Земельный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 08:37, дипломная работа

Описание работы

Земельная реформа в Кыргызстане началась более десяти лет назад. За это время появился новый класс собственников земельных участков, определены условия для пользования землей в условиях рынка. Это очень важно для предпринимателей, фермеров, инвесторов так как деловая среда становится предсказуемой можно просчитать наперед доходы, учесть возможные риски. В предыдущие годы бизнесмены, работающие в Кыргызстане, были готовы в течение нескольких лет инвестировать в нашу экономику до $700 млн., но до сих пор упомянутые капиталовложения не сделаны. И вот почему: деловые люди не были уверены, что их права на недвижимость надежно защищены. Рынок земли в республике только складывается, он не действует еще в полную силу, поэтому и результаты соответствующие.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….2

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты по налогообложению земельного налога………………………………………………………………………………..7
Характеристика земельного налога……………………………………………7
Условия применения ставок земельного налога…………………………….17
Базовые ставки земельного налога…………………………………………...22

ГЛАВА 2. Земельный налог……………………………………………………..31
2.1. Анализ поступления земельного налога в бюджет………………………….31
2.2. Факторы, влияющие на сбор земельного налога……………………………39
2.3. Регулирование земельных отношений в аграрном секторе Кыргызской Республики………………………………………………………………………….43

ГЛАВА 3. Пути совершенствования формирования земельного налога….54
3.1. Опыт зарубежных стран……………………………………………………….54
3.2. Налогообложение земельным налогом в странах евроазиатского
экономического сообщества ……………………………………………………....68
3.3. Земельная реформа в Кыргызстане……………………..……..……………..72


Заключение………………………………………………………………………….80

Список использованной литературы……………………………………………...83

Файлы: 1 файл

ВКР Зем.налог-Исаева.doc

— 531.00 Кб (Скачать файл)

По вновь отведенным земельным участкам налоговые декларации представляются организациями в течение месяца с момента предоставления участка.

Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом МНС России от 12.04.2002 N БГ-3-21/197 "О внесении изменений и дополнений в инструкцию МНС России от 21 февраля 2000 года N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю""".

Приказом МНС России от 02.09.2002 N БГ-3-23/470 утверждена Инструкция по заполнению налоговой декларации по земельному налогу, которая является обязательной для организаций, признаваемых плательщиками земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая декларация по земельному налогу может представляться в налоговый орган как на бумажном носителе, так и в электронном виде по инициативе налогоплательщика и наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утверждаемыми МНС России.

Земельный налог с организаций и физических лиц исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков.

Исчисление земельного налога физическим лицам проводится налоговыми органами, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им налоговые уведомления об уплате налога. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также сроки уплаты налога. Форма налогового уведомления на уплату земельного налога физическими лицами утверждается МНС России.

Пересмотр неправильно произведенного обложения земельным налогом допускается не более чем за три предшествующих года.

Организации и физические лица уплачивают земельный налог равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право с учетом местных условий устанавливать другие сроки уплаты налога. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Плательщики земельного налога перечисляют сумму земельного налога в полном объеме на счета органов федерального казначейства для последующего распределения доходов от его уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" начиная с 2003 года земельный налог полностью поступает в региональные и местные бюджеты.

Согласно ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" нормативная цена земли является формой платы за землю.

Порядок определения нормативной цены земли установлен постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 319 "О порядке определения нормативной цены земли".

В соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства РФ нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка), и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.

Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по вышеуказанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25 %.

Нормативная цена земли не должна превышать 75 % уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

Районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным лицам документ о нормативной цене земли конкретного земельного участка.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, учет расчетов организаций с бюджетом по земельному налогу ведется на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам", соответствующий субсчет.

Сумма земельного налога, рассчитанная в установленном порядке, должна отражаться налогоплательщиками-организациями по кредиту счета 68 и дебету счетов учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и расходов, не связанных с производством (08 "Вложения во внеоборотные активы", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" и другие).

Перечисленные в бюджет суммы налога отражаются в учете по дебету счета 68 и кредиту счета 51 "Расчетные счета".

Налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог за счет имеющихся у них средств.

Согласно законодательству о налогах и сборах обязанность по учету плательщиков земельного налога и контролю за правильностью его исчисления и уплаты возложена на налоговые органы.

Неуплата или неполная уплата сумм земельного налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога влечет взыскание с налогоплательщика штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога.

В случае неуплаты земельного налога в установленные сроки [в том числе и сроки, установленные законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации] начисляются пени в размере, установленном федеральным законом.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налоге дня уплаты налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России

Непредставление налогоплательщиком-организацией в установленный законодательством срок налоговой декларации по земельному налогу в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.

