Теоретические основы местного самоуправления в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:08, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - проведение комплексных исследований механизма управления местными территориальными образованиями и разработка его перспективной экономической модели деятельности и развития в интересах местного населения и соответствия государственной политикой Республики Казахстан. Основные задачи: Исследовать состояние, особенности и опыт местного самоуправления в регионах Республики Казахстан, странах СНГ и передовых странах мира;
Разработка концепции перспективной экономической модели местного самоуправления;
Разработка экономических основ деятельности органов местного самоуправления;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

1.1 Роль и содержание местного самоуправления в структуре управления государством и обществом 5
1.2 Изучение опыта местного самоуправления в различных странах
мира 30

2. РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

2.1 Нормативно – правовые основы развития местного самоуправления
в РК 42
Развитие местного самоуправления в регионах РК (на примере Сарыаркинского акимата) 48

3. ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

3.1. Концептуальные основы перспективной модели местного самоуправления 67
3.2. Организационная структура экономической модели МСУ 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

ЛИТЕРАТУРА 79

Файлы: 1 файл

местное самоуправление.doc

— 490.50 Кб (Скачать файл)

Специальные округа могут  занимать площадь от небольшой территории, охраняющей чаше всего сельскую местность, до нескольких графств. Границы специальных округов не совпадают ни друг с другом, ни с традиционными административно-территориальными единицами.

Позитивный смысл множественности  границ сводится к невозможности какой-либо одной функции «подмять под себя» любую другую. Специальные округа обладают большей оперативностью и маневренностью управления, чем обычные муниципальные службы, ибо выведены из-под прямого контроля бюрократического аппарата местных властей. Однако наличие специальных округов усложняет систему управления местными делами, затрудняет проведение на местах единой согласованной политики.

«Компетенции (полномочия) местных органов самоуправления на Западе закрепляются специальными законами, а в самом общем виде они могут устанавливаться и в конституциях. В федеративных государствах компетенции (полномочия) местных органов чаще всего регулируются актами субъектов федерации. В англосаксонских странах, в первую очередь в Великобритании, важным источником компетенции местных органов являются судебные прецеденты, во многом конкретизирующие компетенцию местных органов, устанавливаемую парламентскими актами.

В США, Великобритании и многих других странах, утвердился принцип «позитивного регулирования» деятельности местных органов, заключающийся в том, что объем полномочий устанавливается путем подробного перечисления их прав и обязанностей. Местные органы, таким образом, вправе совершать лишь те действия и выполнять такие функции, которые непосредственно предписаны законом. В противном случае, действия местных властей могут быть признаны противозаконными. Учитывая указанный принцип, муниципалитеты в своих хартиях стремятся как можно подробнее и точнее зафиксировать свои полномочия.

В странах, тяготеющих к французской модели, получил распространение принцип «негативного регулирования», в соответствии с которым местные органы вправе осуществлять все действия, прямо не запрещенные законом. Объем и содержание полномочий местных органов здесь обусловливаются остаточным свободным пространством, которое по закону не предоставлено государственным органам".

В компетенцию  местных органов в зарубежных странах входит в первую очередь  финансово-экономическую деятельность, в том числе принятие местного бюджета, местное планирование, регулирование муниципального хозяйства, содействие экономическому развитию территории. В компетенцию органов местного самоуправления переданы сферы, которые непосредственным образом связаны с повседневным социальным и экономическим благополучием населения, обеспечением его жизнедеятельности. Местные органы несут ответственность за охрану общественного порядка, устанавливая правила поведения в общественных местах, распоряжаясь местными полицейскими силами.

«В законодательстве стран современного мира полномочия местных органов обычно подразделяются на обязательные и факультативные («добровольные»). К обязательным относятся полномочия, которым придается общегосударственное значение и которые должны исполняться в обязательном порядке. В их число входят: водоснабжение, канализация, электро-газоснабжение, транспорт, здравоохранение, образование, содержание и уборка улиц, предоставление социальных услуг, общественная безопасность, сохранение историко-культурного достояния, охрана окружающей среды и т.п.

Факультативные полномочия, как правило, реализуются местными властями по их усмотрению в зависимости от конкретных финансовых возможностей. Они обычно связаны с социальными и культурными функциями, такими как содержание общественных парков и скверов, библиотек, посадка деревьев, строительство домов для бедных и инвалидов и т.п.

