Теоретические основы местного самоуправления в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:08, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - проведение комплексных исследований механизма управления местными территориальными образованиями и разработка его перспективной экономической модели деятельности и развития в интересах местного населения и соответствия государственной политикой Республики Казахстан. Основные задачи: Исследовать состояние, особенности и опыт местного самоуправления в регионах Республики Казахстан, странах СНГ и передовых странах мира;
Разработка концепции перспективной экономической модели местного самоуправления;
Разработка экономических основ деятельности органов местного самоуправления;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

1.1 Роль и содержание местного самоуправления в структуре управления государством и обществом 5
1.2 Изучение опыта местного самоуправления в различных странах
мира 30

2. РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

2.1 Нормативно – правовые основы развития местного самоуправления
в РК 42
Развитие местного самоуправления в регионах РК (на примере Сарыаркинского акимата) 48

3. ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

3.1. Концептуальные основы перспективной модели местного самоуправления 67
3.2. Организационная структура экономической модели МСУ 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

ЛИТЕРАТУРА 79

Файлы: 1 файл

местное самоуправление.doc

— 490.50 Кб (Скачать файл)
СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                         3

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ  

                                     

1.1 Роль и содержание  местного самоуправления в структуре управления государством и обществом                                                                               5

1.2 Изучение опыта местного самоуправления в различных странах

мира                                                                                                                     30

 

2. РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

2.1 Нормативно – правовые основы развития местного самоуправления

 в РК                                                                                                                    42

    1. Развитие местного самоуправления в регионах РК (на примере Сарыаркинского акимата)                                                                           48

 

3. ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

3.1. Концептуальные основы  перспективной модели местного  самоуправления                                                                                                67

3.2. Организационная структура экономической модели МСУ               69

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                             75

 

ЛИТЕРАТУРА                                                                                               79

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В Конституции Республики Казахстан заложены правовые основы самоуправления. В статье 89 отмечается, что…“В Республике Казахстан признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное   решение населения вопросов местного значения”.  Проект закона «О местном государственном самоуправлении в Республике Казахстан находится на доработке в Правительстве. Настоящее исследование направлено на создание научно-методологической базой совершенствования этого законопроекта с целью создания нормативно-правовой базы эффективной экономической модели местного самоуправления.  Первый анализ состояния вопроса в регионах показывает необходимость преодоления отчуждения населения в территориальных образованиях от власти на местах для самоудовлетворения их коммунальных, социальных и других услуг через создание новых жизнеспособных в условиях рынка формирований местного самоуправления. Ибо, согласно Конституции в Казахстане комплексно развиваются все уровни управления – республиканский, региональный и местный.

Родиной классических муниципальных  форм считается Великобритания, где  и родилось понятие «местное самоуправление». Местное самоуправление успешно  развивается в странах Западной Европы. Здесь под местным самоуправлением  считается право и возможность местных органов самоуправления регламентировать часть государственных функций, управлять деятельностью под свою ответственность и, главное, в интересах местного населения.

Здесь органы местного самоуправления имеют достаточную экономическую самостоятельность и выступают в статусе муниципалитета как корпорации. Это образование имеет свои отличительные особенности от коммерческих, частных и государственных корпораций и носит государственно-коммерческий характер. Законодательством Республики Казахстан местный уровень управления признан наравне с республиканским и областным. Известен семипалатинский опыт развития местного самоуправления.

Однако данная проблема требует  более глубокого и отдельного исследования для новых условий  сегодняшнего дня стран транзитной экономики, стран СНГ.

Цель работы - проведение комплексных исследований механизма управления местными территориальными образованиями и разработка его перспективной экономической модели деятельности и развития в интересах местного населения и  соответствия государственной политикой Республики Казахстан.

Основные задачи:

  • Исследовать состояние, особенности и опыт местного самоуправления в регионах Республики Казахстан, странах СНГ и передовых странах мира;
  • Разработка концепции перспективной экономической модели местного самоуправления;
  • Разработка экономических основ деятельности органов местного самоуправления;
  • Разработка финансового механизма деятельности органов местного самоуправления;
  • Разработка экономического механизма, рациональных норм и нормативов взаимоотношения (поведения) субъектов территориального образования в рамках принятой концептуальной модели;
  • Формирование экономической модели местного самоуправления (аулы, поселки, города районного значения).

Информационной базой  исследования послужили аналитические и статистические материалы Правительства РК, агентства по статистике, комитета по инвестициям, публикации в периодических научных изданиях.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

 

    1.  Роль и содержание местного самоуправления в структуре управления государством и обществом

 

Республика Казахстан  в настоящее время выходит  на качественно новый уровень  развития и становления казахстанской государственности. Реформирование местных органов власти и поэтапное становление местного самоуправления, в этой связи нужно рассматривать как часть общей стратегии государственного строительства в Казахстане.

«Узким местом» становления  местного самоуправления в Казахстане является отсутствие единой точки зрения на его роль и место в процессе государственного строительства в целом, в обеспечении устойчивости государственного строя, преодолении социальной напряженности и реальном преображении страны.

Необходимым условием децентрализации  и последующего становления местного самоуправления является разделение собственной  компетенции каждого уровня управления, сбалансированности доходных и расходных  полномочий. Решение этой задачи предполагает внесение соответствующих изменении в   законодательство республики, в том числе в бюджетное и налоговое.

В настоящее время  местные органы не принимают реального  участия в решении проблем, которые  затрагивают интересы территории, потому что не располагают достаточной компетенцией и необходимыми ресурсами. Это не позволяет реализовать принцип эффективного использования каждым уровнем управления своих потенциальных возможностей.

