Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 11:32, курсовая работа
Информатизация общества коснулась сегодня всех сфер общественной жизни, в том числе и сферы управления. Основным содержанием управления в индустриальной системе являлось сплочение коллектива вокруг некой цели, подбор, расстановка кадров, их продвижение, обеспечение порядка, дисциплины, вознаграждения. Информация играла обслуживающую, вспомогательную роль.
Информационное общество требует совершенно новых моделей и способов управления, поэтому происходят серьезные изменения не только содержания, характера, но и структуры управленческой деятельности.
Количество и качество информационных ресурсов, степень их использования в начале XXI века становятся определяющими факторами уровня развития страны и ее статуса в мировом сообществе.
Введение…………………………………………………………………...
1 Организационно-правовые основы информационного обеспечения деятельности органов государственного управления…………………………
1.1 Сущность, виды и значение информации…………………………...
1.2 Система информационного обеспечения деятельности органов государственного управления…………………………………………………...
1.3 Особенности информационного обеспечения деятельности региональных органов управления в Республике Беларусь…………………..
2 Анализ информационного обеспечения деятельности региональных органов управления (на примере Гомельского районного исполнительного комитета)…………………………………………………………………………
2.1 Характеристика Гомельского районного исполнительного комитета…………………………………………………………………………..
2.2 Информационные ресурсы Гомельского районного исполнительного комитета…….………………………………………………..
2.3 Исследование системы информационного обеспечения деятельности органа управления………………………………………………..
2.4 Проблемы информационного обеспечения деятельности органа управления…………………………………………………................................
3 Совершенствование информационного обеспечения деятельности органов государственного управления (на примере Гомельского районного исполнительного комитета)……………………………………………………..
3.1 Информационный аспект повышения эффективности деятельности региональных органов государственного управления………...
3.2 Направления оптимизации информационного обеспечения деятельности органов государственного управления…………………………
Заключение………………………………………………………………...
Список использованных источников…………
Особые успехи Республики Беларусь отмечены в изменении показателя по уровню развития телекоммуникационной инфраструктуры, в полной мере являющейся технической основой информационного общества.
Республика Беларусь в рейтинге по уровню развития телекоммуникационной инфраструктуры по сравнению с 2008 годом поднялась с 84 на 48 место (36 позиций вверх). Российская Федерация переместилась с 63 на 30 место (33 позиции вверх), Казахстан – с 91 на 78 место (13 позиций вверх). Это свидетельствует о том, что среди стран-участниц Таможенного союза в Беларуси в последние два года наблюдались наиболее высокие темпы развития телекоммуникационной инфраструктуры, позволяющие в полной мере обеспечить опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей граждан, бизнеса и государства, создание благоприятной среды для оказания электронных услуг, формирования государственных информационных ресурсов и доступ к ним на всей территории республики.
Таким образом, международными экспертами дана высокая оценка проводимым мероприятиям по развитию информационно-коммуникационных технологий в Республике Беларусь.
В условиях развития информационно-коммуникационных технологий все сферы деятельности государственных органов в электронном виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности.
Актуальность данного направления подчеркивается динамичностью развития таких сфер как, социальная (ФСС, Пенсионный Фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сфера (ЖКХ) и т. д.
Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.
В будущем электронное правительство «одного окна» станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.
В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.
Реализация электронного
правительства, предоставление государственных
услуг в электронном виде, повышение
эффективности государственного
управления требуют наличия
профессиональных, хорошо подготовленных
государственных служащих с
необходимым уровнем знаний
и навыков в области использования
информационно-
Поэтому важным направлением мероприятий по расширению использования ИКТ в работе органов государственного управления и развитию инфраструктуры электронного правительства в современной Беларуси является подготовка кадров государственной гражданской службы, обладающих соответствующим уровнем ИКТ-грамотности и готовностью использовать передовые информационные разработки в своей повседневной деятельности. В этой связи возрастает необходимость разработки актуальной системы оценки компетенций государственных гражданских служащих в области владения ИКТ [5].
Ежегодно Международный союз электросвязи (МСЭ) публикует отчеты о развитии информационно-коммуникационных технологий, в которых представлен рейтинг стран по индексу развития ИКТ.
Индекс развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является современным комплексным показателем, используемым Международным союзом электросвязи (МСЭ) для оценки уровня развития ИКТ в разных странах. Основная задача индекса развития ИКТ состоит в возможности определения тех показателей, значения которых необходимо улучшить для сокращения «цифрового разрыва» с наиболее развитыми странами.
Показатели индекса развития ИКТ сгруппированы в три подындекса:
По данным Международного союза электросвязи в рейтинге стран по индексу развития ИКТ в 2012 году Республика Беларусь заняла 41 место (6,11), опередив Литву и Украину, занимающих соответственно 44 (5,88) и 68 (4,64) места. Российская Федерация по данному индексу находится на 40 (6,19) позиции (Таблица 1.4) [7].
