Теоретические основы местного самоуправления в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:08, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - проведение комплексных исследований механизма управления местными территориальными образованиями и разработка его перспективной экономической модели деятельности и развития в интересах местного населения и соответствия государственной политикой Республики Казахстан. Основные задачи: Исследовать состояние, особенности и опыт местного самоуправления в регионах Республики Казахстан, странах СНГ и передовых странах мира;
Разработка концепции перспективной экономической модели местного самоуправления;
Разработка экономических основ деятельности органов местного самоуправления;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

1.1 Роль и содержание местного самоуправления в структуре управления государством и обществом 5
1.2 Изучение опыта местного самоуправления в различных странах
мира 30

2. РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

2.1 Нормативно – правовые основы развития местного самоуправления
в РК 42
Развитие местного самоуправления в регионах РК (на примере Сарыаркинского акимата) 48

3. ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

3.1. Концептуальные основы перспективной модели местного самоуправления 67
3.2. Организационная структура экономической модели МСУ 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

ЛИТЕРАТУРА 79

Файлы: 1 файл

местное самоуправление.doc

— 490.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в соответствии со ст. 89 Конституции РК создание органов  самоуправления - это право граждан, а не их обязанность и соответственно Закон "О местном самоуправлении в РК" должен носить разрешающий, позволяющий характер, но никак не обязывающий. Это во - первых. А во-вторых, создание органов местного самоуправления только в сельской местности ущемляет права граждан; проживающих в городах. Ведь в Конституции четко записано: в республике "признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения" независимо от места проживания - в селе или в городе.

После критики в Парламенте этот закон Правительство отозвало и внесло новый вариант, в котором вертикаль местного самоуправления опустили уже до аула, села, поселка. Но возникла новая коллизия, а как

будут на низовом уровне взаимодействовать «маленький аким»  и местное самоуправление? И хотя конституционные основы    у  местного госуправления и местного самоуправления различны, отличаются также функции и полномочия, но все равно дублирование этих двух органов местной власти исключить нельзя. Были и другие сложные вопросы по данному законопроекту, на которые при   обсуждении   в Мажилисе Правительство не могло дать исчерпывающих ответов. Поэтому и второй вариант законопроекта был отозван. С тех пор прошел   год, но Правительство молчит, похоже, что новый вариант закона "О местном самоуправлении" прочно застрял в его недрах. И это вполне обосновано. Написать закон не так сложно, особенно если твердо знаешь, что желаешь от него получить. Поэтому прежде чем писать закон, надо иметь четкую, и ясную концепцию децентрализации государственных функций от центра к регионам, с определением в ней конкретного места самоуправления. Отрадно отметить, что некоторые позитивные сдвиги в этом направлении мы имеем. Указом главы государства создана комиссия по децентрализации, которой поручено до 1 апреля 2002 года представить свои предложения по концепции    децентрализации. В республике действуют несколько зарубежных экспертных групп по линии TACIS , ICMA-Казахстан, фонда Сорос и др, также работающие над своими  вариантами программ децентрализации.

Конечно, в  чистом виде ни одну зарубежную модель местного самоуправления, какой бы красивой она не казалось, на казахстанскую действительность    перенести      нельзя. У нас свои традиции, особенности, свой исторический опыт, своя ментальность. Но отдельные элементы, отдельные составляющие этих моделей могут быть востребованы, чтобы наша    модель самоуправления соответствовала    основным требованиям Европейской хартии местного самоуправления. Прежде всего это   выборность,   подконтрольность      исполнительных   органов представительным,  отсутствие вертикали представительных органов. Первый шаг к своей модели, к своему варианту самоуправления     уже     сделали.     Это     экспериментальные выборы акимов сельских округов, которые состоялись 20 октября, проходившие, как известно,   проходили в два этапа. Сначала на сходах граждан избирались выборщики, а затем выборщики избрали акимов. Но избрав акимов, выборщики свои функции выполнили. В тоже время в состав выборщиков избирались люди грамотные, авторитетные, активные, и почему бы их потенциал не использовать в дальнейшем. Ведь институт выборщиков это прекрасный прообраз представительного органа местного самоуправления. Тем более,   что в   предлагаемых ранее вариантах законопроектах о местом самоуправлении именно такой    принцип закладывался при выборах членов кенеса -  представительного органа местного самоуправления. Но тогда предлагалось параллельно еще избирать и жамият, как  исполнительный орган,  и  жетекши,    как  главу исполнительного органа самоуправления, что как раз и предполагало двоевластие. А в этом варианте двоевластие исключается, но в тоже время выдерживаются принципы Европейской хартии местного самоуправления, а именно - прямые выборы населением членов представительного органа, избрание членами представительного органа руководителя исполнительного органа, тоесть акима, подотчетность и подконтрольность исполнительного органа представительному. Чтобы замкнуть эту схему не хватает только одного элемента - права госорганов делегировать часть своих полномочий местному самоуправлению. Но это право вполне логично включить как в законопроект "О местном самоуправлении", так   и путем внесения дополнений в закон "О местном государственном управлении в РК".

