Социальное партнёрство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 21:11, реферат

Описание работы

Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и ра­ботодателями при посреднической роли государства, по согла­сованию экономических интересов в социально-трудовой сфе­ре и урегулированию социально-трудовых конфликтов.
Систе­му социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство.

Файлы: 1 файл

РЫНОК ТРУДА. 47. Социальное партнерство понятие и объективные предпосылки возникновения..docx

— 127.69 Кб (Скачать файл)

 

Основными формами социального  партнерства в сфере труда  являются: коллективные переговоры по разработке проектов коллективных договоров, соглашений и их подписанию; взаимные консультации по разрешению вопросов, связанных с регулировкой трудовых прав и обязанностей и других, тесно  прилегающих к ним проблем  по обеспечению гарантий прав работников, совершенствованию законодательной  базы; участие рабочих в досудебных рассмотрениях споров трудовой сферы; участие работников, их представителей в управлении организацией.

 

Глава 2. Социальное партнерство  за рубежом

 

 

2.1 Международно-правовое  регулирование социального партнерства

 

 

Отсутствие в западном мире на протяжении нескольких десятилетий  крупных общественных потрясений - в значительной степени результат  реализации идеи социального партнерства  труда и капитала, отношения между  которыми долгое время представлялись не иначе как антагонистическими. Практическое воплощение эта идея получает после признания необходимости  «трехстороннего сотрудничества» - представителей трудящихся, предпринимателей и государства.

 

Идеей трехстороннего сотрудничества пронизана вся деятельность Международной  организации труда (МОТ) со времени  ее основания в 1919 году. Принятые МОТ  конвенции, в частности Конвенция  № 144 (1976) о трехсторонних консультациях  для содействия применению международных  трудовых норм, исходят из нескольких важных положений, легших в основание  современного трехстороннего сотрудничества:

 

признание социального плюрализма группами, отстаивающими разнообразные  интересы, но готовыми соблюдать принцип  сосуществования и не выходить за юридические рамки, определяемые государством.

 

необходимость совершенствования  представительной демократии, поскольку  интересы предпринимателей и трудящихся не находят полного выражения  на парламентских трибунах.

 

безусловное соблюдение достигнутых  договоренностей всеми сторонами, подразумевая безоговорочное осуждение  действий, направленных на срыв соглашений. (например, правительства Бельгии, добившегося в начале 1980-х годов принятия королевских указов об ограничении заработной платы).

 

Международная Организация  Труда является специализированным учреждением ООН и представляет международную межправительственную организацию универсального характера (ст.57 Устава Организации Объединенных Наций), созданную для достижения целей, направленных на развитие международного сотрудничества в социально-трудовой сфере, действующую на основании  учредительного акта (Устава МОТ). Устав  МОТ определяет компетенцию и  организационную структуру МОТ, устанавливает права и обязанности  МОТ, правовое положение ее членов, цели создания, учреждает ее органы и определяет их компетенцию.

 

МОТ давно занимается содействием  одному из ключевых аспектов надлежащих методов управления - социальному  партнерству. Сама трехсторонняя структура  МОТ должна рассматриваться как  признание значения социального  партнерства для достижения социальной справедливости, экономического и социального  развития.

 

Особо следует отметить развитие социального партнерства на уровне Европейского союза (ЕС). ЕС использует при этом трехстороннюю модель. В  трехсторонних переговорах на уровне созданного Экономического и Социального  совета ЕС участвуют также представители  объединений работодателей (ассоциация UNICE) и представители объединения  профсоюзов ЕС. В 1992 г. в Маастрихте социальными партнерами стран ЕС (без Великобритании) был подписан протокол, признававший работодателей и работников партнерами, с которыми Союз должен согласовывать свои меры.

 

Модель трипартизма была поддержана и на встрече глав государств по социальному развитию, прошедшей под эгидой ООН в 1995 г. в Копенгагене. Там отмечалось, что социальный прогресс недостижим, если надеяться только на механизм рынка. Главными задачами были названы обеспечение полной занятости, а также борьба с бедностью. Средством для этого названы вложения в «развитие человеческих ресурсов».

 

Требование защищать интересы трудящихся перед работодателями как  обязанность государства зафиксирована  в целом ряде международных документов. Так, в Социальной хартии, принятой в 1961 г. Советом Европы, подписавшие ее государства приняли на себя обязательства поддерживать следующие права граждан: на труд, на справедливое вознаграждение, на достойные условия труда и отдых, на объединение и заключение коллективных договоров.

