Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 08:37, дипломная работа
Земельная реформа в Кыргызстане началась более десяти лет назад. За это время появился новый класс собственников земельных участков, определены условия для пользования землей в условиях рынка. Это очень важно для предпринимателей, фермеров, инвесторов так как деловая среда становится предсказуемой можно просчитать наперед доходы, учесть возможные риски. В предыдущие годы бизнесмены, работающие в Кыргызстане, были готовы в течение нескольких лет инвестировать в нашу экономику до $700 млн., но до сих пор упомянутые капиталовложения не сделаны. И вот почему: деловые люди не были уверены, что их права на недвижимость надежно защищены. Рынок земли в республике только складывается, он не действует еще в полную силу, поэтому и результаты соответствующие.
Введение …………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты по налогообложению земельного налога………………………………………………………………………………..7
Характеристика земельного налога……………………………………………7
Условия применения ставок земельного налога…………………………….17
Базовые ставки земельного налога…………………………………………...22
ГЛАВА 2. Земельный налог……………………………………………………..31
2.1. Анализ поступления земельного налога в бюджет………………………….31
2.2. Факторы, влияющие на сбор земельного налога……………………………39
2.3. Регулирование земельных отношений в аграрном секторе Кыргызской Республики………………………………………………………………………….43
ГЛАВА 3. Пути совершенствования формирования земельного налога….54
3.1. Опыт зарубежных стран……………………………………………………….54
3.2. Налогообложение земельным налогом в странах евроазиатского
экономического сообщества ……………………………………………………....68
3.3. Земельная реформа в Кыргызстане……………………..……..……………..72
Заключение………………………………………………………………………….80
Список использованной литературы……………………………………………...83
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты
по налогообложению земельного налога………………………………………………………………
ГЛАВА 2. Земельный налог……………………………………………………..31
2.1. Анализ поступления земельного налога в бюджет………………………….31
2.2. Факторы, влияющие на сбор земельного налога……………………………39
2.3. Регулирование земельных отношений в аграрном
секторе Кыргызской Республики……………………………………………………
ГЛАВА 3. Пути совершенствования формирования земельного налога….54
3.1. Опыт зарубежных стран………………………
3.2. Налогообложение земельным налогом в странах евроазиатского
экономического сообщества ……………………………………………………....68
3.3. Земельная реформа в Кыргызстан
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время заканчивается работа над Новой редакцией Налогового кодекса, которая составляет основу по совершенствованию налогового законодательства в Кыргызской Республике. Ее успех зависит от того, насколько удастся обобщить накопленный опыт, сопоставить его с зарубежной практикой, вносить изменения, ликвидировать просчеты, наметить ориентиры.
По каждому налогу, а не только по налоговой системе следует пересмотреть наиболее спорные и недостающие моменты. В Новой редакции Налогового кодекса КР следует отразить все элементы налога.
При написании этой работы автор не стремился изложить содержание действующих нормативных актов о земельном налоге, и прежде всего, имел целью проанализировать его по соответствию к потребностям налоговой системы республики.
Налогообложение исследуют представители различных наук, прежде всего юристы и экономисты. Их задачи принципиально различны. С точки зрения экономики, прежде всего, рассматриваются вопросы целесообразности: пределы налогообложения без ущерба для плательщика, равномерность налогообложения, регулирующие функции налогов и т.д.
Налоговая система Кыргызской Республики только начинает обретать более менее полную рыночную форму. Она должна отвечать всем требованиям рыночной экономики, потребностям общества, интересам всех категорий налогоплательщиков.
Проблема низкого взимания земельного является актуальной проблемой в настоящее время для развития и совершенствования налоговой системы Кыргызской Республики.
Земельный налог - это единственный налог, который уплачивают сельскохозяйственные производители. Общепризнанно, что его ставки очень низки. Поступления этого налога составляют лишь 2% доходов бюджета при доле сельского хозяйства в ВВП в 35%. По данным выборочного обследования сельскохозяйственных предприятий, которое в 2002 г. совместно провели CASE-Кыргызстан, университет Висконсин-Мэдисон (США) и Центр по аграрной и земельной реформе Министерства сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности КР, в среднем платежи земельного дохода составляют лишь 1.6% от валового дохода сельскохозяйственных предприятий, что много меньше тех налогов, которые уплачивают предприятия других отраслей экономики. По данным того же обследования, если бы доход крестьян облагался по обычной шкале подоходного налога, то с учетом всех разрешенных вычетов и количества и вида сельскохозяйственных угодий, приходящихся в среднем на одного работника, величина налогового обязательства в расчете на один гектар оказалась бы на 52% выше, чем ставка ныне действующего земельного налога. Поскольку земельный налог почти полностью поступает в бюджет айыл окмоту, такие низкие ставки этого налога резко ограничивают объем услуг, предоставляемых на этом уровне государственного управления.
