Теоретические основы местного самоуправления в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:08, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - проведение комплексных исследований механизма управления местными территориальными образованиями и разработка его перспективной экономической модели деятельности и развития в интересах местного населения и соответствия государственной политикой Республики Казахстан. Основные задачи: Исследовать состояние, особенности и опыт местного самоуправления в регионах Республики Казахстан, странах СНГ и передовых странах мира;
Разработка концепции перспективной экономической модели местного самоуправления;
Разработка экономических основ деятельности органов местного самоуправления;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

1.1 Роль и содержание местного самоуправления в структуре управления государством и обществом 5
1.2 Изучение опыта местного самоуправления в различных странах
мира 30

2. РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

2.1 Нормативно – правовые основы развития местного самоуправления
в РК 42
Развитие местного самоуправления в регионах РК (на примере Сарыаркинского акимата) 48

3. ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

3.1. Концептуальные основы перспективной модели местного самоуправления 67
3.2. Организационная структура экономической модели МСУ 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

ЛИТЕРАТУРА 79

Файлы: 1 файл

местное самоуправление.doc

— 490.50 Кб (Скачать файл)

О практике осуществления  местного самоуправления в Республике Молдова следует сказать, что  местное публичное управление здесь  исполняется в соответствии с законом "О местном публичном управлении". Под местным публичным управлением понимается совокупность органов, имеющих общую или специальную компетенцию, созданных для удовлетворения основных интересов населения отдельной административно-территориальной единицы. Публичное управление основывается на принципах местной автономии, децентрализации общественных служб, выборности власти местного публичного управления и консультаций с гражданами по важнейшим вопросам местного значения. Административно-территориальные единицы являются юридическими лицами, владеют собственностью, независимы в финансовом отношении, имеют право инициативы во всем, что касается управления местными общественными делами, осуществляют в соответствии с законом управление в установленных административно-территориальных границах. Таким образом, в Республике Молдова осуществляется местное государственное управление.

В Армении же мы видим  четкую грань разделения уровней  государственного и местного самоуправления. В Конституции /ст. 104,105,107/ сказано, что административно-территориальными единицами являются области и общины. Области состоят из городских и сельских общин, в которых осуществляется местное самоуправление. Государственное управление осуществляется на уровне областей.

Многие государства-участники  СНГ, с учетом местных особенностей в основу построения системы органов  местного самоуправления положили административно-территориальное деление. Например, как это осуществляется в Республике Кыргызстан (опыт которого в последующих лекциях мы рассмотрим более подробно). Второй уровень-это уезды (районы) и города республиканского подчинения. Порядок выборов в местное самоуправление в этих странах осуществляется в соответствии с электоральным законодательством, поскольку, именно местные Советы, являются основой местного самоуправления. Местные Советы, как представительные органы власти, представляются основным звеном местного самоуправления, через которые обеспечивается координация и согласованная деятельность других органов самоуправления, органов территориально-общественного самоуправления и государственного управления.

Основной формой муниципальных  советов являются их сессионные заседания, к ведению которых относится принятие местного бюджета, установление местных налогов, разрешение вопросов о получении займов, формирование руководящих исполнительных органов. Комплектование управленческих кадров для муниципальных служб, как правило, осуществляется на основе конкурсной системы, но вместе с тем, в ряде стран, практикуется выборность отдельных категорий муниципальных служащих, что создает определенную независимость в отношениях с муниципальными советами и мэрами.

Система организации  местного самоуправления в странах  дальнего зарубежья, также различна и складывается она в зависимости от конкретных местных и исторических условий. В основу местного самоуправления положены муниципальные советы, численный состав которых, не велик. Так, в США, например, советы насчитывают от 5 до 22 членов. Во французских коммунах, численность муниципальных советов - от 6 до 69 человек, в Италии - от 15 до 80 советников, в Великобритании - 70-75, в Японии - от 12 до 100 человек.

Таким образом можно  сделать следующий вывод, в тех  национальных конституциях, где государственный  суверенитет распространяется и делегирование государственной власти произведено на органы местного самоуправления, формы и методы их работы значительно многообразнее, чем в тех странах, где местное самоуправление не рассматривается как часть государственного управления.

