулированию социально-трудовых конфликтов.
Систе­му социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство.

Файлы: 1 файл

РЫНОК ТРУДА. 47. Социальное партнерство понятие и объективные предпосылки возникновения..docx

— 127.69 Кб (Скачать файл)

Социальное партнерство  представляет собой особую систему  отношений, возникающих между наемными работниками и ра­ботодателями при посреднической роли государства, по согла­сованию экономических интересов в социально-трудовой сфе­ре и урегулированию социально-трудовых конфликтов.

 

  Систе­му социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство.

 

   Система социального  партнерства как механизм регулирования  социально-трудовых отноше­ний получила развитие по­сле Второй мировой войны, окончательно утвердилась лишь в 60—70-х гг. XX столетия, и то не во всех странах. Сегодня наи­более развитая система социального партнерства существует в Германии, Австрии, Швеции и других странах. В меньшей степени она развита в Южной Европе, США, Японии. Системы социального партнерства не существует в слаборазвитых стра­нах. В России она только формируется.

 

   Формирование системы  социального партнерства воз­можно  только при определенных условиях.

 

  1. Необходимость регулирования  социально-трудовых отноше­ний возникает одновременно с возникновением капиталисти­ческого товарного производства, когда в качестве основных субъектов трудовых отношений окончательно оформляются два основных класса — собственники средств производства и наемные работники, лишенные средств производства и потому вынужденные продавать свою рабочую силу, чтобы как-то обес­печить свое существование.

 

  2. Уже на начальном  этапе развития капиталистического  товар­ного производства при взаимодействии двух классов достаточ­но четко проявился противоположный характер их интересов. Рабочий, свободный от средств производства и не имеющий земли, был вынужден наниматься на работу к собственнику средств производства — капиталисту.

 

   Государство помогало  капиталисту в насильст­венном удлинении рабочего дня путем установления «разумной цены» и закрепления в законодательно-принудительном по­рядке определенной продолжительности рабочего дня. Начиная с XIV в. в ряде стран Западной Европы (Франция, Великобритания, Нидерланды и др.) действовали статуты (законы) о рабочих, которые устанавли­вали уровень заработной платы наемных рабочих, продолжительность рабочего дня. Эти статуты были отменены только в XIX в. Например, в Англии рабочие статуты были отменены в 1813 г., когда капитализм прочно встал на ноги.

 

   Чтобы защитить  себя, рабочие бы­ли вынуждены объединяться. Само развитие капитализма провоцирует рабочих к объединению. Капитал боится сплочения рабочих и через государство пытался себя защищать. Поэтому на протяжении во многих странах существовали за­коны, запрещающие профсоюзы. Только в конце XIX в. проф­союзы наконец-то легализовались.

 

   В 1868 г. был образован  Британский конгресс тред-юнионов,  в 1898 г. Бельгийская рабочая  партия образовала профсоюзные  комиссии. В 1906 г. началось организованное  профсоюзное движение в России. В США рабочие организации  были законо­дательно признаны только в 30-х гг. XX столетия (закон Вагне­ра 1936 г. и закон Норриса-Ла Гардена 1932 г.). По мере развития профсоюзного движения стали возникать объединения работо­дателей.

 

   В конце XIX —  начале XX в. в индустриальных странах  посте­пенно формируется трудовое  законодательство. Так, в 1907 г.  был принят Датский гражданский  кодекс, в 1911 г. — Швейцар­ский кодекс обязанностей, в 1915 г. появилось специальное за­конодательство в Норвегии, в 1918 г. аналогичные законы при­нимаются в Германии, в 1919 г. — во Франции. В 1919 г. была об­разована Международная организация труда (МОТ). Однако социального партнерства еще не существовало. С начала XX в. потребовалось примерно полвека, чтобы в теорию и практику регулирования социально-трудовых отношений между наем­ными работниками и работодателями прочно вошло такое по­нятие, как «социальное партнерство».

 

   В ходе относительно  стабиль­ного развития серьезные экономические потрясения стали охватили развитые капиталистические страны. Это и мировой экономи­ческий кризис 1929—1933 гг., и Вторая мировая война. В результате позиции капитала в развитых странах были подорваны, что заставило его искать пути сотрудничества с профсоюзами.

 

   В послевоенной  ФРГ к этому толкала угроза  национализации предприятий, собственники  которых открыто сотрудничали с нацистами. В США факто­ром, который заставил предпринимателей сесть за стол переговоров, стал нефтяной кризис 1974 г.

