Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 11:32, курсовая работа
Информатизация общества коснулась сегодня всех сфер общественной жизни, в том числе и сферы управления. Основным содержанием управления в индустриальной системе являлось сплочение коллектива вокруг некой цели, подбор, расстановка кадров, их продвижение, обеспечение порядка, дисциплины, вознаграждения. Информация играла обслуживающую, вспомогательную роль.
Информационное общество требует совершенно новых моделей и способов управления, поэтому происходят серьезные изменения не только содержания, характера, но и структуры управленческой деятельности.
Количество и качество информационных ресурсов, степень их использования в начале XXI века становятся определяющими факторами уровня развития страны и ее статуса в мировом сообществе.
Введение…………………………………………………………………...
1 Организационно-правовые основы информационного обеспечения деятельности органов государственного управления…………………………
1.1 Сущность, виды и значение информации…………………………...
1.2 Система информационного обеспечения деятельности органов государственного управления…………………………………………………...
1.3 Особенности информационного обеспечения деятельности региональных органов управления в Республике Беларусь…………………..
2 Анализ информационного обеспечения деятельности региональных органов управления (на примере Гомельского районного исполнительного комитета)…………………………………………………………………………
2.1 Характеристика Гомельского районного исполнительного комитета…………………………………………………………………………..
2.2 Информационные ресурсы Гомельского районного исполнительного комитета…….………………………………………………..
2.3 Исследование системы информационного обеспечения деятельности органа управления………………………………………………..
2.4 Проблемы информационного обеспечения деятельности органа управления…………………………………………………................................
3 Совершенствование информационного обеспечения деятельности органов государственного управления (на примере Гомельского районного исполнительного комитета)……………………………………………………..
3.1 Информационный аспект повышения эффективности деятельности региональных органов государственного управления………...
3.2 Направления оптимизации информационного обеспечения деятельности органов государственного управления…………………………
Заключение………………………………………………………………...
Список использованных источников…………
По характеру предоставления информацию можно подразделить на визуальную, аудио- и аудиовизуальную.
По форме предоставления можно выделить цифровую, буквенную, и кодированную информацию. Цифровая информация играет важную роль в процессе управления. Цифры более емки в информационном отношении, они вносят точность в предоставляемую информацию. Буквенная информация помогает понять и оценить качественные тенденции развития управляемой системы, содержательные аспекты ее состояния, что является неотъемлемой частью процесса управления. Кодированная информация предназначена для использования современных технических средств управления, помогающих собирать, хранить, искать, передавать, обрабатывать информацию.
Информация может быть классифицирована по времени ее активного использования. Здесь можно выделить постоянную и переменную информацию. Постоянная информация часто используется в форме нормативных и регламентирующих актов, долгосрочных заданий. Переменная информация – это текущая, оперативная информация, используемая сравнительно небольшой промежуток времени.
По отношению к операциям обработки входящая информация классифицируется на обрабатываемую (активную) и необрабатываемую (пассивную), непосредственно не используемую для воздействия на объект управления.
Обрабатываемая информация по стадиям образования бывает исходной, которая используется для проведения различного рода расчетов, логической обработки, и производной, которая получается в результате расчетов. В свою очередь исходная информация подразделяется на две группы: первичную и промежуточную. Первичную информацию получают в результате прямого наблюдения за ходом производственного процесса, выполнения хозяйственных операций. Промежуточная информация может сразу же использоваться для обработки, а в течение некоторого периода накапливаться на каких-либо носителях.
По возможности продуктивного использования можно выделить информацию полезную, ложную и избыточную. В информационном обеспечении процесса управления присутствуют все эти виды информации. Необходимо стремиться к минимальному получению ложной информации, затрудняющей разработку управленческого решения, или к определению правильного объема необходимой информации. При избыточности информации в информационном обеспечении процесса управления также создаются дополнительные трудности его осуществления [1].
Информация, циркулирующая в органах государственного управления, разнородна и разнообразна. Она может относиться к внешнеполитической, экономической, социально-политической и экологической обстановке. Информация этих видов имеет самостоятельную ценность также для соответствующих региональных управленческих структур, когда они выступают как органы, принимающие решения в пределах своей компетенции. Кроме того, она служит в качестве основы для нормативных документов.
Информацию в органах государственного управления можно классифицировать по разным основаниям и признакам. В литературе уже делались попытки классификации социально-управленческой информации при изучении проблем информатизации и технологизации социального пространства (Г. Атаманчук, М. Рассолов, Ю. Батурин и др.).
Поскольку управленческая информация представляет собой определенное отражение социальной действительности (а также природной в той мере, в какой она вовлечена в орбиту общественной человеческой деятельности), признано, что ее следует классифицировать прежде всего в зависимости от степени соотнесения с этой действительностью, реальными процессами, протекающими в ней.
