Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:10, реферат
Национальная стратегия развития
страны направлена на обеспечение высоких темпов экономического роста,
повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства.
Достижение этих целей предполагает значительное повышение
конкурентоспособности отечественной экономики, рост производства и
предпринимательства, развитие трудового потенциала, совершенствование
человеческого фактора.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. .3-8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ИЗУЧЕНИЮ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА………………….……….…....9-50
1.1 Труд и капитал как экономические факторы производства……………....9-27
1.2. Трудовой потенциал в системе экономических отношений ………….....27-50
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА ……………………………………………..………………....51-131
2.1. Производительность труда – критерий эффективности использования
трудового потенциала………………………………………………………..…..51-74
2.2. Динамика и уровень основных параметров занятости и безработицы...75-112
2.3. Социальный аспект эффективности использования трудового
потенциала……….………………………………………………………..….. .113-131
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА И СОГЛАСОВАНИЕ СПРОСА И
ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА…………………………………….132-184
3.1. Инструменты контроля и регулирования сферы воспроизводства трудового
потенциала и сбалансированности рынка труда……………..........................132-154
3.2. Приоритетные целевые установки политики занятости при регулировании
рынка труда……………………………………………………………..….…...154-177
3.3. Совершенствование формирования и развития трудового потенциала..177-184
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…...185-189
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..….190-199
спекулятивных сфер в отрасли материального производства и услуг с
использованием налогов и кредита. Целесообразно осуществлять
государственную поддержку не целых отраслей и производств, а льготное
финансирование отдельных предприятий, лидирующих в структурной
перестройке, освоение передовых технологий и новых видов продукции.
Важно оказывать содействие восстановлению собственных инвестиционных
ресурсов предприятий за счет переоценки пассивной части основных фондов,
увеличению реновационного фонда за счет расширения практики ускоренной
амортизации, а также запретить использование амортизационных фондов на
непроизводственное
капиталу, необходимо стимулировать приток иностранных инвестиций в
приоритетные, согласно проектам структурной перестройки, отрасли и
регионы.
Стратегическим направлением создания условий для повышения
эффективности использования трудового потенциала является сохранение и
развитие научно-технического потенциала. Однако в Кыргызстане при
переходе к рынку еще не создан хозяйственный механизм, который
обеспечивал бы повышение восприимчивости экономики к техническому
прогрессу. Более того, за годы реформ произошло разрушение научно-
технического потенциала. Научные разработки не востребуются новыми
хозяевами, а передовые технологии не внедряются.
Даже при коренном изменении подхода к научно-техническому
прогрессу в ближайшие годы нельзя рассчитывать на изменения в
техническом уровне средств труда. Поэтому компетентные государственные
структуры должны контролировать
очередность внедрения
НТП по срокам, отраслям и регионам с учетом разработанной системы
приоритетов.
71
Реализация курса на всестороннюю и эффективную модернизацию
экономики зависит не только от увеличения затрат на НТП, но и от целевого
их направления, выявления приоритетов, последовательности методов и их
реализации. При разработке прогрессивных технологических процессов
целесообразно использовать преимущества «догоняющей» экономики. Не
следует слепо следовать за техническим и организационным развитием
передовых в экономическом отношении стран (как это, к сожалению,
нередко происходит), переносить в кыргызскую экономику то, от чего они
сами уже отказались, а на основе глубокого анализа(экспертизы)
разрабатывать систему организационных и экономических мероприятий,
технических новшеств, исключающих ошибки, допущенные при их
первоначальном создании и внедрении, добиваясь повышения
эффективности труда.
Решение задач технологического и технического прорыва предполагает
наличие достаточных ресурсов и, самое главное, создание творческого
потенциала совершенно нового уровня. Для этого необходимо изменить
систему финансирования научно-технической сферы; модернизировать
материально-техническую базу науки; реконструировать систему высшего и
послевузовского обучения в направлении создания интеллектуально-
технической элиты, то есть формирования контингента исследователей и
конструкторов, способных к неординарному творческому мышлению.