 

Основные принципы реализации трехстороннего партнерства закреплены во многих рекомендациях МОТ. Так, на своей Генеральной конференции  в 1960 г. МОТ приняла рекомендации о трехсторонних консультациях  в каждой стране - члене МОТ, как  на общенациональном, так и на отраслевом уровне. В 1976 г. МОТ приняла Конвенцию  № 144, определяющую равное представительство  работников и работодателей в  общенациональной Консультативной  комиссии.

 

В 1998 г. по инициативе Дании  состоялась международная конференция  по проблемам социального партнерства, в которой участвовали более 25 стран Европы, Америки и Азии. Обсуждалась модель социального  партнерства для обеспечения  социального благосостояния в третьем  тысячелетии. Большое внимание уделялось  новым инициативам по снижению уровня безработицы, повышению занятости  людей с ограниченной дееспособностью, подготовке и переподготовке кадров, а также повышению социальной ответственности предприятий и  компаний. Анализ развития социальной ответственности предприятий и  компаний, включавший социологический  опрос показал «…рост числа тех, кто признает, что забота о работниках должна лежать в первую очередь на самом предприятии, ибо эти меры влекут за собой рост производительности труда работников, их творческую отдачу, повышение репутации фирмы и, как следствие, ее прибыльность».

 

Идея социального партнерства  получила правовую материализацию, закрепившись в конституциях и законодательстве многих западных государств, например Бельгии - в 1948 году, ФРГ - в 1952 году, Австрии - в 1957 году, Франции - в 1958 году, странах  Северной Европы - в 1970-х годах.

 

Социальную политику ЕС отличает широкий арсенал инструментов, посредством  которых институты ЕС осуществляют «унификацию и гармонизацию социальной сферы», содействуют расширению гарантий социальной защиты граждан Европейского Союза. В первую очередь это касается нормативных правовых актов Европейского Сообщества. В сфере трудового  права принимаются два вида нормативных  правовых актов - регламенты и директивы.

 

На уровне ЕС законодательство представило ряд требований по вовлечению работников в странах-членах и учредило новые органы по представительству  работников, а именно:

 

Директива о Европейских  советах предприятия (EWCs) (1994) ввела общеевропейские структуры по информированию и консультированию работников и их представителей по вопросам бизнеса и занятости в транснациональных компаниях выше определенного размера, функционирующих в ЕС23.

 

Директива (2002), создавшая  общие рамки для информирования и консультирования работников, потребовала  от руководства всех предприятий  с численностью работников не менее 50 человек (всех учреждений с численностью не менее 20 человек) предоставлять представителям работников информацию и/или консультации по вопросам бизнеса, занятости и  организации работы.

 

Директивы, посвященные большему вовлечению работников в управление компанией, связанные с Уставом  Европейской компании 2001 г. и с  Уставом Европейского кооперативного общества 2003 г.

 

Попутно отметим, что ни по линии МОТ, ни в национальных законодательствах  государств - ее членов не было принято  каких-либо правовых документов о социальном партнерстве как особом методе регулирования  трудовых отношений. Зато существуют нормативные акты, касающиеся главных субъектов социального партнерства (т. е. профсоюзов и работодателей-предпринимателей), а также затрагивающие основные составляющие (институты) механизма социального партнерства (коллективные договоры и соглашения, консультативные органы, участие работников в делах предприятий и акционерных обществ (АО), разрешение трудовых споров и конфликтов).

 

Россия после распада  Советского Союза стала его правопреемником  по всем ратифицированным международным  соглашениям. С вступлением России в Совет Европы расширились возможности  международно-правовой защиты нарушенных прав. Среди международно-правовых документов особое значение для трудового  права имеют конвенции МОТ, которые  определяют содержание всех правовых институтов законодательства о труде  и социальном обеспечении.

 

Российский Федеральный  закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее - Закон о профсоюзах) полностью  соответствует международным стандартам и, в частности, положениям основополагающих конвенций МОТ № 87 (о свободе  ассоциации и защите права на организацию) и № 98 (о применении принципов  права на организацию и ведение  коллективных переговоров).

 

Кроме того, Российская Федерация  ратифицировала ряд других конвенций  МОТ, имеющих прямое отношение к  вопросам социального партнерства, а именно: № 100 (о равном вознаграждении), № 111 (о дискриминации в области  труда и занятий), № 122 (о политике в области занятости) и № 150 (о  регулировании вопросов труда).

