Земельный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 08:37, дипломная работа

Описание работы

Земельная реформа в Кыргызстане началась более десяти лет назад. За это время появился новый класс собственников земельных участков, определены условия для пользования землей в условиях рынка. Это очень важно для предпринимателей, фермеров, инвесторов так как деловая среда становится предсказуемой можно просчитать наперед доходы, учесть возможные риски. В предыдущие годы бизнесмены, работающие в Кыргызстане, были готовы в течение нескольких лет инвестировать в нашу экономику до $700 млн., но до сих пор упомянутые капиталовложения не сделаны. И вот почему: деловые люди не были уверены, что их права на недвижимость надежно защищены. Рынок земли в республике только складывается, он не действует еще в полную силу, поэтому и результаты соответствующие.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….2

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты по налогообложению земельного налога………………………………………………………………………………..7
Характеристика земельного налога……………………………………………7
Условия применения ставок земельного налога…………………………….17
Базовые ставки земельного налога…………………………………………...22

ГЛАВА 2. Земельный налог……………………………………………………..31
2.1. Анализ поступления земельного налога в бюджет………………………….31
2.2. Факторы, влияющие на сбор земельного налога……………………………39
2.3. Регулирование земельных отношений в аграрном секторе Кыргызской Республики………………………………………………………………………….43

ГЛАВА 3. Пути совершенствования формирования земельного налога….54
3.1. Опыт зарубежных стран……………………………………………………….54
3.2. Налогообложение земельным налогом в странах евроазиатского
экономического сообщества ……………………………………………………....68
3.3. Земельная реформа в Кыргызстане……………………..……..……………..72


Заключение………………………………………………………………………….80

Список использованной литературы……………………………………………...83

Файлы: 1 файл

ВКР Зем.налог-Исаева.doc

— 531.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо добиваться снижения ставок налогов, улучшения их администрирования, ликвидации льгот и различного рода отсрочек. Вся система налогообложения должна быть оптимизирована таким образом, чтобы отдельные виды налогов, особенно прямые, не теряли сути экономического регулятора и были направлены на достижение равновесия между фискальной и регулирующей функциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В КЫРГЫЗСТАНЕ

Как уже было отмечено, земельная реформа в Кыргызстане началась более десяти лет назад. За это время появился новый класс собственников земельных участков, определены условия для пользования землей в условиях рынка. Это очень важно для предпринимателей, фермеров, инвесторов так как деловая среда становится предсказуемой можно просчитать наперед доходы, учесть возможные риски.

В предыдущие годы бизнесмены, работающие в Кыргызстане, были готовы в течение нескольких лет инвестировать в нашу экономику до $700 млн., но до сих пор упомянутые капиталовложения не сделаны. И вот почему: деловые люди не были уверены, что их права на недвижимость надежно защищены

Рынок земли в республике только складывается, он не действует еще в полную силу, поэтому и результаты соответствующие. В прошлом году создана специальная Комиссия по регулированию рынка земли и недвижимости, в которую вошли депутаты Жогорку Кенеша, представители правительства, частного сектора, доноры. В настоящее время идет работа по внедрению в республике международных стандартов оценки. 
А как обстоят дела с земельными налогами? Вопрос этот особенно беспокоит сельских товаропроизводителей. В соответствии с Налоговым кодексом земельные налоги выплачивают собственники земельных участков и землепользователи.

В ноябре прошлого года правительство Кыргызской Республики внесло на рассмотрение парламента проект закона «О базовых ставках земельного налога за пользование сельхозугодьями, приусадебными и дачными участками, землями населенных пунктов и несельскохозяйственного назначения на 2005 год».

Документ определяет ставки налога на все виды земель по областям и даже районам. Дифференцированные ставки предлагаются снизу, их устанавливают районые и айыльные кенеши.

Здесь и аренда пастбищ физическими и юридическими лицами, плата за пользование сельхозугодьями в городах, налог за пользование водоемами. Ккстати, его размер устанавливается по ставкам, применяемым для богарной пашни, в регионах они различны. Таким же образом облагаются земли, орошаемые насосными станциями.

Для высокогорных и отдаленных районов за пользование сельхозугодьями установлены льготы: 50 % от базовой ставки земельного налога, применяемого в данном районе.

В период переходной экономики для сельского хозяйства нужна система налогообложения, стимулирующая увеличение производства продукции. Общеизвестно, когда сокращаются налоги, растут реальные доходы, а ужесточение налогообложения ведет к снижению расходов у товаропроизводителей. В это время изменение налогообложения преследует две цели. Первая – пополнение бюджета, а вторая – увеличение доходов производителей. Какая из них важней, должно определить Правительство. 

