Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:10, реферат
Национальная стратегия развития
страны направлена на обеспечение высоких темпов экономического роста,
повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства.
Достижение этих целей предполагает значительное повышение
конкурентоспособности отечественной экономики, рост производства и
предпринимательства, развитие трудового потенциала, совершенствование
человеческого фактора.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. .3-8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ИЗУЧЕНИЮ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА………………….……….…....9-50
1.1 Труд и капитал как экономические факторы производства……………....9-27
1.2. Трудовой потенциал в системе экономических отношений ………….....27-50
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА ……………………………………………..………………....51-131
2.1. Производительность труда – критерий эффективности использования
трудового потенциала………………………………………………………..…..51-74
2.2. Динамика и уровень основных параметров занятости и безработицы...75-112
2.3. Социальный аспект эффективности использования трудового
потенциала……….………………………………………………………..….. .113-131
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА И СОГЛАСОВАНИЕ СПРОСА И
ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА…………………………………….132-184
3.1. Инструменты контроля и регулирования сферы воспроизводства трудового
потенциала и сбалансированности рынка труда……………..........................132-154
3.2. Приоритетные целевые установки политики занятости при регулировании
рынка труда……………………………………………………………..….…...154-177
3.3. Совершенствование формирования и развития трудового потенциала..177-184
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…...185-189
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..….190-199
образование и обучение, здравоохранение и размещение рабочих мест19.
Экономическая оценка эффективности вложений в человеческий
капитал упирается в первую
очередь в измерение
ценности работника, которая со временем изменяется. Определяя
профессиональную полезность работника при найме, надо иметь в виду, что
данная величина непостоянна, и, проводя аналогию с основным капиталом,
можно сказать, что она подвергается физическому и моральному износу. При
этом моральному износу подвержен сам человеческий капитал, физическому
— его носитель. Однако в отличие от основного капитала профессиональная
ценность работника может
до определенного момента
либо дополнительных вложений.
Существует, по мнению многих экономистов, также аналогия между
износом основного и человеческого капитала. Физический износ
человеческого капитала связан преимущественно с амортизацией его
носителя — старением работника, возрастным снижением его
работоспособности. Играет определенную роль и процесс утраты ранее
полученных, недолго не использовавшихся знаний. Имеет значение и
психологический фактор: постепенная утрата специалистом интереса к своей
работе, особенно если ухудшается мотивация и стимулирование. Однако
проявляется и отличие в процессе износа человеческого капитала и средств
труда. В течение трудовой деятельности без каких-либо инвестиций
протекает процесс накопления навыков, противоположный физическому
износу, а именно приобретаются новые знания и производственный опыт,
повышающие ценность работника20.
Моральный износ человеческого капитала связан прежде всего с
научно-техническим прогрессом и является причиной вынужденной
19 Брю С.Л., Макконнел К.Р. Экономикс. Принципы. Проблемы и политика. - М.: Республика, 1992. – Т.1. –
С. 171
20 Бреслав Л.И. и др. Кадровый потенциал и пути его повышения. //Человек и труд. – 2003. - №4. – С. 51
23
структурной безработицы. Появление принципиально новой продукции и
снятие с производства устаревшей, рождение современных технологий,
вытесняющих и сокращающих старые рабочие места, — все это
обесценивает прежние знания и навыки, что и приводит к моральному износу
человеческого капитала. Процесс этот неизбежен, но он предсказуем.
Прогнозирование инноваций в национальной экономике позволяет не только
предвидеть появление новых безработных, но и определить направление
инвестиций, предназначенных для воспроизводства кадрового потенциала,
чтобы, предотвратить отрицательные последствия морального износа
человеческого капитала. Поэтому обязательным элементом воспроизводства
человеческого капитала, кадрового потенциала в наше время становится
опережающая подготовка и переподготовка работников, в частности в
государственной системе профессионального образования различного
уровня21.
