Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:10, реферат
Национальная стратегия развития
страны направлена на обеспечение высоких темпов экономического роста,
повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства.
Достижение этих целей предполагает значительное повышение
конкурентоспособности отечественной экономики, рост производства и
предпринимательства, развитие трудового потенциала, совершенствование
человеческого фактора.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. .3-8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ИЗУЧЕНИЮ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА………………….……….…....9-50
1.1 Труд и капитал как экономические факторы производства……………....9-27
1.2. Трудовой потенциал в системе экономических отношений ………….....27-50
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА ……………………………………………..………………....51-131
2.1. Производительность труда – критерий эффективности использования
трудового потенциала………………………………………………………..…..51-74
2.2. Динамика и уровень основных параметров занятости и безработицы...75-112
2.3. Социальный аспект эффективности использования трудового
потенциала……….………………………………………………………..….. .113-131
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА И СОГЛАСОВАНИЕ СПРОСА И
ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА…………………………………….132-184
3.1. Инструменты контроля и регулирования сферы воспроизводства трудового
потенциала и сбалансированности рынка труда……………..........................132-154
3.2. Приоритетные целевые установки политики занятости при регулировании
рынка труда……………………………………………………………..….…...154-177
3.3. Совершенствование формирования и развития трудового потенциала..177-184
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…...185-189
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..….190-199
составлял 54,6%. Увеличение общего
числа трудоустроенных
основном за счет вакансий, заявленных в службу занятости предприятиями
республики (табл. 11).
Таблица 11
Численность безработных, состоящих
на учете в органах
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Численность незанятого населения, состоящего на учете в
органах государственной службы занятости
82,5 86,5 86,6 89,0 99,0 104,4 104,5
из них признаны безработными 60,5 60,2 57,4 58,2 68,0 73,4 71,3
Из числа безработных назначено пособие по безработице 6,3 5,4 4,2 4,1 10,2 4,5 3,4
Трудоустроено граждан органами службы занятости за год 34,1 38,9 36,1 37,4 36,7 37,6 39,3
Заявленная организациями потребность в работниках 1,9 3,0 3,5 3,8 4,3 8,7 5,4
Численность незанятого населения в расчете на одну
заявленную вакансию, чел.
37 29 25 23 23 12 19
Уровень зарегистрированной безработицы, % 3,1 3,1 2,8 2,9 3,3 3,5 3,3
Удельный вес трудоустроенных среди женщин составляет 3,4%, что
несколько ниже, чем среди мужчин - 3,6%.
97
Из числа трудоустроенных 32% подобрана подходящая работа на
государственных предприятиях и в организациях, 42% - на частных
предприятиях, 3% - в кооперативах и т.д.
Удельный вес трудоустроенных граждан по отраслям экономики
распределяется следующим образом: сельское хозяйство – 17,5%, торговля,
ремонт автомобилей и изделий домашнего пользования, гостиницы и
рестораны – 17,3%, промышленность – 10,8 %, строительство – 9,0%,
транспорт и связь – 3,4%.
Количество вакансий, заявленных предприятиями в 2008 г., составляло
3,4 тыс. мест, что по сравнению с 2002 г. в 2,7 раза больше.
Количество безработных
и численность
безработных растут. Необходимо отметить, что низкий уровень официальной
безработицы прикрывает высокий уровень скрытой безработицы.
Ситуация на рынке труда за последние пять лет складывалась
следующим образом. К концу 2008 г. численность безработных,
зарегистрированных в службах занятости и имеющих официальный статус,
составила 71,3 тыс. чел, что на 11% больше, чем на конец 2002г.
Доля женщин в общей численности официально зарегистрированных
безработных сократилась с 56% в 2002 г. до 46,4% в 2008 г.
За 2008 г. органами службы занятости были трудоустроены 39,3 тыс.
Чел., что на 7% больше, чем в 2001 г., а удельный вес трудоустроенных из
числа обратившихся в поисках работы возрос за этот период с 47 до 49%. Из
общего числа безработных 5% были трудоустроены на вновь созданные
рабочие места, из них около 99% – по программе микрокредитования.
Основная часть
предоставлении коммунальных и персональных услуг (20%), в сельском
хозяйстве (18%), торговле, ремонте автомобилей, бытовых изделий и
предметов домашнего пользования (14%), в обрабатывающей
промышленности (9%).
98
В 2008 г. из числа обратившихся по вопросу трудоустройства
профессиональное обучение прошли 5,1 тыс. Чел., из них около 73% не
имели ранее профессиональной подготовки и 27% прошли переподготовку и
повышение квалификации. Более 80% лиц, прошедших переобучение, были
трудоустроены.
