Социальное партнёрство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 21:11, реферат

Описание работы

Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и ра­ботодателями при посреднической роли государства, по согла­сованию экономических интересов в социально-трудовой сфе­ре и урегулированию социально-трудовых конфликтов.
Систе­му социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство.

Файлы: 1 файл

РЫНОК ТРУДА. 47. Социальное партнерство понятие и объективные предпосылки возникновения..docx

— 127.69 Кб (Скачать файл)

 

Четвертый этап синтеза идей социального партнерства стал разворачиваться  с середины XX в. с появлением новых  теорий общественного развития: «индустриального общества», «постиндустриального общества», «цивилизационного подхода», «постмодернизма» и др. Социальное партнерство стало  рассматриваться как инструмент формирования гражданского общества, как новая система цивилизованных общественных отношений, обуславливающих  формирование социального государства. Этот этап развития концепции социального  партнерства связан с идеями Д. Белла, А. Турена, У. Бека, Ю. Хабермаса, П. Андерсона, А. Селигмана, Р. Инглхарта и др. исследователей, выдвинувших различные теории гражданского общества и трансформаций современной цивилизации.

 

Американский социолог Даниел Белл, разработчик концепции постиндустриального общества, обосновал положения о постепенном превращении его в антагонистическое общество, закрепляющее конфликты между управляющими и управляемыми, проявляющиеся не в противоречиях между трудом и капиталом, а в борьбе между знаниями и некомпетентностью.

 

Отмечая появление новых  теорий развития современных обществ, в той или иной степени базирующихся на идеях социального партнерства, нельзя не отметить, что в основе многих из них лежат концепты теории социального действия, блестяще развитой Т. Парсонсом. Консенсус, равновесие, согласие являются в парсонсовской теории важнейшими признаками нормального состояния системы. Именно эти категории являются системообразующими и для социального партнерства как способа охранения общества от социальных конфликтов и потрясений.

 

Важнейший вклад в понимание  природы социального партнерства, особенно как коммуникативного и  деятельностного феномена, вносят концепты современных теоретиков социальной науки: П. Бурдье, Э. Гидденса, Н. Лумана, Ю. Хабермаса и др. Анализ социального партнерства в терминах «коммуникативной рациональности» Ю. Хабермаса, «интерсубъективного дискурса» Э. Гидденса, с позиций теории социальных полей П. Бурдье, общей теории социальных систем Н. Лумана.

 

Принципиальными для создания теории социального партнерства  стали выводы Хоторнских экспериментов, послужившие основанием для создания теории «человеческих» отношений. Согласно этой теории, антагонизм труда и капитала может быть преодолен искусной политикой предпринимателей, реформами в системе управления, в результате которых вскрываются новые резервы повышения производительности труда и возможно установление «социального мира».

 

В начале 60-х годов ХХ века Д. Макгрегор дополнил теорию «человеческих отношений» теорией «управления через соучастие», в которой обосновал, что на тех предприятиях, где «ориентируются на людей», а не просто «на продукцию», человек проявляет инициативу и работает изобретательнее и лучше. Управление не основе учета социально-психологических аспектов работников приводит к тому, что наемный работник становится «социальным партнером», «членом заводского сообщества», заинтересованными в успехе предприятия.

 

С конца 80-х гг. XX в. концепция  социального партнерства стала  активно разрабатываться и в  нашей стране. Сначала в качестве механизма решения трудовых споров, а в последние годы - все больше и больше как технология межсекторного  взаимодействия, эта концепция стала  одной из ведущих тем научных  исследований и общественного дискурса.

 

Таким образом, изучение истории  развития концепций социального  партнерства позволяет сделать  следующие выводы:

 

Первый синтез идей социального  партнерства составили античные идеи солидарности граждан как равных и свободных индивидов. В его  основу легли идеи «естественно гражданского состояния общества», пришедшие  на смену модели «естественно природного состояния».

 

Второй синтез концепции  социального партнерства шел  в русле становления и развития теоретических конструктов естественно-правовой модели общества.

 

В целом, содержанием третьего этапа синтеза концепции социального  партнерства стал перевод этой модели социального взаимодействия из разряда  идеальных конструкций в сферу  социальной реальности. Вопросы социального  партнерства стали, по сути дела, одним  из главных предметов разработки новых мировоззренческих доктрин, столкновения идейно-политических парадигм развития научного знания о законах  развития общества.

 

Важнейший вклад в понимание  природы социального партнерства, особенно как коммуникативного и  деятельностного феномена, вносят концепты современных теоретиков социальной науки, которые позволяют расширить представление о социальном партнерстве как интегративном общественном феномене, конституирующем, в известной степени, не только социальные связи и взаимодействия, но и саму социетальную структуру общества.

 

1.3 Понятие, формы и основные  принципы социального партнерства  в трудовой сфере

 

Содержание понятия «социальное  партнерство» определяется по-разному. Одни исследователи рассматривают  его как способ согласования противоположных  интересов и регулирования противоречий между классом наемных работников и классом собственников. Другие утверждают, что это один из распространенных видов корпоративизма и неокорпоративистских отношений представителей бизнеса, профсоюзов, государства. Третьи рассматривают социальное партнерство не только как отношения в социально-трудовой сфере, но и в более широком смысле - как процесс формирования социального государства.

 

Наиболее распространенными  определениями понятия «социального партнерства» являются:

 

«Социальное партнерство - эффективная  система регуляции трудовых отношений  включает в себя три главных элемента: трудовое законодательство, социальное партнерство, этику трудовых отношений».

