Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:08, дипломная работа
Цель работы - проведение комплексных исследований механизма управления местными территориальными образованиями и разработка его перспективной экономической модели деятельности и развития в интересах местного населения и соответствия государственной политикой Республики Казахстан. Основные задачи: Исследовать состояние, особенности и опыт местного самоуправления в регионах Республики Казахстан, странах СНГ и передовых странах мира;
Разработка концепции перспективной экономической модели местного самоуправления;
Разработка экономических основ деятельности органов местного самоуправления;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ
1.1 Роль и содержание местного самоуправления в структуре управления государством и обществом 5
1.2 Изучение опыта местного самоуправления в различных странах
мира 30
2. РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Нормативно – правовые основы развития местного самоуправления
в РК 42
Развитие местного самоуправления в регионах РК (на примере Сарыаркинского акимата) 48
3. ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1. Концептуальные основы перспективной модели местного самоуправления 67
3.2. Организационная структура экономической модели МСУ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
ЛИТЕРАТУРА 79
Местное самоуправление является демократической формой осуществления принадлежащей народу власти, составляет одну из основ конституционного строя Кыргызской Республики и действует наряду с государственной властью".
Оба определения сходны в основном, но не идентичны не только с точки зрения меры подробностей, но и по существу. Главная "опорная" черта местного самоуправления в обоих определениях - самостоятельность решения отнесенных к ведению местного самоуправления вопросов.
Таким образом, реформа местного самоуправления в Кыргызской Республике сразу вошла в число наиболее актуальных проблем, поэтому решено было изменить стратегию организации местного самоуправления. Как результат, 4 марта 1992 года был принят Закон "О местном самоуправлении и местной государственной администрации в Республике Кыргызстан".
Именно такой двойственный принцип организации власти на местах был принят за основу организации национальной системы управления территориями в переходный период.
Закон вводил следующую систему организации власти на местах:
а) органы местного самоуправления, включающие в себя «местные кенеши, органы территориального общественного самоуправления..., а также местные референдумы, собрания граждан и иные формы непосредственной демократии»;
б) местные государственные администрации в виде органов «исполнительной власти Республики Кыргызстан на соответствующей территории»;
Новая система местной власти стала основываться на принципах строгого разделения функций и полномочий местных органов представительной и исполнительной власти, единоначалия руководства главы местной администрации.
Данный принцип нашел
свое отражение и в новой
Статья 91 Конституции страны установила, что "местное самоуправление в Кыргызской Республике осуществляется местными сообществами, которые в пределах закона и под свою ответственность управляют делами местного значения". Таким образом, права населения республики на осуществление местного самоуправления получили конституционную защиту.
Однако начинать переход к децентрализации власти надо было с разработки концепции развития местного самоуправления в республике. Первым шагом на данном пути стал Указ Президента Кыргызской Республики "О реформе местного самоуправления в Кыргызской Республике" от 18 августа 1994 года.
Согласно данному указу главы государства были определены два этапа проведения реформы:
Первый этап - реформа местного самоуправления на уровне аилов (сел), поселков и городов.
Второй этап - проработка возможностей перевода на самоуправление областей и районов.
Кроме того, Указом Президента страны от 22 сентября 1994 года было утверждено Положение "Об основах организации местного самоуправления в Кыргызской Республике".
Данное Положение стало первым официальным документов, где была сделана попытка определения организационно-правовой и финансово-экономической основы организации местного самоуправления в республике, обрисованы контуры его будущей модели. Положение также давало понятие местного сообщества и его членов, определяло права и обязанности местных сообществ на формирование коммунальной собственности, местного бюджета и других организационных вопросов.
Залогом успешного продолжения реформы местного самоуправления должно было стать формирование одного из основных демократических институтов местной власти - выборных представительных органов местных сообществ. Поэтому 22 октября 1994 года впервые в масштабе всей республики были проведены свободные демократические выборы депутатов местных кенешей на уровне аилов (сел), поселков и городов. После подведения данных выборов, состоялось первое Республиканское совещание глав местного самоуправления, прошедшее в столице Кыргызстана.
Процесс формирования представительных органов местного самоуправления завершился избранием в феврале 1995 года депутатов районных и областных кенешей. Таким образом, в целом по стране в местные кенеши всех уровней впервые на альтернативной основе были избраны около 7 тысяч депутатов. Однако трудно было передать словами резко возросший уровень качественного состава депутатов - ими стали люди, действительно болеющие за судьбу территорий, откуда они были избраны, желавшие принести пользу своим избирателям и в трудной борьбе получившие от них на это свои мандаты.
Одним из самых ярких событий не только в Кыргызстане, но и во всей Центральной Азии стало введение местного самоуправления в столице Кыргызской Республики - городе Бишкек. Впервые в истории региона глава (мэр) местного самоуправления столицы государства был избран самими жителями, причем на альтернативной основе.
Для более эффективной деятельности городских властей в новых условиях, 4 июля 1995 года Президент Кыргызской Республики подписал Указ "О первоочередных мерах по организации местного самоуправления города Бишкека". В нем было утверждено Временное положение об основах организации самоуправления в столице республики, определялся перечень передаваемых мэру государственных полномочий, была изменена структура управления городов, образована комиссия по передаче соответствующих объектов коммунальной собственности в управление городскими властями.
Вместе с тем после столь значительного прогресса, дальнейший ход реформы в системе местного самоуправления республики стал резко сбавлять свои темпы. Причина этого заключалась в то, что некоторые из заложенных в Конституции Кыргызской Республики и Закон "О местном самоуправлении и местной государственной администрации в Республике Кыргызстан" основных принципов организации местного самоуправления не давали простора для дальнейшего успешного развития институтов власти на местах.
