Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:08, дипломная работа
Цель работы - проведение комплексных исследований механизма управления местными территориальными образованиями и разработка его перспективной экономической модели деятельности и развития в интересах местного населения и соответствия государственной политикой Республики Казахстан. Основные задачи: Исследовать состояние, особенности и опыт местного самоуправления в регионах Республики Казахстан, странах СНГ и передовых странах мира;
Разработка концепции перспективной экономической модели местного самоуправления;
Разработка экономических основ деятельности органов местного самоуправления;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ
1.1 Роль и содержание местного самоуправления в структуре управления государством и обществом 5
1.2 Изучение опыта местного самоуправления в различных странах
мира 30
2. РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Нормативно – правовые основы развития местного самоуправления
в РК 42
Развитие местного самоуправления в регионах РК (на примере Сарыаркинского акимата) 48
3. ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1. Концептуальные основы перспективной модели местного самоуправления 67
3.2. Организационная структура экономической модели МСУ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
ЛИТЕРАТУРА 79
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ
1.1 Роль и содержание
местного самоуправления в структуре управления
государством и обществом
1.2 Изучение опыта местного самоуправления в различных странах
мира
2. РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Нормативно – правовые основы развития местного самоуправления
в РК
3. ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1. Концептуальные основы
перспективной модели местного
самоуправления
3.2. Организационная структура экономической модели МСУ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
В Конституции Республики Казахстан заложены правовые основы самоуправления. В статье 89 отмечается, что…“В Республике Казахстан признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населения вопросов местного значения”. Проект закона «О местном государственном самоуправлении в Республике Казахстан находится на доработке в Правительстве. Настоящее исследование направлено на создание научно-методологической базой совершенствования этого законопроекта с целью создания нормативно-правовой базы эффективной экономической модели местного самоуправления. Первый анализ состояния вопроса в регионах показывает необходимость преодоления отчуждения населения в территориальных образованиях от власти на местах для самоудовлетворения их коммунальных, социальных и других услуг через создание новых жизнеспособных в условиях рынка формирований местного самоуправления. Ибо, согласно Конституции в Казахстане комплексно развиваются все уровни управления – республиканский, региональный и местный.
Родиной классических муниципальных
форм считается Великобритания, где
и родилось понятие «местное самоуправление».
Местное самоуправление успешно
развивается в странах Западной
Европы. Здесь под местным
Здесь органы местного самоуправления
имеют достаточную экономическу
Однако данная проблема требует более глубокого и отдельного исследования для новых условий сегодняшнего дня стран транзитной экономики, стран СНГ.
Цель работы - проведение комплексных исследований механизма управления местными территориальными образованиями и разработка его перспективной экономической модели деятельности и развития в интересах местного населения и соответствия государственной политикой Республики Казахстан.
Основные задачи:
Информационной базой исследования послужили аналитические и статистические материалы Правительства РК, агентства по статистике, комитета по инвестициям, публикации в периодических научных изданиях.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ
Республика Казахстан в настоящее время выходит на качественно новый уровень развития и становления казахстанской государственности. Реформирование местных органов власти и поэтапное становление местного самоуправления, в этой связи нужно рассматривать как часть общей стратегии государственного строительства в Казахстане.
«Узким местом» становления местного самоуправления в Казахстане является отсутствие единой точки зрения на его роль и место в процессе государственного строительства в целом, в обеспечении устойчивости государственного строя, преодолении социальной напряженности и реальном преображении страны.
Необходимым условием децентрализации и последующего становления местного самоуправления является разделение собственной компетенции каждого уровня управления, сбалансированности доходных и расходных полномочий. Решение этой задачи предполагает внесение соответствующих изменении в законодательство республики, в том числе в бюджетное и налоговое.
В настоящее время местные органы не принимают реального участия в решении проблем, которые затрагивают интересы территории, потому что не располагают достаточной компетенцией и необходимыми ресурсами. Это не позволяет реализовать принцип эффективного использования каждым уровнем управления своих потенциальных возможностей.
