Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:26, дипломная работа
Целью данного дипломного проекта является анализ трудовых показателей станции Забайкальск. Для этого были рассмотрены следующие задачи:
-рассмотрены теоретические аспекты анализа трудовых ресурсов;
-проанализированы объемные и качественные показатели деятельности станции Забайкальск;
-произведен анализ количественного и качественного состава трудовых ресурсов станции
Введение………………………………………………………………………………...5
1 Трудовые ресурсы и эффективность их использования…………………………...6
1.1 Характеристика трудовых ресурсов……………………………………......6
1.2 Методы изучения трудовых ресурсов……………………………………...9
1.3 Эффективность использования трудовых ресурсов……………………..17
1.4 Технико-экономическая характеристика железнодорожной станции Забайкальск……………………………………………………………………………18
2 Анализ объёмных и качественных показателей деятельности станции Забайкальск за 2004-2006 годы: ……………………………………………………..24
2.1 Анализ объёмных показателей…………………………………………….24
2.2 Анализ качественных показателей………………………………………..29
3. Анализ трудовых ресурсов станции Забайкальск за 2004-2006 гг.……....38
3.1 Анализ численности работников станции………………………………..39
3.2 Анализ качественного состава и структуры трудовых ресурсов……….44
3.3 Анализ показателей движения кадров……………………………………55
4 Анализ трудовых показателей железнодорожной станции Забайкальск за 2004-2006 гг.……………………………………………………………………………..…..59
4.1 Факторный анализ фонда заработной платы……………………………..60
4.2 Анализ среднемесячной заработной платы и производительности труда……………………………………………………………………………………63
5 Мероприятия по улучшению профессионально-квалификационного потенциала и трудовых показателей работы железнодорожной станции Забайкальск…..……76
6 Аварии на железнодорожном транспорте. Причины аварий. Действия персонала при аварии…………………………………………………………………………..…84
Заключение………………………………………………………………...92
Список литературы………………………………………………………..95
Коэффициент текучести, характеризующий нерациональное использование рабочей силы
(1.3)
Коэффициент постоянства состава персонала предприятия
При анализе движения численности работников изучают причины текучести, выясняют мотивы их увольнения и разрабатывают мероприятия по рациональному использованию трудовых ресурсов, повышению квалификации и закреплению на данном предприятии. Если текучесть кадров большая, то появляются дополнительные расходы, связанные с поисками новой рабочей силы, её инструктажем и освоением работ. При высокой текучести кадров снижается производительность труда, растёт размер оплат сверхурочных работ, увеличиваются брак, простои, повышается уровень заболеваемости, производственного травматизма. Всё это повышает расходы, связанные с персоналом, приводит к росту себестоимости.
Анализ использования
трудовых ресурсов лежит в основе
кадрового планирования. Кадровое планирование
должно создавать условия для
мотивации более высокой
Производительность труда работников сети, железных дорог и отделений измеряется в условно - натуральных единицах, то есть количеством приведенных тонно-километров, приходящихся на одного работника эксплуатационного контингента. В структурных единицах производительность труда измеряется в натуральном и стоимостном выражении, то есть количеством произведенной продукции одним работником в единицу времени (выработка) или затратами труда на производство единицы продукции (трудоёмкость).
При анализе производительности изучают динамику, степень выполнения плана, причины изменения производительности и их влияние на уровень последней. Оценивают степень освоения объёма работ за счёт роста производительности труда.
Факторный анализ производительности производят путём оценки влияния на его уровень изменения объёма работ (перевозок), а также всех качественных показателей, определяющих трудоёмкость, а зависящей от объёма работ части или выполнения норм содержания условно - постоянного контингента.
Факторный анализ выполняют способом корректировки и долевого распределения:
1. Оценка влияния на производительность изменения объёма перевозок ( ), для чего исчисляется расчетная величина производительности
, (1.5)
где объём перевозок текущего отчетного периода;
- численность работников базисного периода, соответственно зависящая и не зависящая от изменения объёмов перевозок;
или (1.6)
2. Оценка влияния на производительность труда качественных факторов ,а именно: изменения структуры перевозок по видам сообщения и типам тяги, повышения технического уровня производства и совершенствования организации труда:
= . (1.7)
Оценка изменения производительности труда по каждому конкретному фактору может быть рассчитана по изменению численности, под влиянием конкретного фактора, методом долевого распределения:
где, рост производительности труда под влиянием фактора ,%;
отчетная численность; - общая экономия численности в результате действия рассматриваемого фактора.
Анализ производительности труда тесно связан с анализом фонда заработной платы (ФЗП), так как производительность труда определяет величину затрат рабочего времени и соответственно заработную плату.
Рост производительности труда создаёт реальные предпосылки для повышения уровня оплаты труда, но при этом не должен опережать темпов роста производительности труда. Только при таких условиях создаётся возможность для расширенного воспроизводства. В связи с этим анализ использования средств на оплату труда имеет важное значение.
Оплата труда - это выраженная в денежной форме доля труда сотрудника, вложенного им при создании продукции предприятия. Фонд заработной платы по действующей инструкции органов статистики включает не только фонд оплаты труда, относимый к текущим издержкам предприятия, но и выплаты за счёт средств социальной защиты и чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (фонд потребления), он составляет наибольший удельный вес в составе средств, направляемых на потребление.
Анализ начинают с определения абсолютного и относительного отклонений фактического ФЗП от плановой величины в целом по дороге, отделениям дороги, структурным подразделениям, категориям работников, основным профессиям, формам оплаты труда. Абсолютное изменение рассчитывается как разница между фактическим фондом заработной платы и плановой величиной:
Абсолютное отклонение показывает только изменение фактического ФЗП, но не учитывает зависимость изменения ФЗП от изменения объёма работ (перевозок).