Теоретические основы инвестирования в образование людей,
воздействие инвестиций на развитие человеческого капитала, а также
механизм влияния образования на заработную плату и доходы персонала
были впервые наиболее подробно исследованы Г. Беккером, обосновавшим
следующие принципы общей теории инвестиций в развитие человека22:
· заработки обычно повышаются с возрастом, но затухающим темпом,
рост которого и степень его замедления положительно
связаны с уровнем образования;
· нормы безработицы отрицательно связаны с уровнем образования;
· в развивающихся странах фирмы проводят в отношении своих
рабочих более патерналистскую политику, чем в развитых;
· молодежь чаще меняет место работы и получает более высокое
образование и лучшую подготовку на производстве, чем лица
21 Бухалков М.И., Кузьмина Н.М., Бадордина О.А. Управление занятостью персонала на предприятии. – М.:
Экономика и финансы, 2003. – С.227
22 Беккер Г.С. Человеческое поведение: экополитический подход. – М.:ГУВШЭ, 2003. – С.94
24
пожилого возраста;
· кривая распределения заработков имеет положительный наклон,
особенно у специалистов и других квалифицированных
работников;
· более одаренные люди
достигают более высоких
и подготовки, чем менее одаренные;
· разделение труда ограничено размерами рынка;
· типичный инвестор в человеческий капитал импульсивнее и потому
больше подвержен ошибкам, чем типичный инвестор
в физический капитал.
В заключение на основе проведенного методологического анализа
экономической теории развития капитала и практики использования
основных факторов производства можно сделать ряд научных выводов,
обеспечивающих наиболее производительное применение труда и капитала
на каждом предприятии.
Во-первых, в рыночных условиях хозяйствования на отечественных
предприятиях следует более широко использовать оправдавшую себя на
зарубежных фирмах теорию и практику инвестирования в человеческий
капитал, что должно стать
основой роста
персонала и приращения физического и человеческого капитала. Такой
вывод прямо следует из ставшего уже классическим определения
человеческого капитала как совокупности врожденных способностей
работника и приобретенных им знаний, навыков и мотивов, целесообразное
использование которых способствует, по заключению Г. Беккера,
увеличению дохода на уровне индивида, предприятия или общества23. В
любом случае, как считают экономисты, человеческий капитал служит
основным источником получения как личного, так и общественного
богатства, включая и все национальное богатство.
23 Беккер Г.С. Человеческое поведение: экополитический подход. – М.:ГУВШЭ, 2003
25
Во-вторых, в отечественной
экономической науке в
гораздо большее значение должно иметь рассмотрение капитала в качестве
всеобщей категории или, точнее говоря, с общественной точки зрения для
исследования того процесса, в какой мере каждый из двух главных факторов
производства — труд и капитал — создает национальный доход и как этот
доход распределяется между трудом и капиталом, между работодателями и
персоналом. Взаимоотношения между этими факторами в каждом
конкретном случае должны описываться производственной функцией. В
общем виде зависимость между трудом и капиталом можно представить как
производственную функцию трудового капитала в следующем виде:
ТК = f(Т, К)→ mах, (1.1)
где ТК —трудовой капитал, используемый на соответствующем уровне;
f — производственная функция зависимости ресурсов; Т — величина ресурсов труда, применяемых
на этом уровне; К — объем используемого на данном уровне капитала.
В-третьих, представляется необходимым ввести в научный оборот
наравне с человеческим капиталом и новое понятие «трудовой капитал». Под
трудовым капиталом
трудовую отдачу капитала в форме материальных благ, получаемых
отдельным человеком, группой работников, целым предприятием или всей
национальной экономикой при полном использовании имеющихся
экономических ресурсов, в качестве которых используются труд и капитал.
В-четвертых, обращение к понятию «трудовой капитал»,
отражающему высшие материальные и человеческие ценности в процессе
соединения труда и капитала, будет способствовать не только устранению
извечных исторических противоречий между этими факторами, но и
способствовать формированию социального партнерства между работниками
и работодателями. Как заметил А. Маршалл, капитал вообще и труд вообще
всегда взаимодействуют в производстве национального дохода и каждый
получает из него свою долю дивидендов в соответствии с мерой своей
предельной производительности. Их взаимная зависимость самая тесная:
26
капитал без труда мертв, а рабочему без своего собственного или чьего-либо
другого капитала невозможно выжить в рыночных условиях.