 

«Социальное партнерство - социальная политика осуществляется органами государственной  власти и местного самоуправления во взаимодействии с государственными службами и учреждениями, бизнесом, общественными и религиозными организациями, а также физическими лицами».

 

«Социальное партнерство - это  система цивилизованных общественных отношений, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей, предпринимателей, различных социальных групп, слоев, их общественных объединений, органов государственной власти, местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития»

 

Близким понятию «социальное  партнерство» является понятие «корпоративизма», которое чаще используется в ряде стран Западной Европы, США, Латинской  Америки и Юго-Западной Азии. Корпоративизм  принято определять как «форму социальной организации, при которой ключевые экономические, политические и социальные решения принимаются оформленными корпоративными группами или совместно  этими группами и государством». Согласно этой концепции, индивиды могут  влиять на решения, принимаемые на государственном  уровне, посредством членства в корпоративных  органах - профсоюзах, профессиональных организациях, деловых объединениях, группах политического давления и лобби, добровольных объединениях.

 

Эксперты Международной  организации труда (МОТ) определяют суть социального партнерства как  «механизм, посредством которого предприниматели, представители трудящихся и правительства  разрабатывают комплекс согласованных  и многосторонних вопросов для решения  всех важнейших вопросов экономической  и социальной политики в национальном масштабе путем поиска компромиссов».

 

Важнейшими целями социального  партнерства являются согласование и защита интересов различных  социальных групп, слоев и классов, содействие решению актуальных экономических, социальных и политических задач, углублению демократии, формированию социального  правового государства, открытого  демократического гражданского общества.

 

Для целей данного исследования будем использовать определение  социального партнерства в сфере  труда, данное в Трудовом кодексе  РФ: «Социальное партнерство в  сфере труда - система взаимоотношений  между работниками (представителями  работников), работодателями (представителями  работодателей), органами государственной  власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей  по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений».

 

Социальное партнерство  выступает как отдельный правовой институт. Система социального партнерства  состоит из трех основных частей:

 

совокупность постоянно  и временно действующих двух-, трехсторонних  органов, формируемых представителями  работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях  регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений (Федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия);

 

совокупность различных  совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и  др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров  между сторонами, направленных на регулирование  социально-трудовых отношений;

 

соответствующий порядок, формы  взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности указанных органов и документов.

 

Социальное партнерство  как самостоятельный институт трудового  права имеет свои принципы, которые  не противоречат основным принципам  правового регулирования трудовых отношений, а развивают их применительно  к данному институту.

 

Основными принципами социального  партнерства, закрепленными в Трудовом кодексе РФ, являются:

 

равноправие сторон;

 

уважение и учет интересов  сторон;

 

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

 

содействие государства  в укреплении и развитии социального  партнерства на демократической  основе;

 

соблюдение сторонами  и их представителями правовых актов;

 

полномочность представителей сторон;

 

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

 

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

 

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

 

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

 

контроль над выполнением  принятых коллективных договоров, соглашений;

 

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

 

Формы, в которых осуществляется социальное партнерство в трудовой сфере закреплены в Трудовом кодексе РФ:

 

Социальное партнерство  осуществляется в формах:

 

коллективных переговоров  по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

 

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений, обеспечения  гарантий трудовых прав работников и  совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

 

участия работников, их представителей в управлении организацией;

 

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

 

Функции социального партнерства  определяются интересами трех социальных партнеров. Это представительство  и защита общегосударственных интересов  в сфере труда, интересов отечественного бизнеса и интересов наемных  работников. Это прямые, основные функции, реализация которых направлена на обеспечение  социального мира в обществе. Имеются  и косвенные (сопутствующие) функции, а именно: воздействие социального  партнерства на формирование гражданского общества и на развитие экономической  демократии, обеспечение социальной стабильности, социально-экономической  безопасности и социальной справедливости.

 

Социальное партнерство  способно разрешить многие противоречия, возникающие в социально-трудовой сфере (в частности, между государством и бизнесом, государством и работниками  и др.). Однако оно не в состоянии  снять главное противоречие в  условиях господства частной собственности - между трудом и капиталом.

 

По результатам исследования, проведенного в Первой главе можно  сделать следующие выводы:

 

Практический анализ социального  партнерства в трудовой сфере  невозможен без изучения теоретических  основ этого явления: предпосылок  возникновения и истории развития, а так же форм и основных принципов  социального партнерства.

 

Основными предпосылками  становления отношений социального  партнерства являются: социально-экономические (характер форм собственности, состояние  экономики, степень доступа наемных  работников к собственности на средства производства и т.д.); социально-политические (степень развития экономической  демократии, степень зрелости гражданского общества и правового государства, наличие властных структур в виде «социального государства» и т.д.); социально-культурные (доминирующая в обществе система  норм и ценностей регулирования  межклассовых отношений, традиции толерантности  в общественном сознании и т.д.).

 

В истории развития концепций  социального партнерства можно  выделить несколько основных этапов: античные идеи солидарности граждан  как равных и свободных индивидов; становление и развитие теоретических  конструктов естественно-правовой модели общества; перевод модели социального  взаимодействия из разряда идеальных  конструкций в сферу социальной реальности; социальное партнерство, как  новая система цивилизованных общественных отношений, обуславливающих формирование социального государства.

 

К основным принципам социального  партнерства в трудовой сфере  относятся: следование нормам законодательства; полномочность и равноправие  представителей сторон в свободе  выбора и обсуждения вопросов, входящих в состав содержания коллективных договоров и соглашений; добровольность сторон в принятии и несении обязательств и ответственности; регулярность контроля и ответственность за выполнение обязательств.

Информация о работе Социальное партнёрство