Одним из определяющих условий повышения эффективности
использования трудового потенциала является состояние организации
производства и труда, совершенствование которых и контроль за которыми
должны быть включены в механизм реформирования экономики в качестве
важнейшего направления ее осуществления. В нынешних, весьма
специфических обстоятельствах развития страны, не следует уповать на
рынок как фактор, стимулирующий совершенствование организации
производства. Напротив, организацию
общественного труда и
72
необходимо использовать как условие развития рыночных отношений. Без
этого экономика не имеет перспективы, отечественные предприятия не
смогут выпускать продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке.
Сейчас важно обеспечить контроль за соблюдением элементарных
условий организации труда (порядок на производстве, дисциплину, охрану
труда и др.). это тем более необходимо, что определенный уровень
организации труда на предприятиях является тем рычагом, который в
условиях относительной инертности технического базиса производств,
нехватки финансовых ресурсов позволяет внедрять новые методы
хозяйствования, соответствующим образом перестраивать трудовые
отношения внутри предприятия, способствовать повышению эффективности
труда.
Требуется кардинальное изменение подхода к организации труда, она
должна быть превращена в активное средство формирования прогрессивных
социально-экономических преобразований в сфере труда через механизм
соответствующего
проведением социально-трудовой политики в области технического
перевооружения экономики.
В перспективе организация
превратиться в своего рода заказчика, активно влияющего на технический
прогресс.
Нужна принципиально новая
методология осуществления
труда и разработка правового, нормативного, научно-методического,
экономически и социально
справедливого механизма
участников кооперации труда различных структурных уровней адекватных
специфике рыночной смешанной экономике. В то же время нельзя
допустить, чтобы в период перехода к рынку прекратилась работа в области
текущего управления организацией общественного труда - это приведет к
катастрофе. Анархия в
сфере организации труда
73
показала потеря контроля над заработной платой и производительностью
труда.
Подъем производительности
труда и повышение
трудового потенциала во многом зависят от механизма мотивации, который
должен быть направлен не только на стимулирование труда за счет
увеличения заработной платы, роста доходов, но и на заинтересованность
персонала предприятий с
помощью налоговой и кредитно-
политики и других мер. К сожалению, такого эффективного механизма
практически нет. Применение правительством методов финансового
«оздоровления» экономики с точки зрения формирования позитивной
трудовой мотиваций носит краткосрочный характер, а ее негативные
последствия в сфере трудовых
отношений могут стать
Для того чтобы мотивация «работала», необходимо сосредоточить
усилия на формировании мотивационного механизма отдельного работника и
персонала предприятия. Новый мотивационный механизм должен отвечать и
новым условиям – существенному расширению, усложнению и
дифференциации системы интересов в обществе. В условиях рыночной
экономики не может быть единой для всех мотивации поведения людей, а
должно быть обеспечено достижение согласования интересов как системы,
возникающей в ходе конкуренции различных форм кооперации труда.
Формирование мотивационных механизмов, определяющих поведение
экономических субъектов, требует соответствующих критериев, по которым
можно было бы судить о действенности этих механизмов. В качестве
таковых целесообразно рекомендовать показатели, характеризующие
экономическую и социальную
эффективность использования
потенциала.
74
2.2 Динамика и уровень основных параметров занятости и безработицы
Показатель производительности труда сам по себе недостаточно полно
характеризует эффективность
использования трудового
этого процесса необходима с точки зрения вовлечения трудоспособного
населения в трудовую деятельность. Важнейшая задача политики в области
труда заключается в поддержании баланса между ростом
производительности труда и увеличением занятости на базе создания новых
рабочих мест. Поэтому при оценке эффективности использования трудового
потенциала нельзя ограничиваться только характеристикой его
производительности труда,
следует учитывать его
качественные изменения.
Речь идет, прежде всего, о динамике основных параметров занятости и
безработицы: экономически активного населения; численности занятых в
экономике; распределения их по отраслям, регионам; спроса и предложения
рабочей силы; наличия рабочих мест; численности граждан, не имеющих
занятия; численности безработных (открытой и скрытой форм) и др. Это
далеко не полный перечень показателей, анализ которых дает возможность
оценить уровень использования трудового потенциала, чтобы выработать
рекомендации для повышения его результативности.