Земельная реформа в Кыргызстане началась более десяти лет назад. За это время появился новый класс собственников земельных участков, определены условия для пользования землей в условиях рынка. Это очень важно для предпринимателей, фермеров, инвесторов так как деловая среда становится предсказуемой можно просчитать наперед доходы, учесть возможные риски. В предыдущие годы бизнесмены, работающие в Кыргызстане, были готовы в течение нескольких лет инвестировать в нашу экономику до $700 млн., но до сих пор упомянутые капиталовложения не сделаны. И вот почему: деловые люди не были уверены, что их права на недвижимость надежно защищены. Рынок земли в республике только складывается, он не действует еще в полную силу, поэтому и результаты соответствующие. В прошлом году создана специальная Комиссия по регулированию рынка земли и недвижимости, в которую вошли депутаты Жогорку Кенеша, представители правительства, частного сектора, доноры. В настоящее время идет работа по внедрению в республике международных стандартов оценки. А как обстоят дела с земельными налогами? Вопрос этот особенно беспокоит сельских товаропроизводителей. В соответствии с Налоговым кодексом земельные налоги выплачивают собственники земельных участков и землепользователи. В ноябре прошлого года правительство Кыргызской Республики внесло на рассмотрение парламента проект закона «О базовых ставках земельного налога за пользование сельхозугодьями, приусадебными и дачными участками, землями населенных пунктов и несельскохозяйственного назначения на 2005 год». Документ определяет ставки налога на все виды земель по областям и даже районам. Дифференцированные ставки предлагаются снизу, их устанавливают районые и айыльные кенеши. Здесь и аренда пастбищ физическими и юридическими лицами, плата за пользование сельхозугодьями в городах, налог за пользование водоемами. Кстати, его размер устанавливается по ставкам, применяемым для богарной пашни, в регионах они различны. Таким же образом облагаются земли, орошаемые насосными станциями. Для высокогорных и отдаленных районов за пользование сельхозугодьями установлены льготы: 50 % от базовой ставки земельного налога, применяемого в данном районе. Закон принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша с учетом замечаний и предложений депутатов.
Целью дипломной работы является исследование земельного налога, его сущности, элементов и объекта налогообложения.
Структура дипломной работы составлена с учетом исследуемой темы и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава отводится вопросам теоретических аспектов по налогообложению земельного налога, в ней представлена характеристика земельного налога, условия применения ставок земельного налога, базовые ставки земельного налога. Во второй главе проведен анализ поступления земельного налога в бюджет, представлены факторы, влияющие на сбор земельного налога и изучено развитие и регулирование земельного рынка Кыргызской Республики. В третьей главе представлены пути совершенствования формирования земельного налога, изучен опыт зарубежных стран, представлен анализ налогообложение земельным налогом в странах Евроазиатского экономического сообщества, рассмотрена земельная реформа в Кыргызстане.
Анализ, выводы и предложения определены в заключении дипломной работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
Земельный налог - форма обязательной ежегодной платы в республиканский и местные бюджеты за право пользования земельным участком. Земельный налог является налогом на недвижимое имущество.
До 1995 года земельный налог не относился к числу важнейших налогов. Положение стало меняться в 1995 году, когда сельское хозяйство было освобождено от налога на прибыль, налога на автодороги и отчислений в фонд ликвидаций чрезвычайных ситуаций, но в замен ставки земельного налога были существенно увеличены, что вызвало рост поступлений этого налога в последующие годы.
Земельный налог введен в налоговый кодекс Кыргызской Республики, что указывает на его переход в разряд основных видов налогов (следует отметить, то сам кодекс не устанавливает ставок налога). В настоящее время введены новые, гораздо более высокие ставки налога, призванные компенсировать отмену НДС на сельскохозяйственную продукцию и отмену подоходного налога на крестьян, также стимулировать рациональное использование земли. Фактически земельный налог остается единственным налогом уплачиваемым, сельскими предприятиями и гражданами.
