Теоретические основы развития трудового потенциала трансформирующейся экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:10, реферат

Описание работы

Национальная стратегия развития
страны направлена на обеспечение высоких темпов экономического роста,
повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства.
Достижение этих целей предполагает значительное повышение
конкурентоспособности отечественной экономики, рост производства и
предпринимательства, развитие трудового потенциала, совершенствование
человеческого фактора.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. .3-8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ИЗУЧЕНИЮ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА………………….……….…....9-50
1.1 Труд и капитал как экономические факторы производства……………....9-27
1.2. Трудовой потенциал в системе экономических отношений ………….....27-50
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА ……………………………………………..………………....51-131
2.1. Производительность труда – критерий эффективности использования
трудового потенциала………………………………………………………..…..51-74
2.2. Динамика и уровень основных параметров занятости и безработицы...75-112
2.3. Социальный аспект эффективности использования трудового
потенциала……….………………………………………………………..….. .113-131
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА И СОГЛАСОВАНИЕ СПРОСА И
ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА…………………………………….132-184
3.1. Инструменты контроля и регулирования сферы воспроизводства трудового
потенциала и сбалансированности рынка труда……………..........................132-154
3.2. Приоритетные целевые установки политики занятости при регулировании
рынка труда……………………………………………………………..….…...154-177
3.3. Совершенствование формирования и развития трудового потенциала..177-184
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…...185-189
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..….190-199

Файлы: 1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА диплом 2013.docx

— 321.48 Кб (Скачать файл)

рынке товаров и услуг, а цена рабочей силы – на рынке  труда. Поэтому в

53 Регулирование социального  развития России. – М.: Институт  экономики РАН, 1997. - С. 112

117

кризисных ситуациях создаются  условия для существенного расхождения

между стоимостью и ценой  рабочей силы. Такое положение  характерно и для

современного этапа кыргызской экономики. Падение объемов производства

сопровождается ростом цен  на товары и услуги и снижением  спроса на

рабочую силу, вследствие чего происходит падение цена труда.

Такая политика исключает  из арсенала механизма реформирования

фактор материальной заинтересованности в повышении производительности

труда и создании конкурентоспособной  продукции. Эффективная экономика

возможна лишь в том  случае, если сохраняются определенные паритеты в

ценовых пропорциях на различные  ресурсы, в том числе и на труд. Дешевый

труд не может быть производительным и эффективно воздействовать на

экономию и рациональное использование материальных и других

производственных ресурсов, на повышение технического уровня

производства, улучшение  качества продукции. Обесценение рабочей  силы

снижает мотивационные возможности  заработной платы, потребительский

спрос населения, сдерживает структурную перестройку экономики,

усиливает социальную напряженность  в обществе. Низкая цена труда –

ограничитель платежеспособного  спроса на продукцию, увеличения объемов

производства, экономического роста.

Следовательно, одной из первоочередных задач в настоящее  время

является увеличение цены труда. Это диктуется, с одной  стороны,

необходимостью повышения  уровня жизни трудящихся, выхода из кризиса,

социальной ориентации экономики  Кыргызстана, с другой – объективными

потребностями дальнейшего  реформирования распределительных

отношений в сторону рыночности с постепенным введением модели

самообеспеченности работника  и его семьи. Заработная плата  должна

покрывать его воспроизводственные  расходы, включая значительную часть

ныне бесплатных социальных услуг: страхование, образования, медицины и

некоторых других.

118

В странах со сложившейся  рыночной экономикой цена труда, в

значительной мере определяется механизмом свободной конкуренции  со

стороны работодателей и  самих продавцов рабочей силы на рынке труда и

системой социального  партнерства.

В Кыргызстане пока еще  только начинают складываться конкуренция

между субъектами рынка труда  и институтами социального партнерства.

