Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 21:11, реферат
Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социально-трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов.
Систему социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство.
Четвертый этап синтеза идей
социального партнерства стал разворачиваться
с середины XX в. с появлением новых
теорий общественного развития: «индустриального
общества», «постиндустриального общества»,
«цивилизационного подхода», «постмодернизма»
и др. Социальное партнерство стало
рассматриваться как инструмент
формирования гражданского общества,
как новая система
Американский социолог Даниел Белл, разработчик концепции постиндустриального общества, обосновал положения о постепенном превращении его в антагонистическое общество, закрепляющее конфликты между управляющими и управляемыми, проявляющиеся не в противоречиях между трудом и капиталом, а в борьбе между знаниями и некомпетентностью.
Отмечая появление новых теорий развития современных обществ, в той или иной степени базирующихся на идеях социального партнерства, нельзя не отметить, что в основе многих из них лежат концепты теории социального действия, блестяще развитой Т. Парсонсом. Консенсус, равновесие, согласие являются в парсонсовской теории важнейшими признаками нормального состояния системы. Именно эти категории являются системообразующими и для социального партнерства как способа охранения общества от социальных конфликтов и потрясений.
Важнейший вклад в понимание
природы социального
Принципиальными для создания теории социального партнерства стали выводы Хоторнских экспериментов, послужившие основанием для создания теории «человеческих» отношений. Согласно этой теории, антагонизм труда и капитала может быть преодолен искусной политикой предпринимателей, реформами в системе управления, в результате которых вскрываются новые резервы повышения производительности труда и возможно установление «социального мира».
В начале 60-х годов ХХ века Д. Макгрегор дополнил теорию «человеческих отношений» теорией «управления через соучастие», в которой обосновал, что на тех предприятиях, где «ориентируются на людей», а не просто «на продукцию», человек проявляет инициативу и работает изобретательнее и лучше. Управление не основе учета социально-психологических аспектов работников приводит к тому, что наемный работник становится «социальным партнером», «членом заводского сообщества», заинтересованными в успехе предприятия.
С конца 80-х гг. XX в. концепция социального партнерства стала активно разрабатываться и в нашей стране. Сначала в качестве механизма решения трудовых споров, а в последние годы - все больше и больше как технология межсекторного взаимодействия, эта концепция стала одной из ведущих тем научных исследований и общественного дискурса.
Таким образом, изучение истории развития концепций социального партнерства позволяет сделать следующие выводы:
Первый синтез идей социального партнерства составили античные идеи солидарности граждан как равных и свободных индивидов. В его основу легли идеи «естественно гражданского состояния общества», пришедшие на смену модели «естественно природного состояния».
Второй синтез концепции
социального партнерства шел
в русле становления и развития
теоретических конструктов
В целом, содержанием третьего
этапа синтеза концепции
Важнейший вклад в понимание
природы социального
1.3 Понятие, формы и основные
принципы социального
Содержание понятия «
Наиболее распространенными
определениями понятия «
«Социальное партнерство - эффективная система регуляции трудовых отношений включает в себя три главных элемента: трудовое законодательство, социальное партнерство, этику трудовых отношений».
«Социальное партнерство - социальная политика осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления во взаимодействии с государственными службами и учреждениями, бизнесом, общественными и религиозными организациями, а также физическими лицами».
«Социальное партнерство - это
система цивилизованных общественных
отношений, обеспечивающая согласование
и защиту интересов работников, работодателей,
предпринимателей, различных социальных
групп, слоев, их общественных объединений,
органов государственной
Близким понятию «социальное
партнерство» является понятие «корпоративизма»,
которое чаще используется в ряде
стран Западной Европы, США, Латинской
Америки и Юго-Западной Азии. Корпоративизм
принято определять как «форму социальной
организации, при которой ключевые
экономические, политические и социальные
решения принимаются
Эксперты Международной организации труда (МОТ) определяют суть социального партнерства как «механизм, посредством которого предприниматели, представители трудящихся и правительства разрабатывают комплекс согласованных и многосторонних вопросов для решения всех важнейших вопросов экономической и социальной политики в национальном масштабе путем поиска компромиссов».
Важнейшими целями социального партнерства являются согласование и защита интересов различных социальных групп, слоев и классов, содействие решению актуальных экономических, социальных и политических задач, углублению демократии, формированию социального правового государства, открытого демократического гражданского общества.
Для целей данного исследования
будем использовать определение
социального партнерства в
Социальное партнерство
выступает как отдельный
совокупность постоянно
и временно действующих двух-, трехсторонних
органов, формируемых представителями
работников, работодателей, исполнительной
власти и осуществляющих взаимодействие
между ними на различных уровнях
регулирования социально-
совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами, направленных на регулирование социально-трудовых отношений;
соответствующий порядок, формы
взаимодействия, соотношения и
Социальное партнерство
как самостоятельный институт трудового
права имеет свои принципы, которые
не противоречат основным принципам
правового регулирования
Основными принципами социального партнерства, закрепленными в Трудовом кодексе РФ, являются:
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
соблюдение сторонами и их представителями правовых актов;
полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
контроль над выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Формы, в которых осуществляется социальное партнерство в трудовой сфере закреплены в Трудовом кодексе РФ:
Социальное партнерство осуществляется в формах:
коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
взаимных консультаций (переговоров)
по вопросам регулирования трудовых
отношений и иных непосредственно
связанных с ними отношений, обеспечения
гарантий трудовых прав работников и
совершенствования трудового
участия работников, их представителей в управлении организацией;
участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Функции социального партнерства определяются интересами трех социальных партнеров. Это представительство и защита общегосударственных интересов в сфере труда, интересов отечественного бизнеса и интересов наемных работников. Это прямые, основные функции, реализация которых направлена на обеспечение социального мира в обществе. Имеются и косвенные (сопутствующие) функции, а именно: воздействие социального партнерства на формирование гражданского общества и на развитие экономической демократии, обеспечение социальной стабильности, социально-экономической безопасности и социальной справедливости.
Социальное партнерство
способно разрешить многие противоречия,
возникающие в социально-
По результатам исследования, проведенного в Первой главе можно сделать следующие выводы:
Практический анализ социального
партнерства в трудовой сфере
невозможен без изучения теоретических
основ этого явления: предпосылок
возникновения и истории
Основными предпосылками
становления отношений
В истории развития концепций
социального партнерства можно
выделить несколько основных этапов:
античные идеи солидарности граждан
как равных и свободных индивидов;
становление и развитие теоретических
конструктов естественно-
К основным принципам социального партнерства в трудовой сфере относятся: следование нормам законодательства; полномочность и равноправие представителей сторон в свободе выбора и обсуждения вопросов, входящих в состав содержания коллективных договоров и соглашений; добровольность сторон в принятии и несении обязательств и ответственности; регулярность контроля и ответственность за выполнение обязательств.