В тоже время децентрализация  и становление местного самоуправления в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, стратегией «Казахстан - 2030» и другими программными документами рассматривается как составная часть формирования в Казахстане гражданского общества. Общественно-государственный характер институтов местного самоуправления делает его центральным звеном в механизме взаимодействия гражданского общества и государства. Концентрированным итогом исторического опыта создания такого механизма является Европейская хартия «0 местном самоуправлении», отдельные принципы которой должны быть учтены в республиканском законодательстве о государственном строительстве.

    В процессе децентрализации и становления местного самоуправления в Республике Казахстан нужно максимально использовать международный опыт, как развитых стран, так и бывших постсоциалистических государств, учесть их положительные и отрицательные стороны. Этот опыт следует критически, осмыслить и адаптировать к казахстанской действительности, чтобы разработать свою модель при содействии международных организаций и зарубежных экспертов.

В каждом государстве  к вопросу децентрализации власти подходят различными путями, но определяющим фактором в решении этой проблемы являются конституционно закрепленные нормы и достигнутый уровень  демократии.

Казахстан - унитарное  государство с президентской формой правления, конституционно провозгласивший себя, как демократическое, правовое и социальное государство, в котором четко проведено конституционное разграничение предмета ведения местного самоуправления /ст. 89 Конституции РК/ и местного государственного управления /ст. 86-88/.

В Республике Казахстан  признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Государственное местное управление отправляет свои властные функции местными представительными и исполнительными органами, на которых возложена ответственность за состояние дел в вверенной им соответствующей территории. В чем же различие между государственным управлением и самоуправлением? Дело в том, что органы госуправления "осуществляют государственное управление и ответственны за состояние дел", а вторые "обеспечивают самостоятельное решение вопросов населением".

Поскольку источником властных полномочий государственных органов  является народ, делегирующий осуществление своей власти государственным органам, то источником деятельности органов местного самоуправления является население в тех границах, в которых образовано самоуправляющееся сообщество. В данном случае местное самоуправление приобретает государственно-регулируемый характер, так как их правовой статус, их порядок организации и деятельности определяется не только гражданами субъекта, но и Конституцией, а также законами и другими нормативно-правовыми актами. Таким образом интересы местного самоуправления, его законные права должны признаваться местной властью, более того, вступление в силу закона о местном самоуправлении потребует от государственных представительных и исполнительных органов непосредственного участия в решении проблем местного самоуправления.

Теперь обратимся к  самому понятию местного самоуправления, которое отождествляет местное и территориальное самоуправление, этим самым оно выделяется из системы различных форм самоуправления /ст. 89 п.2 Конституции РК/, которые могут существовать на локальном уровне. В данном случае это означает, что самоуправление может действовать не только в населенных пунктах, но и более широко - в других административно-территориальных единицах. 

В ряде зарубежных стран  самоуправление функционирует только на низовом уровне - муниципалитет, коммуна, гмина. На других уровнях задачи решает назначаемая "сверху" государственная администрация. Самоуправление рассматривается как форма децентрализации, местные же государственные органы действуют на началах деконцентрации полномочий, с сохранением элементов централизм. Для новых демократических государств, общей тенденцией стал переход к модели самоуправления с двумя и более уровнями.

В национальных законодательствах  ряда стран можно встретить различные дефиниции местного самоуправления. Так, в Европейской хартии она определяется как право и реальная способность местных властей регулировать и управлять публичными делами самостоятельно /под свою ответственность/, но не выходя за рамки законодательства. В данном случае мы наблюдаем стремление государств укрепить не только административную, но и нормотворческую самостоятельность местных органов, это во-первых, и во-вторых, отход от чрезмерной опеки со стороны центральной и местной государственной администрации, расширение предметов ведения органов самоуправления, ограничивая этим функции государства на местах.

 В статье 2 модельного  закона "Об общих принципах  организации местного самоуправления", принятого на десятом пленарном заседании МПА государств-участников СНГ 6 декабря 1997 года говорится, что под местным самоуправлением понимается форма реализации власти народа, осуществляемая по средством самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения муниципальных образований по решению вопросов местного значения в соответствии с Конституцией и законами государства. Вопросы местного значения решаются населением через избираемых представителей /коллегиальные органы местного самоуправления/. Однако, нам следует понимать, что модельный закон принимается с учетом мнения депутатов всех стран-участниц СНГ и по мере возможности опирается на их конституционные положения.

Вопросы же местного самоуправления и подходы их решения в национальных конституциях различные, следовательно и национальное законодательство о местном самоуправлении будет отличаться от модельного закона. Так, в статьях 3 и 13 Конституции Российской Федерации говорится, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, местное самоуправление признается и гарантируется. Это следует понимать так, что местное самоуправление самостоятельно лишь в пределах своей компетенции, а его органы не входят в систему государственной власти. Конституция Белорусской Республики закрепила право осуществления власти за народом непосредственно, через представительные и иные органы. Логическим продолжением такого подхода является то, что местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления.

На Украине, в соответствии с национальной Конституцией, носителем  суверенитета и единственным источником власти является народ, который осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти, органы местного самоуправления. Местное самоуправление это право территориальной громады - жителей, одного или нескольких сел, самостоятельно решать вопросы местного значения, но в пределах конституционных норм. Громада формирует свои исполнительные органы, которые и осуществляют решения органов местного самоуправления.

Информация о работе Теоретические основы местного самоуправления в экономике