В зависимости от возраста и уровня образования безработных меняется
соотношение способов поиска работы, которыми они пользуются. Так,
безработные в возрасте 35 лет и старше наряду с самым популярным у всех
безработных способов (обращение к друзьям родственникам и знакомым)
часто используют обращение в государственную службы занятости.
Безработные с более высоким
уровнем образования часто
способы поиска работы как подача объявления в печать, отклик на
объявления непосредственное обращение к администрации или
работодателю.
Как известно, обеспечение высокого уровня занятости и сокращения
безработицы осуществляется в двух направлениях: активных мер (создание
рабочих мест, общественной работы, переквалификация, специальные
мероприятия для активизации труда инвалидов, молодежи, женщин и т.д.) и
пассивных мер (компенсации по безработице, предоставление возможности
более раннего выхода на пенсию). Практика показывает, что в странах, где
предпочтение отдается первому направлению, достигаются, как правило,
положительные результаты, в части расширения занятости и сокращения
численности безработных.
В Кыргызстане перераспределение средств происходит в пользу
пассивных мер. Согласно Национальной программы содействия занятости
населения «ЭМГЕ», отражающей официальный документ Правительства
Кыргызской Республики по занятости населения, в нашей стране
осуществляется ряд активных мероприятий, финансирование которых в
основном осуществляется из Фонда содействия занятости.
99
Таблица 12
Число безработных граждан, охваченных активными мерами на рынке труда
(кроме трудоустройства)* (на начало года)
годы Всего
безработных
Охвачено
активными
мерами -всего
в том числе:
Общественные
работы
Профес.
обучение
«Чек на рабочее
место»
Микро-
кредит
тыс. чел. % тыс. чел. % тыс. чел. % тыс. чел. в % тыс. чел. в % тыс. чел. %
2001 54,7 100 23,3 42,7 15,2 27,8 6,5 11,8 0,049 0,1 1,6 2,9
2002 58,3 100 32,1 55,0 19,7 36,0 8,9 15,3 0,249 0,4 3,3 0,5
2003 60,5 100 33,3 55,0 21,3 35,2 8,1 13,4 0,250 0,4 3,6 0,6
2004 60,2 100 29,5 49,0 20,0 33,2 6,1 10,1 0,149 0,2 3,3 0,5
2005 57,4 100 23,8 41,5 16,4 28,6 5,0 8,7 0,119 0,2 2,3 0,4
2006 58,2 100 24,1 41,4 17,1 29,3 5,1 8,8 0,115 0,2 1,8 3,1
2007 67,9 100 25,6 37,7 18,6 27,4 5,1 7,5 0,13 0,2 1,8 2,6
2008 71,3 100 - - - - - - - - - -
Составлена на основе данных Государственного комитета КР по миграции и занятости
В 2008 г. на профессиональное обучение, профориентацию и
общественные работы расходовалось соответственно 7,5% и 27,4%
(остальные средства
финансовую поддержку, приобретенных ценных бумаг и др., а также на
содержание служб занятости).
Осуществление практических мер, таких как, содействие в
трудоустройстве незанятого населения, развитие системы профобучения и
переобучения безработных граждан, совершенствование структуры
оплачиваемых общественных работ, содействие предпринимательской
инициативе и поддержка
самостоятельной занятости
способствует снижению напряженности на рынке труда.
Активные меры содействия занятости безработных граждан, наиболее
эффективно внедряются в таких областях как: Чуйская (47,6 %), Иссык-
Кульская (61,2%) и Ошская (36,5%), Джалал–Абадская (38,8 %), Баткенская
область (39,2%) и Таласская (83,3%) и г.Бишкек (49,3%).
В настоящее время в этих условиях пособия по безработице не
выполняют своего основного назначения – поддержания уровня жизни
безработных на социально-приемлемом уровне, позволяющем активно
искать работу. Средний размер пособия по Кыргызстану составляет не более
30% заработка в период, предшествующий безработице. В среднем по стране
100
около половины (2008 г. – 37,7%) получают минимальное пособие по
безработице, величина которого еще составляет менее 20% прожиточного
минимума. В ряде регионов
Кыргызстана минимальное
практически все зарегистрированные безработные.
Необходимо повышать уровень пособий, совершенствовать формы и
порядок их выплат, но главное внимание следует сосредоточить на активной
политике, проводимой на рынке труда. При этом не следует ограничиваться
финансированием активных мер, зафиксированных законом КР о занятости
населения (ст. 9, 10, 12), профессиональным обучением, профориентацией и
общественными работами. Речь идет о создании новых рабочих мест в
отраслях экономики, регионах
и организации занятости
безработных граждан. Для этого требуется разработка программ разного
уровня, в которых должны
найти отражение система
реализации, финансовые ресурсы, ответственные исполнители.