 

   Параллельно набирало  мощь профсоюзное движение. Так,  с октября 1949 г. было восстановлено  профсоюзное движение в ФРГ  (было создано Объединение немецких  профсоюзов ОНП). В 1945 г. произошло  слияние профсоюзов Бельгии, бы­ла образована Всеобщая федерация труда Бельгии (ВФТБ). Набирало мощь профсоюзное движение в южноевропейских странах (Италия, Греция, Португалия). В Испании на базе ра­бочих комиссий (аналогия профкомов на предприятиях), вы­росших в 60-х гг., была образована Профсоюзная конфедера­ция рабочих комиссий (ПКРК). В Великобритании при со­действии профсоюзов была образована Лейбористская партия Великобритании, которая после Второй мировой войны трижды находилась у власти (1945—1951 гг., 1964—1970 гг., 1974-1979 гг.).

 

   В первой половине XX в. в силу ряда объективных  условий (усиление концентрации  производства, усложнение экономи­ческих связей, обострение социальных проблем и усиление ми­литаризации экономики) произошло расширение экономичес­ких функций государства. «Ночного сторожа» сменило эконо­мически активное государство. Оно все сильнее вмешивалось в регулирование не только экономических, но и социальных отношений. Как уже отмечалось, во многих странах Западной Европы и США под давлением левых сил и профсоюзов полу­чило развитие социальное законодательство. Именно на этой волне после Второй мировой войны сформировалась идеология «государства всеобщего благоденствия» (Welfare State).

 

   Государственная политика  «социального благоденствия» в  40—50-х гг. XX столетия включала  программы достижения вы­сокого уровня жизни населения путем создания государствен­ной системы образования, здравоохранения, жилищного стро­ительства, а также программы социального обеспечения, регу­лирования минимального размера заработной платы.

 

   Согласно идеологии  «государства всеобщего благоденствия»  и социального государства, социальная  политика позволяет стабилизировать  общество, уладить конфликты и  добиться ут­верждения солидарности и партнерства. Именно в послевоен­ный период разрабатывается и утверждается система мини­мальных стандартов социального обеспечения граждан, гаран­тированных государством. Благодаря усилиям государства в послевоенный период в большинстве европейских стран были созданы национальные социально-экономические советы из представителей объеди­нений предпринимателей, профсоюзов и государства. В 1947 г. в Италии был образован Национальный совет экономики и труда. В Бельгии в 1948 г. был создан Центральный экономиче­ский совет, а в 1952 г. — Национальный совет труда. В Гол­ландии в 1950 г. был сформирован Экономический и социаль­ный совет, а несколько позднее Совет по проблемам труда. Во Франции Экономический и социальный комитет действует с 1958 г., а в Англии с 1962 г.

 

   Создание в 1919 г.  Международной организации труда  (МОТ) и ее целенаправленные  усилия по содействию внедрению  в практи­ку регулирования социально-трудовых отношений коллектив­но-договорных форм также сыграли роль своеобразного ката­лизатора развития системы социального партнерства. МОТ вы­работала около двух десятков конвенций и рекомендаций, реа­лизация которых позволила многим странам выстроить свой механизм коллективно-договорного регулирования социаль­но-трудовых отношений.

 

   Становлению новой  системы регулирования социально-тру­довых  отношений в развитых странах  в немалой степени спо­собствовало также развитие в послевоенный период институтов гражданского общества, формирование и развитие демократи­ческих процедур принятия решений как на уровне общества в целом, так и на уровне отдельных предприятий.

 

   Таким образом,  возникновение в 60—70-х гг. XX в.  в развитых странах договорной  формы регулирования социально-трудо­вых  отношений явилось результатом  длительного экономичес­кого и социально-политического развития, оно стало возмож­ным благодаря целому ряду объективных и субъективных усло­вий: усиление концентрации и централизации ка­питала и как следствие этого изменение форм организации тру­да и характера взаимоотношений наемных работников и рабо­тодателей в процессе производства; рост сплоченности рабоче­го и профсоюзного движения; активная социальная политика государства; развитие демократических процедур управления обществом и др.