Нет сомнений, что процесс  децентрализации государственных  функций от центра к регионам имеет  устойчивый характер и мы должны создать четкое правовое поле для совершенствования функции и полномочий органов местного государственного управления и самоуправления.

Важной составной  частью современных экономических  реформ в нашем обществе является сфера местного самоуправления. С экономической точки зрения преобразования в сфере местного самоуправления направлены, прежде всего, на необходимость создания эффективной региональной экономики, обеспечивающей достаточный уровень благосостояния людей, живущих по законам местного самоуправления, признанного во всем мире как единственный путь развития территориальных коллективов, отвечающих принципам демократии.

Действующий сегодня закон «О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан», 1993г., несмотря на многочисленные изменения и дополнения, не обеспечивает нормальную законодательную базу для местных исполнительных органов.

До сих пор не определен статус институтов местного государственного управления и местного самоуправления как вида государственной власти, осуществляемой исполнительными и представительными органами на региональном уровне. Не зафиксированы конкретно полномочия низового Акима, не отработан механизм экономического взаимодействия. Очевидно, что в этих документах проблема самоуправления решается только в общем плане. Местное самоуправление по-прежнему ставится в сильную зависимость от администрации и центральной власти. Не определены многие его основные моменты: структура, финансово – экономическая и правовые основы, механизм формирования и функционирования, нет четкого круга решаемых задач, уровня ответственности и властных полномочий и т.д».

В Казахстане институт местного самоуправления получил  свое развитие еще  в период существования  Союза ССР. 15 февраля 1991 года был  принят закон «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Республики Казахстан». Согласно этому закону местное самоуправление осуществлялось на уровне аулов, сел, поселков, городов и районов в городах в форме власти советов. Надо сказать, что для того времени это была достаточно развитая и демократическая система местного самоуправления. 

  Однако у нее имелись серьезный недостаток: «не получил своего должного развития институт общественного территориального самоуправления. В основном это было связано с отсутствием финансово – экономической базы для деятельности, поскольку управление коммунальной собственностью осуществлялось главами администраций».

Представительные  органы местного сообщества - маслихаты, не имели собственных материально-финансовых средств и были не способны обеспечить подлинную отчетность акимов перед ними. Фактически они были превращены в консультативно-совещательный орган при акиматах.

В 1996 году на уровнях отдельных домов и  групп домов стали создаваться  и функционировать кооперативы  собственников квартир. Они получили свое развитие только в городах и в некоторых случаях их деятельность можно считать эффективной.

Сейчас вопрос о необходимости формирования в  республике местного самоуправления находит  свое отражение в законодательной  деятельности государства. Принятие закона, в первую очередь, направлено на становление региональной экономики.

В некотором  смысле следующим этапом в законодательном  обеспечении формирования местного самоуправления можно назвать внесение  8 октября 1998 года изменений и дополнений в Конституцию РК. В частности было установлено, что акимы административно-территориальных единиц, стоящих ниже областей, города республиканского значения и столицы, назначаются или избираются в порядке, определяемом Президентом.  

В 1999 года был принят к рассмотрению проект закона «О местном самоуправлении». Как следует из названного законопроекта, местное самоуправление будет вводится в аулах, селах, поселках, аульных (сельских) округах и городах районного значения. Его представляют избираемые населением "наблюдательные и ревизионные" органы (кенесы или сходы) и глава исполнительного органа (жамията) – жетекши.

В то же время  в данном законопроекте не отражен  экономический механизм функционирования  местного сообщества. Например, в статье 14 «Экономические основы местного самоуправления» сказано, что экономическую основу местного самоуправления составляет 1) имущество местного сообщества; 2) иное не запрещенное законодательством имущество.

Эффективность всей государственной  управленческой системы зависит от деятельности местного самоуправления, которая близка к людям и решению их жизненно важных проблем. Имеется и положительный опыт местного самоуправления в Республике Казахстан. В 1991 году был образован комитет общественного самоуправления поселка «Ожет» близ Алматы, который на протяжении 10 лет решает все вопросы благоустройства, электрификации, телефонизации, водоснабжения. Этот опыт несомненно необходимо изучать и учитывать при создании органов самоуправления в других регионах.