Развитие свободной конкуренции  сталкивается с серьезными препятствиями,

ограничивающими ее воздействие  на цену труда. В их числе – недостаточная

мобильность рабочей силы, значительная и все возрастающая безработица,

миграция, ведущая к серьезному понижающему воздействию на цену труда и

необходимости массовой переквалификации работников. Пока еще в

зачаточном состоянии  находятся регламентация правового  статуса и

содержание элементов  многоуровневой системы соглашений по вопросам

труда, занятости и заработной платы.

Необходимым условием решения  этих задач в переходный период

является регулирующее, целенаправленное воздействие государства, его

центральных и региональных органов на цену труда через такие  рычаги, как

уровень заработной платы, ее динамика и дифференциация, которые, в свою

очередь, создают заинтересованность работников в высокопроизводительном

труде, обеспечивают справедливость оплаты труда, уровень, качество и образ

жизни основной части населения.

К сожалению, официальные  данные о цене труда в Кыргызстане

отсутствуют.

Важнейшим условием формирования благоприятного социального

климата в трудовой сфере  является адаптация наемных работников к

требованиям рынка, наличие  у них доброжелательных отношений  к

партнерам – работодателям  и стремление к сотрудничеству с  ними. А для

этого надо изменить социально-экономическую  обстановку на предприятиях.

Независимо от того, являются ли наемные работники акционерами  или нет,

119

они должны иметь возможность  участвовать в управлении, в решении  задач

повышения эффективности  производства, полностью и вовремя  получать

заработную плату в  соответствии с результатами труда.

Для того чтобы преодолеть отчуждение работника от собственной

рабочей силы, сделать его  равноправным партнером социально-трудовых

отношений, следует прежде всего привести цену труда в соответствие со

стандартами ее стоимости  в цивилизованном мире. Устранение

обесценения рабочей силы требует от государства на нынешнем этапе

проведения политики опережающего рост заработной платы по сравнению  с

ростом цен с тем, чтобы  восстановить платежеспособный спрос,

сложившийся до 1992 г., а впоследствии по достижении указанной цели,

поддерживать равенство  темпов их роста.

Прежнее монопольное право  государства на эксплуатацию рабочей

силы в значительной степени  компенсировалось высокой степенью

минимальной социальной защиты и высоким уровнем занятости. В

настоящее время эти социальные стабилизаторы исчезают, что на фоне

интенсивного обнищания  большинства населения делает социально-

экономическую ситуацию крайне неблагоприятной. Необходимо ускорить

формирование инфраструктуры рынка труда, где для наемных  работников

должна быть создана реальная возможность выбора конкретной формы

деятельности в соответствии с личными склонностями и квалификацией, где

была бы конкуренция не только среди продавцов рабочей  силы за рабочие

места, но и среди работодателей  за рабочую силу.

Наемный работник должен осознавать, что он является собственником

своей рабочей силы, знать  ее цену и, предлагая ее на рынке  труда, требовать,

чтобы она была оплачена в соответствии со стоимостью рабочей  силы.

Наемный работник должен выступать  как самостоятельная активная

личность, имеющая возможности  в соответствии со своими интересами

менять место работы, место  жительства, через суд отстаивать свои права.

120

Конечно, для этого надо создать не только правовые, но прежде всего

экономические условия, в  которых работник не будет закреплен  наличием

жилья, рабочим местом и  будет иметь накопления для маневра.

Вынужденные выживать в одиночку наемные работники потеряли

доверие ко всем – правительству, работодателям, профсоюзам. Для них

большое значение имеет создание коллективной защиты их прав через

профсоюзы, которые, как правило, выступают в качестве представителей

работников в переговорном процессе. Однако профсоюзам не удалось  еще

стать реальной общественной силой, с которой должным образом  считались

бы социальные партнеры –  работодатели и правительство. Более  того,

специфика ситуации заключается  в том, что профсоюзы и администрация

конкретных предприятий  объединены общим интересом –  сохранением

любой ценой производства, а следовательно, рабочих мест и  минимальных

социальных гарантий работникам. Сегодня очень часто директора  и

профсоюзы выступают единым фронтом против правительства, добиваясь

смягчения налогового гнета  и льгот для своего предприятия  или даже целой

отрасли. Чем хуже ситуация в экономике, тем крепче эта связь  профсоюзов и

администрации.