В Республике Казахстан, в соответствии со статьями 86,87,88 Конституции,  местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами. Местные представительные органы - Маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление. Местные же исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов республики, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории. Компетенция местных государственных органов государственного управления в республике, устанавливается специальным законом «О местном государственном управлении» в Республике Казахстан, принятом в январе 2001 года.

Также следует обратить особое внимание на то, что разделы  государственное местного управления и местное самоуправление сконцентрированы в одном восьмом разделе Конституции РК, что, несомненно, свидетельствует о их логической связи и взаимопроникновении, но смешивать эти понятия, также как и возводить между ними непреодолимую стену нельзя.

Понятие самоуправления основывается на единстве следующих составляющих, принятие решений населением им же эти решения и исполняются.

В данном случае мы не усматриваем  признаков государственного управления в виде специальных органов принуждения, соответственно нет и установленных  санкций за неисполнение принятых решений этими органами самоуправления.

Законодательство стран  СНГ в большинстве случаев  либо вообще не предусматривает осуществление  какого-либо контроля за деятельностью  органов местного самоуправления государственными органами, либо перечень таких органов и их компетенция законодательно четко не определены, что влечет определенные затруднения. Так, за деятельностью органов местного самоуправления, в Литве осуществляет прокуратура. Неправомерные решения органов местного самоуправления можно опротестовать путем обращения в местный Совет либо в судебном порядке. Законодательство всех государств СНГ предусматривает такую возможность.

Поскольку, правовая природа  статуса местных государственных  органов и органов местного самоуправления в Республике Казахстан различна, последние не могут осуществлять власть от имени народа, то в данной ситуации местное самоуправление можно рассматривать в двух аспектах: как феномен организационный и как - политический. С юридической точки зрения интерес представляет прежде всего организационный феномен, в котором выделяются основные составляющие:

-Во-первых, организация  деятельности органов местного  самоуправления.

-Во-вторых, компетенция.

-В-третьих, объем властных  полномочий, как собственных, так  и делегированных местным государственным органам.

В-четвертых, взаимодействие с другими государственными и  общественными структурами, центральными и местными.

При установлении правового  статуса и властных полномочий органов  местного самоуправления законодатель, как дистрибьютор власти, будет решать:

а) сколько и какой  власти следует предоставить законом  местному самоуправлению;

б) какие полномочия определить как собственные для органов  местного самоуправления;

в) какую часть государственных  функций им передать.

  В Республике Казахстан в соответствии с Конституцией существует три вида отношений власти - это центральная и местная государственная власть и уровень местного самоуправления.

Мера власти, должна выводиться из соотношения властных полномочий и реальных функций, ради осуществления которых, тому или иному государственному или не государственному органу управления дается власть. Иначе говоря, распределение власти происходит по принципу-каждому органу по его политической функции, что трудноосуществимо. В пункте 1 статьи 89 Конституции РК достаточно конкретно определяется функция местного самоуправления - решение населением вопросов местного значения это следует понимать, как перераспределение власти от государства гражданскому обществу, а также определение оптимальных объемов властных полномочий и взаимодействие органов между собой.

Правительство уже не раз  вносило проекты Законов  о местном самоуправлении на рассмотрение Парламента, а затем их отзывало.  Вносимые проекты менялись не только по форме, но и по содержанию. Причина: предлагаемые проекты предусматривали вариативность правовых концепций наделения властью органов местного самоуправления. Первая концепция наделяла орган самоуправления по остаточному принципу, то есть, все, что не в ведении органов государственного управления, должно решаться местным самоуправления. Вторая концептуальная версия определяла исчерпывающий перечень предметов ведения органом местного самоуправления.