 

2.1. Развитие местного самоуправления в регионах Республики Казахстан (на примере Сарыаркинского акимата г.Астана)

 

Аппарат акима  района «Сарыарка» города Астаны (далее  – аппарат) является государственным  учреждением, содержащимся за счет местного бюджета, на территории административно-территориальной единицы.

Основной целью деятельности аппарата является проведение общегосударственной  политики исполнительной власти в сочетании  с интересами и потребностями  развития территории района «Сарыарка» города Астаны. 

Приоритетными направлениями деятельности аппарата являются:  рассмотрение обращений, заявлений, жалоб граждан, принятие мер по защите прав и свобод граждан, содействие сбору налогов и других обязательных платежей в бюджет, в  соответствии с законодательством разработка и внесение в вышестоящий акимат для утверждения соответствующим маслихатом бюджетных программ, администратором которых выступает аппарат.

Содействие  исполнению гражданами и юридическими лицами норм Конституции Республики Казахстан, законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан, нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов, развитию предпринимательской деятельности, в пределах своей компетенции.

Организация и обеспечение  исполнения законодательства по вопросам о всеобщей воинской обязанности и военной службы, гражданской обороны, а также мобилизационной подготовки и мобилизации.

Организация работ по сохранению исторического и культурного  наследия. Выявление малообеспеченных лиц. Внесение в вышестоящие органы предложений по обеспечению занятости, оказанию адресной социальной помощи, организация обслуживания одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан на дому.

Содействие развитию местной  социальной инфраструктуры, взаимодействие с органами местного самоуправления, принятие участия в работе сессий маслихата города, при утверждении (уточнении) местного бюджета. Поддержка и оказание содействия в материально-техническом обеспечении дошкольных организаций, учреждений культуры, организация работ по благоустройству, освещению, озеленению и санитарной очистке населенных пунктов, организация погребения безродных и общественных работ по содержанию в надлежащем состоянии кладбищ и иных мест захоронения.

Общие сведения:

 ·  Район создан 6 мая 1998 года Указом Президента Республики Казахстан №3942

·  Территория района Сарыарка составляет – 24 757 га

·    Площадь санитарно-защитной зоны района – 4 586 га.

Население района-280 500 чел. (по состоянию на 27.11.2007г.)

 

Коммунальное  хозяйство:

 На территории  района всего: 

·        Кооперативы собственников квартир, производственные кооперативы – 107

·        жилых многоквартирных домов  – 793

·        лифтов – 188

·        газораспределительных установок  – 152

·        подключено домов – 468

·        котельных – 6

 

Промышленное  производство:

         Предприятиями района «Сарыарка»  произведено промышленной продукции  (товаров, услуг) в действующих  ценах  на 48263,0 млн.тенге (46,8%).      Прирост производства промышленной  продукции к уровню 2006 года составил 28,6%.

 

Инвестиции  и жилищное строительство:

За 2007 год  объем инвестиций в основной капитал  по району составил 186883,0 млн.тенге, в  том числе объем работ по строительству  и капитальному ремонту зданий и  сооружений в сравнении с прошлым  годом увеличился на 17,7% и составил 146192,4 млн.тенге.  

На жилищное строительство района направлено 52561,0 млн.тенге инвестиций. Сдано в  эксплуатацию 695400 кв.метров общей площади  жилых домов (на 2,5 раза выше, чем  за 2006 год).

 

Транспорт и  связь:

·   Перевозку пассажиров осуществляют - 13 автотранспортных предприятий, в том числе 2 государственных и 11 частных.

· Общее количество маршрутных транспортных средств – 1043 единиц транспортных средств различных марок, 30 троллейбусов (2 маршрута), 415 среднеразмерных автобусов (19 маршрутов). 

·  Предприятия осуществляющие таксомоторные услуги - 5 ед.

·  АЗС- 26, в т.ч. 4 газовых. 

 

Образование

Количество  образовательных учреждений – 72, в том числе:

· общеобразовательных школ – 31;

· дошкольных учреждений – 19;

· средних – 27 (27 628 учащихся);

·  вечерняя сменная школа – 1;

·  специальная коррекционная школа-интернат – 1;

·  детская художественная школа – 1;

·  детская музыкальная школа – 1;

·  профессиональные школы – 2 (769 учащихся);

·  средних профессиональных (колледжи) – 9 (11321 учащихся);

·  высших – 7 (26 488 студентов).

 

Социальная  защита населения:

- Малообеспеченные, получающие адресную социальную помощь:  в 2007 году всего: 192 семьи (546 чел., в том числе: 327 - дети, 8 - студенты, 12 -инвалиды, 34 - безработные)

- Получающих государственные социальные пособия – 5 684 чел., в том числе:

Информация о работе Теоретические основы местного самоуправления в экономике