Теоретические основы местного самоуправления в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:08, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - проведение комплексных исследований механизма управления местными территориальными образованиями и разработка его перспективной экономической модели деятельности и развития в интересах местного населения и соответствия государственной политикой Республики Казахстан. Основные задачи: Исследовать состояние, особенности и опыт местного самоуправления в регионах Республики Казахстан, странах СНГ и передовых странах мира;
Разработка концепции перспективной экономической модели местного самоуправления;
Разработка экономических основ деятельности органов местного самоуправления;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

1.1 Роль и содержание местного самоуправления в структуре управления государством и обществом 5
1.2 Изучение опыта местного самоуправления в различных странах
мира 30

2. РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

2.1 Нормативно – правовые основы развития местного самоуправления
в РК 42
Развитие местного самоуправления в регионах РК (на примере Сарыаркинского акимата) 48

3. ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

3.1. Концептуальные основы перспективной модели местного самоуправления 67
3.2. Организационная структура экономической модели МСУ 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

ЛИТЕРАТУРА 79

Файлы: 1 файл

местное самоуправление.doc

— 490.50 Кб (Скачать файл)

Местное самоуправление является демократической формой осуществления  принадлежащей народу власти, составляет одну из основ конституционного строя Кыргызской Республики и действует наряду с государственной властью".

Оба определения сходны в основном, но не идентичны не только с точки зрения меры подробностей, но и по существу. Главная "опорная" черта местного самоуправления в обоих определениях - самостоятельность решения отнесенных к ведению местного самоуправления вопросов.

Таким образом, реформа  местного самоуправления в Кыргызской Республике сразу вошла в число  наиболее актуальных проблем, поэтому  решено было изменить стратегию организации  местного самоуправления. Как результат, 4 марта 1992 года был принят Закон "О местном самоуправлении и местной государственной администрации в Республике Кыргызстан".

Именно такой двойственный принцип организации власти на местах был принят за основу организации  национальной системы управления территориями в переходный период.

Закон вводил следующую  систему организации власти на местах:

а) органы местного самоуправления, включающие в себя «местные кенеши, органы территориального общественного самоуправления..., а также местные референдумы, собрания граждан и иные формы непосредственной демократии»;

б) местные государственные  администрации в виде органов  «исполнительной власти Республики Кыргызстан на соответствующей территории»;

Новая система местной  власти стала основываться на принципах  строгого разделения функций и полномочий местных органов представительной и исполнительной власти, единоначалия руководства главы местной администрации.

Данный принцип нашел  свое отражение и в новой Конституции  Кыргызской Республики, принятой в 1993 году.

Статья 91 Конституции  страны установила, что "местное  самоуправление в Кыргызской Республике осуществляется местными сообществами, которые в пределах закона и под свою ответственность управляют делами местного значения". Таким образом, права населения республики на осуществление местного самоуправления получили конституционную защиту.

Однако начинать переход  к децентрализации власти надо было с разработки концепции развития местного самоуправления в республике. Первым шагом на данном пути стал Указ Президента Кыргызской Республики "О реформе местного самоуправления в Кыргызской Республике" от 18 августа 1994 года.

Согласно данному указу  главы государства были определены два этапа проведения реформы:

Первый этап - реформа  местного самоуправления на уровне аилов (сел), поселков и городов.

Второй этап - проработка возможностей перевода на самоуправление областей и районов.

Кроме того, Указом Президента страны от 22 сентября 1994 года было утверждено Положение "Об основах организации местного самоуправления в Кыргызской Республике".

Данное Положение стало  первым официальным документов, где  была сделана попытка определения  организационно-правовой и финансово-экономической  основы организации местного самоуправления в республике, обрисованы контуры  его будущей модели. Положение также давало понятие местного сообщества и его членов, определяло права и обязанности местных сообществ на формирование коммунальной собственности, местного бюджета и других организационных вопросов.

Залогом успешного продолжения  реформы местного самоуправления должно было стать формирование одного из основных демократических институтов местной власти - выборных представительных органов местных сообществ. Поэтому 22 октября 1994 года впервые в масштабе всей республики были проведены свободные демократические выборы депутатов местных кенешей на уровне аилов (сел), поселков и городов. После подведения данных выборов, состоялось первое Республиканское совещание глав местного самоуправления, прошедшее в столице Кыргызстана.

