Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:10, реферат
Национальная стратегия развития
страны направлена на обеспечение высоких темпов экономического роста,
повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства.
Достижение этих целей предполагает значительное повышение
конкурентоспособности отечественной экономики, рост производства и
предпринимательства, развитие трудового потенциала, совершенствование
человеческого фактора.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. .3-8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ИЗУЧЕНИЮ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА………………….……….…....9-50
1.1 Труд и капитал как экономические факторы производства……………....9-27
1.2. Трудовой потенциал в системе экономических отношений ………….....27-50
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА ……………………………………………..………………....51-131
2.1. Производительность труда – критерий эффективности использования
трудового потенциала………………………………………………………..…..51-74
2.2. Динамика и уровень основных параметров занятости и безработицы...75-112
2.3. Социальный аспект эффективности использования трудового
потенциала……….………………………………………………………..….. .113-131
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА И СОГЛАСОВАНИЕ СПРОСА И
ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА…………………………………….132-184
3.1. Инструменты контроля и регулирования сферы воспроизводства трудового
потенциала и сбалансированности рынка труда……………..........................132-154
3.2. Приоритетные целевые установки политики занятости при регулировании
рынка труда……………………………………………………………..….…...154-177
3.3. Совершенствование формирования и развития трудового потенциала..177-184
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…...185-189
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..….190-199
рынке товаров и услуг, а цена рабочей силы – на рынке труда. Поэтому в
53 Регулирование социального развития России. – М.: Институт экономики РАН, 1997. - С. 112
117
кризисных ситуациях создаются
условия для существенного
между стоимостью и ценой рабочей силы. Такое положение характерно и для
современного этапа кыргызской экономики. Падение объемов производства
сопровождается ростом цен на товары и услуги и снижением спроса на
рабочую силу, вследствие чего происходит падение цена труда.
Такая политика исключает из арсенала механизма реформирования
фактор материальной заинтересованности в повышении производительности
труда и создании конкурентоспособной продукции. Эффективная экономика
возможна лишь в том случае, если сохраняются определенные паритеты в
ценовых пропорциях на различные ресурсы, в том числе и на труд. Дешевый
труд не может быть производительным и эффективно воздействовать на
экономию и рациональное использование материальных и других
производственных ресурсов, на повышение технического уровня
производства, улучшение качества продукции. Обесценение рабочей силы
снижает мотивационные возможности заработной платы, потребительский
спрос населения, сдерживает
структурную перестройку
усиливает социальную напряженность в обществе. Низкая цена труда –
ограничитель
производства, экономического роста.
Следовательно, одной из первоочередных задач в настоящее время
является увеличение цены труда. Это диктуется, с одной стороны,
необходимостью повышения уровня жизни трудящихся, выхода из кризиса,
социальной ориентации экономики Кыргызстана, с другой – объективными
потребностями дальнейшего реформирования распределительных
отношений в сторону рыночности с постепенным введением модели
самообеспеченности работника и его семьи. Заработная плата должна
покрывать его воспроизводственные расходы, включая значительную часть
ныне бесплатных социальных услуг: страхование, образования, медицины и
некоторых других.
118
В странах со сложившейся рыночной экономикой цена труда, в
значительной мере определяется механизмом свободной конкуренции со
стороны работодателей и самих продавцов рабочей силы на рынке труда и
системой социального партнерства.
В Кыргызстане пока еще только начинают складываться конкуренция
между субъектами рынка труда
и институтами социального
Развитие свободной
ограничивающими ее воздействие на цену труда. В их числе – недостаточная
мобильность рабочей силы, значительная и все возрастающая безработица,
миграция, ведущая к серьезному понижающему воздействию на цену труда и
необходимости массовой переквалификации работников. Пока еще в
зачаточном состоянии
находятся регламентация
содержание элементов многоуровневой системы соглашений по вопросам
труда, занятости и заработной платы.
Необходимым условием решения этих задач в переходный период
является регулирующее, целенаправленное воздействие государства, его
центральных и региональных органов на цену труда через такие рычаги, как
уровень заработной платы, ее динамика и дифференциация, которые, в свою
очередь, создают заинтересованность работников в высокопроизводительном
труде, обеспечивают справедливость оплаты труда, уровень, качество и образ
жизни основной части населения.
К сожалению, официальные данные о цене труда в Кыргызстане
отсутствуют.
Важнейшим условием формирования благоприятного социального
климата в трудовой сфере является адаптация наемных работников к
требованиям рынка, наличие у них доброжелательных отношений к
партнерам – работодателям и стремление к сотрудничеству с ними. А для
этого надо изменить социально-экономическую обстановку на предприятиях.
Независимо от того, являются ли наемные работники акционерами или нет,
119
они должны иметь возможность участвовать в управлении, в решении задач
повышения эффективности производства, полностью и вовремя получать
заработную плату в соответствии с результатами труда.
Для того чтобы преодолеть отчуждение работника от собственной
рабочей силы, сделать его равноправным партнером социально-трудовых
отношений, следует прежде всего привести цену труда в соответствие со
стандартами ее стоимости в цивилизованном мире. Устранение
обесценения рабочей силы требует от государства на нынешнем этапе
проведения политики опережающего рост заработной платы по сравнению с
ростом цен с тем, чтобы восстановить платежеспособный спрос,
сложившийся до 1992 г., а впоследствии по достижении указанной цели,
поддерживать равенство темпов их роста.