_____________________________-

Дипломная работа по теме:

 

«Социальное партнерство  в трудовой сфере»

 

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Теоретические аспекты  социального партнерства в трудовой сфере

 

1.1 Объективные предпосылки  и условия возникновения социального  партнерства

 

1.2 История развития концепций  социального партнерства

 

1.3 Понятие, формы и основные  принципы социального партнерства  в трудовой сфере

 

Глава 2. Социальное партнерство  за рубежом

 

2.1 Международно-правовое  регулирование социального партнерства

 

2.2 Международный опыт  социального партнерства

 

2.3 Использование зарубежного  опыта в развитии института  социального партнерства в России

 

Глава 3. Институт социального  партнерства в России

 

3.1 История развития института  социального партнерства в России

 

3.2 Анализ развития социального  партнерства в субъектах Российской  Федерации в период реформирования  экономики России

 

3.3 Перспективы развития  института социального партнерства  в Российской Федерации

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

Приложение 1

 

Приложение 2

 

Приложение 3

 

Приложение 4

 

Введение

 

 

Каждое цивилизованное государство  заинтересовано в стабильности существующих в нем общественных отношений  в самых различных сферах его  жизнедеятельности. В современных  условиях преобладающим способом регулирования  отношений наемного труда становится способ достижения договоренности между  трудом и капиталом, получивший наименование «социальное партнерство».

 

Всплеск интереса к социальному  партнерству в последние годы обусловлен радом факторов. Важнейшим  фактором является сравнительная новизна  этого явления, как для отечественной  обществоведческой науки, так и  для социальной практики. Не секрет, что в советский период категория  социального партнерства не являлась предметом научного анализа, поскольку  противоречила основным постулатам классовой теории, шла вразрез  с официальной идеологической доктриной. Социальное партнерство в трудовой сфере отрицалось, характеризуясь как  явление, присущее лишь капиталистическому типу общественных, прежде всего, социально-трудовых отношений.

 

К числу основных факторов, обуславливающих все более усиливающийся  интерес к социальному партнерству, его механизмам, законам и принципам  функционирования, следует отнести, прежде всего, те объективно возникающие  трансформационные феномены, которые  становятся реальностью современного российского общества. Речь идет о  возрастающей степени самоорганизации  местных сообществ, возникновении  и развитии т.н. третьего сектора - некоммерческих общественных организаций, использующих технологии социального партнерства  в практике взаимодействия с органами власти, бизнес-сектором и т.д., а также об обращении к инструментам социального партнерства самих органов власти, стремящихся заручиться поддержкой населения.

 

Социальное партнерство, перешагнув рамки трудовой сферы, уверенно встраивается в ткань отношений  самых разных социальных субъектов, групп, общностей. Все чаще социальное партнерство выступает как инструмент стратегического планирования, комплексного развития территориальных образований, играя важную, подчас определяющую роль в принятии управленческих решений. Социальное партнерство получило легитимацию  в Трудовом кодексе, документах стратегического  развития страны, региональных законах  о социальном партнерстве, ведомственных  нормативных актах, отраслевых методических рекомендациях.

 

Однако в последние  годы можно говорить о социальном партнерстве и в более широком  контексте. Социальное партнерство  играет все большую роль в обеспечении  политической стабильности, формировании новых цивилизованных человеческих отношений, определяет тенденции мирового общественного развития.

 

Все это означает необходимость  глубокого анализа, серьезного осмысления феномена социального партнерства  и подтверждает актуальность исследования по теме «Социальное партнерство  в трудовой сфере».

 

Объект данного исследования - трудовые отношения, как совокупность отношений, связанных с установлением  контроля над трудовым процессом  внутри хозяйственной организации.

 

Предмет исследования - институт социального партнерства в трудовой сфере в Российской Федерации  и за рубежом.

 

Цель исследования - изучить  социальное партнерство в трудовой сфере и определить перспективы  развития института социального  партнерства в Российской Федерации.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 

Рассмотреть теоретические  и исторические основы института  социального партнерства.

 

Рассмотреть основы международно-правового  регулирования социального партнерства.

 

Изучить международный опыт социального партнерства.

 

Рассмотреть возможность  использования международного опыта  при становлении института социального  партнерства в России.

 

Проанализировать историю  развития и современное состояние  института социального партнерства  в Российской Федерации и определить перспективы его развития.

 

Основные методы исследования - в качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось  исследование, использовались методы анализа и синтеза, индукции и  дедукции, наблюдения и сравнения, системный  и исторический методы. Данные методы позволили наиболее последовательно  и полно рассмотреть различные  аспекты социального партнерства  в трудовой сфере в рамках цели и задач исследования.

Информация о работе Социальное партнёрство