На изменение средней заработной платы влияют такие факторы, как изменение минимального размера оплаты труда (МРОТ), тарифных ставок, должностных окладов, системы премирования, размера доплат, надбавок и других выплат.
Влияние
отдельных факторов изменения
численности на изменения ФЗП
можно рассчитать методом
1. Расчет влияния
на изменение ФЗП отдельного
фактора, влияющего на изменени
, (1.10)
где - изменение численности под влиянием фактора;
- общее изменение численности.
2. Влияние отдельных факторов на изменение средней заработной платы и отключение фонда заработной платы рассчитываются аналогично:
где - изменение средней заработной платы под влиянием фактора
- общее изменение средней заработной платы.
Анализ изменения средней заработной платы следует выполнять как в целом по дороге, так и по основным видам работ и по профессиям. При этом рост средней заработной платы необходимо индексировать на уровень инфляции за анализируемый период. В процессе анализа также необходимо установить соответствие между темпами роста средней заработной платы и производительности труда. Рост производительности труда создаёт реальные предпосылки для повышения уровня его оплаты. При этом средства на оплату труда должны использоваться таким образом, чтобы темпы роста производительности труда обгоняли темпы роста его оплаты. Только при таких условиях создаются возможности для наращивания темпов расширенного воспроизводства. Оптимальное соотношение – 0,6% роста средней заработной платы на 1% роста производительности труда, без учета инфляции.
Эффективность использования фонда заработной платы может быть оценена по таким показателям, как объём производства продукции (перевозок в приведённых тонно - километрах), сумма прибыли до налогообложения, чистая прибыль и отчисления в фонды накопления на рубль заработной платы.
В процессе анализа необходимо изучить динамику этих показателей и степень выполнения плана.[7,С.79-80]
1.3 Эффективность
использования трудовых
Большое значение для оценки эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии в условиях рыночной экономики имеет показатель рентабельности персонала (отношение прибыли к среднегодовой численности промышленно-производственного персонала). Поскольку прибыль зависит от рентабельности продаж, коэффициента оборачиваемости капитала и суммы функционирующего капитала, факторную модель данного показателя можно представить следующим образом:
где – прибыль от реализации продукции;
– среднесписочная численность работников;
– выручка от реализации продукции;
– среднегодовая сумма капитала;
– стоимость выпуска товарной продукции в действующих ценах;
– рентабельность персонала;
– рентабельность продаж;
– капиталовооруженность труда;
– доля выручки в стоимости выпущенной продукции;
– среднегодовая выработка продукции одним работником в действующих ценах.
По первой модели можно определить, как изменилась прибыль на одного работника за счет изменения уровня рентабельности продаж, коэффициента оборачиваемости капитала и капиталовооруженности труда.
Вторая модель позволяет установить, как изменилась прибыль на одного работника за счет уровня рентабельности продаж, удельного веса выручки в общем объёме произведенной продукции и производительности труда.
Вторая модель удобна тем, что позволяет увязать факторы роста производительности труда с темпами роста рентабельности персонала. Для этого изменение среднегодовой выработки продукции за счет i-го фактора нужно умножить на фактический уровень прибыли на рубль товарной продукции. [5,С.396-398]
1.4 Технико-экономическая характеристика железнодорожной станции Забайкальск
Железнодорожная
станция Забайкальск Читинского
отделения Забайкальской
Место нахождения станции – 674650, Читинская обл., п. Забайкальск, ул. Железнодорожная, 1
Официальное сокращенное наименование станции - ДС Забайкальск
Станция является структурной единицей Читинского отделения Забайкальской железной дороги - Филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Станция не имеет статуса юридического лица.
Станция имеет печать, бланки со своим наименованием и указанием на принадлежность ОАО «РЖД» и иные необходимые реквизиты.
Станция имеет в своем составе подразделения (цеха):
1) станция Мациевская;
2) станция Билютуй;
3) станция Даурия.
Станция в своей
деятельности руководствуется
Станция согласно Положению действует от имени ОАО «РЖД». Начальник Станции действует по доверенности, выданной от имени ОАО «РЖД»
Основной целью работы Станции является:
Координация работы
всех станций, входящих в состав опорной,
смежных предприятий
Задачами Станции являются:
-Руководство развозом местного груза и осуществление мер по ускорению выгрузки вагонов, обеспечение станций порожними вагонами.
-Своевременный сбор вагонов после окончания грузовых операций, устранения технических и коммерческих неисправностей и формирования их в поезда.
-Разработка оперативного плана поездной и грузовой работы всех станций на основе суточного и сменного заданий Отделения.
-Разработка и утверждение для всех станций технических норм эксплуатационной работы.
-Расчет и утверждение для станций норм простоя вагонов транзитных и под грузовыми операциями на год, с разбивкой их по кварталам. Нормы простоя вагонов для станции Забайкальск устанавливаются Читинским отделением Забайкальской железной дороги.
-Разработка и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов и производство маневровой работы, охраны труда и техники безопасности, технического обучения и повышения профессиональной подготовки работников станции.
-Проведение эффективной экономической политики.
-Разработка технологического процесса опорной станции.
-Разработка и утверждение технологических карт работы сборных поездов, вывозных и диспетчерских локомотивов для станций, входящих в состав опорных.
-Совершенствование технологии работы, внедрение и своевременное освоение новой техники.
-Контроль выполнения грузоотправителями и грузополучателями Правил перевозок, технических условий погрузки и крепления грузов.
Информация о работе Трудовые ресурсы и эффективность их использования