Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:08, дипломная работа
Цель работы - проведение комплексных исследований механизма управления местными территориальными образованиями и разработка его перспективной экономической модели деятельности и развития в интересах местного населения и соответствия государственной политикой Республики Казахстан. Основные задачи: Исследовать состояние, особенности и опыт местного самоуправления в регионах Республики Казахстан, странах СНГ и передовых странах мира;
Разработка концепции перспективной экономической модели местного самоуправления;
Разработка экономических основ деятельности органов местного самоуправления;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ
1.1 Роль и содержание местного самоуправления в структуре управления государством и обществом 5
1.2 Изучение опыта местного самоуправления в различных странах
мира 30
2. РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Нормативно – правовые основы развития местного самоуправления
в РК 42
Развитие местного самоуправления в регионах РК (на примере Сарыаркинского акимата) 48
3. ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1. Концептуальные основы перспективной модели местного самоуправления 67
3.2. Организационная структура экономической модели МСУ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
ЛИТЕРАТУРА 79
О практике осуществления
местного самоуправления в Республике
Молдова следует сказать, что
местное публичное управление здесь
исполняется в соответствии с законом "О местном публичном
управлении". Под местным публичным
управлением понимается совокупность
органов, имеющих общую или специальную
компетенцию, созданных для удовлетворения
основных интересов населения отдельной
административно-
В Армении же мы видим
четкую грань разделения уровней
государственного и местного самоуправления.
В Конституции /ст. 104,105,107/ сказано, что административно-
Многие государства-участники
СНГ, с учетом местных особенностей
в основу построения системы органов
местного самоуправления положили административно-
Основной формой муниципальных советов являются их сессионные заседания, к ведению которых относится принятие местного бюджета, установление местных налогов, разрешение вопросов о получении займов, формирование руководящих исполнительных органов. Комплектование управленческих кадров для муниципальных служб, как правило, осуществляется на основе конкурсной системы, но вместе с тем, в ряде стран, практикуется выборность отдельных категорий муниципальных служащих, что создает определенную независимость в отношениях с муниципальными советами и мэрами.
Система организации местного самоуправления в странах дальнего зарубежья, также различна и складывается она в зависимости от конкретных местных и исторических условий. В основу местного самоуправления положены муниципальные советы, численный состав которых, не велик. Так, в США, например, советы насчитывают от 5 до 22 членов. Во французских коммунах, численность муниципальных советов - от 6 до 69 человек, в Италии - от 15 до 80 советников, в Великобритании - 70-75, в Японии - от 12 до 100 человек.
Таким образом можно сделать следующий вывод, в тех национальных конституциях, где государственный суверенитет распространяется и делегирование государственной власти произведено на органы местного самоуправления, формы и методы их работы значительно многообразнее, чем в тех странах, где местное самоуправление не рассматривается как часть государственного управления.
В Республике Казахстан,
в соответствии со статьями 86,87,88 Конституции,
местное государственное управление осуществляется
местными представительными и исполнительными
органами. Местные представительные органы
- Маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-
Также следует обратить особое внимание на то, что разделы государственное местного управления и местное самоуправление сконцентрированы в одном восьмом разделе Конституции РК, что, несомненно, свидетельствует о их логической связи и взаимопроникновении, но смешивать эти понятия, также как и возводить между ними непреодолимую стену нельзя.
Понятие самоуправления основывается на единстве следующих составляющих, принятие решений населением им же эти решения и исполняются.
В данном случае мы не усматриваем
признаков государственного управления
в виде специальных органов
Законодательство стран СНГ в большинстве случаев либо вообще не предусматривает осуществление какого-либо контроля за деятельностью органов местного самоуправления государственными органами, либо перечень таких органов и их компетенция законодательно четко не определены, что влечет определенные затруднения. Так, за деятельностью органов местного самоуправления, в Литве осуществляет прокуратура. Неправомерные решения органов местного самоуправления можно опротестовать путем обращения в местный Совет либо в судебном порядке. Законодательство всех государств СНГ предусматривает такую возможность.
Поскольку, правовая природа
статуса местных
-Во-первых, организация деятельности органов местного самоуправления.
-Во-вторых, компетенция.
-В-третьих, объем властных полномочий, как собственных, так и делегированных местным государственным органам.
В-четвертых, взаимодействие с другими государственными и общественными структурами, центральными и местными.