Действующий в республике единый налог на землю был наиболее рациональным и удобным, как для фискальных органов, так и для крестьян. Размер земельного налога не зависел от объема производимой продукции и  исключал скрытие количества продаваемой продукции и выручки от нее. Единый земельный налог имеет стабильную налогооблагаемую базу и стимулирует эффективное использование сельскохозяйственных угодий. История возникновения единого земельного налога в Республике следующая.   

В сельском хозяйстве республики до 1995 года, как и во всех странах содружества, платили следующие налоги и отчисления в бюджет: 1 – налог за пользование  сельхозугодиями; 2 – налог на прибыль; 3 – налог за пользование автомобильными дорогами; 4 – отчисления в фонд предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 5 – налог на добавленную стоимость. В тот период больше половины крупных сельскохозяйственных предприятий были реорганизированы в фермерские и крестьянские хозяйства, где бухгалтерский учет и отчетность не соответствовали требованиям налоговой инспекции. Мелкие частные хозяйства не были готовы к ведению бухгалтерского учета, а действующая налоговая система для них была громоздка. Поэтому сбор налога налоговой инспекцией велся не эффективно. В этой связи, Минсельхоз внес предложение об установлении для сельских товаропроизводителей единый земельный налог. Минфин, поддерживая идею введения единого земельного налога с хозяйствующих субъектов аграрного сектора, возражал о включении в него НДС, с чем Правительство согласилось.

При определении размера ставки земельного налога была учтена общая сумма поступлений в бюджет по выше указанным налогам, за исключением НДС. В целом потери в бюджете республики от введения нового земельного налога не было. Кроме того, нововведение упростило процедуру начисления платежей, их уплату и сократило документооборот, отпала необходимость проведения контроля за экономическими и финансовыми операциями в хозяйстве. Вместе с тем, взимание НДС от многочисленных крестьянских (фермерских) хозяйств от налоговой службы требовало много времени и усилий, поскольку в них не ведется учет на требуемом уровне.

В 1996 году Минфин согласился включить в земельный налог и НДС. В этой связи была утверждена новая ставка земельного налога.

Установление единого сельскохозяйственного налога упростило исчисление налога. Освободило многочисленные крестьянские хозяйства от составления финансовых и бухгалтерских отчетов и сократило непроизводительные затраты времени на систематические поездки в налоговые службы по представлению отчетов. Кроме того, большинство из них не имели специальных экономических и бухгалтерских знаний, поэтому испытывали затруднения при составлении отчетов. Позитивным моментом являлась также прозрачность взимаемых сумм, как для  налоговой службы, так и налогоплательщиков. Исключалось также ведение «теневых» экономических операций или двойной бухгалтерии.

Поступление налога от сельского хозяйства в 2000–2002 годы стабилизировалось. Ежегодный сбор налога составляет в пределах 170,0 млн.сомов. Госрегистр ежегодно уточняет площади закрепленных земель и определяет сумму поступления налога.

Введенный у нас единый  сельскохозяйственный налог оправдал себя. У  лиц, имеющих права на землепользование, повысилась ответственность за  его рациональное использование. Фермеры, не способные вести эффективное сельскохозяйственное производство, прекращают свою работу. Они либо  продают земельные участки, либо передают в аренду, либо кооперируются с крестьянскими хозяйствами, которые располагают техникой и имеют опыт работы.

При введении единого земельного налога в 1996 году в налогооблагаемую базу была  включена  сумма ранее изымаемого НДС. Например, фактические  поступления НДС по предприятиям сельского хозяйства в 1996 году составили 147,7 млн.сом, в то время как по  земельному налогу поступило всего лишь 105,6 млн.сом. В этой связи, ставка земельного налога первоначально была повышена в 2,3 раза, а в последствии она увеличена до 4–х раз,  то есть от 98 сомов в 1996 году до 384 сома в 2002 году.

Несмотря на позитивную сторону единого сельскохозяйственного налога, в виде земельного налога, Министерство финансов Республики в рамках концепции совершенствования налоговой политики в 2003 году инициировало вопрос введения НДС на сельскохозяйственную продукцию для крупных сельских товаропроизводителей.

Законодатели нашей республики уже приняли  закон о введении НДС на поставку сельхозпродукции для крупных сельских товаропроизводителей без пересмотра действующей ставки земельного налога. Таким образом,  сельские  товаропроизводители, находясь в аналогичных условиях в производстве сельхозпродукции,  по выплате налогов разделены на две  группы. Первая, мелкие хозяйствующие субъекты, которые платят единый земельный налог. Вторая, наряду с земельным налогом и НДС на поставку сельхозпродукции.

Крупные сельские товаропроизводители данный порядок налогообложения считают дискриминационным и экономически не обоснованным. Они предлагают в целях пополнения доходной части бюджета увеличить ставку земельного налога для всех хозяйствующих субъектов. В то же время, многочисленные мелкотоварные крестьянские хозяйства возражают против повышения ставки земельного налога.