Так, статья 7 Конституции устанавливала жесткий принцип: "В Кыргызской Республике.... государственная власть и местное самоуправление отделены друг от друга". Однако практика показала, что существует бесчисленное множество вопросов, которые касаются компетенции, как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления. Ведь взаимосвязь государственной власти и местного самоуправления не только не исключается, но наоборот, является необходимой, неизбежной, поскольку связывает в одно целое всю систему народовластия в стране,
Учитывая эти факторы, 10 февраля 1996 года состоялся референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики.
Теперь статья 7 Конституции
закрепила принцип
Подобная система впервые в истории республики внедрила в жизнь принцип "сообщающихся сосудов", когда государственное управление территориями стало исходить из баланса интересов государства и органов местного самоуправления.
Жесткое разделение полномочий между государственной власти и местным самоуправлением стало невозможным и по той причине, что статья 94 Конституции республики была дополнена совершенно новым положением, в соответствии с которым, органы местного самоуправления "могут наделяться отдельными государственными полномочиями... и по переданным полномочиям подотчетны государственным орган".
Принципиальное значение для дальнейшего развития института местного самоуправления стала играть и статья 92 Конституции в новой редакции, где ясно и однозначно было установлено, что "органы местного самоуправления могут иметь в своем владении, пользовании и распоряжении коммунальную собственность".
Теперь на первичном территориальном уровне самоуправления -в селах и поселках - сформировалась прочная основа местной власти в лице представительных органов- сельских и поселковых кенешей - и их исполнительно-распорядительных органов - айыл окмоту (сельских управ).
4 октября 1996 года состоялось II-ое республиканское совещание глав органов местного самоуправления. Выступивший на этом совещании Президент Кыргызской Республики Аскар Акаев определил стратегию и тактику дальнейшего развития местного самоуправления. На этом же совещании произошло одно из важнейших событий в истории местного самоуправления республики - была образована первая среди стран
СНГ Ассоциация органов местного самоуправления Кыргызской Республики и избран его Центральный Совет в составе 51 человек.
24 октября 1996 года Президент Кыргызской Республики издал Указ "О мерах по дальнейшему совершенствованию местного самоуправления в Кыргызской Республике". В составе данного Указа были утверждены следующие нормативные документы:
Примерный Устав (Айыл мыйзамы) местных сообществ аильных (сельских) и поселковых кенешей. Положение о сельском курултае и Устав Ассоциации органов местного самоуправления Кыргызской Республики.
В связи с этим жизнь потребовала создания сильной и дееспособной организации республиканского уровня, которая бы не только возглавила реформу местного самоуправления, но и стала бы в этом процессе связывающим звеном между органами местного самоуправления и государственными структурами. И такая структура появилась в лице Конгресса местных сообществ Кыргызской Республики.
Программа государственной поддержки местного самоуправления, а также Основные направления реформы на 1996-1998 годы утверждали перечень следующих конкретных мероприятий по развитию самоуправления в местных сообществах республики:
• паспортизация объектов на территории населенных пунктов;
• формирование коммунальной собственности;
• формирование
самостоятельных местных
• создание и развитие правовых основ местного самоуправления;
• развитие горизонтальных связей;
• развитие вертикальных связей;
• развитие отношений с государственной властью;
• развитие отношения с другими государствами;
• налаживание связей с международными организациями и интеграция в мировое сообщество.
Чтобы завершить работу по укреплению финансовой базы органов местного самоуправления первичного уровня, сейчас проводится кропотливая работа по формированию бюджетов аильных
(сельских) и поселковых
кенешей. В целях содействия
этому нелегкому процессу 19 сентября
1997 года Президент Кыргызской
Республики издал специальное
Распоряжение, устанавливающее
В перспективе руководство страны планирует свести все законы, касающиеся вопросов функционирования системы местного самоуправления республики, в едины Кодекс местного самоуправления Кыргызской Республики.
Столь пространный анализ работы по реформированию системы управления Кыргызстана приведен для того, чтобы показать всю серьезность и большой объем работ, необходимых для движения по пути реформирования системы управления Казахстана.
В отличие от соседей, ярко выраженных конституционных гарантий местного самоуправления в Республике Казахстан нет и осторожность в столь деликатной сфере вполне объяснима.
Перед нами Российский опыт когда территории получили прав столько, сколько смогли они «проглотить». В результате у нашего северного соседа возникает ситуация (особенно в национальных регионах), когда тенденцию к сепаратизму нечем укротить, так как у Центра уже нет рычагов влияния. Не случайно первыми шагами нового Президента Российской Федерации стали законопроекты в части реформирования системы управления страной.
1.2 Изучение опыта местного самоуправления в различных странах
мира
В результате либерализации и демократизации взглядов на государственное устройство в последнее время стало широко распространяться мнение о необходимости зарождения института местного самоуправления, которое, по сути, является его фундаментом. И чем сильнее этот «фундамент», тем жизнеспособней и сильней само государство. Без самоорганизации общества невозможно обеспечить высокие социальные стандарты, сформировать гражданское общество и укрепить государственную целостность Казахстана.
Без развитой системы местного самоуправления, без законодательного, реального обеспечения возможностей самостоятельно решать на местном уровне экономические, финансовые, социально-бытовые, культурные и иные вопросы, очень трудно говорить даже о формировании настоящей рыночной инфраструктуре. Либерализация в экономике сама по себе не может развиваться без подпитки ее из местного самоуправления.
Информация о работе Теоретические основы местного самоуправления в экономике