Земельный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 08:37, дипломная работа

Описание работы

Земельная реформа в Кыргызстане началась более десяти лет назад. За это время появился новый класс собственников земельных участков, определены условия для пользования землей в условиях рынка. Это очень важно для предпринимателей, фермеров, инвесторов так как деловая среда становится предсказуемой можно просчитать наперед доходы, учесть возможные риски. В предыдущие годы бизнесмены, работающие в Кыргызстане, были готовы в течение нескольких лет инвестировать в нашу экономику до $700 млн., но до сих пор упомянутые капиталовложения не сделаны. И вот почему: деловые люди не были уверены, что их права на недвижимость надежно защищены. Рынок земли в республике только складывается, он не действует еще в полную силу, поэтому и результаты соответствующие.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….2

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты по налогообложению земельного налога………………………………………………………………………………..7
Характеристика земельного налога……………………………………………7
Условия применения ставок земельного налога…………………………….17
Базовые ставки земельного налога…………………………………………...22

ГЛАВА 2. Земельный налог……………………………………………………..31
2.1. Анализ поступления земельного налога в бюджет………………………….31
2.2. Факторы, влияющие на сбор земельного налога……………………………39
2.3. Регулирование земельных отношений в аграрном секторе Кыргызской Республики………………………………………………………………………….43

ГЛАВА 3. Пути совершенствования формирования земельного налога….54
3.1. Опыт зарубежных стран……………………………………………………….54
3.2. Налогообложение земельным налогом в странах евроазиатского
экономического сообщества ……………………………………………………....68
3.3. Земельная реформа в Кыргызстане……………………..……..……………..72


Заключение………………………………………………………………………….80

Список использованной литературы……………………………………………...83

Файлы: 1 файл

ВКР Зем.налог-Исаева.doc

— 531.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 8

Показатели Земельного налога по регионам КР

 

Вид налога

Всего по республике

Ошская область

город  Ош

Баткенская область

Джалал-Абадская область

 

 

 

ЗЕМЕЛЬНЫЙ

НАЛОГ

335 159,5

41 065,8

6 102,9

12 018,4

41 316,1

100%

12,2%

1,8%

3,6%

12,3%

Иссык-Кульская область

Нарынская область

Таласская область

Чуйская область

город

Бишкек

57 870,9

12 314,2

22 148,6

107 274,4

35 048,2

17,3%

3,7%

6,6%

32%

10,5%


 

По результатам 2006 года Чуйская область оказалась наиболее доходной по поступлению земельного налога в бюджет, затем идет Иссык-Кульская. Ошская и Джалал-Абадская области собрали практически одинаковое количество земельного налога, тогда как только в одном городе Бишкек собрано 10,5%. В Баткенской и Нарынской областях поступило практически одинаковое количество земельного налога, в городе Ош – 1,8%.

По данным таблицы можно сделать вывод, что сельхозпроизводители Чуйской области являются более добросовестными налогоплательщиками.

В текущем 2005 году доходы консолидированного бюджета планируются в объеме 19,8 млрд. сомов (прирост в сравнении с 2004 годом на 8,0%), или на уровне 19,3% к ВВП.  При этом налоговые поступления возрастут до 15,5 млрд. сомов (15,1% ВВП) при темпе роста в сравнении с 2004 годом 10,9%.

Планируемые показатели будут достигнуты, прежде всего, за счет роста экономической активности, а также улучшения налогового администрирования. В 2005 году будет рассмотрена возможность повышения ставок земельного налога и связанных с ним социальных взносов, поскольку вклад первичного аграрного сектора в налоговые доходы остается незначительным.

В среднесрочной перспективе основой для дальнейшего роста доходной части бюджета будет прогнозируемый рост экономики.  Небольшое увеличение налоговых поступлений за период СПБ 2006-2008 с 15,1% ВВП (2005 год) до 15,7% ВВП будет обеспечено в целом не за счет увеличения ставок налогов, а за счет улучшения администрирования и оптимизации внутренней структуры налоговой системы.  Помимо улучшения сбора налогов эти меры будут направлены на стимулирование активности сектора предприятий и роста экономики.

В частности, планируется

  • Совершенствование законодательной базы. Вступление в силу нового Налогового кодекса и его подзаконных актов положительно скажется на улучшении администрирования налогов и упрощении налоговой системы в целом.  Принятие в 2004 году нового Таможенного кодекса в свою очередь служит хорошей предпосылкой для сохранения тенденции существенного роста таможенных платежей в среднесрочном периоде.
  • Улучшение администрирования косвенных налогов. Успешные меры по улучшению администрирования акцизов и НДС, имеющих наибольший удельный вес в объёме налоговых поступлений, в особенности, в части совершенствования процедур зачёта и возмещения переплат, позволят оптимизировать систему косвенного налогообложения путем перекладывания части налогового бремени на теневую экономику.
  • Пересмотр некоторых существующих налогов (введение налога на недропользование вместо отчислений на воспроизводство и развитие минерально-сырьевой базы, изменение ставок земельного налога, сокращение количества местных налогов) и введение новых налогов (налога на имущество) позволят отрегулировать и разумно расширить базу налогообложения.
  • Структурные преобразования фискальной системы, и, в частности, структурное реформирование Комитета по доходам и его подведомственных органов, также позволяют надеяться на повышение собираемости налогов в среднесрочном периоде.  Министерство финансов планирует разработать «Стратегию фискальной реформы в Кыргызской Республике до 2007 года», учитывающую опыт и результаты реализации существующей Стратегии, а также новизну и масштабы предстоящих реформ в фискальной политике.