Широкими правами наделены местные органы власти и в деле охраны окружающей среды. Они организуют контроль за соблюдением экологических нормативов. В случаях нарушения нормативов организациями местные органы власти полномочны налагать штрафы.

В пределах предоставленных  правовых компетенции местные власти действуют автономно, иногда представляя отчет о проделанной работе таким же органам на более высоких уровнях. Они имеют право принимать решения без всестороннего контроля и надзора за их деятельностью со стороны соответствующих органов на более высоких уровнях управления. Например, мэры не должны отчитываться перед руководством округов или губернаторами штатов. В определенных законами пределах местные власти принимают решения о налогах и сборах, определяют статьи расходов, формируют политику управления. Если избираемые должностные лица являются членами политических партий, то в осуществлении своих местных обязанностей они не подотчетны никакой национальной или иерархической партийной организации. В целом общий контроль за местными органами в унитарных государствах осуществляется центральным правительством (как правило, одним или несколькими министерствами). Во Франции и Италии, например, эти органы подведомственны министерству внутренних дел, в Beликобритании — министерству по делам окружающей среды, в Японии — министерству по делам местного самоуправления. В федеративных государствах деятельность местных органов контролируется, как правило, субъектами федерации».

В настоящее время  в развитых странах, в частности, в Западной Европе, продолжается процесс реформирования отношений между центром, регионами и местным самоуправлением. Некоторые правительства проводят политику децентрализации государственного уровня, предоставляя местным органам власти автономию в решении широкого круга вопросов. Другие же, наоборот, усиливают вмешательства в дела местных территориальных коллективов.

«Понятие «местное самоуправление»  в странах современного мира обычно охватывает два вида органов: местный представительный орган, избираемый населением соответствующей административно-территориальной единицы и принимающий, как правило, решения по наиболее важным местным вопросам; исполнительный орган (мэр, бургомистр, префект и т.п.), призванный в первую очередь выполнять решения представительного органа и осуществлять оперативное управление (на него могут быть возложены и некоторые общегосударственные функции)».

Местное самоуправление предполагает обязательное участие граждан в самоуправлении: в качестве избирателей; в качестве членов местных политических и общественных организаций; в качестве назначенных должностных лиц или сотрудников; в качестве членов официальных и неофициальных совещательных органов.Пример Западных стран показывает, что борьба между местным уровнем и центром расценивается гражданами государства как норма. Например, в Германии консерваторы отстаивают требование, чтобы государство не давало муниципальному образованию расходов без соответствующего финансирования. Также консерваторы настаивают на том, чтобы федеральные земли передавали часть своих полномочий муниципальным образованиям, чтобы они сами выбирали приоритетные меры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

2.1. Нормативно – правовые основы развития местного самоуправления в Республики Казахстан.

 

Процесс реформирования местной власти на основе принципов  самоуправления в Республике Казахстан начался в 1990-1991 годы, когда был принят Закон "О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР". Но то было время, когда еще действовала советская система управления. С получением независимости и суверенитета Казахстану необходимо было перестраивать всю правовую базу на новые формы регулирования общественно-экономических изменений.

Принятие в 1993 году закона "О местных представительных и  исполнительных органах Республики Казахстан" было решением нелегким, потребовавшим больших усилий в части балансировки двух ветвей местной власти - представительной и исполнительной. Именно тогда с 1993 года в нашем общественно-правовом лексиконе появились термины - глава администрации, маслихат, а затем - аким, акимат. На основе этих законов местные органы власти, получили больше самостоятельности, некоторую независимость от центрального государственного управления и от вышестоящих структур.

 

Таблица 1 - Основные законодательные акты, регламентирующие формирование и исполнение местных  бюджетов и взаимоотношения с  вышестоящими бюджетами

 

Конституция Республики Казахстан 

 

Послание Президента страны народу Казахстана "Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение  благосостояния всех казахстанцев"

 

Ежегодные Послания Главы  государства народу Казахстана

 

Бюджетный кодекс Республики Казахстан

от 24 апреля 2004 года N 548

Кодекс Республики Казахстан  «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)

от 12 июня 2001 г.