Процесс формирования представительных органов местного самоуправления завершился избранием в феврале 1995 года депутатов районных и областных кенешей. Таким образом, в целом по стране в местные кенеши всех уровней впервые на альтернативной основе были избраны около 7 тысяч депутатов. Однако трудно было передать словами резко возросший уровень качественного состава депутатов - ими стали люди, действительно болеющие за судьбу территорий, откуда они были избраны, желавшие принести пользу своим избирателям и в трудной борьбе получившие от них на это свои мандаты.

Одним из самых ярких  событий не только в Кыргызстане, но и во всей Центральной Азии стало введение местного самоуправления в столице Кыргызской Республики - городе Бишкек. Впервые в истории региона глава (мэр) местного самоуправления столицы государства был избран самими жителями, причем на альтернативной основе.

Для более эффективной  деятельности городских властей  в новых условиях, 4 июля 1995 года Президент  Кыргызской Республики подписал Указ "О первоочередных мерах по организации местного самоуправления города Бишкека". В нем было утверждено Временное положение об основах организации самоуправления в столице республики, определялся перечень передаваемых мэру государственных полномочий, была изменена структура управления городов, образована комиссия по передаче соответствующих объектов коммунальной собственности в управление городскими властями.

Вместе с тем после  столь значительного прогресса, дальнейший ход реформы в системе  местного самоуправления республики стал резко сбавлять свои темпы. Причина этого заключалась в то, что некоторые из заложенных в Конституции Кыргызской  Республики и Закон "О местном самоуправлении и местной государственной администрации в Республике Кыргызстан" основных принципов организации местного самоуправления не давали простора для дальнейшего успешного развития институтов власти на местах.

Так, статья 7 Конституции  устанавливала жесткий принцип: "В Кыргызской Республике.... государственная власть и местное самоуправление отделены друг от друга". Однако практика показала, что существует бесчисленное множество вопросов, которые касаются компетенции, как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления. Ведь взаимосвязь государственной власти и местного самоуправления не только не исключается, но наоборот, является необходимой, неизбежной, поскольку связывает в одно целое всю систему народовластия в стране,

Учитывая эти факторы, 10 февраля 1996 года состоялся референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики.

Теперь статья 7 Конституции  закрепила принцип разграничения  функций государственной власти и местного самоуправления, а не принцип их разделения, закрывавший им дорогу для плодотворного сотрудничества.

Подобная система впервые в истории республики внедрила в жизнь принцип "сообщающихся сосудов", когда государственное управление территориями стало исходить из баланса интересов государства и органов местного самоуправления.

Жесткое разделение полномочий между государственной власти и местным самоуправлением стало невозможным и по той причине, что статья 94 Конституции республики была дополнена совершенно новым положением, в соответствии с которым, органы местного самоуправления "могут наделяться отдельными государственными полномочиями... и по переданным полномочиям подотчетны государственным орган".

Принципиальное значение для дальнейшего развития института  местного самоуправления стала играть и статья 92 Конституции в новой редакции, где ясно и однозначно было установлено, что "органы местного самоуправления могут иметь в своем владении, пользовании и распоряжении коммунальную собственность".

Теперь на первичном  территориальном уровне самоуправления -в селах и поселках - сформировалась прочная основа местной власти в лице представительных органов- сельских и поселковых кенешей - и их исполнительно-распорядительных органов - айыл окмоту (сельских управ).

4 октября 1996 года состоялось II-ое республиканское совещание глав органов местного самоуправления. Выступивший на этом совещании Президент Кыргызской Республики Аскар Акаев определил стратегию и тактику дальнейшего развития местного самоуправления. На этом же совещании произошло одно из важнейших событий в истории местного самоуправления республики - была образована первая среди стран

СНГ Ассоциация органов  местного самоуправления Кыргызской Республики и избран его Центральный Совет  в составе 51 человек.