С введением НДС на поставку сельхозпродукции необходимо пересмотреть действующую ставку налога. Одновременно предусмотреть в расходной части бюджета статью расхода по государственной поддержке сельских товаропроизводителей. В перспективе налогообложение для сельских товаропроизводителей, имеющих аналогичную технологию и условия производства, какое бы оно не было, должно быть идентичным.

Для нормального развития экономики нужна хорошая налоговая система, составляющая ключевую позицию в финансовой системе страны. В республике ставка земельного налога определена без учета земельной ренты. Договор аренды заключается без участия государственных органов. При аренде земель участие службы Госрегистра также обязательно как при купле-продаже земельных участков, что позволит обеспечить дополнительные поступления денежных средств в бюджет.

Из-за отсутствия законодательной базы не изымается налог от земель, где разрабатываются полезные ископаемые, нефть, газ, уголь и другие ценные природные ресурсы.

Ставка земельного налога на территориях лесонасаждений, где разрешена промышленная рубка, размещены производственные, зрелищные и торговые помещения необоснованно низка. Поэтому непомерно расширяются территории городов и предприятий, промзон за счет сельскохозяйственных земель.

В ряде стран землевладельцы получают 25 % валового продукта добычи нефти и газа или его рыночной стоимости. В нашей республике учесть это положение, как налоговую базу.

В условиях рынка цена земли, как любого товара, зависит от количества и качества. Вместе с тем, землю отличают от других товаров, поскольку согласно потребительскому спросу нельзя увеличить ее объем, а также в корне изменить качество.

Вторым фактором, определяющим цену земли, является природно-климатические условия ее размещения и экономическое состояние отраслей сельского хозяйства.

Результатом хозяйственной деятельности людей на земле является производство товарной продукции. Следовательно, чем выше уровень доходности продукции, тем ценнее производственные ресурсы. В сельском хозяйстве основным средством производства является земля. Если производство убыточное, то земля не будет котироваться.

Спрос на сельскохозяйственную землю имеет отрицательный наклон кривой, который связан с уменьшающимся плодородием земель по мере использования земель. Спрос на земля уменьшается на плодородные, потом на менее плодородные и на не плодородные. Сельскохозяйственный спрос зависит от плодородия и от местоположения земли. Спрос на землю определяется также спросом на сельхозпродукцию.

Несельскохозяйственный спрос на земли также имеет отрицательный наклон в силу ограниченности предложения. Несельскохозяйственный спрос на землю безразличен плодородию, главное месторасположение. Спрос на несельскохозяйственные земли постоянно растет. В центре города Москвы I га земли стоит от 33 до 55 тыс. долларов США, а на окраине 1200 S.

Предложение земли абсолютно не эластично. Поэтому в случае даже сильного увеличения цены, предложение не может быть увеличено в силу ограниченности земли. Поэтому в формировании цены на землю ведущее место играет спрос.

В этой связи, правительство должно устанавливать цену земли с целью получения дохода от их сделок.

Совет Федерации России от 29 октября 2003 года одобрил изменения Налогового Кодекса РФ в части, системы налогооблажения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), где  предусматривает замену уплаты налога на прибыль, на имущество, НДС и единого социального налога.

Решительный шаг РФ по введению единого сельскохозяйственного налога на территории России, для сельских товаропроизводителей в Кыргызской Республике считается пройденным этапом.

В связи с вышеизложенными Комитет по аграрной политике СНП ЖК КР вносит ниже следующее предложения; 

Предложения по изыманию налогов от сельского хозяйства и земли:

1.      Установить всем сельским товаропроизводителям равные условия в налогообложении.

2.      Отменить НДС на поставку на сельхозпродукции и оставить прежний порядок налогообложения в сельском хозяйстве (единый сельхоз. налог).

3.      Ввести налог на несельскохозяйственные земли в повышенном размере.

4.      Предусмотреть налог за использование земли месторождений полезных ископаемых.  

Повышение ставки земельного налога в Кыргызстане позволило бы избежать введения НДС на сельхозпродукцию и стало бы эффективным решением проблемы пополнения государственного бюджета. Об этом говорится в обращении, принятом крупными крестьянскими хозяйствами, в котором они выступают против введения НДС на сельхозпродукцию. Единственно правильным критерием объективного и справедливого налогообложения является ставка земельного налога. В настоящее время, в существующей ставке земельного налога уже заложен НДС и по сравнению с 1995 годом, ставка земельного налога возросла почти в 4 раза. Тем не менее, повышение ставки земельного налога создаст равные условия для всех крестьянских хозяйств. В то же время, это даст толчок и ускорение земельной реформе и приведет к простоте исчисления и сбора налогов, так как земля является постоянной и легко контролируемой величиной. Кроме того, считают руководители крупных крестьянских хозяйств, этот шаг позволил бы избежать коррумпированности фискальных органов и обеспечить стабильное, контролируемое поступление налоговых платежей в бюджет.

Информация о работе Земельный налог