 

 После снижения до 492 млн. сомов в 2005 году, в соответствии с изменившейся политикой доноров и выделением увеличенной части помощи в виде грантов на 2006-2008 годы планируется значительное увеличение поступления грантов в государственный бюджет до 1 218-1 470 млн. сомов в год.

В соответствии с политикой бюджетной консолидации и сокращения внешнего долга планируется жестко ограничивать  разрыв между совокупными поступлениями в государственный бюджет, включая гранты, и его расходной частью.  Финансирование этого разрыва, которое осуществляется в основном за счет долговых операций, будет сокращено с 4,3% ВВП в 2005 году до 3,4% ВВП в 2008 году.

В целом, на рассматриваемый период СПБ 2006-2008  прогнозируется рост общих доходов бюджета, включая гранты, с 22,9 миллиардов сомов (20,2% ВВП) в 2006 г. до 28,1 миллиардов сом (20,5% ВВП) к 2008 году.  Налоговые поступления увеличатся на 23,4% с 17,5 млрд. сомов в 2006 году до 21,6 млрд. сомов в 2008 году.

Основные цифры, иллюстрирующие ресурсы государственного бюджета на период среднесрочного прогноза бюджета на 2006-2008, приведены в Таблице 2.

По данным таблицы видно, что по среднесрочному прогнозу бюджета на 2005-2008гг поступление земельного налога в бюджет Кыргызской Республики планируется увеличить до 389,0млн. сом к 2008 году.

Отмечается неравномерное распределение налогового бремени между отраслями. Так, сельское хозяйство, занимая в структуре ВВП 35,2%, обеспечивает поступления земельного налога в размере 0,3% в ВВП, строительство, занимая 4,0% в ВВП, обеспечивает поступление доходов в размере 0,4-0,5% в ВВП.

 

 

 

 

 

 Таблица 8. 

Консолидированные поступления доходов в бюджет

 

2005

2006

2007

2008

прогноз

 

млн. сом

% ВВП

млн. сом

% ВВП

млн. сом

% ВВП

млн. сом

% ВВП

 Всего консолидированных доходов

24 509,1

23,8

22 845,0

24,6

30 728,0

24,6

33 953,0

24,7

   Всего доходов и грантов

19 805,1

19,3

22 855,0

20,2

25 413,0

20,4

28 103,0

20,5

      Всего доходов 

19 313,0

18,8

21 637,0

19,1

24 027,0

19,3

26 633,0

19,4

         Налоговые поступления

15 505,0

15,1

17 465,0

15,4

19 438,0

15,6

21 578,0

15,7

          Подоходный налог

1 659,0

1,6

1 877,8

1,7

2 131,2

1,7

2 452,9

1,8

          Налог на прибыль

1 002,4

1,0

1 099,1

1,0

1 205,5

1,0

1 320,0

1,0

          НДС

7 720,0

7,5

8 882,0

7,8

9 940,0

8,0

10 921,0

8,0

          Налог с розничных продаж

632,5

0,6

696,0

0,6

785,0

0,6

890,0

0,6

          Акцизный налог

1 366,2

1,3

1 467,1

1,3

1 615,0

1,3

1 789,0

1,3

          ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

376,0

0,4

376,0

0,3

376,0

0,3

389,0

0,3

          Дорожный налог

520,0

0,5

562,9

0,5

598,5

0,5

664,4

0,5

          Отчисления в ФПЛЧС

944,0

0,9

1 016,1

0,9

1 093,9

0,9

1 245,6

0,9

          Таможенные пошлины 

490,0

0,5

573,0

0,5

620,0

0,5

683,0

0,5

          Другие

794,9

0,8

915,0

0,8

1 072,9

0,9

1 223,1

0,9

        Неналоговые доходы

3 619,0

3,5

3 964,0

3,5

4 360,0

3,5

4 803,0

3,5

         Специальные средства

2 160,0

2,1

2 381,1

2,1

2 619,6

2,1

2 958,7

2,2

     Доходы от операций с капиталом

189,0

0,2

208,0

0,2

229,0

0,2

252,0

0,2

     Гранты

492,1

0,5

1 218,0

1,1

1 386,0

1,1

1 470,0

1,1

   Внебюджетные фонды

   

 

 
 

 

 
     

    Доходы Социального фонда

4 704,0

4,6

4 990,0

4,4

5 315,0

4,3

5 850,0

4,3

 Номинальный ВВП

102 846,2

 

113 372,9

 

 

124 729,4

 

137 282,0

 

 

2.2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА  СБОР ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

 

Земельный налог имеет ряд преимуществ по сравнению с другими налогами. Благодаря тому, что объектом налогообложения является земельный участок с границами, экономическими и качественными характеристиками, а также известен его правообладатель, то от него не возможно скрыться. Динамика поступления сбора земельных платежей, состоящих из земельного налога и арендной платы, показывает, что они постоянно растут и являются надежным источником поступления бюджетных средств.