В течение последних лет
Министерством труда и
КР были разработаны целевые программы содействия занятости населения
(на 1996-1997 гг., на 1998-2000 гг.). В
них нашли отражение
программы организации занятости молодежи, временной занятости
подростков, трудовой реабилитации инвалидов, организации занятости
длительно безработных при этом расходы Фонда занятости на последнюю
специальную программу составили всего 2,5% общих расходов на все эти
работы.
Проблему устранения безработицы
следует анализировать с
позиций: социально-экономической, финансовой, организационной,
технической. В основу прогноза безработицы необходимо положить прогноз
занятости по отраслям экономики с учетом: изменения структуры;
расширения производства; увеличения объема инвестиций; возможностей
создания новых рабочих мест; прогноза (в форме экспертной оценки)
занятости в теневом секторе хозяйства; формально не учитываемой занятости
101
в сфере малого бизнеса (по некоторым оценкам – это каждый четвертый,
занятый в этой сфере); самозанятости; сезонных колебаний безработицы.
Необходимо учитывать прогноз процесса «вторичной занятости», на который
можно воздействовать с целью ее снижения и высвобождения рабочих мест
для новых работников.
Следует скорректировать прогноз безработицы, опирающийся на
прогноз ВВП и демографических процессов, прогнозом производительности
труда с учетом научно-технического прогресса, имея при этом в виду
противоречивый характер
связи процессов роста
эффективностью занятости. Если при статичном подходе НТП ведет к
увеличению трудосберегающего оборудования и сокращению числа рабочих
мест, то в динамике это повышает эффективность производства,
способствует экономическому росту, который, в свою очередь, порождает
дополнительный спрос на рабочую силу. В анализе и прогнозе
демографических процессов применительно к прогнозу безработицы следует,
видимо, учесть процессы старения
населения и тенденцию
особенно в перспективе, темпов трудовой миграции рабочей силы в Россию.
Необходимо дополнить прогнозный показатель общей безработицы,
рассчитанный по методологии МОТ, ожидаемым изменением уровня
официально регистрируемой безработицы в оценке Минсоцтруда КР. Эти
данные важны для выявления степени возможного усиления напряженности
ситуации на официальном рынке труда, контролируемом государственной
службой занятости, и объема
необходимых государственных
выплаты пособий по безработице.
Помимо общих причин безработицы в разных регионах страны
существуют разнообразные специфические факторы ее подпитки. Проблемы
с обеспечением занятости в районах преимущественной дислокации
предприятий и отраслей, не имеющих перспектив развития или подлежащих
реструктуризации и
102
регионов с повышенным уровнем рождаемости, которые и в прежние годы
были трудоизбыточными. Свои особенности имеются и в малых городах,
сельской местности, горных районах. При разработке прогноза по регионам
целесообразно выделить особо депрессивные регионы (прежде всего
Нарынская область), для повышения занятости в которых надо принимать не
только экономические, социальные, но и политические решения.
Нельзя игнорировать также региональные различия и изменчивость
состава безработных (демографического и профессионального),
длительности безработицы, ее структуры по социальным группам, которыми
определяется степень сложности разработки необходимых мер по
оптимизации уровня безработицы как в целом по КР, так и в отдельных
регионах на перспективу. Особое внимание следует уделить молодежи, среди
которой в последнее время наблюдается наиболее высокий уровень
безработицы.
Определяющей задачей при разработке прогноза должна быть
корректировка стратегии и тактики проводимой реформы с ориентацией на
приоритетность мер по приостановке начавшегося процесса
крупномасштабной застойной безработицы, обеспечению эффективной
занятости населения и росту уровня оплаты труда. В целях повышения
эффективности труда на базе
использования трудового
осуществить ряд мер при сохранении и укрупнении роли государства как
гаранта занятости. Основным принципом при разработке мер по
недопущению роста безработицы является признание экстремального
характера ситуации в экономике. Для выживания населения надо
использовать любые легитимные способы обеспечения занятости:
· в качестве исходной посылки считать, что важнейшим средством
предотвращения роста безработицы является проведение политики
протекционизма по отношению к отечественному производству и
обоснованной реструктуризации отраслевой структуры экономики; -
103
предусмотреть активизацию спроса на рабочую силу, прежде всего, в
отраслях реального сектора путем выделения государством инвестиций.
Стимулирования изыскания предприятиями внутренних источников
накопления. Необходимо усилить контроль за целевым расходованием
государственных средств, выделяемых дотационным регионам для
инвестирования в производство; - особое внимание необходимо уделить
отраслям с наибольшим уровнем падения производства, избыточной
численностью занятых, большими потерями рабочего времени, акциями
Информация о работе Теоретические основы развития трудового потенциала трансформирующейся экономики