При установлении правового статуса и властных полномочий органов местного самоуправления законодатель, как дистрибьютор власти, будет решать:
а) сколько и какой власти следует предоставить законом местному самоуправлению;
б) какие полномочия определить как собственные для органов местного самоуправления;
в) какую часть государственных функций им передать.
В Республике Казахстан в соответствии с Конституцией существует три вида отношений власти - это центральная и местная государственная власть и уровень местного самоуправления.
Мера власти, должна выводиться из соотношения властных полномочий и реальных функций, ради осуществления которых, тому или иному государственному или не государственному органу управления дается власть. Иначе говоря, распределение власти происходит по принципу-каждому органу по его политической функции, что трудноосуществимо. В пункте 1 статьи 89 Конституции РК достаточно конкретно определяется функция местного самоуправления - решение населением вопросов местного значения это следует понимать, как перераспределение власти от государства гражданскому обществу, а также определение оптимальных объемов властных полномочий и взаимодействие органов между собой.
Правительство уже не раз вносило проекты Законов о местном самоуправлении на рассмотрение Парламента, а затем их отзывало. Вносимые проекты менялись не только по форме, но и по содержанию. Причина: предлагаемые проекты предусматривали вариативность правовых концепций наделения властью органов местного самоуправления. Первая концепция наделяла орган самоуправления по остаточному принципу, то есть, все, что не в ведении органов государственного управления, должно решаться местным самоуправления. Вторая концептуальная версия определяла исчерпывающий перечень предметов ведения органом местного самоуправления.
А теперь следует более
детально рассмотреть подходы децентрали
- во-первых, она создает
возможности для
- во-вторых, она создает возможности для появления на низовых уровнях новой элиты, которая может осваивать политические навыки и функции, необходимые для участия в национальной политической жизни;
- в-третьих, низовые органы управления действуют в качестве противовеса или сдерживающей силы по отношению к Правительству, а также местное управление по отношению государственному управлению;
- в-четвертых, децентрализация активизирует вовлечение местных и региональных действующих лиц в процесс местного и регионального экономического и социального развития;
в-пятых, передача полномочий местным органам власти помогает избежать перенапряжения в центре.
Децентрализация и развитие местного управления в аналитических материалах "страновый опыт и опыт переходных стран" раскрывает обобщенные предпосылки успешной передачи властных полномочий низовым структурам управления.
1Политическая приверженность процессу децентрализации.
2.Менталитет и качество "ресурсов" (финансовых, юридических, организационных, людских, физических, интеллектуальных), находящихся в распоряжении органов местного самоуправления.
3.Способность местных органов власти справиться с этими задачами (с точки зрения выработки демократической политики).
4-Организационная возможность местных органов власти по проведению административной политики.
5.Способность и готовность
административных кадров
6.Обладание гражданами и административными кадрами политической, управленческой культурой (ценности, отношение и модели поведения граждан, а также способность местных политических деятелей и администраторов реально проводить децентрализацию).
Взгляд, наличие значительного опыта и знаний в некоторых странах Центральной и Восточной Европы СНГ, их экспертные заключения, могут послужить казахстанскому обществу в планировании и реализации проектов децентрализации и реформы местного управления.
Анализируя имеющий опыт, следует обратить внимание на следующие определяющие:
- Национальное законодательство должно создать основу для распределения функций и полномочий как между государством и местным самоуправлением, так и между различными уровнями местного самоуправления.
- Необходимо обеспечение соответствия между функциями и ответственностью различных уровней управления и самоуправления, с одной стороны, и их финансовыми ресурсами с другой.
- Одновременно, следует
установить эффективные и
- Обеспечение соответствующего
развития человеческих
- Активное гражданское общество, не Государственные и не Правительственные Организации могут играть важную роль в децентрализации и реформе местного управления.
Главная задача которая стоит перед Правительством и Парламентом, это разработка проекта Концепции «О местном самоуправлении» как логического продолжения процесса децентрализации и деконцентрации и составной части общей стратегии развития казахстанской государственности и гражданского общества. Основные принципы и положения Концепции, приоритетность задач, этапность достижения конкретные целей, должны стать предметом публичного обсуждения с участием широких слоев общественности, политических партий и движений, центральных и местных органов власти
Государство играет ведущую
роль в осуществлении
В Великобритании - родине классических муниципальных форм - сложился тип местного самоуправления, получивший название англосаксонского. Подобная муниципальная система действует в таких странах, как США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.
Информация о работе Теоретические основы местного самоуправления в экономике