Налогообложение - это обязательное внесение платежей частным сектором в государственные органы. Обязательность уплаты налогов достигается тем, что они устанавливаются законами и позволяют обеспечить государство реальными ресурсами.

Но многие фермеры этого не понимают, на налогового инспектора смотрят враждебно, хотя общеизвестно, бюджет государства составляют налоговые поступления, что за счет своевременной уплаты налогов наши учителя и врачи, работники дошкольных учреждений получают заработную плату.

Крестьянские (фермерские) хозяйства, для которых земля является основным источником дохода и основным средством производства, уплачивают земельный налог.

Базовые ставки земельного налога устанавливаются Жогорку Кенешом. Для Нарынского региона предусмотрены 50% скидки, но, несмотря на это, сельчанин неохотно идет на уплату налога. Установлены и сроки уплаты земельного налога: 10% до 25 июня, 35% до 25 сентября, 55% до 25 декабря текущего года. Существуют также штрафы и пени за каждый просроченный день. Поэтому в конце года, если у фермера, к примеру 2, га орошаемой земли и он должен выплатить земельный налог в размере 196 сомов в год (с учетом 50% льготы), а выходит 400-500 сомов, возникает конфликтная ситуация.

В соответствии со статьей 9 Закона "О базовых ставках земельного налога на 2002-год" 90% средств поступает в айыльные бюджеты, из них 10% в фонд страхования сельхозпроизводителей, а 10% - в районный бюджет. Данные средства - 90% не должны изыматься в районные или областные бюджеты и должны строго использоваться местными кенешами на социально-экономическое развитие данного айыл окмоту. Но на местах этот закон не всегда работает.

Что греха таить, есть у нас и такие инспектора ГНИ, которые не знают отдельных статей Налогового кодекса. В некоторых айылах Нарынской области налоговые работники заставляли платить налоги за приусадебные участки пенсионеров, на которых оформлен данный приусадебный участок, мотивируя это тем, что если у пенсионера есть взрослые дети, то он должен платить налог за огород. Но в статье 181 Налогового кодекса ясно написано, что мужчины и женщины, достигшие пенсионного возраста, освобождены от налога за приусадебный участок, и многие пенсионеры узнают об этом только на наших семинарах.

На встречах с айылчанами тема "Налогообложение" вызывает бурные дискуссии, фермеры задают очень много вопросов. Конечно, данный закон не идеален, но в любом случае мы советуем фермерам: " Платите налоги вовремя и не будет головных болей. Заплатил налоги - спи спокойно. Платить налоги должен каждый собственник земли, это гражданский долг каждого из нас".

Земельный   налог   -   это   единственный   налог,   который   уплачивают сельскохозяйственные производители. Общепризнанно, что его ставки очень низки. Поступления этого налога составляют лишь 2% доходов бюджета при доле сельского хозяйства в ВВП в 35%. По данным выборочного обследования сельскохозяйственных предприятий, которое в 2002 г. совместно провели CASE-Кыргызстан, университет Висконсин-Мэдисон (США) и Центр по аграрной и земельной реформе Министерства сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности КР, в среднем платежи земельного дохода составляют лишь 1.6% от валового дохода сельскохозяйственных предприятий, что много меньше тех налогов, которые уплачивают предприятия других отраслей экономики. По данным того же обследования, если бы доход крестьян облагался по обычной шкале подоходного налога, то с учетом всех разрешенных вычетов и количества и вида сельскохозяйственных угодий, приходящихся в среднем на одного работника, величина налогового обязательства в расчете на один гектар оказалась бы на 52% выше, чем ставка ныне действующего земельного налога. Поскольку земельный налог почти полностью поступает в бюджет айыл окмоту, такие низкие ставки этого налога резко ограничивают объем услуг, предоставляемых на этом уровне государственного управления.

                   Таблица 9  

Расчет эквивалентных ставок земельного налога, обеспечивающих равенство обязательств по земельному и подоходному налогам

Показатель

Источник

Ед.изм.

Значение

Годовой чистый доход от основной сельскохозяйственной деятельности9

Отчет об исследованиях BASIS/CASE-Кыргызстан (см. сноску 8)

Сомов/ работника

18600

Разрешенные вычеты - всего

 

Сомов в год

10200

Стандартный вычет (650 сомов в месяц)

Налоговый кодекс, ст. 76

Сомов в год

7800

Вычеты на детей, многодетных матерей и прочие вычеты

Налоговый кодекс, ст. 76; демографическая статистика НСК

Сомов в год

2400

Совокупный годовой облагаемый доход

Годовой чистый доход -разрешенные вычеты

Сомов/ работника

8400

Обязательства по подоходному налогу (по ставке 10%)

Налоговый кодекс, ст. 76

Сомов/ работника

840

Информация о работе Земельный налог