Объектом налогообложения земельным налогом являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам во владение и пользование (аренду).
Налогообложению подлежат сельскохозяйственные угодья и земли:
1) населенных пунктов;
2) промышленности, транспорта, связи, иного назначения, включая
земли оборонного назначения;
3) природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
4) лесного фонда;
5) водного фонда;
6) запаса.
В случае использования и передачи другим юридическим лица и гражданам земельных участков определенной категорией по иному целевому назначению применяются ставки земельного налога в соответствии с их новой категорией назначения.
Плательщиками земельного налога являются землепользователи независимо от форм собственности, право землепользования которых удостоверено специальным документом установленного образца: государственным актом, временным удостоверением, свидетельством на право пользования земельным участком или долей.
В случаях предоставления земельного участка в аренду, плательщиком налога является арендодатель (статья 178 НК).
Земельный налог взимается по утвержденным ставкам вне зависимости от того, используется или не используется предоставленная земельная площадь.
Основанием для установления и взимания земельного налога являются:
- акт на право пользования землей или другой документ, удостоверяющий право владения или пользования земельным участком;
- данные государственного
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.
В состав земель сельскохозяйственного назначения входят сельскохозяйственные угодья и земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, замкнутыми водоемами, постройками и сооружениями, необходимыми для функционирования сельского хозяйства.
Земли сельскохозяйственного назначения используются физическими и юридическими лицами для ведения семеноводческого, племенного, товарного сельскохозяйственного производства, защитного лесоразведения, садоводства, огородничества, дачного строительства, проведения научно-исследовательских и опытных работ, а также для других целей, связанных с сельскохозяйственным производством.
Для использования земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных в собственность или пользование гражданам Кыргызской Республики и удаленных за пределы пешеходной доступности от населенного пункта, допускается предоставление в собственность или в пользование земельного участка на непригодных для использования в сельском хозяйстве землях или малопродуктивных сельскохозяйственных угодьях для возведения зданий и сооружений. Предоставление земельного участка для возведения здания и сооружения производится уполномоченным органом.
К особо ценным сельскохозяйственным угодьям относятся: орошаемая и богарная пашня, залежь, земли, занятые многолетними плодовыми насаждениями, культурные пастбища, сенокосы и пастбища коренного улучшения.
На особо ценных сельскохозяйственных угодьях не допускается строительство зданий и сооружений, кроме гидротехнических сооружений.
Скотопрогонные трассы, включая скотоостановочные площадки, устанавливаются уполномоченным государственным органом в соответствии с его компетенцией.
Собственники скота несут перед собственниками земельных участков и землепользователями ответственность за убытки, причиненные при перегоне скота по трассе.
К землям населенных пунктов относятся все земли, находящиеся в черте населенного пункта. Все земли в пределах населенного пункта находятся в ведении соответствующего территориального уполномоченного государственного органа.
Земли населенных пунктов используются в соответствии с генеральными планами, проектами планировки и застройки и проектами земельно-хозяйственного устройства населенных пунктов.
Генеральные планы населенных пунктов определяют основные направления использования земель населенных пунктов для промышленного, жилищного и иного строительства, благоустройства и размещения мест отдыха населения.
Проекты планировки и застройки населенных пунктов разрабатываются на основе генеральных планов и определяют использование отдельных участков земель населенных пунктов.
Проект земельно-хозяйственного устройства территории населенных пунктов определяет основные направления использования не подлежащих застройке и временно не затрагиваемых земель населенных пунктов и утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики.
Отвод земельного участка для застройки в границах населенного пункта производится на основании генплана, проекта детальной планировки, проекта застройки.
Выбор земельных участков, предоставляемых в собственность или пользование в населенных пунктах, осуществляется органами архитектуры и строительства на основании генерального плана, проектов планировки и застройки.
Строительство объектов на предоставленных земельных участках осуществляется в установленном законом порядке.
Земли населенных пунктов, временно не используемые под застройку, могут быть предоставлены во временное пользование для сооружения объектов облегченного типа (палаток, киосков, рекламных сооружений и иных некапитальных объектов).