 

В то же время остаются без  ратификации такие важные для  реализации на практике институтов социального  партнерства конвенции МОТ, как  № 135 (о представителях трудящихся), № 144 (о трехсторонних консультациях) и № 154 (о коллективных переговорах), хотя объективные основания для  присоединения России к указанным  документам у нас уже имеются.

 

В июне 2008 года Международная  конференция труда приняла знаковую Декларацию о социальной справедливости в целях справедливой глобализации и дополняющую ее резолюцию об укреплении потенциальных возможностей МОТ по оказанию содействия государствам-членам в достижении своих целей в  контексте глобализации.

 

В Декларации подчеркивается значение согласования позиций, которые  государства-члены занимают на соответствующих  международных форумах, и отмечается исключительно важный вклад других международных и региональных организаций  в реализацию комплексного подхода  к достойному труду. Декларация 2008 года закладывает основу для разработки комплексного подхода МОТ к противодействию  кризису, где центральными элементами экономической и социальной политики являются полная и продуктивная занятость  и достойный труд.

 

Таким образом, изучив основы международно-правового регулирования  социального партнерства, можно  сделать следующие выводы:

 

Очередной этап развития социального  партнерства связан с появлением современной теории трипартизма, или трехстороннего сотрудничества между трудящимися, предпринимателями и государством. В настоящее время она успешно реализуется во многих западных странах под влиянием МОТ. Таким образом, на Западе в ходу два разных понятия - социальное партнерство и трипартизм («трехсторонность»), но при этом второе представляет собой производное от первого, являясь как бы его высшим проявлением на общегосударственном (национальном) уровне.

 

В мировой практике пока нет  примера принятия национальных законов  о социальном партнерстве как  о едином целом, зато действуют многочисленные нормативные и законодательные  акты об отдельных слагаемых (институтах) его механизма, включая консультативные  органы, социальные планы, мирные и  судебные формы урегулирования трудовых споров и конфликтов.

 

2.2 Международный опыт  социального партнерства

 

В европейских странах  сложились разные модели организации  социального партнерства. Поэтому  будут рассмотрены общие тенденции  в развитии моделей социального  партнерства, прежде всего в странах  ЕС. В настоящее время политика ЕС в области социального партнерства, с одной стороны, обогащается  за счет включения опыта различных  стран-членов, а с другой - оказывает  достаточно существенное влияние на его перспективы в каждой отдельной  стране-участнице, в том числе  за счет их взаимного сотрудничества.

 

Из анализа были исключены  по разным соображениям такие страны, как Япония (где пока существует система не социального партнерства, а скорее патернализма, хотя тенденции  развития приближаются к европейским) и США (здесь сложилась жесткая  система социально-трудовых отношений  с минимальным вмешательством государства, мало напоминающая партнерство, и она, по всей видимости, в ближайшей перспективе  будет сохранена).

 

Термин «коллективные  переговоры», но прежде всего практика регулирования заработной платы  и других основных условий занятости  путем ведения переговоров между  профсоюзами и работодателями (или  объединениями работодателей) берет  свое начало в 1860 г. В британской угольной и хлопковой промышленности трудовые затраты составляли большую пропорцию  в числе всех затрат и продукция  была стандартизирована; коллективные соглашения при этом помогали «извлечь зарплаты из сферы конкуренции» и  обеспечивали средства для приспособления к колебаниям в цене на выпускаемый  продукт.

 

Роль трудовых организаций  неуклонно возрастала и становилась  признанной и институционализированной моделью на уровне компании, отрасли и государства, как в сфере производства, так и в сфере распределения прибыли. Эта модель развивалась и эволюционировала до наших дней в соответствии с различными реалиями.

 

Система профсоюзных организаций  на национальном уровне довольно сложная: в странах ЕС сосуществуют различные  модели, которые можно для краткости  сгруппировать по трем основным группам.

 

Первая группа стран объединяет Австрию, Германию, Ирландию и Великобританию, где есть доминирующая, наиболее представительная конфедерация (и только относительно малое число альтернативных организаций, как в Германии, или относительно малое число отдельных профсоюзов - не членов конфедерации, как в Ирландии и Великобритании).

 

Во второй группе стран (Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Голландия, Португалия и Испания) ситуация полностью  противоположна: существует множество  соперничающих профсоюзных конфедераций, разделенных (изначально) в основном по политическим либо религиозным причинам. В этих странах существует ряд влиятельных профсоюзов, которые продолжают оставаться за рамками «наиболее представительных» конфедераций.

Информация о работе Социальное партнёрство