А теперь следует более  детально рассмотреть подходы децентрализации управления. Внедрение работающей системы децентрализованного управления - это сложнейший вопрос, который требует внимательного подхода. Децентрализация приближает Правительство к народу, создавая условия для демократизации управления и повышения его эффективности, которые можно классифицировать как самостоятельные направления;

- во-первых, она создает  возможности для непосредственного  участия больших групп населения  в вопросах управления через  выборные органы -или более косвенного  участия - через местные выборы и посредством пристального контроля за деятельностью Правительства;

- во-вторых, она создает  возможности для появления на  низовых уровнях новой элиты, которая может осваивать политические навыки и функции, необходимые для участия в национальной политической жизни;

- в-третьих, низовые  органы управления действуют  в качестве противовеса или сдерживающей силы по отношению к Правительству, а также местное управление по отношению государственному управлению;

- в-четвертых, децентрализация  активизирует вовлечение местных и региональных действующих лиц в процесс местного и регионального экономического и социального развития;

в-пятых, передача полномочий местным органам власти помогает избежать перенапряжения в центре.

Децентрализация и развитие местного управления в аналитических материалах "страновый опыт и опыт переходных стран" раскрывает обобщенные предпосылки успешной передачи властных полномочий низовым структурам управления.

1Политическая приверженность  процессу децентрализации.

2.Менталитет и качество "ресурсов" (финансовых, юридических, организационных, людских, физических, интеллектуальных), находящихся в распоряжении органов местного самоуправления.

3.Способность местных  органов власти справиться с  этими задачами (с точки зрения выработки демократической политики).

4-Организационная возможность  местных органов власти по  проведению административной политики.

5.Способность и готовность  административных кадров местных  органов власти к решению стоящих  перед ними задач.

6.Обладание гражданами и административными кадрами политической, управленческой культурой (ценности, отношение и модели поведения граждан, а также способность местных политических деятелей и администраторов реально проводить децентрализацию).

Взгляд, наличие значительного опыта и знаний в некоторых странах Центральной и Восточной Европы СНГ, их экспертные заключения, могут послужить казахстанскому обществу в планировании и реализации проектов децентрализации и реформы местного управления.

Анализируя имеющий  опыт, следует обратить внимание на следующие определяющие:

- Национальное законодательство  должно создать основу для  распределения функций и полномочий как между государством и местным самоуправлением, так и между различными уровнями местного самоуправления.

- Необходимо обеспечение соответствия между функциями и ответственностью различных уровней управления и самоуправления, с одной стороны, и их финансовыми ресурсами с другой.

- Одновременно, следует  установить эффективные и транспарентные  системы контроля и подотчетности.

- Обеспечение соответствующего  развития человеческих ресурсов. В этом плане, просто необходимо, разработать и принять комплекс  мер ориентированных как на выборные, так и на административные кадры.

- Активное гражданское  общество, не Государственные и не Правительственные Организации могут играть важную роль в децентрализации и реформе местного управления.

Главная задача которая  стоит перед Правительством и  Парламентом, это разработка  проекта  Концепции «О местном самоуправлении»  как логического продолжения процесса децентрализации и деконцентрации и составной части общей стратегии развития казахстанской государственности и гражданского общества. Основные принципы и положения Концепции, приоритетность задач, этапность достижения конкретные целей, должны стать предметом публичного обсуждения с участием широких слоев общественности, политических партий и движений, центральных и местных органов власти

Государство играет ведущую  роль в осуществлении децентрализации  и последующего развития местного самоуправления, что определяется необходимостью создания правовых, организационных, материально-финансовых и других условий для реализации права населения на местное самоуправление. В настоящее время решение проблем децентрализации рассредоточено по министерствам и ведомствам, отсутствует повседневная координация работ, что делает этот процесс не регулируемым. Как показывает зарубежный опыт, даже    в развитых странах для  улучшения межведомственной координации и защиты интересов органов местного самоуправления существует специальный государственный орган Правительству республики стоит подумать по созданию специального государственного органа по децентрализиции и развитию местного самоуправления, как это  имеет место  в Киргизии.

В Великобритании - родине классических муниципальных форм - сложился тип местного самоуправления, получивший название англосаксонского. Подобная муниципальная система действует в таких странах, как США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.

Информация о работе Теоретические основы местного самоуправления в экономике