Безусловно, при экономической, социальной и психологической

незащищенности наемных  работников в силу отсутствия активной позиции

профсоюзов, а главное, конечно, в результате получения огромных средств

при приватизации и акционировании предприятий, тон в социально-

трудовых отношениях задают предприниматели. В то же время возможности

предпринимателей, даже тех, которые понимают необходимость  изменения

сложившейся ситуации и создания системы полноправного партнерства  с

наемными работниками, весьма ограничены. Это связано прежде всего  с

обременительными налогами, недостатками в кредитно-финансовой системе,

растущей неплатежеспособностью  и др. Предприниматели, чтобы не

оказаться банкротами, всеми  правдами и неправдами стараются  оставаться

121

«на плаву», даже путем нарушения  законодательства, включая Трудовой

Кодекс Кыргызской Республики.

При проведении такой политики из арсенала механизма

реформирования полностью  исключается фактор материальной

заинтересованности в  производительном труде. Эта проблема имеет ряд

взаимосвязанных аспектов. Прежде всего, для любой формы  материального

вознаграждения существует минимальная граница его уровня, за чертой

которого не воспринимается его поощрительная функция. Здесь  речь идет о

предельном уровне, когда  оплата труда должна восприниматься как стимул к

получению дополнительного  результата труда, а не как компенсация  за

потраченное на работе время.

Практически каждый регион Кыргызстана имеет свои особенности

формирования уровня и  структуры расходов на воспроизводство  рабочей

силы в зависимости  от природно-климатических, социально-экономических,

культурных и других условий  проживания человека. Так, набор

потребляемых продуктов  питания для проживающих в  центре, на севере и

юге Кыргызстана по своей  калорийности зависит не только от состава

населения, но и от профессионального  состава работников (люди

физического и умственного  труда, шахтеры, учителя, врачи и  т.д.).

В 1993 г. в республике был  принят Закон «О минимальном

потребительском бюджете» (МПБ). Он формируется по так называемым

физиологическим нормам потребления  в сильно суженном ассортименте

товаров и в первую очередь  продуктов питания («корзина» из 11

наименований продуктов  питания). Величина МПБ по свой стоимости

определяет, по существу, уровень  бедности. В 2008 г. минимальный размер

оплаты труда составлял  в целом по Кыргызстану 6,4% величины

прожиточного минимума.

122

В то время в США и  ряде других стран соотношение МЗП  и средней

заработной платы составляет 40-50%54.

0

500

1000

1500

2000

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001

Минимальная заработная плата

Минимальный потребительский  бюджет (МПБ) на трудоспособного человека, сом.

Среднемесячная заработная плата, сом

Рис. 3 Изменение величины, минимальной заработной платы, прожиточного

минимума и среднемесячной заработной платы

За период рыночных преобразований произошли изменения в

структуре доходов населения. Если в дореформенный период основным

источником доходов населения  являлась заработная плата, то в последние

годы наблюдается снижение ее доли в общей структуре доходов. В 2008 г. на

долю оплаты труда приходилось  лишь 30,4% всех доходов. Вместе с тем,

возрастает роль прочих источников денежных доходов, таких как доходы от

предпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства, доходы

от собственности и  прочие, сократилась доля социальных трансфертов

(10,3% от общих доходов), которые представляют собой одно  из средств

поддержания жизненного уровня низкодоходных слоев населения.

На процесс формирования денежных доходов населения в  условиях

перехода на рыночные отно


Информация о работе Теоретические основы развития трудового потенциала трансформирующейся экономики