Непредставление налогоплательщиком-организацией налоговой декларации по земельному налогу в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Кроме того, нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц налогоплательщика-организации в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда. Порядок наложения административного штрафа на должностных лиц, виновных в нарушении сроков представления налоговых деклараций, регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

Германия

Чрезвычайно полезным для нашей республики может оказаться и опыт Германии. Как федеративное государство она прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией. В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации и распределение финансовых источников для их осуществления. При образовании в 1871 г. Германской империи установление всех основных прямых налогов оставалось прерогативой входящих в нее государств (нынешних земель). Империи было передано право устанавливать лишь таможенные пошлины и общеимперские налоги на предметы потребления: табак, пиво, водку, сахар, соль. Экономическое развитие послевоенной Германии во многом связано с именем видного экономиста и государственного деятеля, бывшего министра хозяйства, а затем канцлера ФРГ профессора Людвига Эрхарда. В послевоенной Германии было законодательно установлено, что государственные задачи должны распределяться между федерацией и землями, входящими в ее состав. При этом федерации и земли раздельно несут расходы, возникающие при выполнении ими своих функций; федерации и земли самостоятельны в вопросах своего бюджетного устройства. Принципы независимого ведения бюджетного хозяйства действуют с учетом необходимости взаимоувязки общегосударственных и земельных интересов при решении конкретных задач и обеспечении финансирования. Наряду с федеральным государством и землями носителями определенных обществснно -социальных функций выступают общины, обладающие местными бюджетами. Ключевые позиции в налоговом законодательстве принадлежат федерации. В то же время для обеспечения финансирования всех трех уровней управления налоговая система Германии построена таким образом, что наиболее крупные источники формируют сразу три или два бюджета. Так, подоходный налог с физических лиц распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но им остается половина, а вторая половина перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Только таким путем можно добиться настоящего и реалистичного решения угнетающей всех нас налоговой проблемы". Со времен Л.Эрхарда в Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения: налоги по возможности минимальны; минимальны, или точнее, минимально необходимы и затраты на их взимание; налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы; налоги соответствуют структурной политике; налоги нацелены на более справедливое распределение доходов; налоговая система исключает двойное налогообложение; величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства. Основные виды налогов в Германии - это: подоходный налог на физических лиц, налог на корпорации, налог на добавленную стоимость, промысловый налог, налог на имущество, поземельный налог, налог, уплачиваемый при покупке земельного участка страховые взносы, налог с наследства и дарения, автомобильный налог, налог на содержание пожарной ох- раны, акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, вино-водочные и табачные изделия, таможенные пошлины, сборы, идущие на развитие добычи нефти и газа на территории Германии. Рассмотрим некоторые нз них. Из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28% - второе место после подоходного на- лога Общая ставка налога в настоящее время составляет 15%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной ставке - 7%. Налог на доходы корпораций взимается по ставке 45%. Широко используется ускоренная амортизация. Проценты по ссудам не облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются из прибыли за минусом налога. Льготы приводят к тому, что фактическая ставка налога в среднем составляет 42%. Критике подвергается прежде всего то обстоятельство, что обложению подлежит имущественная часть предприятия. Это частично означает налогообложение вне зависимости от получаемой прибыли и ведет к тому, что предприятие, которое несет убытки, должно отчислять налоги в местный бюджет. Поземельным налогом облагаются предприятия сельского и лесного хозяйства, земельные участки. Обычно ставка - 1,2%. Освобождены от поземельного налога государственные предприятия, религиозные учреждения. Это также местный налог. При переходе участка земли от одного владельца к другому уплачивается взнос в размере 2% от покупной цены. Определяя величину поземельного налога, муниципалитеты, как правило, разграничивают земли, отведенные под сельскохозяйственные угодья, под лесные хозяйства и прочие земельные участки. Наиболее давние традиции имеет в Германии налог на собственность. Его ввел в 1278 г. король Рудольф фон Габсбург. Налоговая ставка на совокупное имущество физического лица с1 января 1995 г. поднято 1%. До этого она была на уровне 0,5%. Промышленные пред- приятия и компании платят 0,6%. При увеличении ставки налога был поднят и необлагаемый минимум. Ранее не облагалось налогом имущество стоимостью до 70 тыс. марок, в настоящее время - до 120 тыс. марок. При достижении владельцем собственности 60 лет льготный потолок повышается еще на 50 тыс. марок. Для юридических лиц - необлагаемый минимум 20 тыс. марок. Льготы в виде пониженной ставки распространяются на имущество в сельском и лесном хозяйстве. Эволюция налоговой системы Германии от сильных в финансовом отношении земель и слабого государства (империи) через чрезмерную централизацию к разумным финансовым отношениям, строящимся на основе соблюдения интересов регионов и государства, может быть весьма поучительной и для Кыргызстана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ  ЗЕМЕЛЬНЫМ НАЛОГОМ В СТРАНАХ                 ЕВРОАЗИАТСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

 

Евроазиатское экономическое сообщество (ранее страны-участники Таможенного союза) было образовано 10 октября 2000 года, как экономическое и политическое объединение государств, основывающееся на принципах единой таможенной территории и наличия однотипного механизма регулирования экономик государств-участников, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном законодательстве.  