Прежнее монопольное право государства на эксплуатацию рабочей
силы в значительной степени компенсировалось высокой степенью
минимальной социальной защиты и высоким уровнем занятости. В
настоящее время эти социальные стабилизаторы исчезают, что на фоне
интенсивного обнищания большинства населения делает социально-
экономическую ситуацию крайне неблагоприятной. Необходимо ускорить
формирование инфраструктуры рынка труда, где для наемных работников
должна быть создана реальная возможность выбора конкретной формы
деятельности в соответствии с личными склонностями и квалификацией, где
была бы конкуренция не только среди продавцов рабочей силы за рабочие
места, но и среди работодателей за рабочую силу.
Наемный работник должен осознавать, что он является собственником
своей рабочей силы, знать ее цену и, предлагая ее на рынке труда, требовать,
чтобы она была оплачена в соответствии со стоимостью рабочей силы.
Наемный работник должен выступать как самостоятельная активная
личность, имеющая возможности в соответствии со своими интересами
менять место работы, место жительства, через суд отстаивать свои права.
120
Конечно, для этого надо создать не только правовые, но прежде всего
экономические условия, в которых работник не будет закреплен наличием
жилья, рабочим местом и будет иметь накопления для маневра.
Вынужденные выживать в одиночку наемные работники потеряли
доверие ко всем – правительству, работодателям, профсоюзам. Для них
большое значение имеет создание коллективной защиты их прав через
профсоюзы, которые, как правило, выступают в качестве представителей
работников в переговорном процессе. Однако профсоюзам не удалось еще
стать реальной общественной силой, с которой должным образом считались
бы социальные партнеры – работодатели и правительство. Более того,
специфика ситуации заключается в том, что профсоюзы и администрация
конкретных предприятий объединены общим интересом – сохранением
любой ценой производства, а следовательно, рабочих мест и минимальных
социальных гарантий работникам. Сегодня очень часто директора и
профсоюзы выступают единым фронтом против правительства, добиваясь
смягчения налогового гнета и льгот для своего предприятия или даже целой
отрасли. Чем хуже ситуация в экономике, тем крепче эта связь профсоюзов и
администрации.
Безусловно, при экономической, социальной и психологической
незащищенности наемных работников в силу отсутствия активной позиции
профсоюзов, а главное, конечно, в результате получения огромных средств
при приватизации и акционировании предприятий, тон в социально-
трудовых отношениях задают предприниматели. В то же время возможности
предпринимателей, даже тех, которые понимают необходимость изменения
сложившейся ситуации и создания
системы полноправного
наемными работниками, весьма ограничены. Это связано прежде всего с
обременительными налогами, недостатками в кредитно-финансовой системе,
растущей
оказаться банкротами, всеми правдами и неправдами стараются оставаться
121
«на плаву», даже путем нарушения законодательства, включая Трудовой
Кодекс Кыргызской Республики.
При проведении такой политики из арсенала механизма
реформирования полностью исключается фактор материальной
заинтересованности в производительном труде. Эта проблема имеет ряд
взаимосвязанных аспектов. Прежде всего, для любой формы материального
вознаграждения существует
минимальная граница его
которого не воспринимается его поощрительная функция. Здесь речь идет о
предельном уровне, когда оплата труда должна восприниматься как стимул к
получению дополнительного результата труда, а не как компенсация за
потраченное на работе время.
Практически каждый регион Кыргызстана имеет свои особенности
формирования уровня и структуры расходов на воспроизводство рабочей
силы в зависимости от природно-климатических, социально-экономических,
культурных и других условий проживания человека. Так, набор
потребляемых продуктов питания для проживающих в центре, на севере и
юге Кыргызстана по своей калорийности зависит не только от состава
населения, но и от профессионального состава работников (люди
физического и умственного труда, шахтеры, учителя, врачи и т.д.).
В 1993 г. в республике был принят Закон «О минимальном
потребительском бюджете» (МПБ). Он формируется по так называемым
физиологическим нормам потребления в сильно суженном ассортименте
товаров и в первую очередь продуктов питания («корзина» из 11
наименований продуктов питания). Величина МПБ по свой стоимости
определяет, по существу, уровень бедности. В 2008 г. минимальный размер
оплаты труда составлял в целом по Кыргызстану 6,4% величины
прожиточного минимума.
122
В то время в США и ряде других стран соотношение МЗП и средней
заработной платы составляет 40-50%54.
0
500
1000
1500
2000
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Минимальная заработная плата
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) на трудоспособного человека, сом.
Среднемесячная заработная плата, сом
Рис. 3 Изменение величины, минимальной заработной платы, прожиточного
минимума и среднемесячной заработной платы
За период рыночных преобразований произошли изменения в
структуре доходов населения. Если в дореформенный период основным
источником доходов населения являлась заработная плата, то в последние
годы наблюдается снижение ее доли в общей структуре доходов. В 2008 г. на
долю оплаты труда приходилось лишь 30,4% всех доходов. Вместе с тем,
возрастает роль прочих источников денежных доходов, таких как доходы от
предпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства, доходы
от собственности и прочие, сократилась доля социальных трансфертов
(10,3% от общих доходов),
которые представляют собой
поддержания жизненного уровня низкодоходных слоев населения.
На процесс формирования денежных доходов населения в условиях
перехода на рыночные отно
Информация о работе Теоретические основы развития трудового потенциала трансформирующейся экономики