Закон «О республиканском  бюджете»

ежегодно

Закон Республики Казахстан  «О местном государственном управлении в Республике Казахстан»

от 23 января 2001 года N 148

Постановление Правительства  Республики Казахстан «О среднесрочной  фискальной политике Правительства  Республики Казахстан на 2006 – 2008 годы»

от          27 мая 2005 года № 523

Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении типовой структуры местного государственного управления Республики Казахстан»

от 4 октября 2004 года № 1022

Постановление Правительства  Республики Казахстан «О Концепции  разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений»

от 10 февраля 2003 года N 147

Закон Республики Казахстан  «Об объемах официальных трансфертов  общего характера между республиканским  и областными бюджетами, бюджетами  города республиканского значения, столицы на 2005—2007 годы»

от 9 ноября 2004 года № 602-II


 

Со времени принятия последнего закона о местном управлении прошло семь лет. И вот жизнь потребовала  новых подходов и реформирования всей системы управления и самоуправления в Республике Казахстан. За этот столь короткий срок наша Родина - Республика Казахстан сумела обрести экономическую, политическую самостоятельность, и стать независимой державой признаваемой в мире.

В действующей Конституции  РК имеется отдельная статья 89, согласно которой в республике признается местное самоуправление. При этом гарантируется самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных законодательством нашей страны.

Однако конкретного  закона о местном самоуправлении, который должен быть принят в развитие этих конституционных положений, мы до сих пор не имеем.

Это не только грубо нарушает установку самой Конституции, согласно которой данный закон должен быть принят в течение двух лет со дня  ее вступления в силу, но и способствует образованию значительного правового пробела, который сильно снизил активность населения в решении вопросов местного значения. Плохо или хорошо, но при системе местных советов, в каждом поселке, ауле, селе действовала определенная группа поддержки решений вопросов местного значения. Были исполкомы поссоветов, депутаты и другие активисты, которые олицетворяли власть на местах.

Сейчас у нас остался  только аким сельского округа, один на несколько населенных пунктов, без  бюджета и финансов, без должных прав, но с большими обязанностями, один на один с сельским населением, наиболее экономически обездоленным, потерявшим веру в способность властей решать их проблемы. Поэтому быстрейшее принятие закона о местном самоуправлении сегодня востребовано не только теоретически как неисполнение буквы закона, но и практически - как важный инструмент организации власти на самом низовом уровне.

На наш взгляд, здесь  имел место и объективный фактор, требующий в первую очередь провести реформирование    центральных органов государственной власти. И эта задача успешно выполнена. У нас в кратчайшие сроки были приняты законы "О Президенте", "О Парламенте", "О Правительстве", "О Конституционном совете", "О судебной системе" и т.д. То есть имевшая место в прошедшие годы сильная централизация власти была оправданной, так как  приоритетными задачами являлись строительство государства, укрепление суверенитета страны и, как следствие, законодательное закрепление централизации государственной системы управления. Но на нынешнем этапе излишняя централизация власти может сдерживать развитие страны.

Остро стоит задача разработки Концепции децентрализации государственных функций в нашей стране.

Скорее всего, отсутствие такой целостной Концепции также  является одной из причин, вследствие которой так долго разрабатывается закон о местном самоуправлении. Причем правительство уже четыре раза вносило законы в парламент, а затем их отзывало. Вновь вносимые проекты менялись не только по форме, но и по содержанию. Это наглядно показывает, что при написании законов менялись подходы к статусу и компетенции и местных представительных и исполнительных органов и органов самоуправления, что недопустимо.

Все хорошо помнят, что  был первый вариант закона, в котором  предполагалось   вертикаль   местного   государственного   управления ограничить районным уровнем, а местное самоуправление — образовывать на уровне ниже районного звена и охватывать   все население сельских регионов, как говорится, в обязательном порядке. Таким образом, кроме задач управления на местом уровне местному самоуправлению предлагалось брать ответственность за решение всех проблем местного населения, которые сейчас находятся в ведении государства. Однако, местное государственное управление и местное самоуправление - не одно и то же. Одно дополняет другое, но никак не замещает.

Информация о работе Теоретические основы местного самоуправления в экономике