Например, информацию разделяют на официальную и неофициальную, общую и отраслевую, горизонтальную и вертикальную, по содержанию и целевому назначению, возможным социальным последствиям, степени доступности, а также на основе ее соотношения со временем (информация о прошлом, настоящем и будущем). В рамках управленческой системы она рассматривается с точки зрения актуальности, достаточности и адекватности для принятия соответствующего управленческого решения.
При разделении информации по объектам распределения внутри органа управления на первое место ставится информация для руководителя или руководящего звена (или исходящая от них), на второе – для должностных лиц. При этом рекомендуется сведения, заслуживающие особого внимания, направлять параллельно или перекрестно двум-трем не зависимым друг от друга работникам, чтобы обеспечить большую объективность анализа и оценки.
С тематической и функциональной
точки зрения информация в сфере государственного
управления бывает организационно-
Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» от 10 ноября 2008 года №455-З дает следующее определение понятию «информация»: информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления [2].
Сегодня во всем мире признано, что информация является важнейшим средством организации и регулирования частной и общественной жизнедеятельности, одной из форм закрепления и распространения имеющихся и приобретаемых знаний, действенным инструментом и «материей» управления. Информация – это основа устойчивого развития и фундамент для успешного планирования и принятия решений. Движение к «информационному обществу» еще более усиливает роль информации в решении любых человеческих проблем.
Прежде чем рассматривать информационное обеспечение как отдельный структурный элемент, рассмотрим общую структуру информационной системы органов государственного управления (Рисунок 1.1)
Техническое
обеспечение
Математическое
обеспечение
Программное
обеспечение
Рисунок 1.1 - Структура информационной системы
Как видим на рисунке 1.1, информационная система состоит из нескольких элементов, один из которых информационное обеспечение ОГУ.
Информационное обеспечение представляет собой совокупность информационных ресурсов (банков данных), средств, методов и технологий сбора, обработки, накопления и выдачи информации.
Управленческая информация – это часть социальной информации, которая выделена из ее общего массива по критериям пригодности к обслуживанию государственно-правовых процессов формирования и реализации управленческих воздействий.
Такая информация должна быть ориентирована, по крайней мере, по следующим направлениям:
Можно выделить следующие источники, объективно порождающие управленческую информацию:
Цель информационного обеспечения
административно-
Современное развитие государства выдвигает на первый план решение глобальной социально-управленческой задачи – формирование единого информационно-правового пространства, что позволит рационально и эффективно решать проблему информационного взаимодействия органов государственной власти, обеспечить оперативность, обоснованность, корректность принимаемых решений.
Уровень информационного обеспечения, степень оснащенности современными техническими, технологическими, телекоммуникационными системами определяют эффективность государственного управления. Применение микроэлектроники, информатики, микропроцессов, роботов и других современных обслуживающих средств открывает возможность перевода всей работы с информацией на новые научный и технический уровни.
Важный аспект информационного обеспечения государственного управления связан с развитием ее технической базы. Распространение получают комбинированные информационные системы, сочетающие механические средства ручного обращения с информацией, электронно-вычислительную технику и человеческий разум.
Можно выделить несколько направлений в области информационного обеспечения государственного управления. Это чисто технико-технологическое направление, решаемое специалистами в области электронно-вычислительной техники и информатики. Другое направление – непосредственно управленческое состоит в стандартизации и унификации управленческой информации. Третье направление определяется развитием профессиональной и психологической подготовки персонала управления. И четвертое направление связано с тем, что информация в государственном управлении при обработке и хранении ее любыми средствами во многом имеет правовой характер, основана на правовых нормах и часто служит юридическим основанием для принятия управленческих решений. Для этого необходимо юридически решать вопросы о непосредственном взаимодействии информационной системы и системы государственного управления, а также о полномочиях должностных лиц совершать юридически значимые действия путем введения соответствующей информации в информационную систему.
Система информационного обеспечения включает в себя информационные ресурсы, организационно-функциональное, функциональное, программное, техническое, технологическое, правовое, кадровое и финансовое обеспечение и предназначена для сбора, накопления, обработки, хранения и выдачи информации пользователям.
Цель информационного обеспечения государственного управления состоит в том, чтобы на базе собранных исходных данных получить обработанную, агрегированную информацию, которая должна служить основой для принятия управленческих решений [4].
Стратегической целью развития информационного общества в Республике Беларусь является обеспечение устойчивого социально-экономического, политического и культурного развития страны, улучшение качества жизни граждан, создание широких возможностей для удовлетворения потребностей и свободного развития личности.