В-пятых, предлагаемая новая
экономическая категория «
капитал» будет обеспечивать наиболее полное использование труда и капитала в
процессе производства товаров и услуг, поскольку сам капитал есть воплощение
как труда, так и ожидания будущих доходов. Экономисты уже давно установили
простую зависимость: когда труд энергичен, активен, интенсивен, капитал
пожинает богатые плоды и быстро возрастает. Однако это теоретическое
положение не находит пока практического воплощения в национальной
экономике. Поэтому предстоит еще много сделать в научном и практическом
плане, чтобы имеющийся в стране трудовой потенциал превратить в трудовой
капитал.
1.2. Трудовой потенциал
в системе экономических
Разработку социально-
нельзя отрывать от общетеоретических и методологических исследований
экономической теории, экономики труда, совокупной рабочей силы,
механизма функционирования, формирования и использования трудовых
ресурсов.
Термины «потенциал», «потенциальный» означают наличие у кого-
либо (будь то отдельно взятый человек, первичный трудовой коллектив
организации, общество в целом) скрытых, не проявивших сферах их
жизнедеятельности.
В любой социально-экономической системе, действующей на разных
уровнях управления, определяющими
факторами высокой
человеческой деятельности являются наличный трудовой потенциал,
имеющиеся трудовые ресурсы или, одним словом, организованный труд. Как
27
установил еще А. Смит, богатство каждого народа определяется двумя
различными условиями:
• во-первых, искусством, умением и сообразительностью, с какими в
общем применяется его труд;
• во-вторых, отношением между числом тех, кто занят полезным
трудом, и числом тех, кто им не занят24.
В системе современных
экономических отношений
условий и факторов, характеризующих состояние профессионального
искусства и производственных навыков работников, численность
экономически активного и занятого населения принято называть
человеческим ресурсом, или трудовым потенциалом. В рыночной
экономике, по А. Смиту, число полезных и производительных рабочих
зависит от количества капитала, затрачиваемого на то, чтобы дать им работу, и
от способа его употребления. В свою очередь природа капитала, способы его
постепенного накопления, а также изменения в количестве труда, приводимого
им в движение, тоже зависят главным образом от различных способов его
применения, методов выполнения работы и многих иных производственных
факторов, придающих труду производительный характер. Из этого следует, что в
достижении высокой
человеческий фактор, эффективность трудовой отдачи от которого определяется
уровнем развития способностей каждого работника, величиной накопленного
человеческого капитала, степенью
использования трудового
Категория «трудовой потенциал» вошла в научный оборот в 80-е годы
прошлого века, в период развития теории перевода экономики на рельсы
интенсивного развития, как отражение запросов практики централизованной
системы управления экономикой. Оно возникло «в связи с потребностями
комплексного подхода к выявлению резервов ускорения темпов
экономического роста, лежащих на стороне человека, с недостаточной
24 Смит А. Исследование
о природе и причинах
28
пригодностью категорий «население», «трудовые ресурсы», «рабочая сила»
для целей стратегического управления социально-экономическим развитием
общества»25. Категория «трудовой потенциал» утвердилась на базе и в
дополнение к этим категориям, с которыми она «генетически» связана
отдельными гранями качества, количества и меры. Это свидетельствовало о
постепенном отказе от оценки роли работника в производстве только как
фактора или ресурса (трудового) и знаменовало принципиально новый взгляд
на человека с позиции учета более широкого круга его возможностей.
Наиболее полно эта концепция изложена на завершающем этапе
советского периода в материалах научно-практической конференции
«Трудовой потенциал советского общества»26.
В концепции нашли отражение теоретические позиции по поводу
понятия «трудовой потенциал», определено его место в системе трудовых
показателей, проанализировано его состояние, структура, выявлены
противоречия в сфере труда и занятости, сформулированы требования к
формированию и использованию трудового потенциала.
Согласно приведенному в
концепции конференции
«Трудовой потенциал является интегральной характеристикой количества,
качества и меры совокупной способности к труду, который определяет
возможности человека, различных групп работников, трудоспособного
населения в целом по участию в общественно полезной деятельности и
реализации целей социально-
Информация о работе Теоретические основы развития трудового потенциала трансформирующейся экономики