Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 11:32, курсовая работа
Информатизация общества коснулась сегодня всех сфер общественной жизни, в том числе и сферы управления. Основным содержанием управления в индустриальной системе являлось сплочение коллектива вокруг некой цели, подбор, расстановка кадров, их продвижение, обеспечение порядка, дисциплины, вознаграждения. Информация играла обслуживающую, вспомогательную роль.
Информационное общество требует совершенно новых моделей и способов управления, поэтому происходят серьезные изменения не только содержания, характера, но и структуры управленческой деятельности.
Количество и качество информационных ресурсов, степень их использования в начале XXI века становятся определяющими факторами уровня развития страны и ее статуса в мировом сообществе.
Введение…………………………………………………………………...
1 Организационно-правовые основы информационного обеспечения деятельности органов государственного управления…………………………
1.1 Сущность, виды и значение информации…………………………...
1.2 Система информационного обеспечения деятельности органов государственного управления…………………………………………………...
1.3 Особенности информационного обеспечения деятельности региональных органов управления в Республике Беларусь…………………..
2 Анализ информационного обеспечения деятельности региональных органов управления (на примере Гомельского районного исполнительного комитета)…………………………………………………………………………
2.1 Характеристика Гомельского районного исполнительного комитета…………………………………………………………………………..
2.2 Информационные ресурсы Гомельского районного исполнительного комитета…….………………………………………………..
2.3 Исследование системы информационного обеспечения деятельности органа управления………………………………………………..
2.4 Проблемы информационного обеспечения деятельности органа управления…………………………………………………................................
3 Совершенствование информационного обеспечения деятельности органов государственного управления (на примере Гомельского районного исполнительного комитета)……………………………………………………..
3.1 Информационный аспект повышения эффективности деятельности региональных органов государственного управления………...
3.2 Направления оптимизации информационного обеспечения деятельности органов государственного управления…………………………
Заключение………………………………………………………………...
Список использованных источников…………
Разработка стратегии всеобъемлющей информатизации, ориентированной на предоставление широкого спектра услуг для граждан и бизнеса, а также переход государственного аппарата на работу по принципу информационного взаимодействия определяется как приоритетное направление.
Таким образом, на основании изученной учебной, методической и периодической литературы можно дать следующее определение информационному обеспечению деятельности органов государственного управления:
информационное обеспечение деятельности органов государственного управления – это совокупность средств и способов получения, обработки и хранения информации, а также источников ее поступления, на основании которой государственные органы и их должностные лица принимают и реализуют управленческие решения, а также осуществляют контроль за их исполнением.
Для более ясного представления о том, что такое информационное обеспечение деятельности органов государственного управления, рассмотрим систему информационного обеспечения схематично (Рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 - Система информационного обеспечения
Система информационного обеспечения состоит из источников информации, которые можно разделить на 2 группы: традиционные и электронные. Традиционные источники представляют собой бумажный документооборот и делопроизводство. Электронные источники – это вся информация, которая представлена на электронных носителях или электронных ресурсах. Большинство органов власти Республики Беларусь в настоящее время присутствуют в сети Интернет (официальные web-сайты). Для обеспечения эффективного межведомственного взаимодействия органов государственного управления создаются автоматизированные информационные системы (АИС).
АИС представляет собой совокупность технических программных средств и организационных мероприятий, предназначенных для автоматизации информационных процессов в профессиональной деятельности.
В свою очередь, АИС состоит из следующих структурных элементов:
Следует отметить, что главным элементом АИС является автоматизированная система управления (АСУ).
АСУ представляет собой информационную систему, предназначенную для автоматизации задач управления, решаемых коллективными органами управления.
Роль телекоммуникаций в современном обществе заключается в обеспечении передачи различного рода информации. В настоящее время наблюдается переход к глобальной информатизации общества, ускоренному развитию услуг в сфере информационных технологий и, как следствие, к необходимости обеспечения доступа пользователей к информационным ресурсам в нужное время, в нужном месте и в требуемой форме. Технической основой информационного общества должна стать информационная инфраструктура, состоящая из современных сетей электросвязи и телекоммуникационного оборудования. Основой национальной телекоммуникационной инфраструктуры в полной мере могут стать сети широкополосного доступа (ШПД).
Мировым телекоммуникационным сообществом в лице ведущих мировых организаций по стандартизации электросвязи (МСЭ, ITSI) выдвинута концепция создания сети следующего поколения, основой которой является использование современных пакетных технологий для передачи различных видов информации по единой сетевой инфраструктуре.
Наиболее перспективным направлением развития сетей следующего поколения для республики является внедрение платформы IMS (IP Multimedia Subsystem) – стандартной архитектуры сетей для оказания мультимедийных услуг по проводным и беспроводным сетям.
Концепция IMS – это решение для предоставления услуг в сетях, основанных на протоколе IP, вне зависимости от того, использует абонент мобильный широкополосный или стационарный широкополосный доступ. Независимость от технологии абонентского доступа достигается в концепции IMS благодаря разделению архитектуры сети на горизонтальные уровни: уровень услуг и приложений, уровень управления, транспортный уровень.