В тоже время децентрализация и становление местного самоуправления в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, стратегией «Казахстан - 2030» и другими программными документами рассматривается как составная часть формирования в Казахстане гражданского общества. Общественно-государственный характер институтов местного самоуправления делает его центральным звеном в механизме взаимодействия гражданского общества и государства. Концентрированным итогом исторического опыта создания такого механизма является Европейская хартия «0 местном самоуправлении», отдельные принципы которой должны быть учтены в республиканском законодательстве о государственном строительстве.
В процессе децентрализации и становления местного самоуправления в Республике Казахстан нужно максимально использовать международный опыт, как развитых стран, так и бывших постсоциалистических государств, учесть их положительные и отрицательные стороны. Этот опыт следует критически, осмыслить и адаптировать к казахстанской действительности, чтобы разработать свою модель при содействии международных организаций и зарубежных экспертов.
В каждом государстве
к вопросу децентрализации
Казахстан - унитарное государство с президентской формой правления, конституционно провозгласивший себя, как демократическое, правовое и социальное государство, в котором четко проведено конституционное разграничение предмета ведения местного самоуправления /ст. 89 Конституции РК/ и местного государственного управления /ст. 86-88/.
В Республике Казахстан признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Государственное местное управление отправляет свои властные функции местными представительными и исполнительными органами, на которых возложена ответственность за состояние дел в вверенной им соответствующей территории. В чем же различие между государственным управлением и самоуправлением? Дело в том, что органы госуправления "осуществляют государственное управление и ответственны за состояние дел", а вторые "обеспечивают самостоятельное решение вопросов населением".
Поскольку источником властных полномочий государственных органов является народ, делегирующий осуществление своей власти государственным органам, то источником деятельности органов местного самоуправления является население в тех границах, в которых образовано самоуправляющееся сообщество. В данном случае местное самоуправление приобретает государственно-регулируемый характер, так как их правовой статус, их порядок организации и деятельности определяется не только гражданами субъекта, но и Конституцией, а также законами и другими нормативно-правовыми актами. Таким образом интересы местного самоуправления, его законные права должны признаваться местной властью, более того, вступление в силу закона о местном самоуправлении потребует от государственных представительных и исполнительных органов непосредственного участия в решении проблем местного самоуправления.
Теперь обратимся к
самому понятию местного самоуправления,
которое отождествляет местное и территориальное
самоуправление, этим самым оно выделяется
из системы различных форм самоуправления
/ст. 89 п.2 Конституции РК/, которые могут
существовать на локальном уровне. В данном случае это означает,
что самоуправление может действовать
не только в населенных пунктах, но и более
широко - в других административно-
В ряде зарубежных стран самоуправление функционирует только на низовом уровне - муниципалитет, коммуна, гмина. На других уровнях задачи решает назначаемая "сверху" государственная администрация. Самоуправление рассматривается как форма децентрализации, местные же государственные органы действуют на началах деконцентрации полномочий, с сохранением элементов централизм. Для новых демократических государств, общей тенденцией стал переход к модели самоуправления с двумя и более уровнями.
В национальных законодательствах
ряда стран можно встретить
В статье 2 модельного
закона "Об общих принципах
организации местного
Вопросы же местного самоуправления и подходы их решения в национальных конституциях различные, следовательно и национальное законодательство о местном самоуправлении будет отличаться от модельного закона. Так, в статьях 3 и 13 Конституции Российской Федерации говорится, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, местное самоуправление признается и гарантируется. Это следует понимать так, что местное самоуправление самостоятельно лишь в пределах своей компетенции, а его органы не входят в систему государственной власти. Конституция Белорусской Республики закрепила право осуществления власти за народом непосредственно, через представительные и иные органы. Логическим продолжением такого подхода является то, что местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления.
На Украине, в соответствии с национальной Конституцией, носителем суверенитета и единственным источником власти является народ, который осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти, органы местного самоуправления. Местное самоуправление это право территориальной громады - жителей, одного или нескольких сел, самостоятельно решать вопросы местного значения, но в пределах конституционных норм. Громада формирует свои исполнительные органы, которые и осуществляют решения органов местного самоуправления.
Информация о работе Теоретические основы местного самоуправления в экономике