Таблица 1.4 – Топ стран по индексу развития ИКТ
Место |
Страна |
Индекс развития ИКТ |
1 |
Корея |
8,57 |
2 |
Швеция |
8,45 |
3 |
Исландия |
8,36 |
4 |
Дания |
8,35 |
5 |
Финляндия |
8,24 |
6 |
Норвегия |
8,13 |
7 |
Нидерланды |
8,00 |
8 |
Соединенное Королевство |
7,98 |
9 |
Люксембург |
7,93 |
10 |
Китай |
7,92 |
35 |
Латвия |
6,36 |
37 |
Польша |
6,31 |
40 |
Российская Федерация |
6,19 |
41 |
Республика Беларусь |
6,11 |
44 |
Литва |
5,88 |
68 |
Украина |
4,64 |
Достижение Беларусью значения индекса развития ИКТ, составляющего не менее 7,48, будет соответствовать ведущим позициям в рейтинге и, учитывая, что в странах – лидерах по уровню развития ИКТ произошло так называемое «насыщение», позволит ей войти в тридцатку стран с наибольшим развитием сектора ИКТ (Таблица 1.5) (Рисунок 1.3).
Таблица 1.5 – Динамика индекса развития ИКТ
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Итоговый индекс развития ИКТ |
5,01 |
5,52 |
6,02 |
6,64 |
7,23 |
7,48 |
Рисунок 1.3 – Динамика индекса развития ИКТ
В случае изменения методики расчета индекса развития ИКТ МСЭ контрольные значения показателя должны быть скорректированы.
Следует сказать, что фактическое значение индекса развития ИКТ Республики Беларусь в 2012 году (6,11) оказалось выше запланированного (6,02), что свидетельствует об устойчивом развитии ИКТ в нашей стране [8].
В настоящее время в Республике Беларусь в рамках реализации Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий реализуется целый комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее поступательное развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры, электронного правительства, электронного здравоохранения, электронного обучения и развития человеческого капитала.
Основным результатом успешной реализации Национальной программы станет повышение к 2015 году позиций Республики Беларусь в рейтинге государств по системам оценок Международного союза электросвязи и Организации Объединенных Наций (вхождение в тридцатку ведущих стран мира).
Система регионального управления представляет собой взаимосвязанную совокупность многих систем управления, обеспечивающих реализацию поставленных целей и задач и образующих организационную структуру регионального управления.
Важной составной частью региональной системы управления является информационное обеспечение, призванное снабжать органы управления полной, достоверной, актуальной и адекватной информацией все уровни регионального управления.
Система информационного обеспечения региональных органов управления – это совокупность организационно-правовых, информационных, методических, программно-технических компонентов, обеспечивающая информационные процессы в системе управления. Структура информационной системы регионального образования, внедрение новых информационных технологий определяются функциями этой системы, текущими и перспективными задачами.
Управление регионом сводится к решению нескольких комплексов самостоятельных задач, взаимосвязанных единством стратегических целей: определение приоритетов развития региона, разработка стратегии социально-экономической эволюции, формирование бюджета и контроль за его исполнением, управление социальной сферой, содействие деятельности и регулирование отношений хозяйствующих субъектов региона, управление использованием региональных ресурсов.
Основой информационного обеспечения задач управления являются первичные информационные ресурсы, характеризующие регион как объект, обладающий природно-географическими, социально-демографическими, экономическими, инфраструктурными и иными характеристиками и особенностями. На базе этих ресурсов осуществляется обработка и агрегирование данных по объектам, субъектам, функциям, процессам и др. Готовится аналитическая, прогнозная, справочная, другая агрегированная информация, необходимая органам власти как для оперативного мониторинга социально-экономической ситуации в регионе и стране, так и для выработки стратегии управления. Поэтому объективная информация о финансово-экономическом состоянии и производственном потенциале предприятий и организаций региональной экономики и ее качественный анализ – основные составляющие успешных управленческих экономических и политических решений органов власти любого региона.
Целесообразно представлять
информационную систему управления любым
административно-
Большинство информационных систем, создаваемых и предлагаемых на рынке в настоящее время, ориентированы на автоматизацию функций нижнего уровня. В их рамках создаются и заполняются реестры базовых объектов территории (физических и юридических лиц, земельных участков, недвижимости и т.д.), делаются попытки интеграции информационных ресурсов региона, находящихся в ведении различных организаций государственного и регионального подчинения. Поэтому актуальной является проблема создания региональных информационно-аналитических систем.
Актуальным становится четкое взаимодействие информационно-аналитических структур всех уровней государственного управления. Все активнее устраняется из практики регионального управления дублирование работ по сбору, обработке, хранению однотипной информации.
Взаимодействие осуществляется на уровне предоставления регионам доступа к информационным ресурсам республиканского уровня. Наиболее активно используются системы предоставления информационных бюллетеней, аналитических обзоров, телефонных справочников, социально-экономической статистики, правовые базы данных.