В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года одним из приоритетных направлений развития информационного общества является построение информационно-коммуникационной инфраструктуры, являющейся ведущим звеном в сфере информационного обеспечения органов государственного управления.
Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы включает 9 подпрограмм (133 мероприятия): «Национальная информационно-коммуникационная инфраструктура», «Электронное правительство», «Электронное здравоохранение», «Электронная занятость и социальная защита населения», «Электронное обучение и развитие человеческого капитала», «Формирование национального контента», «Электронная таможня», «Безопасность ИКТ и цифровое доверие», «Развитие экспортно-ориентированной ИТ-индустрии».
Основной целью подпрограммы «Национальная информационно-коммуникационная инфраструктура» Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы является внедрение в республике мультисервисных сетей электросвязи следующего поколения, способствующих ускоренному развитию информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей граждан, бизнеса и государства и создание технологической среды для оказания электронных услуг.
Задачи подпрограммы:
Финансирование мероприятий, реализуемых в рамках подпрограммы «Национальная информационно-коммуникационная инфраструктура» осуществляется за счет средств государственного целевого бюджетного инновационного фонда Минсвязи, государственного целевого бюджетного фонда универсального обслуживания (резерва универсального обслуживания), собственных средств организаций (Таблица 1.2).
Таблица 1.2 – Расходы
на финансирование подпрограммы «Информационно-
Расходы |
Объемы финансирования по годам, млрд. руб. |
Изменения, % | |||
2011 |
2012 |
2013 |
2012 к 2011 |
2013 к 2012 | |
Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере ИКТ на 2011-2015 годы |
16,0 |
106,77 |
24,45 |
6,7 раз |
22,9 |
Подпрограмма «Информационно- |
- |
76,81 |
11,0 |
- |
14,3 |
Удельный вес расходов на финансирование
подпрограммы «Информационно- |
- |
71,9 |
45 |
- |
- |
По данным таблицы видно, что
в 2012 году произошло значительное увеличение
объема финансирования средств для выполнения
Национальной программы ускоренного развития
услуг в сфере ИКТ на 2011-2015 годы. Исходя
из удельного веса расходов на финансирование,
можно сказать, что в 2012 году 71,9 % всех средств
был направлен на выполнение подпрограммы
«Информационно-
В Национальной программе ускоренного
развития услуг в сфере информационно-коммуникационных
технологий представлен перечень мероприятий
по реализации подпрограммы «Информационно-
Таблица 1.3 - Мероприятия
по реализации подпрограммы «Информационно-
Наименование |
Заказчик |
Срок выполнения |
Источник финансирования |
Строительство мультисервисной сети элеткросвязи |
РУП «Белтелеком» |
2011-2015 |
Государственный целевой бюджетный инновационный фонд Минсвязи, собственные средства организаций Минсвязи, государственный целевой бюджетный фонд универсального обслуживания (резерв универсального обслуживания) |
Модернизация и развитие сетей стационарного широкополосного доступа к сети Интернет |
РУП «Белтелеком» |
2011-2015 |
Государственный целевой бюджетный инновационный фонд Минсвязи, собственные средства организаций Минсвязи, государственный целевой бюджетный фонд универсального обслуживания (резерв универсального обслуживания) |
Модернизация внутризоновых транспортных сетей передачи данных филиалов (до каждого районного центра) с применением оборудования DWDM |
РУП «Белтелеком» |
2011-2012 |
Собственные средства организаций Минсвязи |
Анализируя данные таблицы, можно сказать, что большой вклад в развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры внесло предприятие РУП «Белтелеком».
Решение задач национальной программы ускоренного развития услуг в сфере ИКТ на 2011-2015 годы во многом возможно благодаря внедрению, развитию и эффективному использованию в деятельности органов государственного управления механизмов электронного правительства.
Электронное правительство (англ. e-Government) – способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.
Электронное правительство – система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.
В Республике Беларусь активно формируется система электронного управления, многие государственные органы все чаще используют в своей деятельности электронную документацию. Формирование электронного правительства в нашей стране стало приоритетной задачей в ближайшей перспективе. Государство, как организационно-правовой институт, большое значение придает нормативному закреплению использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе и в работе государственных органов.
2 марта 2012 года Департамент
Организации Объединенных
Индекс электронного правительства является составным индексом, который формируется из трех показателей, описывающих масштаб и качество онлайн-сервисов, уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры и человеческий капитал.
В ходе исследования все страны были разбиты на несколько регионов. Республика Беларусь, наряду с ведущими европейскими странами, отнесена к Восточной Европе.
Исследователями особо отмечено, что в целом, страны Восточной Европы улучшили показатели развития электронного правительства в среднем на 16 процентов, однако, как правило, не смогли удержать итоговое значение рейтинга, за исключением Российской Федерации и Республики Беларусь. По итогам исследования Республика Беларусь улучшила свои позиции на три пункта, заняв из 193 стран мира итоговое 61 место.