Для отслеживания процессов, происходящих в системе занятости и
безработице на рынке труда
можно воспользоваться
данными, публикуемыми Нацстаткомом Кыргызстана (см. табл. 3).
Система показателей в таблице 4 не имеет единой статистической базы.
Показатели численности населения приведены за 1998 и 1999 гг. по переписи
и мониторингу бедности. Информация о численности экономически
активного населения получена по материалам обследований населения по
проблемам занятости, проводимых статистическими органами Кыргызской
Республики с 2002 -2006 гг.
75
Таблица 3
Основные показатели рынка труда в Кыргызской Республике (в %)
Мониторинг
бедности
(осень)
1998г.
Первая
национальная
перепись
населения,
март 1999г.
Обследование
рабочей силы,
ноябрь 2002г.
КИОДХ,
Модуль
«Занятость и
безработица»,
2003г.
КИОДХ, Модуль
«Занятость и
безработица»,
2006г. 2008
Уровень
экономической
активности – всего
67,9 64,6 64,4 64,0 63,7 65,1
мужчины
женщины
городское население
сельское население
77,7
58,3
65,8
69,2
71,0
58,5
55,3
70,4
74,0
55,3
63,2
65,1
73,3
55,1
62,3
65,0
74,4
53,5
--
77,2
53,6
63,0
66,3
Уровень занятости –
всего
60,0 55,6 56,3 57,7 58,3 59,8
мужчины
женщины
городское население
сельское население
68,8
51,4
54,4
63, 7
63,0
48,6
42,2
64,0
65,7
47,7
50,9
59,7
66,4
49,3
54,0
59,9
68,4
48,6
--
71,3
48,8
56,3
61,9
Уровень безработицы
– всего
11,5 13,9 12,5 9,9 8,5 8,2
мужчины
женщины
городское население
сельское население
11,4
11,8
17,3
7,9
11,2
16,9
23,6
9,1
11,2
14,3
19,6
8,3
9,4
10,5
13,3
7, 9
8,0
9,5
--
7,6
9,0
10,7
6,7
Прежде чем рассмотреть более подробно динамику использования
трудового потенциала, целесообразно остановиться на показателях,
характеризующих динамику основных параметров занятости – численность
занятых в экономике и безработных. Государственная статистика к занятым в
экономике относит лиц, которые в обследуемую неделю выполняли работу
(хотя бы 1 час в неделю) по найму за вознаграждение, а также приносящую
доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения
наемных работников. В число занятых включаются лица, которые выполняли
работу без оплаты на семейном предприятии, а также лица, которые
временно отсутствовали на работе из-за болезни, ежегодного отпуска или
выходных дней, обучения, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с
частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации,
забастовок, других подобных причин. Не включаются и лица, занятые в
домашнем хозяйстве
собственного потребления.
Эта классификация
международной практике.
76
Что касается безработных, то, как известно, государственной
статистикой расчет ведется по безработным применительно к методике МОТ
и по безработным, зарегистрированным в органах государственной
статистики. Если первый показатель характеризует реальный уровень
безработицы, то второй не отражает действительного уровня и динамики
безработицы. В случаях, когда хотят как-то сгладить сложившуюся
ситуацию, в официальных материалах продолжают пользоваться вторым
показателем. Некоторые экономисты также используют этот показатель для
сравнения изменений уровня безработицы по различным периодам и делают
выводы о том, что сложившийся сейчас уровень безработицы по мировым
стандартам считается невысоким. Происшедшие в Кыргызстане в 90-е годы
кардинальные изменения политического строя, основ экономических и
социальных процессов сопровождались стремительными и глубокими
преобразованиями в системе занятости населения. Переориентация на
рыночную модель хозяйствования,
признание права частной
отказ от принципа всеобщности и обязательности труда, недопустимости
принуждения к труду привели к появлению новых секторов экономики и
видов деятельности, возникновению новых источников доходов. В то же
время эти преобразования сопровождались резким сокращением объемов
производства, снижением его эффективности, социальным расслоением и
падением уровня жизни основной массы населения.
Информация о работе Теоретические основы развития трудового потенциала трансформирующейся экономики