Однако формирование государствами "пятерки" Таможенного союза и Единого экономического пространства началось еще раньше, в соответствии с соглашениями о Таможенном союзе 1995 года, Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях 1996 года и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 1999 года. Членами Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в настоящее время являются Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

Для перспективного развития ЕврАзЭС и создания единого экономического пространства необходимо ускорение процесса гармонизации налоговых законодательств стран-участников этого сообщества. Для этих целей рассмотрим действующий механизм налогообложения этих стран.

Сходства и различия земельного налога целесообразно анализировать по позициям, аналогичным тем, что применялись при рассмотрении совместимости налога на имущество, а именно: плательщики, объект, ставка, порядок уплаты, льготы.

К совместимым относится только одна позиция - плательщики. Во всех четырех странах плательщиками данного налога являются юридические и физические лица, имеющие в собственности, владении и пользовании земельные участки.

К позициям, являющимся совместимыми частично, можно отнести объект налогообложения и льготы.

К числу совместимых относится объект обложения земельным налогом в России, Беларуси и Кыргызстане. В этих странах в качестве объекта налогообложения выступают земли:

    • сельскохозяйственного назначения;
    • населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов);
    • промышленности, транспорта, связи, иного назначения;
    • лесного фонда;
    • водного фонда.

Особенностью определения объекта обложения земельным налогом в Таджикистане является разделение земель в целях налогообложения на две части: земли городов и поселков городского типа и земли вне городов и поселков городского типа.

Анализ систем обложения земельным налогом рассматриваемых стран позволяет выделить три группы льгот:

- льготы, общие для всех этих  стран;

- льготы, общие для отдельных  стран;

- льготы, присущие отдельным странам.

К числу льгот, общих для всех анализируемых систем обложения земельным налогом, можно отнести льготы по землям заповедников, природных, национальных и дендрологических парков, ботанических и зоологических садов; землям общего пользования населенных пунктов; землям, используемым бюджетными организациями, а также льготы для органов охраны природы, памятников истории и культуры.

Земельный налог нельзя считать подлежащим унификации на территории всех стран ЕврАзЭС, так как он не оказывает влияния на международные экономические отношения: не искажает стоимость экспортируемой и импортируемой продукции, его взимание не приводит к двойному налогообложению хозяйствующих субъектов. Размеры ставок и методы взимания налога на землю могут влиять только на величину налогового бремени в отдельно взятом государстве.

На сегодняшний день в странах ЕврАзЭС действует двухуровневая система налогов и сборов, за исключением Российской Федерации (трехуровневая). Так, в Республике Беларусь насчитываются 12 общегосударственных и 4 местных налога, в Республике Казахстан соответственно - 5 и 12, в Кыргызской Республике - 6 и 16, в Республике Таджикистан - 14 и 3, в Российской Федерации - 17 общегосударственных, 5 региональных и 22 местных налога.

Анализ налоговых систем показывает, что практически всем национальным законодательствам присущи общие проблемы: наличие широкого перечня налоговых льгот, неравномерное распределение налогового бремени (для одной категории налогоплательщиков оно непосильно, для другой оно неощутимо), нечеткое определение соотношения общегосударственных и местных налогов, жестко не установленный паритет закона над ведомственными инструкциями и ведомственными актами. Работа над принятием налоговых Кодексов в ряде государств ЕврАзЭС продолжается и по сегодняшний день.

В результате проведенного анализа выяснилось, что основными недостатками администрирования прямых и целевых налогов являются:

1) несоответствие бухгалтерского  и налогового учета;

2) громоздкая система администрирования  налога на прибыль при низком удельном весе поступлений;

3) чрезмерно расширенная система льготирования;

В ближайшей перспективе основными направлениями работы по сближению прямых и целевых налогов стран ЕврАзЭС должны стать построение рациональных систем налогообложения, направленных на стимулирование эффективного развития экономики, снижение налогового бремени для товаропроизводителей, поощрение инвестиций в производственный сектор, формирование согласованной системы налогового администрирования, отмена нерыночных налогов (отчисления в различного рода фонды и т.д.), снижение количества налоговых льгот, упрощение налогообложения малого предпринимательства и др.

Информация о работе Земельный налог