24 октября 1996 года Президент  Кыргызской Республики издал  Указ "О мерах по дальнейшему  совершенствованию местного самоуправления в Кыргызской Республике". В составе данного Указа были утверждены следующие нормативные документы:

Примерный Устав (Айыл мыйзамы) местных сообществ аильных (сельских) и поселковых кенешей. Положение о сельском курултае и Устав Ассоциации органов местного самоуправления Кыргызской Республики.

В связи с этим жизнь  потребовала создания сильной и  дееспособной организации республиканского уровня, которая бы не только возглавила реформу местного самоуправления, но и стала бы в этом процессе связывающим звеном между органами местного самоуправления и государственными структурами. И такая структура появилась в лице Конгресса местных сообществ Кыргызской Республики.

Программа государственной  поддержки местного самоуправления, а также Основные направления реформы на 1996-1998 годы утверждали перечень следующих конкретных мероприятий по развитию самоуправления в местных сообществах республики:

•    паспортизация  объектов на территории населенных пунктов;

•    формирование коммунальной собственности;

•    формирование самостоятельных местных бюджетов;

•    создание и  развитие правовых основ местного самоуправления;

•    развитие горизонтальных связей;

•    развитие вертикальных связей;

•    развитие отношений  с государственной властью;

•    развитие отношения с другими государствами;

•    налаживание  связей с международными организациями  и интеграция в мировое сообщество.

Чтобы завершить работу по укреплению финансовой базы органов  местного самоуправления первичного уровня, сейчас проводится кропотливая работа по формированию бюджетов аильных

(сельских) и поселковых  кенешей. В целях содействия  этому нелегкому процессу 19 сентября 1997 года Президент Кыргызской  Республики издал специальное  Распоряжение, устанавливающее приоритетность  и целесообразность формирования самостоятельных бюджетов органов местного самоуправления первичного территориального уровня с последующим закреплением их доходных и расходных частей отдельной статей в местных бюджетах районов и областей.

В перспективе руководство  страны планирует свести все законы, касающиеся вопросов функционирования системы местного самоуправления республики, в едины Кодекс местного самоуправления Кыргызской Республики.

Столь пространный анализ работы по реформированию системы управления Кыргызстана приведен для того, чтобы показать всю серьезность и большой объем работ, необходимых для движения по пути реформирования системы управления Казахстана.

В отличие от соседей, ярко выраженных конституционных гарантий местного самоуправления в Республике Казахстан нет и осторожность в столь деликатной сфере вполне объяснима.

Перед нами Российский опыт когда территории получили прав столько, сколько смогли они «проглотить». В результате у нашего северного  соседа возникает ситуация (особенно в национальных регионах), когда тенденцию к сепаратизму нечем укротить, так как у Центра уже нет рычагов влияния. Не случайно первыми шагами нового Президента Российской Федерации стали законопроекты в части реформирования системы управления страной.

 

1.2 Изучение опыта местного самоуправления в различных странах

мира     

                                                                                                               Казахстан, как и многие государства мира, ведет поиск форм и методов разумного соединения интересов государства и его территориальных сообществ. Но до сих пор не найдены такие механизмы, которые удовлетворяли бы потребности и интересы верховной государственной власти, региональных и местных управленческих структур и, главное, жителей конкретных поселений и иных территориальных сообществ. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что в течение семидесяти лет советской власти, в пору функционирования административно-командной системы, отвергались сами принципы демократии, а, следовательно, и принципы самоуправления.

В результате либерализации и демократизации взглядов на государственное устройство в последнее время стало широко распространяться мнение о необходимости  зарождения института местного самоуправления, которое, по сути, является его фундаментом. И чем сильнее этот «фундамент», тем жизнеспособней и сильней само государство. Без самоорганизации общества невозможно обеспечить высокие социальные стандарты, сформировать гражданское общество и укрепить государственную целостность Казахстана.

Без развитой системы местного самоуправления, без законодательного, реального обеспечения возможностей самостоятельно решать на местном уровне экономические, финансовые, социально-бытовые, культурные и иные вопросы, очень трудно говорить даже о формировании настоящей рыночной инфраструктуре. Либерализация в экономике сама по себе не может развиваться без подпитки ее из местного самоуправления.

Информация о работе Теоретические основы местного самоуправления в экономике